Беспалько Владимир Павлович
.RU

Беспалько Владимир Павлович


БЕСПАЛЬКО В.П. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ (ПЕДАГОГИКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)

Беспалько Владимир Павлович Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)
Подзаголовок этой книги «Педагогика третьего тысячелетия» хотя и звучит несколько претенциозно, однако наиболее точно отражает то новое, что удалось автору открыть в итоге его почти полувековой научно-исследовательской работы в образовании. Это радикально новый подход ко всей образовательной работе, открывшийся с приходом в наш мир компьютеров. Это реальная возможность индивидуализации образования путем персонализации обучения, это переход педагогической науки от педагогических проповедей к проектированию оптимальных педагогических процессов, это достижение всеми учащимися высокого уровня мастерства в изучаемых ими предметах, это, наконец, превращение образования из, порой, тяжкой повинности в радостное занятие на всю жизнь.

Предлагаемую книгу, в связи со сказанным, можно рассматривать как введение в такую педагогику.
Предисловие
Будущее образования это образование со все большей долей участия компьютеров. Необходимость обеспечения полноценного участия компьютера в процессах образования и обучения это основной путь и стимул развития педагогической науки и практики. Это как раз та потребность, о которой известный мыслитель сказал, что она продвигает науку быстрее, чем десяток университетов.

Существенно при этом изменятся профессия учителя, структура, содержание и качество всего образования. Это эпохальное преобразование образования не произойдет, однако, самопроизвольно — его надо подготовить и осуществить преднамеренно и осознанно. Для этого, прежде всего, необходима адекватная педагогическая теория.

Эта книга — результат почти полувекового труда автора в данном направлении претендует на эту роль. Ее название требует некоторого предварительного пояснения. Почему в названии книги говорится «с участием компьютеров», а не «с помощью компьютеров» как это традиционно принято говорить? Все дело в том, что компьютерная техника достигла к концу XX века такого уровня своего развития, что компьютер, как это показано в книге, будучи применен в его полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-воспитательного процесса.

До сих пор компьютер все еще используется преподавателем как приспособление в его деятельности, поэтому мы говорим «с помощью компьютера».

В книге разработано такое психолого-педагогическое обеспечение компьютера, что он может рассматриваться как равноправный, наряду с учителем участник процесса обучения и образования, а поэтому — «с участием компьютера».

Хочется провести здесь некоторую историческую параллель. В XVII веке известному чешскому педагогу Я. А. Коменскому удалось увидеть огромные потенциальные возможности только что изобретенного книгопечатания в радикальном усовершенствовании существовавшего в то время догматического метода обучения, когда лишь учитель владел книгой, читал ее вслух на уроке, а учащиеся зазубривали прочитанное им. Методику применения книги самими учащимися в обучении он назвал «Дидахографией» — от Дидактика и Типография.

Пройдя сложный путь развития, дидахография обслуживает нас и поныне. Нисколько не претендуя на педагогические лавры Коменского, можно сказать, что сегодня к Дидахографии присоединяется «Компьютика» — от Компьютер и Педагогика.

Педагогика сложилась как наука о деятельности учителя, а Компьютика это наука о совместной деятельности учителя и компьютера в образовательном процессе. На этой основе складывается содержание педагогической науки XXI века и, может быть, всего третьего тысячелетия. Появится новая педагогическая профессия — специалист (может быть, методист) по разработке психолого-педагогического обеспечения компьютерных обучающих систем, и тогда компьютер займет в системах обучения и образования свое достойное место, а образование станет существенным средством гуманизации общества.
Введение
Мы все учились понемногу:

Чему-нибудь и как-нибудь.

