.RU

Белозерова Л. М. Изучаем возрастную норму // Медицина и спорт. 2006. №3 С. 20 22


Белозерова Л.М. Изучаем возрастную норму // Медицина и спорт. – 2006. - №3-4. – С. 20 – 22.

ИЗУЧАЕМ ВОЗРАСТНУЮ НОРМУ

Белозерова Л.М.

Пермская государственная медицинская академия, Пермь

Время и онтогенез - сложнейшая междисциплинарная проблема, требующая комплексного изучения на стыке философии, физики, химии, биологии и психологии.

Онтогенез - процесс формирования индивидуального организма от момента его зарождения до конца жизни. Его можно разделить на три этапа - развитие, зрелость, старение.

Проблема оценки данных, полученных в исследованиях онтогенеза, встает перед каждым в этой области. Противоречивость результатов и выводов в разных работах, выполненных на различных этапах онтогенеза, давно и широко признается научной общественностью. Удивляет, что очень мало исследователей предпринимают попытки выработать единые методологические критерии оценки возрастных изменений [6,7,9,10,12]. Первая причина такого положения - отсутствие правил отбора испытуемых в контрольные группы, которые зависят в первую очередь от того, что принимается исследователем за возрастную норму. Вторая причина - недостаточность объема статистической обработки результатов возрастных изменений при ограничении их средними арифметическими величинами, ошибкой их и вероятностью по критерию Стъюдента.

Цель нашей работы - оценка возрастной нормы с позиций системного анализа, подход к выработке критериев отбора обследуемых для контрольной группы и определение необходимого минимума видов статистического анализа возрастных изменений в онтогенетических работах.

Понятие возрастной нормы постоянно подвергается критике, что не мешает ее широкому применению в медицине и педагогике в силу того, что работать в этих областях без опоры на нормированные показатели невозможно.

Долгое время возрастную норму определяли по отдельному показателю, руководствуясь среднестатистическими данными, дисперсией и стандартным отклонением для каждой группы испытуемых разного возраста. Логический анализ такого подхода встречал следующие возражения: 1) подвергалась сомнению правомерность сравнения данных, полученных на людях разных поколений, живущих в разных исторических условиях; 2) неразличимость вклада старения и болезни в возрастные сдвиги показателя.

В ответ на эти возражения возникли два метода исследования возрастной нормы - поперечный (оценка показателя одновременно в разных возрастных группах) и продольный, или, лонгитюдинальный (измерение показателя на одних и тех же испытуемых в течение длительного времени). Второй метод снимал первое возражение, но не влиял на второе.

Частично эта задача была решена в предложении оптимальной нормы, которая определялась на основе возрастной нормы, но с учетом критерия минимальности показателя смертности, что требовало широких эпидемиологических сопоставлений в различных регионах. Так В1асkburn Н., 1979, Nash D., 1984 исследовали эпидемиологические сопоставления в регионах с низкой и высокой смертностью от ишемической болезни сердца и показали, что минимальная смертность наблюдается при концентрации холестерина в крови ниже 200 мг% и триглицеридов ниже 100 мг%.

Дильманом В.М. (1968) было выдвинуто понятие идеальной нормы - это норма, свойственная каждому в 20-25 лет. Нам представляется, что он развивает крайнюю форму критического отношения к представлению о норме как среднестатистической величине Р.Уильямса (1960), который на основании изучения биохимических особенностей индивида пришел к выводу, что поскольку человек обладает огромным множеством варьирующих признаков, т.е. генетически неповторим, то надо признать, что практически каждый здоровый человек служит нормой для самого себя (индивидуальная норма).

Следовательно, исходное представление о норме как средней величине в столкновении с противоречивой природой изменчивости живого привело к крайне релятивистским построениям, к отрицанию, в конечном счете, объективных критериев нормы. Релятивизм в понимании нормы являлся своеобразной реакцией на постулирование неизменности нормы [9,10].

Отсюда следует, что в реальности не существует человека, стандартизированного по всем морфологическим и функциональным признакам, поэтому среднестатистическое понимание нормы является, хотя и чрезвычайно важным, но недостаточным.

