Беницевич елизаветы руководитель галямова н. Н
.RU

Беницевич елизаветы руководитель галямова н. Н

Размышляя о СИМФОНИИ ПСАЛМОВ
РЕФЕРАТ

уч-ся 7 класса ДМШ им. Р.М. Глиэра

БЕНИЦЕВИЧ ЕЛИЗАВЕТЫ

Руководитель ГАЛЯМОВА Н.Н.

Калининград

2012 год

к 130-летию Игоря Стравинского



СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2.Основная часть

Теортический раздел

православной музыки ……………………......................стр.10

Аналитический раздел

3.Заключение

4.Список использованной литературы……………..стр.31

5.Источники информационных технологий………стр.32

6.Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбора темы Накануне 130 – летия со дня рождения Игоря Стравинского интерес к его творчеству вспыхнул с новой силой. Организуются фестивали, исполняются произведения, обновляются экспозиции в музеях… Масштабы его деятельности с каждым годом становятся все более значимыми. Приобретя звание «композитора тысячи и одного стиля», Стравинский однажды метко заметил: "Я вобрал в себя всю историю музыки".

Выбирая тему для реферата, я остановилась на небольшой по объему, но грандиозной по замыслу Симфонии псалмов, которая стоит несколько особняком в ряду неоклассических творений композитора и, по моему мнению, недостаточно изучена. Суровый дух средневековой готики и внутренняя экспрессия этого произведения необычайно увлекли. Мне захотелось исследовать этот неповторимый музыкальный феномен, глубже понять творение Мастера.

Предмет исследования Назвав реферат «Размышляя о Симфонии псалмов», я стремилась подчеркнуть, что предметом моего исследования является, не столько музыковедческий анализ на основе переработки источников, сколько размышления и высказывания самого автора ( в «Хронике моей жизни» и в «Диалогах»). Мне было интересно узнать, как Стравинский трактовал Симфонию псалмов, где расставлял акценты, что выделял главным, а что считал второстепенным. По моему глубокому убеждению, такой подход является важным для понимания творческого замысла произведения.

Актуальность Кантатно - ораториальные произведения композитора, в отличии от хорошо изученных и часто исполняемых произведений «русского периода» , ещё ждут своего часа научного обобщения. С позиции современности, именно «контрапунктическая работа», великолепно представленная в Симфонии псалмов, заслуживает пристального и глубокого изучения для осмысления музыки Стравинского и музыки будущего.

Цель Имея еще недостаточно глубокие знания и небольшой исследовательский опыт, я, однако, осмеливаюсь приоткрыть дверцу в мастерскую автора, чтобы исследовать художественную задачу и логику творческого процесса в Симфонии псалмов. На основе этого попытаюсь понять явление необычное, даже в «контексте необычностей» музыки XX века, имя которому – Игорь Стравинский.

Задачи В теоретическом разделе основного раздела реферата я постаралась последовательно ответить на следующие вопросы:

Краткий обзор источников При написании реферата я опиралась, прежде всего, на литературные высказывания самого композитора в «Хронике моей жизни» и «Диалогах», касающиеся истории написания и анализа Симфонии псалмов.

Большим подспорьем в изучении проблемы стали монографии Б. Асафьева, М. Друскина, Б. Ярустовского. Причем, труд Б. Асафьева «Книга о Стравинском» был создан за год до написания Симфонии псалмов (1929). Однако, он содержит ряд прозрений, в частности, о большой роли остинато и конструктивной функции ритма в творчестве Стравинского. Фундаментальным по данной теме я считаю книгу В. Задерацкого «Полифоническое мышление И. Стравинского», где автор дает подробный музыковедческий анализ Двойной фуги. Статьи В. Холоповой, А. Шнитке и других авторов помогли сделать выводы о месте и значении кантатно – ораториального жанра в творчестве Стравинского.

Кроме того, источники информационных технологий позволили мне посмотреть Симфонию псалмов в исполнении великолепного оркестра под управлением Рикардо Мути и хора «La Scala». Открытием для меня стало хореографическое прочтение Симфонии псалмов Иржи Килианом, создавшим в 1978 году одноименный балет. Сам процесс поиска материалов, их обработки был очень интересен и значительно расширил как мои музыкальные впечатления, так и кругозор в целом.

Метод написания В реферате использован литературный метод обзора и сравнения первоисточников в синтезе с элементами музыковедческого анализа. Поэтому, текст имеет большое количество цитат, демонстрирующих разные точки зрения исследователей. Весомую долю цитат составляют высказывания о Симфонии псалмов самого Стравинского.

