.RU

Берегись... Игрушки

Берегись... игрушки

Шишова Т. Л.

У меня (да и не только у меня) в детстве игрушек было немного. Тогда при всем желании завалить игрушками полкомнаты не представлялось возможным. Жили стесненно, каждый метр жилплощади был на счету. У нас, например, когда семья укладывалась спать, все свободное пространство занималось раскладушками. Людям негде было повернуться. Какие уж там горы игрушек?!

Сейчас рассказы про коммуналки кажутся большинству детей "ужастиками". И выбор игрушек такой, какой нам даже не снился. Пределом мечтаний для моих сверстниц была немецкая резиновая кукла с открывающимися глазами и волосами, которые можно было мыть и расчесывать. Чье воображение нынче этим потрясешь?

Но так ли уж все спокойно в Датском королевстве? Почему родители, придя на прием к психологу, нередко жалуются, что ребенок не хочет играть, хотя игрушек у него больше, чем в ином магазине? И почему психологи все настойчивей бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: " детские игрушки" и "опасность"?

Изобилие - тоже стресс

Впервые об этом я услышала за границей и помнится, не поверила. Нам, уставшим от вечного дефицита, это казалось немыслимым. Но теперь, очутившись "по ту сторону баррикад", мы имеем возможность прочувствовать многое на собственном опыте. И этот опыт свидетельствует, что чрезмерное разнообразие тоже действует на психику угнетающе. Женщины не раз жаловались мне, что, попав в крупный супермаркет, они быстро устают, впадают в какое-то оцепенение, затормаживаются. Так реагирует психика, не выдерживая напора новых впечатлений. А кто-то, как выразилась моя знакомая, наоборот, "шалеет",глаза у него разбегаются, хочется купить одно, другое, пятое, десятое, а денег на все не хватает... И вместо радости возникают раздражение, досада, расстройство. На языке психоанализа такое состояние называется фрустрацией.

Детская же психика еще более уязвима. Поэтому многие мамы опасаются сейчас заходить с детьми-дошкольниками в магазины игрушек, зная, что у малыша разбегутся глаза, и дело обязательно кончится слезами. Но даже если насытить его непомерные аппетиты, это все равно ненадолго. Ну, позабавится денек с новыми игрушками, а назавтра может на них даже не взглянуть. Пресыщение влечет за собой скуку, апатию. Вот почему педиатры раньше настоятельно советовали родителям давать ребенку для игры всего несколько игрушек, а остальные убирать подальше, чтобы он их подзабыл и потом, когда произойдет выдача очередной порции, увлеченно играл ими, как абсолютно новыми.

Где простор для творчества?

Не способствует развитию детской инициативы и новая тенденция создавать полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей. Самый яркий пример - "империя Барби". Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем или яхтой. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет. Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, дофантазировать, учиться делать многое своими руками. А тут все на блюдечке с голубой каемочкой. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать, если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем напрягаться?

В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по поверхности, уклоняться от трудностей - то, на что сейчас так часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу. Ведь игра, по определению крупнейшего детского психолога Д.Б.Эльконина, это "школа произвольного поведения". Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только по собственной прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Трудно даже перечислить, сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав такое украшение своими руками. Это вроде бы незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание, способствует освоению формы предметов, может помочь в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен. А какой простор для творческой фантазии предоставляется мальчишке, мастерящему для сестры кукольный дом, или детям, устраивающим миниатюрный дворец из кресел, покрывал и подушек!

Забава для пьяных матросов

Кстати о Барби. Она по-прежнему в моде, хотя фурора, который длинноногая красотка производила несколько лет назад, уже нет и в помине. А некоторые родители даже понимают, что широко разрекламированная игрушка - вовсе небезобидное развлечение.

Говорят, что исходно кукла Барби предназначалась для... увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была гораздо больших размеров. В середине XX в. ее попробовали было продавать в Германии в качестве "сексуальной партнерши" для моряков. Однако номер не прошел - нравы тогда еще расшатались, и в Германии поднялась буря возмущения.

Игрушке пришлось эмигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но облик "секс-бомбы" остался, и это принципиально отличает Барби от традиционных кукол.

Возьмите любую куклу до "эпохи Барби": малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым личиком, - и вы сразу заметите разницу. Даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не будет тех форм взрослой женщины, которые есть у любой модификации Барби. Вроде бы пустячок, а на самом деле поистине революционный переворот.

Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает "дочку", кормит, укачивает, и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначению женщины - материнству. С Барби же в "дочки-матери" толком не поиграешь.

Какая из нее дочка? Нет, это скорее игра во "взрослую жизнь", для которой, кстати, в "империи Барби" предусмотрена масса атрибутов: особняки и машины, кареты, бассейны с зонтиками и лежаками, мужья и любовники...

"Но в старину девочки из богатых семей тоже играли с разряженными куклами, изображавшими светских дам", - возразит какой-нибудь знаток дворянского быта.

Да. С той только разницей, что играл таким образом очень узкий слой детей. И воспроизводили они в игре модели поведения взрослых женщин своего круга. Т. е., это тоже была репетиция реальной жизни, подготовка к роли светской дамы, а не шикарной куртизанки. А к чему готовятся современные девочки, играя в Барби? Разве их мамы и бабушки живут в антураже голливудских звезд (или даже нуворишей отечественного разлива)? И стоит ли потом удивляться обилию малолетних проституток, которые идут на панель вовсе не из-за куска хлеба, а мечтая о шикарной жизни?

Кроме того, для дворянок светские рауты и визиты были не просто увеселением. Выражаясь современным языком, это были "общественные связи", public relations. Вращаясь в светском обществе, дамы помогали своим родственникам и другим протеже налаживать контакты, нередко способствовали их продвижению по службе. В определенном смысле это была их "работа". Сейчас же подавляющее большинство женщин так не живет, и жизнь Барби вполне справедливо воспринимается детьми, как сплошная праздность. На что ребенок и будет подсознательно нацеливаться, перенося модели ролевой игры в реальность.

Причем тут уроки, помощь по дому, уход за младшим братом или сестрой?

Я уж не говорю о том, что внешний облик человека является отражением его сущности. Нельзя выкрасить волосы в зеленый цвет, вдеть по три серьги в каждое ухо, нос, губу и язык и при этом быть серьезным юношей, не вылезающим из библиотек и консерватории. Вернее, попробовать, конечно, можно, но что-то обязательно перевесит. Причем скорее перевесит девиантная составляющая, поскольку любителю классической музыки (а следовательно, гармонии) дисгармония и уродство будут глубоко противны. Ему, вообще-то, и в голову не придет изображать из себя панка.

Так и внешний облик Барби предполагает определенную линию поведения. Не забывайте, с какой целью была когда-то создана эта кукла.

Не успела я написать эти строчки, как жизнь подбросила свежий пример в лице 11-летней Алины, которую привела на занятия в наш психологический кукольный театр мама, обеспокоенная тем, что у дочери в дневнике сплошные двойки, и к тому же еще не клеятся отношения ни с родителями, ни с младшей сестренкой, ни с одноклассниками.

Алина приносила на занятия целую кучу Барби и Кенов, изображая себя оторвой с рыже-фиолетовыми волосами и старательно подражая интонациям героинь западных мультфильмов и телесериалов. Остальные персонажи были ничуть не лучше. Когда Алина показывала на ширме кукольного театра свои конфликты с одноклассницами или сестрой, создавалось впечатление, что ссорятся проститутки. Они делили "дружков", завидовали чужим "шмоткам". И даже вроде бы раскаявшись, не упускали случая сказать друг дружке какую-нибудь гадость. Вот, например, Алина показывает сцену примирения двух сестричек. Они ссорились из-за платьев, а Алина, по нашему заданию, должна была научить их жить дружно.

Первая сестричка: "Ну, вообще-то, у меня платье тоже ничего, модное, в дорогом магазине куплено. Но твое мне все-таки нравится. Ты мне его дашь поносить?"

Вторая (напоминаю, что демонстрируется пример ХОРОШЕГО поведения!): "Дам. (Сквозь зубы) Когда похудеешь." Внешне же девочка была антиподом своей героини: сутулой, свехзастенчивой, типичным гадким утенком. Только лебедь, которым утенок мечтал стать, когда вырастет, был из "Ямы" Куприна, а не из сказки Андерсена.