Понятие нормы развивается вместе с развитием науки и не поддается раз и навсегда данной трактовке. Разночтение в определении нормы объясняется различными подходами к объяснению объекта, противоречивостью реального феномена нормы.

Рассматривая организм как сложную систему, а математическое выражение возрастной нормы как математические модели, нужно в первую очередь отметить, что множественность модельных подходов дает более полное представление об объекте, так как каждая модель отражает лишь часть биологической реальности.

В лаборатории онтогенеза Пермской медицинской академии разрабатывается направление оценки возрастной нормы в виде интегральной величины нескольких параметров, определяемой термином биологический возраст.

Предлагается следующая концепция. Биологический возраст - модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального морфофункционального уровня некоторой среднестатистической норме данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма.

В настоящее время, когда идет количественное накопление знаний о возрастной норме, ни один из путей ее оценки отбрасывать нельзя. Каждый из них вносит свою информацию в сложную, но пока мозаичную картину, сложность которой отражает системность изучаемого объекта - человека (организма, индивида, личности).

Таким образом, началом любого онтогенетического исследования является теоретическая предпосылка - определение критериев возрастной нормы автором, которые должны быть представлены в характеристике материалов групп обследованных.

При создании плана изучения проблем старения исследователь решает в первую очередь вопрос об этапах онтогенеза, которые следует включать в эксперимент. По этому признаку все поперечные исследования можно разделить на 6 классов (табл.1).

Наиболее часто встречающиеся научные работы, относящиеся к геронтологии и гериатрии, объединяют в дизайне изучение возрастных особенностей в произвольно выбранном отрезке периода зрелости и периоде старения на отрезке пожилого и старческого возраста. Отсутствие четких критериев отбора испытуемых в геронтологических исследованиях служит первой причиной невозможности мета - анализа и противоречивости получаемых результатов при одинаковых вмешательствах у различных авторов.


^ Таблица 1

Классификация исследований возрастных изменений по включению периодов онтогенеза


1. Период развития

2. Период зрелости

3. Период старения

4. Периоды развития и зрелости

5. Периоды зрелости и старения

6. Периоды раз-вития, зрелости и старения


В качестве примера приводим собственные исследования определения биологического возраста по физической работоспособности на этапах развития, зрелости и старения (рис. 1).


^ Характеристика групп обследуемых

Для обследования отбирались люди методом случайной выборки в группах практически здоровых людей различного пола и возраста города Перми.

О состоянии здоровья испытуемых судили по анамнестическим данным, результатам предварительного медицинского осмотра и анализу историй болезней. Исключались из выборки те, кто имел в анамнезе инфаркты миокарда, инсульты и другие состояния декомпенсации физиологических систем.

Нами использована следующая возрастная классификация: дети младшего школьного возраста (7-12 лет), среднего школьного возраста (13-14 лет), старшего школьного возраста (15-17 лет), люди молодого (18-19 лет), зрелого (20-59 лет), пожилого (60-74 лет) и старческого (75-89 лет) возраста.

Всего обследовано 589 человек.

^ Методы исследования

Физическую работоспособность измеряли методом степэргометрии с нарастающей нагрузкой до достижения субмаксимально возможной частоты сердечных сокращений или появления общепринятых противопоказаний.

Исследование начиналось после 20-минутной адаптации испытуемого в положении сидя, после чего регистрировались изучаемые показатели. Начальная нагрузка составляла 100 кГм/мин, работа на каждой ступени продолжалась 4 минуты, отдых между нагрузками длился 3 минуты, прибавка нагрузки на каждой последующей ступени по 100 кГм/мин. До нагрузки, на каждой минуте нагрузки и восстановления регистрировалась электрокардиограмма и артериальное давление.

Для определения биологического возраста использовались показатели - субмаксимальная физическая работоспособность, субмаксимальная физическая работоспособность на кг массы тела; частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление на высоте нагрузки [3,4].





При оценке половых различий, полученных у молодых (18 - 19 лет) и у людей периода старения (60 - 89 лет), делался вывод, что молодые женщины значимо старше по сравнению с мужчинами, а у пожилых и старых людей биологический возраст одинаков для женщин и мужчин. Это свидетельствовало о тенденции более высокого темпа старения по физической работоспособности у мужчин по сравнению с женщинами.

