.RU

Беспалько Владимир Павлович


БЕСПАЛЬКО В.П. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ (ПЕДАГОГИКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)

Беспалько Владимир Павлович Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)
Подзаголовок этой книги «Педагогика третьего тысячелетия» хотя и звучит несколько претенциозно, однако наиболее точно отражает то новое, что удалось автору открыть в итоге его почти полувековой научно-исследовательской работы в образовании. Это радикально новый подход ко всей образовательной работе, открывшийся с приходом в наш мир компьютеров. Это реальная возможность индивидуализации образования путем персонализации обучения, это переход педагогической науки от педагогических проповедей к проектированию оптимальных педагогических процессов, это достижение всеми учащимися высокого уровня мастерства в изучаемых ими предметах, это, наконец, превращение образования из, порой, тяжкой повинности в радостное занятие на всю жизнь.

Предлагаемую книгу, в связи со сказанным, можно рассматривать как введение в такую педагогику.
Предисловие
Будущее образования это образование со все большей долей участия компьютеров. Необходимость обеспечения полноценного участия компьютера в процессах образования и обучения это основной путь и стимул развития педагогической науки и практики. Это как раз та потребность, о которой известный мыслитель сказал, что она продвигает науку быстрее, чем десяток университетов.

Существенно при этом изменятся профессия учителя, структура, содержание и качество всего образования. Это эпохальное преобразование образования не произойдет, однако, самопроизвольно — его надо подготовить и осуществить преднамеренно и осознанно. Для этого, прежде всего, необходима адекватная педагогическая теория.

Эта книга — результат почти полувекового труда автора в данном направлении претендует на эту роль. Ее название требует некоторого предварительного пояснения. Почему в названии книги говорится «с участием компьютеров», а не «с помощью компьютеров» как это традиционно принято говорить? Все дело в том, что компьютерная техника достигла к концу XX века такого уровня своего развития, что компьютер, как это показано в книге, будучи применен в его полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-воспитательного процесса.

До сих пор компьютер все еще используется преподавателем как приспособление в его деятельности, поэтому мы говорим «с помощью компьютера».

В книге разработано такое психолого-педагогическое обеспечение компьютера, что он может рассматриваться как равноправный, наряду с учителем участник процесса обучения и образования, а поэтому — «с участием компьютера».

Хочется провести здесь некоторую историческую параллель. В XVII веке известному чешскому педагогу Я. А. Коменскому удалось увидеть огромные потенциальные возможности только что изобретенного книгопечатания в радикальном усовершенствовании существовавшего в то время догматического метода обучения, когда лишь учитель владел книгой, читал ее вслух на уроке, а учащиеся зазубривали прочитанное им. Методику применения книги самими учащимися в обучении он назвал «Дидахографией» — от Дидактика и Типография.

Пройдя сложный путь развития, дидахография обслуживает нас и поныне. Нисколько не претендуя на педагогические лавры Коменского, можно сказать, что сегодня к Дидахографии присоединяется «Компьютика» — от Компьютер и Педагогика.

Педагогика сложилась как наука о деятельности учителя, а Компьютика это наука о совместной деятельности учителя и компьютера в образовательном процессе. На этой основе складывается содержание педагогической науки XXI века и, может быть, всего третьего тысячелетия. Появится новая педагогическая профессия — специалист (может быть, методист) по разработке психолого-педагогического обеспечения компьютерных обучающих систем, и тогда компьютер займет в системах обучения и образования свое достойное место, а образование станет существенным средством гуманизации общества.
Введение
Мы все учились понемногу:

Чему-нибудь и как-нибудь.

А. С. Пушкин

Но почему, несмотря на старания наших учителей, мы так плохо учились? Потому, что из всех многообразных видов деятельности, которыми заняты люди, ни в одной из них практика так не далека от теории, как в образовании. Несмотря на то, что современная психологическая и педагогическая науки проявляют большую настойчивость в раскрытии природы образовательного процесса и наработали в этой области значительный материал, практическое обучение и воспитание людей все еще осуществляются с ориентировкой на примитивный здравый смысл и первозданные инстинктивные (еще от Адама и Евы) методы передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Несмотря на то, что эффективность этих методов самая минимальная из всех возможных в настоящее время, другие методы обучения и воспитания человека, намного более эффективные, найденные путем интенсивных научных исследований тысяч и тысяч психологов и педагогов, к сожалению, мало или совсем не знакомы школьному учителю и даже университетскому профессору. Невостребованность психолого-педагогической науки практикой является величайшим парадоксом нашей жизни, поскольку ни в одной другой области человеческой деятельности этого уже не наблюдается (за исключением отдельных акций в политике). Объяснять это явление тем, что поскольку преподаватели никак не отвечают за качество своей работы и за успеваемость учащихся, постольку они не интересуются педагогической наукой, означало бы сильно упрощать картину и видеть только ее отдельный фрагмент. Да, в этих условиях преподавателю незачем изучать педагогическую теорию, он вполне может обходиться своими педагогическими инстинктами. Критики, однако, не хотят замечать и того факта, что, если бы учитель даже изучил современные психологическую и педагогическую теории образования и обучения, то он все равно бы не сумел применить их рекомендации на практике. Когда один учитель управляет учением трех-четырех десятков учащихся, ему не до педагогических тонкостей различных теорий. Только в строго индивидуализированном процессе обучения можно осуществить личностный подход к управлению учением каждого учащегося и в этом учитель сегодня получает достойного коллегу — современный компьютер, единственно кому посильна задача индивидуализации обучения в массовом образовании. Это, однако, не означает, что принесенный в классную комнату компьютер, немедленно начинает свою педагогическую революцию. Это может сделать только такой компьютер, в память которого заложено специальное психолого-педагогическое обеспечение, излагаемое пока только в этой книге.

