.RU

Белоусов А.Л., преподаватель кафедры финансового права - Фина в г. Вологде труды филиала мгюа имени о. Е. Кутафина...


^ Белоусов А.Л., преподаватель кафедры финансового права


ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
В Российской Федерации в последнее время как никогда особую актуальность приобретает вопрос поиска дополнительных источников формирования местных бюджетов. Это обусловлено тем, что в кризис и посткризисный период заметно снижение доходной базы бюджетов при росте расходных обязательств на местном уровне. При этом и в докризисные годы местные власти не имели достаточной финансовой самостоятельности и обеспеченности. Для решения обозначенной проблемы в Российской Федерации уже на протяжении длительного периода времени ведутся разговоры о введении единого налога на недвижимое имущество для физических лиц. Подразумевается, что новый налог вберет в себя налог на имущество физических лиц и земельный налог и станет одним из основных источников наполнения местных бюджетов. Отличительной особенностью вводимого налога будет то, что налоговая база будет определяться по рыночной стоимости, а не по нормам БТИ и кадастровой оценки земель как это происходит сейчас. На данный момент физические лица платят налог на имущество в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» по ставкам до 2% в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения [1]. На практике суммарная инвентаризационная стоимость в разы отличается от стоимости рыночной. Новый налог на недвижимость направлен, в том числе, и на преодоление этого несоответствия.

Анализируя историю подготовки к введению налога на недвижимость по рыночной стоимости, следует отметить, что основные идеи были сформулированы еще в середине 1990-х годов. В 1997 году был принят Федеральный закон № 110 - ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» [2]. Однако сложность и трудоемкость работы по введению нового налога привели к тому, что первоначальные сроки проведения эксперимента (1997-1998 гг.) дважды продлевались. Фактически взимание налога в Великом Новгороде началось только в 2000 г. В Твери налог так и не был введен, хотя серьезные подготовительные мероприятия были проведены. По итогам этого эксперимента эксперты тогда признали, что еще нет достаточных условий для создания точной оценки недвижимости. Было сказано, что рынок недвижимости развивается в условиях нестабильной правовой и налоговой среды, что противодействует его прозрачности. Операции с недвижимостью характеризуются наличием теневых незадекларированных денежных потоков. Бюджетные отношения не стабилизированы в той степени, чтобы стало возможным эффективно использовать налог на недвижимость как фискальный инструмент. Поэтому единовременная замена действующих налогов новым налогом на недвижимость, вероятнее всего, повлечет за собой резкие изменения налогового бремени граждан [3].

Далее, после проведения эксперимента в Твери и Великом Новгороде, процесс реформирования имущественных налогов был предусмотрен Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) [4]. В Программе, в частности, указывалось, что приоритетным направлением должно быть реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, следствием которого должна стать реализация принципа единства земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. Летом 2004 г. Государственной Думой в первом чтении был принят законопроект, который вводил с 1 января 2005 г. новую главу Налогового кодекса РФ «Местный налог на недвижимость». Закон вместо налога на имущество физических лиц и земельного налога вводил единый налог на недвижимость. Этот налог должен был платиться с рыночной стоимости имущества, которая обновлялась бы каждый год. При этом ставка налога была бы несколько снижена, по сравнению с действующими на тот момент. Однако решение по введению нового налога было приостановлено, т.к. практически полностью отсутствовала как нормативная, так и методическая база для расчета и взимания данного налога. Это и являлось, как представляется, главной причиной того, что введение единого налога на недвижимость постоянно откладывалось. Вместе с тем за прошедшие годы было сделано немало для формирования механизмов учета и оценки недвижимого имущества для целей налогообложения.

В рамках утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560 подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" было начато формирование кадастра недвижимости [5]. Этот кадастр представляет собой единую учетную систему, содержащую сведения о земельных участках и расположенных на них объектах недвижимости, в том числе вновь сформированных единых объектах недвижимости.

