.RU

Бен Гершом, Леви



План
Введение
1 Философия и богословие
1.1 Индивидуальное бессмертие души
1.2 Знание Бога и управление
1.3 Основы веры
1.4 Imitatio Dei
1.5 Проблема атрибутов Бога
1.6 Сотворение Мира

2 Натуральная философия
2.1 Небо и земля
2.2 Теория движения
2.3 Природа времени, конечность, непрерывность
2.4 Живая природа

3 Астрономия и космология
3.1 Основные принципы космологии
3.2 Теоретическая астрономия
3.3 Наблюдательная астрономия

4 Астрология
5 Математика
6 Влияние Герсонида и отношение к нему
7 Труды


Список литературы

Введение

Леви́ бен Гершо́м (ивр. לוי בן גרשום‎), известный также как Леви бен Герсон, Лев Герсони́д (лат. Gersonides ) или Ралбаг (ивр. רַלְבַּ"ג‎)[K 1] (1288, Баньоль, Франция — 20 апреля 1344, Перпиньян) — известный средневековый еврейский учёный-универсал, философ, математик, астроном, комментатор Писания. Упоминается также под именами Маэстро Лео де Баньоль (фр. Léon de Bagnols ), Магистр Лев Еврейский (лат. Magister Leo Hebraeus ), Бен Гершон и Гершуни . Жил в Оранже и в Авиньоне, где под управлением герцога Анжуйского, а позднее и римского папы, к евреям проявляли большую терпимость. Ралбаг был, возможно, сыном известного талмудиста рабби Гершона бен Шломо из Безье[1], а его брат Соломон был личным врачом римского папы Бенедикта XII в Авиньоне и помогал переводить сочинения Леви на латинский язык[2]. По-видимому, дед Леви по матери был автором книги «Диадема милости» рабби Леви бен Авраам бен Хаим[3][4], ставший излюбленной мишенью нападок еврейских противников философии[5].

Оставил после себя сочинения на иврите по математике, астрономии, философии, богословию, психологии, медицине, физике, метеорологии и астрологии. Изобретённый им навигационный квадрант нашёл применение в мореплавании; по некоторым сведениям, именно он использовался Колумбом и Васко де Гама. Многие работы Герсонида были переведены на латинский и высоко оценивались учёными эпохи Возрождения. Универсальность личности бен Гершома, его гуманизм и рационализм позволяют считать его одним из первых представителей Ренессанса в еврейской и европейской культурах. Считается многими величайшим еврейским философом после Маймонида[6] и во многих отношениях был более радикальным философом[1]. Неизвестно, владел ли Герсонид латинским, арабским или провансальским языками[1], открытый в 1975 году Жераром И. Вайлем (Gérard E. Weil) список книг из библиотеки Герсонида, написанный его собственной рукой, перечисляет 168 манускриптов, все они на иврите[7][8][K 2]. Из них — четыре экземпляра «Путеводителя растерянных» Маймонида, причём одна копия, видимо, сделана Ралбагом собственноручно, в библиотеке практически нет философских произведений собственно древнегреческих авторов даже в переводе, хотя есть сочинения по математике и астрономии[9]. Скорее всего, Ралбаг не знал и греческого[10].

В честь Леви бен Гершома назван кратер «Рабби Леви» на Луне.

1. Философия и богословие

Герсонид прославился как выдающийся богослов, хотя раввином никогда не был (он был врачом). Герсонид был убеждённым сторонником философии Аристотеля (с которой он был знаком по изложению Аверроэса). Комментарии к Аверроэсу, написанные между 1319 и 1324 годами, до сих пор остаются в рукописях[11]. В своём главном труде «ивр. 'מלחמות ה (Milkhamot Adonai, Войны Господа)‎» (1317—1329) он доказывает, что философия Аристотеля соответствует традиции иудаизма. Герсонид утверждает, что Священное Писание и рационализм вполне совместимы, а Господь не требует от человека ничего, что противоречило бы разуму.

Во «Введении» «Войнам Господа» Герсонид перечисляет основные философские проблемы, разобранные в книге[11]:

1. Имеет ли рациональная душа, не достигшая полного совершенства, посмертную жизнь, и если да, бывают ли разные уровни бессмертия души?

2. Знание будущего приходящее к человеку во сне или пророчески, приходит в силу своей нужности или случайно? Если не случайно, какова причина и как она действует?

3. Знает ли Бог существующие вещи, и если да, какова природа этого знания?

4. Существует ли Божественное провидение для отдельных людей, групп и человечества в целом?

5. Каковы причины и происхождение движения небесных сфер?

6. Является ли Мир вечным или был сотворён? Каким образом?

В конце шестой книги Герсонид разбирает ещё два вопроса: чудеса и критерий, по которому можно определить истинного пророка[12]. Интересна принципиальная заявка Герсонида, что все тезисы книги базируются на доводах разума, а не на тексте Торы[12].