bilet-17-primernie-otveti-na-profilnie-bileti-e-a-eremin-a-p-shestakov.html
bilet-18-primernie-otveti-na-profilnie-bileti-e-a-eremin-a-p-shestakov.html
bilet-19-primernie-otveti-na-profilnie-bileti-e-a-eremin-a-p-shestakov.html
bilet-2-otdelenie-svyashennosluzhitelej-posobie-dlya-uchashihsya.html
bilet-20-ekzamenacionnie-otveti-po-kse.html
bilet-21-1-mezhlichnostnie-konflikti-ih-konstruktivnoe-razreshenie.html
  • student.bystrickaya.ru/-62-rezchik-metalla-na-nozhnicah-i-pressah-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-v-a-kapustin-soderzhanie-lekciya-svojstva-i-principi-udk-5-metodicheskie-ukazaniya-24.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokladchik-gudushin-n-b-gp-00-rub.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-istorii-religij-ponyatie-religii-etimologiya-opredeleniya-i-osnovnie-harakteristiki.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-strannik-kniga-ochen-interesna-tem-chto-v-nej-otrazhyon-lichnij-avtobiograficheskij-opit-sovremennogo.html
  • student.bystrickaya.ru/2912007-nbki-uvelichit-bazu-kreditnih-istorij-s-6-mln-do-20-mln-bankovskij-sektor-rossii-obshaya-situaciya-kratkosrochnij-prognoz.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursa-analiz-i-upravlenie-riskami-v-informacionnih-sistemah-na-baze-operacionnih-sistem-microsoft.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-ritoriki-v-3-m-klasse-po-teme-vezhlivost-vezhlivoe-obshenie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/matkov-zasobi-ta-h-zastosuvannya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kandidat-filologicheskih-nauk-doktorant.html
  • student.bystrickaya.ru/33s5-ekonomicheskaya-geografiya-regionalnaya-ekonomika-byulleten-novih-postuplenij-v-biblioteku.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problema-evolyucii-vselennoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-istoriya-i-kultura-drevnego-mira-2010-2011-uch-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/moj-vibor-otchet-o-prodelannoj-rabote-104-po-proektu-knigi-deti-i-cveti-104-vpoiskah-informacii-106.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respubliki-kazahstan-nacionalnaya-akademiya-obrazovaniya-im-i-altinsarina.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-mart-aprel-2008-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/arbitrazhnij-i-grazhdanskij-process-2-2010-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2010-godu.html
  • turn.bystrickaya.ru/p-g-blejk-nefrologiya-i-dializ-2000-4-s-247-251.html
  • turn.bystrickaya.ru/ostavit-posle-kazhdoj-glavi-dva-lista-pod-fotografii-bil-o-cvetke-i-bashkirskom-myode.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvivajte-seksualnie-naviki-i-naviki-obsheniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-stranica-22.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-desyataya-issledovanie-o-vliyanii-evolyucionnoj-teorii-na-uchenie-o-p.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vilgelm-rajh-analiz-haraktera.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arhitektura-epohi-vozrozhdeniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kogda-to-ih-nazivali-ne-prosto-lyudmi-a-erserami-sozdatelyami-i-hozyaevami-imperii-solnca-erstelli-pravivshej-millionami-mirov-teper-oni-zemi-zhalkie-ost-stranica-22.html
  • studies.bystrickaya.ru/kak-vi-prazdniki-perenosite-kommersant-vlast-16052005-19-str-10-mayak-novosti-14-05-2005-bejlin-boris-21-00-12.html
  • essay.bystrickaya.ru/ch-r-mills-kak-kritik-akademicheskoj-i-prikladnoj-sociologii-pervij-levoradikalnij-proekt-novoj-sociologii-kravchenko-a-i-89.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nb-yamshikova--k-voprosu-o-poseshenii-chlenami-doma-romanovih-n-p-ryazancev-materiali-muzejnogo-otdela-narkomprosa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-shestaya-artur-bardon-i-doktor-poro-shagali-molcha-poobedav-v-restorane-na-bulvare-san-mishel-oni-progulivalis.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/snip-50111-85-prajs-list-na-normativnuyu-metodicheskuyu-tipovuyu-proektnuyu-dokumentaciyu-i-drugie-izdaniya-po-stroitelstvu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statistika-truda-chast-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pp-oboznachenie-dokumenta-obedinenie-organizacij-vipolnyayushih-arhitekturno-stroitelnoe-proektirovanie.html
  • report.bystrickaya.ru/istorii-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/personalnij-kompyuter-konsultanta-diplomnij-proekt-posvyashen-razrabotke-sistemi-peredachi-dannih-iz-ultrazvukovoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-eksperimentalnoj-deyatelnosti-publichnij-otchet-gou-sosh-602-za-2009-2010-uchebnij-god-uchebnaya-rabota.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.