В 2008 году Правительством Российской Федерации было принято постановление от 7 февраля 2008 года N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков". И наконец, с 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, и создает условия для введения налога на недвижимость. В соответствии с принятым законом, составной частью государственного кадастра недвижимости являются не только физические и технические характеристики объектов недвижимости, но и сведения о вещных правах на объекты недвижимости и обладателях этих прав [6]. В целях реализации принятого Закона, постановлением от 18 августа 2008 года N 618 Правительство Российской Федерации утвердило Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, которым в целях государственного управления и налогообложения устанавливаются правила обмена информацией об объектах недвижимости и их правообладателях между органами государственной власти, в том числе налоговыми органами, органами по ведению кадастра недвижимости, органами местного самоуправления и другими уполномоченными организациями [7].

Также следует отметить, что c 1 марта 2009 года начала свою деятельность Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, созданная при Минэкономразвития России. В числе ее задач - формирование единой системы кадастровой регистрации объектов недвижимости и прав на них.

Все это создает необходимые условия для перехода к единому налогу на недвижимое имущество для физических лиц в России. Более того, в Бюджетном послании Президента Федеральному Собранию от 29.06.2010 г. «О Бюджетной политике в 2011-2013 гг.», глава государства поручил ускорить подготовку введения нового налога на недвижимость. "Следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами. Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах Российской Федерации и муниципалитетах является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество)" [8]. Таким образом, в силу того, что на данный момент подготавливается и накапливается нормативная база и при этом имеется политическая воля со стороны власти, можно говорить о том, что единый налог на недвижимость будет принят в ближайшее время. И так как введение этого налога будет встречено в обществе скорее критически, то можно предположить, что реализован на практике он будет после президентских выборов 2012 года. Скорей всего это будет 2013 г., по крайней мере, эту дату называл глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.

В связи с тем, что перспективы введения единого налога на имущество физических лиц представляются достаточно реальными, хотелось бы остановиться на тех последствиях, которые последуют за этим шагом. И здесь, в первую очередь, необходимо сопоставить мнения сторонников и противников введения этого налога. Вот что говорит о целесообразности введения нового налога научный руководитель Экономической экспертной группы при правительстве РФ Евсей Гурвич: «Налог на недвижимость нужен. Это налог не на бизнес, а на имущество – следовательно, он не будет оказывать негативного воздействия на развитие экономики. Второе – у нас в стране суммарные поступления от налога на недвижимость ниже, чем в большинстве стран. Поэтому есть возможности повышать планку. В-третьих, база этого налога не мобильная. Если компанию можно зарегистрировать где-то в оффшоре, перенести тем самым центр прибыли, недвижимость никуда нельзя передвинуть. Другими словами, если по другим налогам существует международная конкуренция в плане юрисдикции, в налоге на недвижимость конкуренции нет. Кроме того, доходы российского бюджета, в перспективе, будут падать. По прогнозам, поступления от добычи нефти не будут расти. А вот налоговая нагрузка - будет: из-за неблагоприятной демографии, затрат на пенсионное обеспечение и здравоохранение. Сейчас принята и Государственная программа развития вооружений на 2007—2015 годы – она тоже обходится довольно дорого. Поэтому сейчас есть основания искать источники дополнительных доходов, которые не препятствуют развитию бизнеса и не приводят к росту социальных налогов» [9]. Это мнение поддерживает и Наталья Зубаревич, профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики: «Ничего смертельного в налоге на имущество нет. В регионах и местах, где недвижимость дешевая, для населения он будет невелик. Там, где земля и строения стоят немалых денег – да, возможны трудности с налоговыми выплатами. Проблем, на самом деле, две. Первая – без нормального налога на недвижимость не может нормально развиваться местное самоуправление, это их основной налог. Проблема вторая – у нас очень медленно идет кадастровая оценка земли» [10]. Уместно также здесь привести слова зам. министра финансов С. Шаталова: «Система налогообложения в России на сегодняшний день достаточно несправедлива, поскольку она зависит от оценки БТИ, ориентированной на устаревшие цифры» [11].