Герсонид приводит список атрибутов Бога, при этом первыми фигурирует атрибуты, играющие также центральную роль у более позднего еврейского философа Хасдая Крескаса — радость и любовь[13].

Эти взгляды вызвали резкую критику тогдашних духовных авторитетов иудаизма и были объявлены еретическими. Впрочем, другое сочинение бен Гершома — нравоучительный комментарий к Библии «ивр. תועליות (To'aliyoit, Полезные нравоучения)‎ » — они признали полезным. Комментарий Герсонида к Торе «Перуш» был впервые напечатан в 1476 году одной из первых еврейских книг и многократно переиздавался[14][15][16]. Комментарии к другим книгам Танаха (еврейской Библии), создававшиеся между 1325 и 1338 годами имеют разный стиль в соответствии с содержанием библейских книг. В одних он более занимается филологией («Иов», «Екклезиаст »), в других — аллегорией («Песнь песней»), в третьих — нравоучением («Рут», «Эстер») и так далее[14]. Именно эти нравоучительные части были изданы отдельно в двух томах под названием «ивр. תועליות (To'aliyoit, Полезные нравоучения)‎»[11].

Из собственно раввинистического наследия Герсонида, помимо перечисленного, сохранились два респонса, пародийное выступление на Пурим и три молитвенных стихотворения («Пизмоним (англ.)русск.»)[14]. Комментарии Герсонида на талмудический трактат «Берахот» не сохранились[17].

1.1. Индивидуальное бессмертие души

Герсонид, так же как и Маймонид и многие другие аристотелики считал, что бессмертие души обеспечивается высшими понятиями, которые человеку удаётся внести в свою душу в течение жизни. Это происходит с помощью Активного интеллекта, который у Герсонида не совпадает с Богом, а эманируется из всех девяти отделённых интеллектов[18]:

Ясно, что приобретённый интеллект есть усовершенствование материального интеллекта с помощью Активного Интеллекта[19].

В связи с этим возникала известная трудность, упоминаемая Аверроэсом и Ибн Гебиролем — получается, что бессмертная душа не имеет индидуальности. По Аверроэсу, материальный интеллект есть часть общего для всех Активного Интеллекта, а посему не может иметь индивидуации[20]. Герсонид отвергает эту теорию[10] и отвечает на это так:

Часть знания, которой обладают и Реувен, и Шимон всё же отличается в них, как и другое общее. Так, например, совокупность приобретённого интеллекта Реувена отличается от совокупного приобретённого интеллекта Шимона[21].

То есть, поскольку количество знаний и их связь у разных людей различны, их души тоже будут отличаться. По-видимому, Герсонид считает, что и самосознание будет тоже сохранено и будет сопровождаться чувствами наслаждения и радости при созерцании приобретённого знания[22].

Активный Интеллект, по Герсониду, стимулирует приобретения знаний или распространяет знания в материальном интеллекте[23], и бессмертие дущи не требует слияния с Активным Интеллектом, что рассматривается некоторыми исследователями как защита философии от мистики[24]. Своеобразие системы Ралбага в том, что понятие, дающие бессмертие, не обязательно относятся к метафизике, научные знания тоже вносят вклад в бессмертие души. Таким образом, мировоззрение Герсонида создаёт сильную мотивацию для занятий наукой[25], а кроме того делает передачу и распространение знаний моральной обязанностью философа[26]. И, наоборот, в вопросе теодицеи Ралбаг указывал в комментарии к книге Иова, что человек может страдать за грехи, неизвестные ему, в частности, за то, что недостаточно стремился приобрести познания[27].

1.2. Знание Бога и управление

В вопросе, каким именно знанием деталей о Мире обладает Бог, Герсонид проводил среднюю линию. Бог знает не только о видах существ, как утверждал Аристотель, но не знает всех деталей их бытия. Бог знает всё, что можно знать о данном существе из того, что оно принадлежит к данному виду. В частности, Бог не знает, какое именно решение примет человек в будущем, как утверждал Маймонид. Нет, Бог только знает, какие возможности выбора есть у человека, и как он их обычно использует. Ралбага не беспокоил такой подрыв догмата о Божественном всеведении[28].

В вопросе о том, как Бог управляет Миром, Герсонид мыслит сходно с Маймонидом. Существует общее видовое управление и индивидуальное управление, которое, однако, распространяется только на людей достаточно усовершенствовавших свой интеллект и качества. Остальные остаются на игру случайностей или небесных тел, но им дан разум, чтобы избежать бед. Зло никогда не исходит от Бога, а только от материи[29].

Герсонид отверг теорию эманации, что Божественное влияние переходит от Бога вниз через отделённые интеллекты. По Ралбагу, все отделённые интеллекты сотворены Богом одновременно и не имеют друг к другу никакого отношения. Он отверг также идею Аверроэса, что Бог влияет на Мир исключительно через вращение сферы звёзд. Весь Мир подчинён Божественному замыслу[30] и управление есть по сути продолжение творения[31].