Структура Реферат состоит из трех основных частей - собственно введения, основной части ( подразделяемой на теоретический и аналитический разделы ) и заключения, где автор делает выводы и намечает перспективы. Текст реферата снабжен списком используемой литературы и списком источников информационных технологий, а также приложением с текстами псалмов Давида и копиями гравюр к ним.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретический раздел.

Что притягивает в Стравинском? Что завораживает в его музыке? Мне думается – это непредсказуемость. Никогда нельзя было предвидеть жанр, стиль, манеру письма и сюжет следующего его произведения, настолько особняком стоит каждое сочинение. Однако, за всеми различиями и пестротой манер ощущается твердая позиция Мастера. Уже к тридцатилетнему возрасту Стравинский окончательно сформировался как цельная, сложная и разносторонняя личность. По меткому наблюдению М. Друскина: «…к этому времени в нем был заложен и «варвар», наделенный стихийной мощью, и «эстет», модернизирующий стили разных эпох, и суровый « аскет», отвергающий украшательство в искусстве» (Друскин М. Игорь Стравинский, с.14)

В любом своем произведении Стравинский оставался самим собой, узнаваемым буквально с третьего такта музыки. Индивидуальный почерк, средства выразительности составили неповторимый музыкальный язык и метод мышления композитора. «I am a maker» (то есть «мастеровой», «изобретатель») – так говорил о себе сам композитор.

Не секрет, что тонусом своего жизненного восприятия Стравинский резко отличался от многих своих сверстников - Хиндемита, Берга, Шостаковича, Шенберга, Онеггера и других. В то время, когда большинство композиторов увлекались отображением в музыке трагизма и катаклизмов XX века, Стравинский увлекал яркой игрой и неожиданной эксцентрикой. Таких жизнелюбов всегда было очень мало! … Вспоминается Моцарт, а из его современников - Дебюсси, отчасти, Равель и, разумеется, Прокофьев.

Меня заинтриговал тот факт, что жизнеутверждающее восприятие бытия в характере Стравинского проявилось и в произведениях на религиозную тему. Даже, казалось бы, в скорбных сюжетах о возвышенном и вечном, каким является Симфония псалмов.

Религиозное сознание еще с юности прочно укоренилось в Стравинском и то слабее проявлялось, то вспыхивало с новой силой. На последнем жизненном этапе оно возобладало, вызвав появление ряда произведений на библейские сюжеты. Однако, религиозное сознание всегда уживалось у Стравинского с полнокровным ощущением жизни. Он не был ни ханжой, ни аскетом и брал от жизни все, что она предлагала, полными пригоршнями.

В 20-30-е годы Стравинский – признанный лидер неоклассицизма — направления в искусстве XX века, утверждавшего порядок и гармоничность предшествующих эпох в противовес позднему романтизму и бурно развивавшемуся экспрессионизму. Равель и композиторы французской "шестерки" возрождали традиции Люлли, Куперена, Рамо; итальянцы Респиги и Казелла. — традиции Вивальди и Скарлатти; немецкие композиторы Хиндемит и Шенберг создавали образцы неоклассического стиля в духе Баха, Генделя и Моцарта.

Стравинский же занял в этом процессе особое положение: «отличительной чертой его неоклассицизма стал универсализм — всеохватностъ ассимилируемых барочно-классицистских традиций». (Ярустовский Б. Игорь Стравинский, с.47)

С одинаковым успехом он претворял стилевые особенности Люлли (балет «Аполлон Мусагет»), Вивальди (Скрипичный концерт), Чайковского («Поцелуй феи»), Перголези (балет «Пульчинелла»), Баха (Концерт для фортепиано и духовых).

Все чаще Стравинский начинает обращаться к чистому кантатно-ораториальному жанру, ставшему впоследствии одним из главных в позднем творчестве. Его кумирами становятся Жоскен, Палестрина, Джезуальдо, Габриели, Виллард, Монтеверди.

Уже на раннем творческом этапе он пишет кантату для мужского хора «Звездоликий» ( 1912). Затем появляются опера – оратория «Царь Эдип» (1926), мелодрама «Персефона» (1933), кантата "Вавилон"(1944), Месса для смешанного хора ( 1948), Кантата на стихи английских поэтов Средневековья( 1951) . Безусловной вершиной в этом ряду блистает Симфония псалмов ( 1930, новая редакция — 1948) для хора и оркестра.