Помимо этого многие сторонники введения единого налога апеллируют к международному опыту в данной сфере. По их мнению, переход к налогу на недвижимость является важным шагом с точки зрения гармонизации общих правил налогообложения имущества, применяемых в различных международных налоговых системах. В ряде стран (США, Канада, Нидерланды, Швеция) существует единый налог на недвижимость. В Нидерландах владелец средней по площади недвижимости уплачивает муниципальному бюджету около 300-400 евро в год, или 0,1% от рыночной стоимости жилья. В США ставка налога еще выше - от 2% до 6% в год от рыночной стоимости жилья. В Финляндии ежегодный налог - около 1 евро за 1 квадратный метр площади. В Великобритании недвижимое имущество облагается двумя налогами: налог на коммерческую собственность и налог на собственность физических лиц. При этом дом стоимостью до 120 тысяч фунтов налогом не облагается, а от 120 до 250 тысяч облагается по ставке 1%. Если же подходить с точки зрения наполнения местного бюджета, то в Нидерландах налог на недвижимость составляет до 95% поступлений в местные бюджеты. В Канаде этот показатель составляет до 81%, во Франции до 52%. В США в зависимости от штата эта доля может составлять от 10 до 70%.

Вместе с тем, предостаточно оппонентов, критически оценивающих как перспективы, так и целесообразность введения налога на недвижимость. Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, делает акцент на проблеме объективности оценки рыночной стоимости недвижимости: «Самый главный вопрос – как будет исчисляться ставка налога, как будет определяться рыночная стоимость недвижимости? Однозначного ответа нет до сих пор. У нас есть города вроде Москвы, где у жилья, действительно, есть рыночная стоимость, поскольку есть рынок недвижимости. Но в основной массе городов РФ – в малых и средних городах – рынка недвижимости нет. И как там определять цену недвижимости – непонятно. Кроме того, есть проблема с компаниями-оценщиками. В их работе могут быть, скажем так, нарочитые ошибки. Например, когда гражданин договорится с оценщиком, он и дворец на Рублевке оценит по стоимости хрущевки. С другой стороны, на оценщика могут надавить местные власти, и он хрущевку оценит по стоимости дворца на Рублевке – просто потому, что местным властям нужны деньги. На мой взгляд, налог на недвижимость вводят для того, чтобы очень серьезно залезть в наш карман. Принятие этого налога откладывают с 2004 года. Заметьте, и сейчас никто не собирается вводить его до президентских и парламентских выборов. Это явный признак того, что налог очень разрушителен» [12]. По мнению депутата Госдумы из фракции КПРФ Алексея Багарякова: «Рядовые граждане сразу ощутят переход с балансовой оценки недвижимости к рыночной. Так, если рыночная стоимость двухкомнатной квартиры в провинциальном городе около 2 млн. рублей, хозяева будут платить налог на недвижимость 2 тысячи рублей в год. Для пенсионера и безработного это немалая сумма. Но особенно ощутят на себе «преимущества» нововведения жильцы домов в центре Москвы и других крупных городов. В центре Москвы стоимость обычных стареньких квартир достигает 30 млн. рублей, налог на недвижимость в этом случае – целых 30 тысяч рублей в год. Кстати, сейчас налог на имущество варьируется от 0,1 до 2%. Нам же предлагают отказаться от прогрессивного налогообложения и перейти к устаревшему принципу плоского налога. Мы, в принципе, не против оценки стоимости жилья с учетом рыночных, а не балансовых показателей. Такие правила действуют в Европе. Но мы против того, чтобы всех стричь под одну гребенку. Для богатых процент налога на недвижимость должен быть выше, для малоимущих – ниже, чтобы соблюдался принцип социальной справедливости» [13]. Еще об одной потенциальной проблеме напомнил юрист компании «Юков, Хренов и Партнеры» Степан Гусак: «Принцип социальной справедливости при налогообложении, под которым рассматривается справедливое распределение налоговой нагрузки, получил широкое распространение в таких странах, как США, Канада, Швеция и т.д., однако положительный опыт введения единого налога на недвижимость за рубежом необходимо применять с учетом особенностей нашей страны. Одной из таких особенностей является недопущение предоставления органам местного самоуправления коррупционных возможностей по определению ставок налога на недвижимость. Иными словами, ставки налога на недвижимость должны быть установлены в фиксированном размере на федеральном уровне». Помимо этого, некоторые специалисты отмечают, что пострадать от введения нового налога могут не только социально незащищенные слои населения, но и средний класс. «Все предложения о дифференциации налогообложения для различных категорий населения будут прогрессивными, если под удар не попадет «средний класс», ведь малоимущие граждане будут тем или иным способом освобождены государством от уплаты налога, наиболее обеспеченная категория граждан, естественно, будет в состоянии данный налог уплатить, а вот «средний класс» может сильно пострадать», - отмечает управляющий партнер MAYFAIR Properties Марина Макарова [14].