1.3. Основы веры

Герсонид следует Маймониду в том, что Писание нельзя понимать буквально, философские предпосылки должны предшествовать прочтению. С другой стороны, Герсонид предостерегал, что на философов нельзя полностью полагаться и надо проверять соответствие их учения фундаментальным принципам Торы (Комментарий к Книге Притч):

Преклони ухо своё к словам Мудрецов[32] — это изучение философии, но обращай внимание на мудрость мою[32] — не полагайся целиком на философов, кроме как они согласуются с фундаментальными принципами, сообщаемыми Торой.


bibliotechnij-fond-analiz-raboti-metodicheskogo-kabineta-otdela-obrazovaniya-administracii-sorochinskogo-rajona-za-2010-god.html
bibliotechnij-urok-puteshestvie.html
bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost-specialnost-052700-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-primernie-programmi-uchebnie-plani-izdatelstvo-fair-press-2005.html
bibliotechno-informacionnoe-obrazovanie-v-kontekste-mirovih-tendencij-teoretiko-metodologicheskij-aspekt-stranica-3.html
bibliotechnoe-delo-bibliotekovedenie-bibliografiya-ukazatel-literaturi.html
bibliotechnoe-delo-za-rubezhom-bibliograficheskij-ukazatel-siktivkar.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sofisti-proishozhdenie-pedagogiki-i-kulturnogo-ideala-chast-6.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-chastnoe-mnenie-rossijskogo-grazhdanina-aleksandr-nikonov.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-mahachkala-2006-bbk-785-l-52-letopis-pechati-dagestana-za-2005-g.html
  • report.bystrickaya.ru/igra-po-chteniyu-2-klassi-cel.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhov-s-p-seminarskie-zanyatiya-po-politologii-praktikum-2-e-izd-ispr-i-dop.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskoe-obshenie-uchebnik-novogo-veka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-po-sostavleniyu-i-oformleniyu-zayavki-na-registraciyu-registracii-i-vidache-svidetelstva.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-predyavlyaemie-k-tovaru-stranica-10.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hdtv-televidenie-visokoj-chetkosti-chast-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geofizika-byulleten-novih-postuplenij-za-aprel-2003-goda.html
  • student.bystrickaya.ru/2-vserossijskij-konkurs-na-luchshuyu-metodicheskuyu-razrabotku-po-ekologicheskoj-problematike-2009-2010-uchebnij-god-nominaciya-ekologiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-1-perechislennie-voprosi-raspredelite-na-tri-stolbika-otkritie-zakritie-poluzakritie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zelenkov-m-yu-pravovie-osnovi-obshej-teorii-bezopasnosti-rossijskogo-gosudarstva-v-xxi-veke.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vstrecha-evgeniya-boratinskogo-i-aleksandra-pushkina-v-kazani.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-ponyatie-celi-sistemi-sistemnij-analiz.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-russkogo-yazika-v-5-klasse.html
  • literatura.bystrickaya.ru/roznichnaya-torgovlya-produktami-pitaniya-i-torgovie-seti-fmcg-poluchatel-stranica-13.html
  • books.bystrickaya.ru/chaste-samoochevidno-po-svoej-polze-i-po-svoemu-udovolstviyu-dobro-sledovatelno-schastlivim-mozhet-bit-tolko-dobrodetelnij-chelovek.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-ocenka-personala-v-sovremennoj-organizacii-konspekt-lit-spisok-literaturi-page.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pustoj-dom-ocr-spellcheck-ostashko.html
  • studies.bystrickaya.ru/aviapromishlennost-1932-goda-stranica-14.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-socialnogo-obsluzhivaniya-na-2011-2015-godi-glava-1.html
  • literature.bystrickaya.ru/danilka-volshebnik-i-ego-rodichi-stranica-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-strani-evropi-velikobritaniya.html
  • exam.bystrickaya.ru/venchurnie-firmi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/porazheniya-polosti-rta-u-lyudej-zarazhennih-vich-uchebno-metodicheskoe-posobie-minsk-2004-udk-616-31097-022-075-8.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-nahodyashayasya-v-vashih-rukah-soderzhit-mnozhestvo-stranica-38.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-bashkirskij-gosudarstvennij-universitet-fakultet-yuridicheskij-kafedra-otechestvennaya-istoriya-utverzhdeno.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskij-konkurs-nauchno-issledovatelskih-i-tvorcheskih-rabot-molodezhi-menya-ocenyat-v-xxi-veke-nominaciya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shpargalka-rukovoditelyu-ot-dyadi-lyoni.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-razvitie-sovetskogo-gosudarstvennogoapparata-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-kazanskogo-universiteta-1962.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-varianti-zadanij-po-rgr-dlya-samostoyatelnoj-raboti-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-050703.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhildara-arnalan-memlekettk-rmzderd-eld-mekenderd-alalardi-audandardi-astana-zhne-almati-alalari-men-oblistardi-nishandarin-oldanu-men-lgerletu-zhjesn-zhairtu-zhnndeg.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-professionalnoj-kareroj-karera-i-harakter.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-fizika-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.