А. С. Пушкин

Но почему, несмотря на старания наших учителей, мы так плохо учились? Потому, что из всех многообразных видов деятельности, которыми заняты люди, ни в одной из них практика так не далека от теории, как в образовании. Несмотря на то, что современная психологическая и педагогическая науки проявляют большую настойчивость в раскрытии природы образовательного процесса и наработали в этой области значительный материал, практическое обучение и воспитание людей все еще осуществляются с ориентировкой на примитивный здравый смысл и первозданные инстинктивные (еще от Адама и Евы) методы передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Несмотря на то, что эффективность этих методов самая минимальная из всех возможных в настоящее время, другие методы обучения и воспитания человека, намного более эффективные, найденные путем интенсивных научных исследований тысяч и тысяч психологов и педагогов, к сожалению, мало или совсем не знакомы школьному учителю и даже университетскому профессору. Невостребованность психолого-педагогической науки практикой является величайшим парадоксом нашей жизни, поскольку ни в одной другой области человеческой деятельности этого уже не наблюдается (за исключением отдельных акций в политике). Объяснять это явление тем, что поскольку преподаватели никак не отвечают за качество своей работы и за успеваемость учащихся, постольку они не интересуются педагогической наукой, означало бы сильно упрощать картину и видеть только ее отдельный фрагмент. Да, в этих условиях преподавателю незачем изучать педагогическую теорию, он вполне может обходиться своими педагогическими инстинктами. Критики, однако, не хотят замечать и того факта, что, если бы учитель даже изучил современные психологическую и педагогическую теории образования и обучения, то он все равно бы не сумел применить их рекомендации на практике. Когда один учитель управляет учением трех-четырех десятков учащихся, ему не до педагогических тонкостей различных теорий. Только в строго индивидуализированном процессе обучения можно осуществить личностный подход к управлению учением каждого учащегося и в этом учитель сегодня получает достойного коллегу — современный компьютер, единственно кому посильна задача индивидуализации обучения в массовом образовании. Это, однако, не означает, что принесенный в классную комнату компьютер, немедленно начинает свою педагогическую революцию. Это может сделать только такой компьютер, в память которого заложено специальное психолого-педагогическое обеспечение, излагаемое пока только в этой книге.

Читателями этой книги будут либо вчерашние школьники — сегодняшние студенты, либо профессиональные учителя, либо разного уровня руководители образования и научные работники, изучающие закономерности образования. Хочется надеяться, что ее перелистают и компьютерные «гуру», программирующие материалы для компьютерного обучения. Понятно, что у каждой из этих категорий читателей свое представление об образовании: у одних житейское и интуитивное, у других практическое или научное. Однако можно с уверенностью сказать, что ни у тех, ни у других еще не сложилось целостного научного представления об образовании и образовательной деятельности. И это потому, что они еще не изучили (подчеркиваю: изучили) содержание этой книги, единственной на сегодняшний день излагающей целостную и законченную общую теорию образования в условиях все углубляющейся компьютеризации всей человеческой интеллектуальной деятельности. Мы говорим «общую теорию», так как она раскрывает общие закономерности образования одинаково справедливые для любого его уровня: от детского сада до докторантуры. Мы говорим «теорию», так как образовательные процессы, построенные по описаниям этой книги, обладают, во-первых, свойством гарантированности заранее заданного качества обучения и образования и, во-вторых, свойством многократной воспроизводимости этого качества. Материал, излагаемый в этой книге, опирается на хорошо исследованные факты и явления, изучаемые науками о человеке — от социологии до генетики. На этой естественнонаучной основе выводятся закономерности и правила построения столь же естественных процессов воспитания, обучения и развития человеческой личности. При этом точно определяется место, роль и функции учителя и компьютера в их кооперированной педагогической деятельности. Вне такой кооперации просто немыслимо будущее развитие образования. Иногда, читая книгу, вам будет казаться, что предлагаемые в книге правила и методы построения процесса обучения противоречат вашему здравому смыслу, тогда надо вспомнить слова одного великого мудреца о том, что если бы здравый смысл мог раскрывать действительную природу вещей, никакая наука человеку была бы не нужна. В настоящее время еще только в образовании господствует здравый смысл при принятии решений о различных его реформах и это, кроме гигантских выброшенных на ветер средств и сумятицы в умах и делах, ничего не дает. Образование во всем мире, принципы которого были заложены тысячелетиями тому назад, до сих пор опирается на примитивный здравый смысл. Однако обострившиеся в конце второго тысячелетия кризисные явления в образовании и неудачи в их преодолении старыми добрыми методами здравого рассуждения все больше побуждают работников образования, к поиску и применению научных подходов к преодолению кризисов. Прочитав и изучив эту книгу, вы сумеете понять, насколько лучше могли бы сложиться и ваша жизнь и судьба, если бы ваше образование направлялось бы не умозрительными и житейскими представлениями ваших учителей и воспитателей, а наукой об образовании. Может быть, ваше осознание личных потерь побудит вас улучшить существующее образование таким образом, как это предлагается наукой, чтобы вашим детям и внукам (а может быть, еще и вам самим) плоды образования стали бы сладкими и желанными, а их собирание легким и радостным.