Вместе с тем, следует констатировать, что к настоящему времени уже наработаны предложения по смягчению последствий введения единого налога на недвижимость для социально незащищенных слоев населения. В первую очередь необходимо остановиться на предложении Минэкономразвития. Это ведомство предлагает установить два вида натуральных вычетов — в 55 кв. м с площади жилья и в 6 соток с площади земельного участка. То есть собственники недвижимости такой или меньшей площади будут освобождены от налогов. При этом граждане смогут распределять этот вычет между объектами имущества по своему желанию. Также чиновники предлагают ввести денежный вычет в 3 млн. руб., а это примерно средняя стоимость квартиры в России. «Вычет в 55 кв. м задуман как универсальный», - объясняет директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков, - «как его применять — вопрос дискуссионный, но вычет должен распространяться только на одну квартиру, а не способствовать приобретению небольших долей в нескольких квартирах. А вот денежный вычет — дополнительная мера поддержки социально незащищенных граждан». К списку предложений Минэкономразвития приложило расчеты нового налога на квартиры, но без учета стоимости земельного участка под домом (средняя цена 1 кв. м — данные «Росриэлт-недвижимости» на январь 2011 г.). Нагрузка рассчитана от ставки налога в 0,1% с рыночной стоимости недвижимости. Получилось, что собственник трехкомнатной квартиры площадью 75 кв. м в Москве заплатит в среднем 2437 руб. в год (без вычета — 9139 руб.), в Петербурге — 1696 руб. (6359 руб.), в Новосибирске — 953 руб. (3574 руб.), в Красноярске — 798 руб. (2992 руб.). По России в целом — 851 руб. (3193 руб.) [15]. Руководитель аналитического портала IRN.ru Олег Репченко говорит, что указанная в справке цена близка к рыночной. Квартиры до 55 кв. м, которые планируют не облагать налогом, — типичные однушки и двушки в панельных домах, в которых живет малообеспеченное население, согласен он, но и для владельцев дорогих квартир — стоимостью за $1 млн. — налог по ставке в 0,1%, или от 30 000 руб. в год, тоже несущественен. Про преимущество предлагаемых налоговых вычетов говорит и партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Сейчас универсальных налоговых вычетов с имущества нет: налог на имущество физических лиц берется с оценки БТИ, которая зависит от возраста дома и порядка оценки восстановительной стоимости строений и помещений, принимаемой на местах. Налог с большой старой квартиры в центре Москвы может составлять меньше 1000 руб., а с новой небольшой квартиры в Ростове — 25 000 руб.» [16].

В заключение, подводя итог по анализируемой проблеме, можно сделать определенные выводы. И выводы эти, как представляется, должны базироваться как на экономической целесообразности, так и на социальной справедливости реализации предлагаемого налога на недвижимость.

С точки зрения экономической целесообразности, принятие налога будет, безусловно, правильным. Существующая сегодня система взимания налога на имущество по инвентаризационной стоимости является неэффективной. Это проявляется в сложной процедуре администрирования данного налога. Ведь подчас затраты на администрирование совпадают с теми суммами, которые в итоге собираются. Также при такой системе у многих отсутствует мотивация к более эффективному и рациональному использованию объектов недвижимости. Помимо этого, как показывает практика, не происходит должным образом наполнение местных бюджетов. Поэтому здесь можно согласиться со сторонниками законопроекта.