И только в онтогенетическом исследовании, при включении в него зрелого возраста (20 - 59 лет) удалось выявить этап онтогенеза, на котором проявляется достоверный более высокий темп возрастных изменений (старения) по физической работоспособности у мужчин в сравнении с женщинами.

Кроме того, для сравнения ведущей тенденции темпа возрастных изменений на каждом этапе онтогенеза нужно использовать соотношением квадратов коэффициентов множественной корреляции, так как одному году хронологического возраста соответствует R2 биологического возраста. При таком подходе соотношение R2 мужчин: R2 женщин показывает, во сколько раз темп возрастных изменений мужчин больше или меньше темпа женщин.

Как свидетельствуют полученные данные, соотношение в периоде созревания составило 1,04; в периоде зрелости и старения 1,09. Темп возрастных изменений выше у мужчин по сравнению с женщинами во все периоды онтогенеза.

Для исследования факторов, замедляющих или ускоряющих процессы старения, необходимо применять деление испытуемых минимум на три функциональных класса на основе разницы между биологическим возрастом и должным биологическим возрастом каждого индивидуума (табл. 2).


^ Таблица 2

Функциональные классы


Функциональные классы

Отклонения БВ от популяционного стандарта

Характеристика старения

Первый класс

От -15,00 до -5,00 лет

Замедленное старение

Второй класс

От -4,99 до +4,99 лет

Физиологическое старение

Третий класс

От +5,00 до +15,00 лет

Преждевременное старение


После проведения данной процедуры для лиц этапов зрелости и старения были выявлены более детальные половые различия. Количественное распределение обследуемых приведено в рис. 2.

В
ыявляются следующие особенности: 1) отсутствие обследованных 3 функционального класса и преобладание 1 класса над 2 классом у 18 - 19 - летних женщин; наличие только 1 функционального класса у мужчин этого же возраста; 2) появление испытуемых 3 класса за счет сокращения в двух предыдущих классах в зрелом возрасте с достоверно большим числом их у мужчин по сравнению с женщинами; 3) в первом десятилетии этапа старения данная тенденция сохранялась; во втором десятилетии у женщин присутствовали все три класса, а у мужчин наблюдался только 2 функциональный класс; в третьем десятилетии в обеих группах наличествовали 1 и 2 классы при превышении числа людей 1 класса у женщин и 2 класса у мужчин.

Таким образом, при анализе количественного состава разделения по функциональным классам, удалось уточнить, что более высокий темп возрастных изменений у мужчин по сравнению с женщинами (особенно заметный на этапе зрелости) объясняется большим количеством среди мужчин преждевременно стареющих людей. Этап старения повторяет эту тенденцию в первом десятилетии, во втором десятилетии у мужчин темп старения более низкий по сравнению с женщинами, а в третьем десятилетии снова возвращается тенденция большей скорости старения мужчин.

Такой подход позволяет избежать ошибок в статистической обработке результатов онтогенетических исследований. Как правило, изменения дисперсии, отражающей вариабельность изучаемого показателя, внутри возрастной группы нарастает с увеличением возраста. Это обусловлено ростом межиндивидуальных различий в популяции сверстников и колебаниями функционального состояния организма в момент обследования. Следовательно, в работах, связанных с изучением возрастных изменений, должны приводиться средние арифметические значения, величины среднеквадратических отклонений, ошибки средних арифметических значений и вероятность по критерию Стьюдента. Деление возрастных групп на три субпопуляции приводит к уменьшению дисперсии в каждой подгруппе.

Для увеличения информации, получаемой при обработке онтогенетических результатов, добавляются корреляционный (измерение связи между хронологическим возрастом и показателем) и регрессионный (измерение на какую величину изменяется данный показатель в единицу времени) анализы. Для создания метода определения биологического возраста используется метод множественной линейной регрессии [1,3,5,14].

