.RU

Берегись... Игрушки

Берегись... игрушки

Шишова Т. Л.

У меня (да и не только у меня) в детстве игрушек было немного. Тогда при всем желании завалить игрушками полкомнаты не представлялось возможным. Жили стесненно, каждый метр жилплощади был на счету. У нас, например, когда семья укладывалась спать, все свободное пространство занималось раскладушками. Людям негде было повернуться. Какие уж там горы игрушек?!

Сейчас рассказы про коммуналки кажутся большинству детей "ужастиками". И выбор игрушек такой, какой нам даже не снился. Пределом мечтаний для моих сверстниц была немецкая резиновая кукла с открывающимися глазами и волосами, которые можно было мыть и расчесывать. Чье воображение нынче этим потрясешь?

Но так ли уж все спокойно в Датском королевстве? Почему родители, придя на прием к психологу, нередко жалуются, что ребенок не хочет играть, хотя игрушек у него больше, чем в ином магазине? И почему психологи все настойчивей бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: " детские игрушки" и "опасность"?

Изобилие - тоже стресс

Впервые об этом я услышала за границей и помнится, не поверила. Нам, уставшим от вечного дефицита, это казалось немыслимым. Но теперь, очутившись "по ту сторону баррикад", мы имеем возможность прочувствовать многое на собственном опыте. И этот опыт свидетельствует, что чрезмерное разнообразие тоже действует на психику угнетающе. Женщины не раз жаловались мне, что, попав в крупный супермаркет, они быстро устают, впадают в какое-то оцепенение, затормаживаются. Так реагирует психика, не выдерживая напора новых впечатлений. А кто-то, как выразилась моя знакомая, наоборот, "шалеет",глаза у него разбегаются, хочется купить одно, другое, пятое, десятое, а денег на все не хватает... И вместо радости возникают раздражение, досада, расстройство. На языке психоанализа такое состояние называется фрустрацией.

Детская же психика еще более уязвима. Поэтому многие мамы опасаются сейчас заходить с детьми-дошкольниками в магазины игрушек, зная, что у малыша разбегутся глаза, и дело обязательно кончится слезами. Но даже если насытить его непомерные аппетиты, это все равно ненадолго. Ну, позабавится денек с новыми игрушками, а назавтра может на них даже не взглянуть. Пресыщение влечет за собой скуку, апатию. Вот почему педиатры раньше настоятельно советовали родителям давать ребенку для игры всего несколько игрушек, а остальные убирать подальше, чтобы он их подзабыл и потом, когда произойдет выдача очередной порции, увлеченно играл ими, как абсолютно новыми.

Где простор для творчества?

Не способствует развитию детской инициативы и новая тенденция создавать полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей. Самый яркий пример - "империя Барби". Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем или яхтой. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет. Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, дофантазировать, учиться делать многое своими руками. А тут все на блюдечке с голубой каемочкой. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать, если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем напрягаться?

В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по поверхности, уклоняться от трудностей - то, на что сейчас так часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу. Ведь игра, по определению крупнейшего детского психолога Д.Б.Эльконина, это "школа произвольного поведения". Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только по собственной прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Трудно даже перечислить, сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав такое украшение своими руками. Это вроде бы незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание, способствует освоению формы предметов, может помочь в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен. А какой простор для творческой фантазии предоставляется мальчишке, мастерящему для сестры кукольный дом, или детям, устраивающим миниатюрный дворец из кресел, покрывал и подушек!

Забава для пьяных матросов

Кстати о Барби. Она по-прежнему в моде, хотя фурора, который длинноногая красотка производила несколько лет назад, уже нет и в помине. А некоторые родители даже понимают, что широко разрекламированная игрушка - вовсе небезобидное развлечение.

Говорят, что исходно кукла Барби предназначалась для... увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была гораздо больших размеров. В середине XX в. ее попробовали было продавать в Германии в качестве "сексуальной партнерши" для моряков. Однако номер не прошел - нравы тогда еще расшатались, и в Германии поднялась буря возмущения.

Игрушке пришлось эмигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но облик "секс-бомбы" остался, и это принципиально отличает Барби от традиционных кукол.

Возьмите любую куклу до "эпохи Барби": малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым личиком, - и вы сразу заметите разницу. Даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не будет тех форм взрослой женщины, которые есть у любой модификации Барби. Вроде бы пустячок, а на самом деле поистине революционный переворот.

Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает "дочку", кормит, укачивает, и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначению женщины - материнству. С Барби же в "дочки-матери" толком не поиграешь.

Какая из нее дочка? Нет, это скорее игра во "взрослую жизнь", для которой, кстати, в "империи Барби" предусмотрена масса атрибутов: особняки и машины, кареты, бассейны с зонтиками и лежаками, мужья и любовники...

"Но в старину девочки из богатых семей тоже играли с разряженными куклами, изображавшими светских дам", - возразит какой-нибудь знаток дворянского быта.

Да. С той только разницей, что играл таким образом очень узкий слой детей. И воспроизводили они в игре модели поведения взрослых женщин своего круга. Т. е., это тоже была репетиция реальной жизни, подготовка к роли светской дамы, а не шикарной куртизанки. А к чему готовятся современные девочки, играя в Барби? Разве их мамы и бабушки живут в антураже голливудских звезд (или даже нуворишей отечественного разлива)? И стоит ли потом удивляться обилию малолетних проституток, которые идут на панель вовсе не из-за куска хлеба, а мечтая о шикарной жизни?

Кроме того, для дворянок светские рауты и визиты были не просто увеселением. Выражаясь современным языком, это были "общественные связи", public relations. Вращаясь в светском обществе, дамы помогали своим родственникам и другим протеже налаживать контакты, нередко способствовали их продвижению по службе. В определенном смысле это была их "работа". Сейчас же подавляющее большинство женщин так не живет, и жизнь Барби вполне справедливо воспринимается детьми, как сплошная праздность. На что ребенок и будет подсознательно нацеливаться, перенося модели ролевой игры в реальность.

Причем тут уроки, помощь по дому, уход за младшим братом или сестрой?

Я уж не говорю о том, что внешний облик человека является отражением его сущности. Нельзя выкрасить волосы в зеленый цвет, вдеть по три серьги в каждое ухо, нос, губу и язык и при этом быть серьезным юношей, не вылезающим из библиотек и консерватории. Вернее, попробовать, конечно, можно, но что-то обязательно перевесит. Причем скорее перевесит девиантная составляющая, поскольку любителю классической музыки (а следовательно, гармонии) дисгармония и уродство будут глубоко противны. Ему, вообще-то, и в голову не придет изображать из себя панка.

Так и внешний облик Барби предполагает определенную линию поведения. Не забывайте, с какой целью была когда-то создана эта кукла.

Не успела я написать эти строчки, как жизнь подбросила свежий пример в лице 11-летней Алины, которую привела на занятия в наш психологический кукольный театр мама, обеспокоенная тем, что у дочери в дневнике сплошные двойки, и к тому же еще не клеятся отношения ни с родителями, ни с младшей сестренкой, ни с одноклассниками.

Алина приносила на занятия целую кучу Барби и Кенов, изображая себя оторвой с рыже-фиолетовыми волосами и старательно подражая интонациям героинь западных мультфильмов и телесериалов. Остальные персонажи были ничуть не лучше. Когда Алина показывала на ширме кукольного театра свои конфликты с одноклассницами или сестрой, создавалось впечатление, что ссорятся проститутки. Они делили "дружков", завидовали чужим "шмоткам". И даже вроде бы раскаявшись, не упускали случая сказать друг дружке какую-нибудь гадость. Вот, например, Алина показывает сцену примирения двух сестричек. Они ссорились из-за платьев, а Алина, по нашему заданию, должна была научить их жить дружно.

Первая сестричка: "Ну, вообще-то, у меня платье тоже ничего, модное, в дорогом магазине куплено. Но твое мне все-таки нравится. Ты мне его дашь поносить?"

Вторая (напоминаю, что демонстрируется пример ХОРОШЕГО поведения!): "Дам. (Сквозь зубы) Когда похудеешь." Внешне же девочка была антиподом своей героини: сутулой, свехзастенчивой, типичным гадким утенком. Только лебедь, которым утенок мечтал стать, когда вырастет, был из "Ямы" Куприна, а не из сказки Андерсена.