Вопрос социальной справедливости и социальных последствий реформирования имущественных налогов является еще более острым. Недвижимость, и в первую очередь жилье, является первичной необходимостью для человека. Очевидно, что от того бремени, к которому приведет новый механизм формирования налога, невозможно будет отказаться. Особую актуальность это приобретает в свете постоянного роста тарифов ЖКХ, которые также ложатся на плечи собственников жилья. В статье было приведено множество мнений относительно социальных последствий введения единого налога и, безусловно, законодательной власти, необходимо к ним внимательно прислушиваться с тем, чтобы в процессе работы над законом нивелировать возможные негативные последствия его реализации.


___________________________________


[1] Бюджетное послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию от 29.06.2010 г. «О Бюджетной политике в 2011-2013 гг.» / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

[2] «Ведомости – деловая газета» [Электронный ресурс]. – Режим доступа ttp://www.vedomosti.ru/newspaper/article/245439/za_nalogom_na_rynok

[3] Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

[4]. Индикаторы рынка недвижимости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.irn.ru/

[5] Информационный портал о недвижимости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.realestate.ru/event.aspx?id=344

[6] Министерство Финансов Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.minfin.ru/ru/

[7] Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.economy.gov.ru/

[8] Налог на недвижимость: возможны варианты / П. Рушайло // «Деньги»: Еженедельный экономический журнал / № 45 (802) от 15.11.2010.

[9] Официальный сайт Михаила Делягина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://delyagin.ru/

[10] Официальный сайт КПРФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://kprf.ru/

[11] Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 618 «Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

[12] Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

[13] Стенограмма круглого стола «Налог на недвижимость: результаты эксперимента в Великом Новгороде и Твери» [Текст] // Муниципальная экономика. – 2006. - № 2. – С. 20.

[14] Федеральный закон № 110 - ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

[15] Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

[16] Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»


References

[1] Budget Message of the President of the Russian Federation D.A. Medvedev to the Federal Assembly of 29.06.2010 "On budget policy in 2011-2013." / Legal reference system "Consultant Plus"

[2] “Vedomosti - Business Newspaper [electronic source]. - Mode of access http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/245439/za_nalogom_na_rynok

[3] Law of the Russian Federation dated 09.12.1991 № 2003-1 «On property taxes of individuals" / Legal reference system "Consultant Plus"

[4] Real Estate Market Indicators. [Electronic source]. - Mode of access http://www.irn.ru/

[5] Informational portal about real estate. [Electronic source]. - Mode of access http://www.realestate.ru/event.aspx?id=344

[6] Ministry of Finance of the Russian Federation. Official Site. [Electronic source]. - Mode of access http://www.minfin.ru/ru/

[7] Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Official Site. [Electronic source]. - Mode of access www.economy.gov.ru/

[8] Real Estate Tax: Options possible / A.P. Rushailo // "Money": Weekly journal on economy / № 45 (802) of 15.11.2010.

[9] Official site of Mikhail Delyagin. [Electronic source]. - Mode of access http://delyagin.ru/

[10] Official website of the Communist Party of the Russian Federation. [Electronic source]. - Mode of access http://kprf.ru/

[11] Resolution of the Government of the Russian Federation of 18 August 2008 N 618 "Provisions on informational cooperation in the management of state real estate cadastre" / Legal reference system "Consultant Plus"

[12] Program of social-economic development of the Russian Federation in the medium term (2002-2004) / Legal reference system "Consultant Plus"

[13] Transcript of Round Table "Property Tax: results of the experiment in Novgorod and Tver" [text] / / Municipal Economy. - 2006. - № 2. - P. 20.

[14] Federal Law № 110 - "On conducting the experiment on real estate taxation in the cities of Novgorod and Tver / Legal reference system" Consultant Plus "

[15] Federal Law of 24 July 2007 N 221- "On State Real Estate Cadastre / Legal reference system" Consultant Plus"