К 50-60 годам относятся около 10 крупных хоровых сочинений: Обработка для хора и оркестра хоральных вариаций Баха (1955), «Священное песнопение» («Canticum sacrum», 1956), «Плач пророка Иеремии» («Threni», 1958), кантата «Проповедь, притча и молитва» (1961), мистерия «Потоп» (1962), священная баллада «Авраам и Исаак» (1963), « Introitus» памяти Т. Элиота (1965), Реквием («Requiem canticles», 1966).

Стравинский создает яркие оригинальные произведения, используя разные историко-стилистические модели — технику полифонии строгого стиля, барочные структурные формы в соединении с собственным музыкальным языком. Каковы же были причины столь крутого поворота к полифоническим традициям строгого стиля?

По признанию самого композитора, полифония играла в его музыке главенствующую роль: « Первое же соприкосновение с наукой контрапункта открыло мне сразу более широкие горизонты и оказалось более плодотворным для музыкального творчества, чем изучение гармонии. Занятия полифонией заложили основание всей моей будущей техники и хорошо подготовили меня к изучению формы, оркестровки и инструментовки» (И. Стравинский. Хроника моей жизни, с.51)

Ярустовский приводит любопытное интервью композитора варшавскому ежемесячнику «Музыка» в 1925 году, где Стравинский подчеркивает: « Кончилось время, когда я старался обогатить музыку, теперь я хочу строить её…Я возвращаюсь к Баху, к светлой идее чистого контрапункта…И не гармония с ее непостоянной сутью, а как раз контрапункт – лучший материал для настоящей и долговечной музыки… для музыки будущего…» (цитата по кн.- Ярустовский Б. Игорь Стравинский, с. 135)

Проходит много лет, но и на склоне жизненного пути композитор не меняет своей позиции: « Новейшее и новое в музыке быстрее всего отмирает, а жизнеспособность ей дает старейшее и испытаннейшее» . (Стравинский И. Диалоги, с. 292)

И вот еще одно, достаточно категоричное высказывание: « Таков закон природы и закон эволюции искусства: мы часто ощущаем наибольшую близость к отдаленным поколениям, чем к нашим непосредственным предшественникам». (Стравинский И. Диалоги, с. 238)

В 1930 году отмечал свое пятидесятилетие один из лучших симфонических оркестров планеты — Бостонский. Торжественную дату было решено отметить серией фестивалей, на которых, в числе другой музыки, должны были исполняться и произведения, созданные специально для этих торжеств. Руководитель оркестра Сергей Кусевицкий обратился с заказами к крупнейшим композиторам мира: Стравинскому, Прокофьеву, Онеггеру и Хиндемиту. В честь пятидесятилетия этого коллектива были написаны Четвертая симфония Прокофьева, "Бостонская симфония" Хиндемита, Первая симфония Онеггера. Стравинский же взялся за тексты псалмов из Вульгаты в ортодоксальной редакции католической церкви («Vulgata»- латинский перевод Священного Писания Блаженного Иеронима). Верный себе, неожиданный и парадоксальный, он создал Симфонию псалмов, произведение оригинальное, являющееся симфонией лишь по авторскому названию, а не по жанровым признакам.

Меня крайне заинтриговало, по какой причине Стравинский не стал писать традиционную симфонию? В процессе изучения литературы о Стравинском, я убедилась, что инструментально - симфонический жанр всегда занимал достойное место в его творчестве. Тому пример: Симфония для большого оркестра (1906), фантазия «Фейерверк» (1908), Симфония для духовых инструментов памяти Дебюсси (1930), Дивертисмент (1934), Симфония in C(1940), Симфония в трех движениях (1945). Как отмечают многие исследователи, элементы симфонической логики имеют место и в Симфонии псалмов. Они выражаются в системе тематических связей и в драматургической устремленности композиции к новому качеству образов. Однако, Симфония псалмов - произведение, несомненно, целостное по замыслу и воплощению, типично не для инструментальных, а для духовных сочинений Стравинского. Обратимся к размышлениям автора:

«Мысль о создании крупного симфонического произведения меня давно уже занимала, поэтому я охотно принял это предложение — оно вполне отвечало моим желаниям… Меня мало соблазняла форма симфонии, завещанная нам XIX веком... Мне захотелось создать здесь нечто органически целостное, не сообразуясь с различными схемами, установленными обычаем, но сохраняя циклический порядок, отличающий симфонию от сюиты...» (И. Стравинский. Хроника моей жизни, с. 134)

Из боязни литературщины, которая ему ненавистна, Стравинский не касается здесь образной сути произведения — он говорит о технике композиции и его стилевой направленности. Думаю, что по этой же причине названия частей (Прелюдия, Двойная фуга, Симфоническое Allegro) вскоре после премьеры были композитором сняты.

