.RU

Беспалько Владимир Павлович


БЕСПАЛЬКО В.П. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ (ПЕДАГОГИКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)

Беспалько Владимир Павлович Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)
Подзаголовок этой книги «Педагогика третьего тысячелетия» хотя и звучит несколько претенциозно, однако наиболее точно отражает то новое, что удалось автору открыть в итоге его почти полувековой научно-исследовательской работы в образовании. Это радикально новый подход ко всей образовательной работе, открывшийся с приходом в наш мир компьютеров. Это реальная возможность индивидуализации образования путем персонализации обучения, это переход педагогической науки от педагогических проповедей к проектированию оптимальных педагогических процессов, это достижение всеми учащимися высокого уровня мастерства в изучаемых ими предметах, это, наконец, превращение образования из, порой, тяжкой повинности в радостное занятие на всю жизнь.

Предлагаемую книгу, в связи со сказанным, можно рассматривать как введение в такую педагогику.
Предисловие
Будущее образования это образование со все большей долей участия компьютеров. Необходимость обеспечения полноценного участия компьютера в процессах образования и обучения это основной путь и стимул развития педагогической науки и практики. Это как раз та потребность, о которой известный мыслитель сказал, что она продвигает науку быстрее, чем десяток университетов.

Существенно при этом изменятся профессия учителя, структура, содержание и качество всего образования. Это эпохальное преобразование образования не произойдет, однако, самопроизвольно — его надо подготовить и осуществить преднамеренно и осознанно. Для этого, прежде всего, необходима адекватная педагогическая теория.

Эта книга — результат почти полувекового труда автора в данном направлении претендует на эту роль. Ее название требует некоторого предварительного пояснения. Почему в названии книги говорится «с участием компьютеров», а не «с помощью компьютеров» как это традиционно принято говорить? Все дело в том, что компьютерная техника достигла к концу XX века такого уровня своего развития, что компьютер, как это показано в книге, будучи применен в его полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-воспитательного процесса.

До сих пор компьютер все еще используется преподавателем как приспособление в его деятельности, поэтому мы говорим «с помощью компьютера».

В книге разработано такое психолого-педагогическое обеспечение компьютера, что он может рассматриваться как равноправный, наряду с учителем участник процесса обучения и образования, а поэтому — «с участием компьютера».

Хочется провести здесь некоторую историческую параллель. В XVII веке известному чешскому педагогу Я. А. Коменскому удалось увидеть огромные потенциальные возможности только что изобретенного книгопечатания в радикальном усовершенствовании существовавшего в то время догматического метода обучения, когда лишь учитель владел книгой, читал ее вслух на уроке, а учащиеся зазубривали прочитанное им. Методику применения книги самими учащимися в обучении он назвал «Дидахографией» — от Дидактика и Типография.

Пройдя сложный путь развития, дидахография обслуживает нас и поныне. Нисколько не претендуя на педагогические лавры Коменского, можно сказать, что сегодня к Дидахографии присоединяется «Компьютика» — от Компьютер и Педагогика.

Педагогика сложилась как наука о деятельности учителя, а Компьютика это наука о совместной деятельности учителя и компьютера в образовательном процессе. На этой основе складывается содержание педагогической науки XXI века и, может быть, всего третьего тысячелетия. Появится новая педагогическая профессия — специалист (может быть, методист) по разработке психолого-педагогического обеспечения компьютерных обучающих систем, и тогда компьютер займет в системах обучения и образования свое достойное место, а образование станет существенным средством гуманизации общества.
Введение
Мы все учились понемногу:

Чему-нибудь и как-нибудь.

А. С. Пушкин

Но почему, несмотря на старания наших учителей, мы так плохо учились? Потому, что из всех многообразных видов деятельности, которыми заняты люди, ни в одной из них практика так не далека от теории, как в образовании. Несмотря на то, что современная психологическая и педагогическая науки проявляют большую настойчивость в раскрытии природы образовательного процесса и наработали в этой области значительный материал, практическое обучение и воспитание людей все еще осуществляются с ориентировкой на примитивный здравый смысл и первозданные инстинктивные (еще от Адама и Евы) методы передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Несмотря на то, что эффективность этих методов самая минимальная из всех возможных в настоящее время, другие методы обучения и воспитания человека, намного более эффективные, найденные путем интенсивных научных исследований тысяч и тысяч психологов и педагогов, к сожалению, мало или совсем не знакомы школьному учителю и даже университетскому профессору. Невостребованность психолого-педагогической науки практикой является величайшим парадоксом нашей жизни, поскольку ни в одной другой области человеческой деятельности этого уже не наблюдается (за исключением отдельных акций в политике). Объяснять это явление тем, что поскольку преподаватели никак не отвечают за качество своей работы и за успеваемость учащихся, постольку они не интересуются педагогической наукой, означало бы сильно упрощать картину и видеть только ее отдельный фрагмент. Да, в этих условиях преподавателю незачем изучать педагогическую теорию, он вполне может обходиться своими педагогическими инстинктами. Критики, однако, не хотят замечать и того факта, что, если бы учитель даже изучил современные психологическую и педагогическую теории образования и обучения, то он все равно бы не сумел применить их рекомендации на практике. Когда один учитель управляет учением трех-четырех десятков учащихся, ему не до педагогических тонкостей различных теорий. Только в строго индивидуализированном процессе обучения можно осуществить личностный подход к управлению учением каждого учащегося и в этом учитель сегодня получает достойного коллегу — современный компьютер, единственно кому посильна задача индивидуализации обучения в массовом образовании. Это, однако, не означает, что принесенный в классную комнату компьютер, немедленно начинает свою педагогическую революцию. Это может сделать только такой компьютер, в память которого заложено специальное психолого-педагогическое обеспечение, излагаемое пока только в этой книге.