Таким образом, для превращения спортивной медицины в область доказательной медицины, для появления возможности сопоставления результатов исследований возрастных изменений, полученных разными авторами, необходимо выработать единые критерии отбора обследуемых в контрольных группах. Решение этой задачи позволит снизить количество информационного шума, уменьшить число спекулятивных данных, а главное - поведет к появлению мета - аналитических работ.

Предлагаемые нами подходы к нормированию критериев отбора испытуемых в контрольные группы и минимальный набор статистических методик для обработки результатов в онтогенетических исследованиях требуют дальнейшего уточнения и разработки.

Выводы:

1). При изучении возрастных изменений следует опираться на определенную концепцию возрастной нормы или возрастных нормативов, не смотря на объективные трудности и усложнение обработки результатов обследования.

2). Поперечные исследования дают более точную информацию при уменьшении возрастных разрывов между возрастными группами.

3). Определение биологического возраста позволяет выделять в составе контрольной и опытных групп три субпопуляции - людей с замедленным, средним и ускоренным темпами старения.

4). Минимум видов статистического анализа в онтогенетических исследованиях гораздо шире, чем в обычных клинических работах.


Литература

  1. Анисимова Л.И., Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., Карасик В.Е. Исследования и оценка биологического возраста детей и подростков. // Детская спортивная медицина / Под. ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - С. 257-259.

  2. Белозерова Л.М. Способ определения биологического возраста человека // Патент № 2102924, 12 января 1998. - 12 с.

  3. Белозерова Л.М. Работоспособность и возраст- Пермь, 2001. - 328 с.

  4. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. - М.: Медиа Сфера, 2001. - 392 с.

  5. Войтенко В.П. Половые различия в старении и смертности человека // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Общие проблемы биологии. - М., 1987. - 6. - С. 64-105.

  6. Дильман В.М. Старение, климакс и рак. Л.: Медицина, 1968. -378 с.

  7. Дубина Т.Л., Орлов М.М. Закономерности возрастных изменений физиологических показателей и типы старения // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Общие проблемы биологии. - М., 1987. - 6. - С. 6-63.

  8. Коркушко О.В., Хавинсон В.Х., Бутенко Г.М., Шатило В.Б. Пептидные препараты тимуса и эпифиза в профилактике ускоренного старения. - С. - Пб.: Наука, 2002. - 202 с.

  9. Корольков А.А., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. -М.: Медицина,1977. - 391 с.

  10. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. М.: Медицина, 1982. -256 с.

  11. Уильямс Р. Биохимическая индивидуальность. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. -263 с.

  12. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. М.: Наука,1975. -272 с.

  13. Blackbrn H. Workship report: epidemiological section //Prev. Med. -1979. -V.8. -P.612-678.

  14. Dean W. Biological aging measurement //J. Geronto - geriatrics. -1998. -V.1. -N1. -P.64-85.

  15. Nash D. Hyperlipidemia: reducing the chances of cardiovascular disease //Geriatrics. -1984. -V.39. -№3. P.99-100.



Реферат

На основании анализа литературы и собственных исследований выдвигаются положения о методологических особенностях исследований возрастных изменений: определение возрастной нормы, применяемой автором; нормирование критериев отбора обследуемых в контрольных группах; определение биологического возраста и разделение испытуемых на субпопуляции с замедленным, средним и ускоренным темпами старения; расширение методов статистической обработки результатов.