Мировая премьера Симфонии псалмов состоялась одновременно в двух городах: 19 декабря 1930 года в Бостоне— под управлением Сергея Кусевицкого и 13 декабря в Брюсселе в исполнении местного оркестра под управлением Эрнеста Ансерме. Первая аудиозапись симфонии была сделана в феврале 1931 года в театре Елисейских Полей в Париже оркестром Страрама под управлением автора.

В качестве текста произведения Стравинский использовал фрагменты нескольких псалмов на латинском языке из псалтыря Vulgata : I часть – псалм № 28 ; II часть- псалм №39 ; III часть - знаменитый псалм №150, песнь восхождения, часто привлекавший внимание композиторов. Как отмечал автор, «под него можно танцевать, как Давид перед ковчегом».

Почему Симфония псалмов оставляет столь глубокий эмоциональный след? Впервые у Стравинского религиозная тема выражена столь истово и откровенно. Общечеловеческие категории добра, вечности, абсолютной истины становятся доступными восприятию слушателя.

По признанию автора, это произведение было написано им «в состоянии религиозного и музыкального восторга». Кроме того, заметный отпечаток на музыку наложили «ранние воспоминания о церковной музыке в Киеве и Полтаве». Поэтому, как утверждал Стравинский, он исходил из музыки православного, а никак не католического богослужения. Причем фраза: « Laudate Dominum» при сочинении им интонировалась с русскими словами: « Господи, помилуй».

Не случайно он начал сочинять на славянские тексты, и лишь позднее перешел на латынь, на которой и исполняется симфония. «Что же касается слов, то я искал их среди текстов, написанных специально для пения, и... первое, что мне пришло в голову, это обратиться к псалтырю». (И. Стравинский. Хроника моей жизни, с. 134)

Осмелюсь утверждать, что латынь все же не была способна дать ему тот импульс, который им был получен от родной речи, так как я нашла подтверждение своего предположения в следующих словах автора: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней…» ( И. Стравинский. Диалоги, с. 87)

И все- таки, по общему мнению исследователей, соотношение стилистических элементов католической и православной музыки внесли в музыку Симфонии псалмов оригинальный колорит. Друскин, в частности, отмечает: «… романское в творчестве Стравинского и, в частности, в Симфонии псалмов, - менее изученная тема, нежели русское в нем.» ( Друскин М.Игорь Стравинский, с. 107). Романский дух - это культ ясности, отчетливости выражения и выдержки стиля, что в известной мере усиливает потребность порядка в музыке. Я убедилась, что «упорядоченность» и «системность» всегда являлись основой становления музыкальной формы его произведений, он был непревзойденным мастером ее построения!

«Все заимствуемое из предшествующего опыта трактуется Стравинским прежде всего как строительный материал, который выступает в роли важнейшего компонента не только архитектоники, но и содержательного ряда». (Задерацкий В. Полифоническое мышление И.Стравинского, с.8)

Симфония псалмов поражает своей лаконичностью - произведение длится всего 16 минут! Целостные представления об окружающем мире и человеческой судьбе даны почти афористично, через максимальную концентрацию средств выразительности. К краткости хоровой композиции Стравинский стремился всегда: партитура его кантаты « Звездоликий» занимает всего 52 такта, кантата «Вавилон» звучит лишь 7 минут!