Читателями этой книги будут либо вчерашние школьники — сегодняшние студенты, либо профессиональные учителя, либо разного уровня руководители образования и научные работники, изучающие закономерности образования. Хочется надеяться, что ее перелистают и компьютерные «гуру», программирующие материалы для компьютерного обучения. Понятно, что у каждой из этих категорий читателей свое представление об образовании: у одних житейское и интуитивное, у других практическое или научное. Однако можно с уверенностью сказать, что ни у тех, ни у других еще не сложилось целостного научного представления об образовании и образовательной деятельности. И это потому, что они еще не изучили (подчеркиваю: изучили) содержание этой книги, единственной на сегодняшний день излагающей целостную и законченную общую теорию образования в условиях все углубляющейся компьютеризации всей человеческой интеллектуальной деятельности. Мы говорим «общую теорию», так как она раскрывает общие закономерности образования одинаково справедливые для любого его уровня: от детского сада до докторантуры. Мы говорим «теорию», так как образовательные процессы, построенные по описаниям этой книги, обладают, во-первых, свойством гарантированности заранее заданного качества обучения и образования и, во-вторых, свойством многократной воспроизводимости этого качества. Материал, излагаемый в этой книге, опирается на хорошо исследованные факты и явления, изучаемые науками о человеке — от социологии до генетики. На этой естественнонаучной основе выводятся закономерности и правила построения столь же естественных процессов воспитания, обучения и развития человеческой личности. При этом точно определяется место, роль и функции учителя и компьютера в их кооперированной педагогической деятельности. Вне такой кооперации просто немыслимо будущее развитие образования. Иногда, читая книгу, вам будет казаться, что предлагаемые в книге правила и методы построения процесса обучения противоречат вашему здравому смыслу, тогда надо вспомнить слова одного великого мудреца о том, что если бы здравый смысл мог раскрывать действительную природу вещей, никакая наука человеку была бы не нужна. В настоящее время еще только в образовании господствует здравый смысл при принятии решений о различных его реформах и это, кроме гигантских выброшенных на ветер средств и сумятицы в умах и делах, ничего не дает. Образование во всем мире, принципы которого были заложены тысячелетиями тому назад, до сих пор опирается на примитивный здравый смысл. Однако обострившиеся в конце второго тысячелетия кризисные явления в образовании и неудачи в их преодолении старыми добрыми методами здравого рассуждения все больше побуждают работников образования, к поиску и применению научных подходов к преодолению кризисов. Прочитав и изучив эту книгу, вы сумеете понять, насколько лучше могли бы сложиться и ваша жизнь и судьба, если бы ваше образование направлялось бы не умозрительными и житейскими представлениями ваших учителей и воспитателей, а наукой об образовании. Может быть, ваше осознание личных потерь побудит вас улучшить существующее образование таким образом, как это предлагается наукой, чтобы вашим детям и внукам (а может быть, еще и вам самим) плоды образования стали бы сладкими и желанными, а их собирание легким и радостным.

Конечно, как и всякая наука, наука об образовании не стоит на месте и не есть догма на все времена. Она все время развивается и обогащается новыми открытиями. Поэтому в этой книге не все разделы одинаково полно разработаны: в одних дело доведено до прямых практических приложений, в других — только намечены принципы и пути необходимых исследований и разработок, которые могут стать вашими будущими научными плодами.

Поскольку эта книга замыслена как учебник, а не монография, в ее тексте минимально используются цитаты, ссылки на источники и списки литературы, в которых авторы находят поддержку своим построениям. Тем не менее сведущий читатель может узнать в тексте влияние на выводы автора многочисленных научных и литературных источников, сведенных вместе и проинтегрированных в единую и последовательную теорию.

И последнее: можно ли считать, что в данной книге-учебнике излагаются методы построения наилучшего процесса обучения? На что надо ответить так: наилучшего процесса вообще, безотносительно к заранее заданным критериям и ресурсам, не существует. Книга излагает, как построить наилучший процесс обучения при заданных условиях.