Ключевые слова: методология, возрастные изменения, биологический возраст


В журнал Медицина и спорт





bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-yanvar-fevral-2009-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-omsk-2007.html
bibliograficheskij-ukazatel-po-fondu-biblioteki-mou-sosh-41.html
bibliograficheskij-ukazatel-po-materialam-periodicheskoj-pechati.html
bibliograficheskij-ukazatel-priurochen-k-stoletiyu-so-dnya-rozhdeniya-vidayushegosya-peterburzhca-uchenogo-istorika-etnologa-doktora-istoricheskih-i-geograficheskih-nauk-poeta-perevodchika-s-farsi-lva-nikolaevicha-gumileva.html
bibliograficheskij-ukazatel-publikacij-professora-voevodi-aleksandra-aleskandrovicha-knigi-stati-i-drugie-raboti-za-1968-2002-gg.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-podgotovke-k-prakticheskim-i-seminarskim-zanyatiyam-stranica-2.html
  • books.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-sistema-subektov-rf-analiz-oblastnogo-byudzheta-sahalinskoj-oblasti-na-2001god-chast-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/642-tipi-vredonosnih-programm-uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-obedineniem-po-obrazovaniyu.html
  • grade.bystrickaya.ru/ntv-segodnya-03112006-pivovarov-aleksej-1900-boris-grizlov-monitoring-smi-4-7-noyabrya-2006-g.html
  • studies.bystrickaya.ru/armyanskaya-kuhnya.html
  • spur.bystrickaya.ru/medicinskaya-i-pravoslavnaya-ocenka-ispolzovaniya-gomel-19-20-aprelya-2012-goda-osnovan-v-2009-godu-vipusk-4-vchetireh.html
  • literature.bystrickaya.ru/edds-chto-eto-internet-resurs-wwwntm-tvru-24112011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-25-noyabrya-2011-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-oplata-truda-kak-faktor-motivacii-personala-na-predpriyatii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sredi-semejnih-psihov-malo-enciklopediya-specij-izrailskoj-kuhni.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-kriminalisticheskoj-taktiki-chast-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnij-reestr-pravovih-aktov-respubliki-belarus-2006-g-92-522424-opublikovan-19-iyunya-2006-g-stranica-3.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-minselhoza-aleksej-gordeev-oteleintrigah-vedushij-programmi-postskriptum-aleksej-pushkov-24-ekonomika-i.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-po-podgotovke-k-ekzamenu-po-francuzskomu-yaziku-dlya-postupayushih-na-fakultet-inostrannih-yazikov.html
  • spur.bystrickaya.ru/mashini-i-apparati-legkoj-promishlennosti-i-bitovogo-obsluzhivaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/ch-darvin-i-teoriya-evolyucii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovaya-intervenciya-otkladivaetsya-gosduma-rf-monitoring-smi-9-12.html
  • desk.bystrickaya.ru/podprogramma-062-novie-globalnie-zadachi-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ekonomika-torga.html
  • lesson.bystrickaya.ru/remont-elektrodvigatelej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-kreditno-denezhnaya-sistema-i-kreditno-denezhnaya-politika-kurakov-l-p-krasnov-a-g-nazarov-a-v-ekonomika.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-stranica-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-21-marta-2003-g-n-109-o-sovershenstvovanii-protivotuberkuleznih-meropriyatij-v-rossijskoj-federacii-stranica-13.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nejrolingvisticheskoe-rogrammirovanie-podborka-stranica-15.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-referatah-kak-forme-issledovatelskoj-raboti-v-gimnazii-63.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-shemi-territorialnogo-planirovaniya-municipalnogo-rajona-duminichskij-rajon-v-kaluzhskoj-oblasti-tom-vtoroj-kaluga-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kardiologiya-bolezni-detej-rannego-vozrasta.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-proekte-masterskaya-socialnoj-reklami.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstavlyaet-soboj-proceduru-provodimuyu-s-celyu-viyavleniya-stepeni-sootvetstviya-lichnih-kachestv-rabotnika-kolichestvennih-i-kachestvennih-rezultatov-ego-deyatel.html
  • college.bystrickaya.ru/-5-konfliktnaya-situaciya-monografiya-posvyashena-novomu-napravleniyu-v-nauke-lezhashemu-na-stike-sociologii-psihologii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/powerpoint97-rabota-s-tekstom-v-prezentaciyah-chast-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodi-i-sredstva-ofisnoj-avtomatizacii-dlya-obrabotki-informacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/saharnaya-svekla-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/edvarda-f-krouli-pilotiruemaya-kosmonavtika-v-ssha-proshloe-nastoyashee-i-budushee.html
  • thescience.bystrickaya.ru/interfaks-httpwwwinterfaxru-18052004-185700-radio-7-mayak-18-05-2004-novosti-12-00-00-evseeva-natalya-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/obespechenie-zayavki-tendernaya-dokumentaciya-po-zakupke-oborudovaniya-i-uslug-montazha-pusko-naladki-pod-klyuch-dlya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.