[16] Federal purpose-oriented program "Creation of the automated system of state land cadastre and state real estate inventory (2002-2007) / Legal reference system" Consultant Plus "


bibliograficheskij-ukazatel-2004-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-2011-g-stranica-12.html
bibliograficheskij-ukazatel-45-let-so-dnya-pervogo-polyota-v-kosmos-yuriya-alekseevicha-gagarina.html
bibliograficheskij-ukazatel-5-korpus-komnata-221-stranica-5.html
bibliograficheskij-ukazatel-audiovizualnih-dokumentov-imeyushihsya-v-biblioteke-po-sostoyaniyu-na-31-maya-2011-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-debiprasad-chattopadhyaya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-soderzhanie-ot-redaktora-obrashenie-k-chitatelyu-3-privetstvie-ot-nacionalnoj-associacii-chlenov-upravlyayushih-sovetov-anglii-5-stranica-12.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predstavlennie-na-konkurs-materiali-ocenivalis-po-sleduyushim-kriteriyam-soglasno-polozheniyu-.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-mehanicheskih-i-tehnologicheskih-specialnostej-zaochnoj-formi-obucheniya-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moj-dom-moya-krepost-s-tochki-zreniya-lakokrasochnih-materialov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-g-o-skepticizme-po-otnosheniyu-k-chuvstvam-traktata-o-chelovecheskoj-prirode-kniga-pervaya-opoznanii-87.html
  • crib.bystrickaya.ru/holografskata-vselena-majkl-talbot.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mikroorganizmi-roda-francisella-nauchno-metodicheskij-centr-pishevih-infekcij-metodi-chastnoj-bakteriologii.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-g-zekunov-glavnij-redaktor-izdatelstva-stranica-16.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-kassi-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-osnovi-racionalnogo-pitaniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viderzhki-iz-rechi-lapina-beznakazannost-dvizhushaya-sila-neprekrashayushihsya-massovih-narushenij-v-chechne.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-a-v-fateev-stalinizm-i-detskaya-literatura-v-politike-nomenklaturi-sssr.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilagatelnoe-red-ponyatie-ob-imeni-prilagatelnom-i-metafore.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-k-gek-upravlenie-personalom-celi-i-funkcii-sistemi-upravleniya-personalom-istochnik-upravlenie-personalom-organizacii-uchebnik.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-prakticheskih-i-laboratornih-rabot-po-statistike-soderzhat-trebovaniya-po-ih-vipolneniyu-poryadok-raschetov-vruchnuyu-i-s-ispolzovaniem-ms-excel-ppp-statistica.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/liz-burbo.html
  • college.bystrickaya.ru/1-koncepcii-buhgalterskoj-finansovoj-otchetnosti-v-rossijskoj-i-mezhdunarodnoj-praktike.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/terra-terra-moskva-1999-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/internet-trejding-segodnya-i-zavtra-chast-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-rechi-dlya-prezentacii-firmi-dizajnerskih-uslug.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uvedomlenie-o-postuplenii-trebovaniya-o-vikupe-obiknovennih-akcij-oao-chusovskoj-metallurgicheskij-zavod.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/remeslo-dovlatov-stranica-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sinonimi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vpliv-regulyatorv-rostu-na-produktivnst-ozimo-pshenic-v-bershadskomu-rajon.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-zanyatosti-v-promishlennosti-penzenskoj-oblasti-po-vidam-ekonomicheskoj-deyatelnosti-chelovek.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-plenu-korolevskih-fantazij-romanticheskie-dorogi-bavarii-i-chehii-vo-vremya-rozhdestvenskih-yarmarok-lvov-praga-bamberg-nyurnberg-vyurcburg-augsburg-rotenburg-zamok-nojshvajshtajn-myunhenvena.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/regionalnaya-olimpiada-po-osnovam-pravoslavnoj-kulturi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/usloviya-realizacii-koncepcii-s-s-semenova-glavnij-redaktor.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistemi-regulirovaniya-nesostoyatelnosti-v-anglii-francii-germanii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rasprostranenie-psihicheskih-zabolevanij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i3-informacionnaya-karta-aukciona-serovskij-mehanicheskij-zavod.html
  • essay.bystrickaya.ru/chtobi-ne-bilo-muchitelno-bolno-za-bescelno-ubitoe-vremya-studentam-pervokursnikam-i-ne-tolko-im-teper-mi-vzroslie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/40-read-the-text-digging-to-america-and-get-ready-to-answer-the-questions-see-exercise-45.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.