bilet-17-primernie-otveti-na-profilnie-bileti-e-a-eremin-a-p-shestakov.html
bilet-18-primernie-otveti-na-profilnie-bileti-e-a-eremin-a-p-shestakov.html
bilet-19-primernie-otveti-na-profilnie-bileti-e-a-eremin-a-p-shestakov.html
bilet-2-otdelenie-svyashennosluzhitelej-posobie-dlya-uchashihsya.html
bilet-20-ekzamenacionnie-otveti-po-kse.html
bilet-21-1-mezhlichnostnie-konflikti-ih-konstruktivnoe-razreshenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/inogda-mne-kazhetsya-chto-nasha-vselennaya-lish-epigraf-k-drugoj-kuda-bolee-masshtabnoj-i-soderzhatelnoj-vselennoj-fragment-pripayannij-na-skoruyu-ruku-mezhdu-zag-stranica-8.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-xlviii-zhizn-devida-kopperfilda-rasskazannaya-im-samim-glavi-xxx-lxiv.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/posleubojnaya-veterinarno-sanitarnaya-ekspertiza-organov-i-tush-selskohozyajstvennih-zhivotnih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moyo-vospriyatie-obrazov-pomeshikov-v-poeme-n-v-gogolya-mertvie-dushi-sovremennik-pushkina-gogol-sozdaval-svoi-proizvedeniya-v-teh-istoricheskih-usloviyah-kotorie.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080105-finansi-i.html
  • institute.bystrickaya.ru/gmo-i-gomo-sapiens-chast-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-pejzazh-ego-istoki-i-razvitie-7-chast-zarozhdenie-i-razvitie-pejzazha-v-gollandii-14.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-stervi-seriya-tolko-dlya-zhenshin-stranica-9.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnie-zapiski-stranica-8.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12-razrabotka-proektov-byudzhetov-kodeks-respubliki-kazahstan-ot-24-aprelya-2004-goda-n-548.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-lekciyah-soderzhatsya-risunki-pereformatirovat-dok-t-nado-s-umom-o-enya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-godovoj-doklad-mou-nsh-ds-43-za-2009-2010-uchebnij-god-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-e-instrukciya-po-soblyudeniyu-trebovanij-k-zhiznennomu-ciklu-ear-ear-modifikacii-ear.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-radaev-prisutstvovali.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/magadanskaya-pravda.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obemi-finansirovaniya-meropriyatij-federalnoj-celevoj-programmi-izmeneni-ya-kotorie-vnosyatsya-v-postanovlenie-pravitelstva.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/energeticheskoe-mashinostroenie-i-elektrotehnika-poluchatel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-respublike-kazahstan.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poeticheskij-dialog-benilyuksa-i-rossii-stranica-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-gosudarstvennij-universitet-tehnologij-i-upravleniya.html
  • school.bystrickaya.ru/arhitektura-moskovskogo-metropolitena-chast-7.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-i-metodika-prepodavaniya-socialnih-disciplin-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-dvojnik-cheloveka-i-istoki-bliznechnogo-kulta-vsem-znakomo-radostnoe-chuvstvo-ohvativayushee-cheloveka-pri-priblizhenii.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-studencheskogo-nauchnogo-kruzhka-pri-kafedre-anesteziologii-reanimatologii-orgma.html
  • assessments.bystrickaya.ru/determiniruyushih-davnost-mehanicheskoj-travmi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-pro-lisu-i-zajca-stranica-15.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-4-obshestvennaya-iniciativa-grazhdanin-i-armiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/gumanisticheskoe-napravlenie-v-vospitanii-i-obrazovanii-v-deyatelnosti-va-suhomlinskogo-chast-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regionalnaya-internet-zhurnalistika-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-na-materiale-kontent-analiza-tverskih-internet-resursov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-v-shesti-tomah-stranica-17.html
  • lecture.bystrickaya.ru/42-ocenka-tochnosti-provedennih-izmerenij-voenmeh-s-l-smekalov-d-l-fedorov-geoinformacionnie-tehnologii.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-2-kursa-vseh-specialnostej-moskva-2006.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-i-lenin-neodnokratno-podcherkival-chto-socializm-silen-siloj-primera-isila-primera-strani-sovetov-v-tom-chto-strana-pobedivshego-socializma-stala-poistine-kraeugolnim-kamnem-izmenenij-politicheskoj-i-ekonomiche.html
  • testyi.bystrickaya.ru/424-formirovanie-uud-sredstvami-uchebnogo-predmeta-matematika-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-umk.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-248-soglasovanie-edinih-ekspertnih-podhodov-k-provedeniyu-ekspertizi-kmp-metodom-ate-kmp.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.