Читателями этой книги будут либо вчерашние школьники — сегодняшние студенты, либо профессиональные учителя, либо разного уровня руководители образования и научные работники, изучающие закономерности образования. Хочется надеяться, что ее перелистают и компьютерные «гуру», программирующие материалы для компьютерного обучения. Понятно, что у каждой из этих категорий читателей свое представление об образовании: у одних житейское и интуитивное, у других практическое или научное. Однако можно с уверенностью сказать, что ни у тех, ни у других еще не сложилось целостного научного представления об образовании и образовательной деятельности. И это потому, что они еще не изучили (подчеркиваю: изучили) содержание этой книги, единственной на сегодняшний день излагающей целостную и законченную общую теорию образования в условиях все углубляющейся компьютеризации всей человеческой интеллектуальной деятельности. Мы говорим «общую теорию», так как она раскрывает общие закономерности образования одинаково справедливые для любого его уровня: от детского сада до докторантуры. Мы говорим «теорию», так как образовательные процессы, построенные по описаниям этой книги, обладают, во-первых, свойством гарантированности заранее заданного качества обучения и образования и, во-вторых, свойством многократной воспроизводимости этого качества. Материал, излагаемый в этой книге, опирается на хорошо исследованные факты и явления, изучаемые науками о человеке — от социологии до генетики. На этой естественнонаучной основе выводятся закономерности и правила построения столь же естественных процессов воспитания, обучения и развития человеческой личности. При этом точно определяется место, роль и функции учителя и компьютера в их кооперированной педагогической деятельности. Вне такой кооперации просто немыслимо будущее развитие образования. Иногда, читая книгу, вам будет казаться, что предлагаемые в книге правила и методы построения процесса обучения противоречат вашему здравому смыслу, тогда надо вспомнить слова одного великого мудреца о том, что если бы здравый смысл мог раскрывать действительную природу вещей, никакая наука человеку была бы не нужна. В настоящее время еще только в образовании господствует здравый смысл при принятии решений о различных его реформах и это, кроме гигантских выброшенных на ветер средств и сумятицы в умах и делах, ничего не дает. Образование во всем мире, принципы которого были заложены тысячелетиями тому назад, до сих пор опирается на примитивный здравый смысл. Однако обострившиеся в конце второго тысячелетия кризисные явления в образовании и неудачи в их преодолении старыми добрыми методами здравого рассуждения все больше побуждают работников образования, к поиску и применению научных подходов к преодолению кризисов. Прочитав и изучив эту книгу, вы сумеете понять, насколько лучше могли бы сложиться и ваша жизнь и судьба, если бы ваше образование направлялось бы не умозрительными и житейскими представлениями ваших учителей и воспитателей, а наукой об образовании. Может быть, ваше осознание личных потерь побудит вас улучшить существующее образование таким образом, как это предлагается наукой, чтобы вашим детям и внукам (а может быть, еще и вам самим) плоды образования стали бы сладкими и желанными, а их собирание легким и радостным.

Конечно, как и всякая наука, наука об образовании не стоит на месте и не есть догма на все времена. Она все время развивается и обогащается новыми открытиями. Поэтому в этой книге не все разделы одинаково полно разработаны: в одних дело доведено до прямых практических приложений, в других — только намечены принципы и пути необходимых исследований и разработок, которые могут стать вашими будущими научными плодами.

Поскольку эта книга замыслена как учебник, а не монография, в ее тексте минимально используются цитаты, ссылки на источники и списки литературы, в которых авторы находят поддержку своим построениям. Тем не менее сведущий читатель может узнать в тексте влияние на выводы автора многочисленных научных и литературных источников, сведенных вместе и проинтегрированных в единую и последовательную теорию.

И последнее: можно ли считать, что в данной книге-учебнике излагаются методы построения наилучшего процесса обучения? На что надо ответить так: наилучшего процесса вообще, безотносительно к заранее заданным критериям и ресурсам, не существует. Книга излагает, как построить наилучший процесс обучения при заданных условиях.

Этим предисловием сделана попытка объяснить то, что от участников образовательного процесса, учеников, учителей и родителей, к сожалению, скрыто за фасадами школьных зданий и дверями административных кабинетов: отсутствие научной базы образования и практически полный волюнтаризм принимаемых решений о путях его развития. Этот же волюнтаризм поразил, к сожалению, и процесс компьютеризации образования. Ученики и их родители думают, что учитель знает, что он делает в классе. А учитель действует, в основном, по наитию, выполняя предписанные ему сверху программы. Он, в свою очередь, думает, что составители программ знают, что они делают. Никто не задает вопросов «почему» и «зачем», а в результате создается ситуация полной безысходности для всех участников образования, которую они пытаются не замечать.