Конечно, как и всякая наука, наука об образовании не стоит на месте и не есть догма на все времена. Она все время развивается и обогащается новыми открытиями. Поэтому в этой книге не все разделы одинаково полно разработаны: в одних дело доведено до прямых практических приложений, в других — только намечены принципы и пути необходимых исследований и разработок, которые могут стать вашими будущими научными плодами.

Поскольку эта книга замыслена как учебник, а не монография, в ее тексте минимально используются цитаты, ссылки на источники и списки литературы, в которых авторы находят поддержку своим построениям. Тем не менее сведущий читатель может узнать в тексте влияние на выводы автора многочисленных научных и литературных источников, сведенных вместе и проинтегрированных в единую и последовательную теорию.

И последнее: можно ли считать, что в данной книге-учебнике излагаются методы построения наилучшего процесса обучения? На что надо ответить так: наилучшего процесса вообще, безотносительно к заранее заданным критериям и ресурсам, не существует. Книга излагает, как построить наилучший процесс обучения при заданных условиях.

Этим предисловием сделана попытка объяснить то, что от участников образовательного процесса, учеников, учителей и родителей, к сожалению, скрыто за фасадами школьных зданий и дверями административных кабинетов: отсутствие научной базы образования и практически полный волюнтаризм принимаемых решений о путях его развития. Этот же волюнтаризм поразил, к сожалению, и процесс компьютеризации образования. Ученики и их родители думают, что учитель знает, что он делает в классе. А учитель действует, в основном, по наитию, выполняя предписанные ему сверху программы. Он, в свою очередь, думает, что составители программ знают, что они делают. Никто не задает вопросов «почему» и «зачем», а в результате создается ситуация полной безысходности для всех участников образования, которую они пытаются не замечать.

В предлагаемой книге все острые и неудобные вопросы задаются открыто и предлагаются ответы на них с позиций современной педагогической науки. И это, мы считаем, единственно реальный путь преобразования образования в разумную человеческую деятельность.

blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-prityazhenie-kuzbassa-uzhe-358-detej-v-vozraste-do-18-let-prozhivayushih-v.html
blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-rossiya-obedinyaet-vseh-v-lyubov-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-vazhno-bit-vmeste-otdelenie-vihazhivaniya-nedonoshennih-detej-altajskoj.html
blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-vot-takoe-tro-lo-lo-nedavno-v-bolshom-planetarii-moskvi-sostoyalas-blagotvoritelnaya.html
blagotvoritelnost-i-dobrovolchestvo.html
blagotvoritelnost-po-ofisnoj-podpiske-zakon-est-zakon.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sformirovat-u-uchashihsya-predstavlenie-o-vitaminah-ih-roli-dlya-zhivih-organizmov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/36-analiz-s-ispolzovaniem-finansovih-koefficientov-eta-kniga-yavlyaetsya-bazovim-uchebnikom-po-kursu-finansov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-restoranno-gostinichnogo-biznesa-turizma-moskva-2009-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-vzaimodejstvie-mezhdu-mehanizmom-posrednichestva-po-biobezopasnosti-i-mehanizmom-posrednichestva-v-ramkah-konvencii.html
  • klass.bystrickaya.ru/9tendenciya-razvitiya-i-vozmozhnosti-primeneniya-upravlencheskih-informacionnih-sistem-na-obekte-upravleniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-nachalnika-otdela-mvd-rossii-po-turuhanskomu-rajonu-polkovnika-policii-s-m-abramova-pered-predstavitelnimi-organami-turuhanskogo-rajona-uvazhaemie-deputati-rajonnogo-soveta.html
  • credit.bystrickaya.ru/ochno-zaochnaya-forma-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-matematicheskaya-ekonomika-kod-i-nazvanie-disciplini.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s-okmo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doma-romanovih-kto-naslednik-rossijskogo-prestola.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obed-stendovie-dokladi-1200-2000-sekciya-b-xxi-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-po-fotoelektronike.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-xxv-obrashenie-sudebnih-reshenij-k-ispolneniyu-uchebnik-pod-redakciej-chlena-korrespondenta-akademii-pravovih.html
  • books.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-oblastnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-v-saratovskoj-oblasti-na-period-do-2020-goda-pasport-programmi-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/unit-15-the-media-metodicheskie-materiali-k-uchebniku-america.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-fopel-k-kak-nauchit-detej-sotrudnichat-psihologicheskie-igri-i-uprazhneniya-prakticheskoe-posobie-per.html
  • student.bystrickaya.ru/31-metodicheskie-ukazaniya-tehnologiya-obucheniya-v-sovremennoj-gumanitarnoj-akademii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referati-publikuemih-statej.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-bitie-cheloveka-v-kulture-2-antropogenez-vehi-istoricheskoj-i-kulturnoj-evolyucii-cheloveka-14.html
  • control.bystrickaya.ru/bitiyo-opredelyaet-soznanie-stranica-18.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/moreya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-arhivnogo-dela-v-ukraine-vek-xx-mezhdunarodnij-sovet-arhivov.html
  • klass.bystrickaya.ru/bankovskoe-delo-chast-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-soblyudenii-zhilishnih-prav-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-altajskom-krae-v-2011-godu.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-shirokih-t-a-zamestitelya-direktora-po-uvr-gou-sosh-324.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-avtotraktornij-transport-dlya-studentov-4-kursa-specialnosti-190205-podemno-transportnie-stroitelnie-dorozhnie-mashini-i-oborudovanie-sm.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-socialno-psihologicheskaya-harakteristika-professionalnoj-deyatelnosti-yurista-trebovaniya-predyavlyaemie-k-ego-lichnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glavarem-shajki-mislenno-zadal-sebe-vopros-kto-zhe-etot-chelovek-bezumec-kniga-pervaya-more-i-noch.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelnaya-baza-po-pravam-rebyonka-v-rb-predstavlena.html
  • lesson.bystrickaya.ru/semya-dyuma.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/so-vremeni-nachala-privatizacii-i-po-sej-den-razlichnie-gosudarstvennie-deyateli-i-ih-ideologi-neustanno-ubezhdayut-narod-chto-gosudarstvennaya-sobstvennost-eto-p.html
  • assessments.bystrickaya.ru/en-obshie-matematicheskie-i-estestvennonauchnie-disciplini.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sredstva-obucheniya-metodicheskie-rekomendacii-studentu-zaochniku-ekonomicheskogo-fakulteta-specialnost-080115.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-promezhutochnogo-kontrolya-navikov-i-umenij-uchashihsya-v-ustnoj-rechi-kursovaya-rabota.html
  • literature.bystrickaya.ru/beresheg-zhotii-turali-anitama.html
  • control.bystrickaya.ru/devalvaciya-bet-rekordi-gazeta-ria-novosti-ami-tass-11-01-2009.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-p-kulish-bil-izbran-pochetnim-doktorom-city-university-london-velikobritaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.