biblioteka-vsemirnoj-literaturi-tom-9-stranica-28.html
biblioteka-zmqcommclientdll-rukovodstvo-razrabotchik.html
bibliotekar-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik.html
bibliotekar-yuridicheskij-konsultant-7-2009-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2009-2010-gg.html
bibliotekaryam-shkolnij-bibliotechnij-mediacentr-chast-2-bibliotekaryam-shkolnij-bibliotechnij-mediacentr.html
bibliotekaryam-shkolnij-bibliotechnij-mediacentr-ot-idei-do-voplosheniya-avtor-e-n-yastrebceva-k-p-n-dejstv-chl-rai-vedushij-nauchnij-sotrudnik-ioso-rao-yastrebceva-e-n-shkolnij-bibliotechnij-mediacentr-ot-idei-do-voplosheniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-57-j-ezhegodnoj-nauchno-metodicheskoj-konferencii-prepodavatelej-i-studentov-universitetskaya-nauka-regionu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-vserossijskogo-nauchno-prakticheskogo-seminara-selskie-avtodorogi-opit-problemi-poiski-resheniya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vtoraya-stupen-pervie-vrata-issledovanie-snovidennoj-realnosti-shag-za-shagom.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-konyunktura-rinka-i-konkurentosposobnost-produkcii-na-temu-vliyanie-kachestva-produkcii-na-ee-konkurentosposobnost.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-pismennih-rabot-novokuzneckoj-pravoslavnoj-duhovnoj-seminarii-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ii-kimmerijskaya-i-skifskaya-era-1000200-gg-do-ne-georgij-vladimirovich-vernadskij-mihail-mihajlovich-karpovich.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-geografii-sostavlena-na-ospove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-federalnogo-bazisnogo-uchebnogo-plana-i-primernih-i-primernih-uchebnih-planov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/detektor-lzhi-i-ego-prakticheskoe-primenenie-v-sledstvenno-sudebnoj-praktike.html
  • notebook.bystrickaya.ru/jaszay-laszlo-lorinc-juliannavariancia-az-orosz-ige-paradimajaban-egerekf-liceum-kiado-2001-141-pp-varianti-v-paradigme-russkogo-glagola.html
  • write.bystrickaya.ru/ginnes-shou-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-igr.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-iyunya-2010-kratkoe-soderzhanie-1.html
  • crib.bystrickaya.ru/informatika-leningradskij-oblastnoj-institut-razvitiya-obrazovaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koe-chto-iz-vospominanij-bivshej-rastamanki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-sholasticheskom-haraktere-estestvennoj-lingvisticheskoj-generacii-v-processe-prepodavaniya-inostrannogo-yazika-delovogo-obsheniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-po-istorii-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-tura-30-dekabrya-vstrecha-v-holle-vibrannoj-gostinici-avtobusnaya-ekskursiya-v-novodevichij-monastir.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-rusi-xi-xviv.html
  • urok.bystrickaya.ru/prezhde-chem-perejti-k-bolee-konkretnomu-opisaniyu-problemi-smisla-hotelos-bi-ostanovitsya-na-samom-ponyatii-smisl-chto-eto-takoe-kakoj-smisl-vkladivaetsya-v-sm.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-mer-po-demograficheskomu-razvitiyu-novosibirskoj-oblasti-na-2008-2025-godi-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorodskie-novosti-moskovskaya-regionalnaya-pressa-internet-smi.html
  • grade.bystrickaya.ru/monolog-professora-danielya-voona-gravitaciya-est-nachalo-i-konec-vse-zemnie-tela-na-kolenyah-pered-neyu.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcii-rassmotreni-fundamentalnie-sdvigi-v-sovremennom-mirovom-hozyajstve-svyazannie-s-pererastaniem-ego-internacionalizacii-v-globalizaciyu-i-obostreniem-obsheche-stranica-52.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspoznavanie-trehmernih-izobrazhenij-receptornaya-i-reflektornaya-traktovka-oshushenij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nekotorie-vivodi-blagotvoritelnie-uchrezhdeniya-v-evropejskih-stranah-istoricheskij-kontekst-16.html
  • shkola.bystrickaya.ru/polozhenie-virusov-v-sisteme-zhivogo-5-proishozhdenie-virusov-6.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-gosudarstvennij-standart-rossijskoj-federacii-apparatura-raspredeleniya-i-upravleniya-nizkovoltnaya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obyazatelni-li-rodovie-boli-net-nikitin-b-p.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-nir-podvedenie-itogov-v-nominacii-zolotaya-franshiza-stranica-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-81-s-ris-11-tabl-43-ispolzovannie-istochniki-45-illyustrativnij-material-9-l-prilozhenij-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/88-psihologicheskoe-nablyudenie-za-gruppoj-prikladnaya-yuridicheskaya-psihologiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-skorosti-elektromagnitnih-voln.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zelinskij-sergej-alekseevich-kto-est-kto-v-mediaobrazovanii-rossii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-x-byudzhetnoe-kreditovanie-statya-principi-byudzhetnoj-sistemi-respubliki-kazahstan.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-vospitatelnoj-raboti-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plan-raboti-upravleniya-federalnoj-antimonopolnoj-sluzhbi-po-zabajkalskomu-krayu-na-2009-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.