В предлагаемой книге все острые и неудобные вопросы задаются открыто и предлагаются ответы на них с позиций современной педагогической науки. И это, мы считаем, единственно реальный путь преобразования образования в разумную человеческую деятельность.

blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-prityazhenie-kuzbassa-uzhe-358-detej-v-vozraste-do-18-let-prozhivayushih-v.html
blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-rossiya-obedinyaet-vseh-v-lyubov-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-vazhno-bit-vmeste-otdelenie-vihazhivaniya-nedonoshennih-detej-altajskoj.html
blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-vot-takoe-tro-lo-lo-nedavno-v-bolshom-planetarii-moskvi-sostoyalas-blagotvoritelnaya.html
blagotvoritelnost-i-dobrovolchestvo.html
blagotvoritelnost-po-ofisnoj-podpiske-zakon-est-zakon.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gipertimno-eksplozivnij-tip-psihopatii-i-akcentuacii-haraktera-u-podrostkov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soglasovano-nachalnik-uot-r-r-zinnatullin.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-rst-rb-za-1-polugodie-2011-goda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-delovogo-obsheniya-s-predstavitelyami-arabskih-stran-chast-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-organizacii-stroitelstva-razrabotan-ooo-proektno-smetnoe-byuro-po-proektirovaniyu-obektov-dorozhnogo-hozyajstva.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/umozaklyuchenie-psihofizicheskaya-problema-10.html
  • books.bystrickaya.ru/celevie-ustanovki-konkursa-proekt-moe-otechestvo-po-razvitiyu-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detej-i-molodezhi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-ishod-kurs-lekcij-izdatelstvo-pravoslavnogo-svyato-tihonovskogo-gumanitarnogo-universiteta-moskva.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-filiala-mkou-shgo-shalinskaya-sosh-90.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-korrupciogennie-faktori-i-ih-likvidaciya-1-instituti-grazhdanskogo-obshestva-po-protivodejstviyu-korrupcii.html
  • urok.bystrickaya.ru/preduprezhden-znachit-vooruzhen-gazeta-kraevie-novosti-30072011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-5-avgusta-2011-g.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priklyucheniya-erasta-fandorina-v-xix-veke-stranica-36.html
  • turn.bystrickaya.ru/pnn-ou-dstemelk-keshen-dniezhzn-ekonomikali-leumettk-geografiyasi-5v011600-geografiyamamandii-shn-ou-dstemelk-materialdari.html
  • essay.bystrickaya.ru/biodiversity-and-climate-change-contact-officer-for-national-report-if-different-from-above.html
  • spur.bystrickaya.ru/kodeks-respubliki-kazahstan-ot-24-aprelya-2004-goda-n-548-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ritorika-obraza-rolan-bart-izbrannie-raboti-semiotika-poetika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-prepodavatelyu-rabota-v-malih-gruppah-ispolzujte-etu-tehniku-prepodavaniya-dlya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dan-2004-t-399-4-s551-553-nazvanie-izdatelstvo-zhurnal.html
  • books.bystrickaya.ru/egorevskaya-centralnaya-rajonnaya-bolnica-stranica-17.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/55-samostoyatelnoe-izuchenie-razdelov-tem-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-260303-tehnologiya-moloka-i-molochnih-produktov-stranica-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-organizacii-uchebno-vospitatelnogo-processa-v-pervom-klasse-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-tema-zhanr-horovogo-koncerta-v-istorii-russkoj-professionalnoj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologicheskaya-karta-na-vozvedenie-monolitnih-konstrukcij-tipovogo-etazha.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/institut-parlamentarizma-i-predprinimatelstva-stranica-8.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vklad-ukranskih-vchenih-v-rozvitok-kosmonavtiki-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obespechivayushaya-dopolnitelnuyu-uglublennuyu-podgotovku-po-predmetam-estestvennonauchnogo-profilya-5-9-klassi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-administracii-novgorodskoj-oblasti-ot-3-avgusta-2009-g-275-o-celevoj-programme-protivodejstviya-korrupcii-v-novgorodskoj-oblasti-na-2009-2013-godi.html
  • reading.bystrickaya.ru/licej-1.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rzhd-delaet-skidku-dlya-tranzita-kazahstanskogo-zerna-cherez-rossiyu-1-zasedanie-ekonomicheskogo-soveta-sng.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-n-patrakov-14-iyulya-2009-g-poryado-k.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-enciklopediya-prorochestvo-daniila-kniga-mi-bogi.html
  • college.bystrickaya.ru/100-vedushih-politikov-rossii-v-sentyabre-gosduma-rf-monitoring-smi-29-sentyabrya-2006-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dlya-molodezhi-i-shkolnikov-shag-v-budushee-stranica-8.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-cherti-oficialno-delovogo-stilya-vstuplenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.