Этим предисловием сделана попытка объяснить то, что от участников образовательного процесса, учеников, учителей и родителей, к сожалению, скрыто за фасадами школьных зданий и дверями административных кабинетов: отсутствие научной базы образования и практически полный волюнтаризм принимаемых решений о путях его развития. Этот же волюнтаризм поразил, к сожалению, и процесс компьютеризации образования. Ученики и их родители думают, что учитель знает, что он делает в классе. А учитель действует, в основном, по наитию, выполняя предписанные ему сверху программы. Он, в свою очередь, думает, что составители программ знают, что они делают. Никто не задает вопросов «почему» и «зачем», а в результате создается ситуация полной безысходности для всех участников образования, которую они пытаются не замечать.

В предлагаемой книге все острые и неудобные вопросы задаются открыто и предлагаются ответы на них с позиций современной педагогической науки. И это, мы считаем, единственно реальный путь преобразования образования в разумную человеческую деятельность.

blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-prityazhenie-kuzbassa-uzhe-358-detej-v-vozraste-do-18-let-prozhivayushih-v.html
blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-rossiya-obedinyaet-vseh-v-lyubov-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-vazhno-bit-vmeste-otdelenie-vihazhivaniya-nedonoshennih-detej-altajskoj.html
blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-vot-takoe-tro-lo-lo-nedavno-v-bolshom-planetarii-moskvi-sostoyalas-blagotvoritelnaya.html
blagotvoritelnost-i-dobrovolchestvo.html
blagotvoritelnost-po-ofisnoj-podpiske-zakon-est-zakon.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenij-chast-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agressiya-chast-10.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-upravlenie-marketingom-specialnost-080111-marketing.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grecheskoe-formalnoe-mishlenie-diapazon-grecheskogo-mishleniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/oporyadke-uplati-nds-zernopererabativayushimi-predpriyatiyami-priobretayushimi-zerno-u-organizacij-i-individualnih-predprinimatelej-primenyayushih-eshn.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nazarov-akkul-komandir-vzvoda-771-go-strelkovogo-polka-starshij-lejtenant.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-sostoyanie-i-sovershenstvovanie-formirovaniya-18-stranica-23.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spasti-soyuz-yu-d-korobkov-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor.html
  • exam.bystrickaya.ru/vzveshennaya-plavka-nikelevogo-koncentrata-v-pechi-vzveshennoj-plavkipvp-chast-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-planiruetsya-v-vide-domashnej-raboti-po-temam-programmi-a-takzhe-v-vide-vipolneniya-referatov-po-razdelam.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ves-ostalnoj-drobiz-v-rubrike-vsyo-ne-tak-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/bratya-klodt-i-samara.html
  • education.bystrickaya.ru/2-kakaya-funkciya-prava-svoditsya-zakrepleniyu-fiksacii-sushestvuyushih-obshestvennih-otnoshenij.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkroveniya-materi-o-rodah-i-ne-tolko-o-nih-stranica-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/www-vipartconcert-ru-495-984-6068-stranica-9.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yavleniya-sili-i-slavi-bozhiej-v-russkom-narode-cerkvi-i-protivlenie-im-stranica-14.html
  • uchit.bystrickaya.ru/theatre-t-n-ballet-bl-n-metodicheskie-ukazaniya-po-anglijskomu-yaziku-k-uchebniku-english-for-businessmen.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rozdl1-osoblivost-nauki-naukovogo-znannya-stranica-8.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-plan-ooo-chast-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/daniya-chast-22.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-sozdanie-otnoshenij-planirovanie-prodvizheniya-7-byudzhet-prodvizheniya-8-pravovie-ogranicheniya-prodvizheniya-8-formirovanie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-kabinete-tomasa-ueli-kniga-pervaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodolzhenie-sleduet-sodom.html
  • report.bystrickaya.ru/klassnij-chas-dlya-uchashihsya-nachalnih-klassov.html
  • college.bystrickaya.ru/4-kachestvennie-reakcii-na-follikulin-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-i-voprosi-dlya-samostoyatelnoj.html
  • college.bystrickaya.ru/323-fiksaciya-individualnoj-dinamiki-dostizhenij-rebenka-na-materiale-chteniya79.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-obshaya-i-chastnaya-hirurgiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-osnovi-filosofii-razrabotana-na-osnove-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-po-specialnostyam-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-specialnostej.html
  • education.bystrickaya.ru/251-otraslevie-riski-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-magnitogorskij-metallurgicheskij-kombinat.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-ppbo-07-91-stranica-7.html
  • report.bystrickaya.ru/himioterapiya-i-polovaya-zhizn-rekomendacii-i-soveti-predstavlennie-v-knige-virazhayut-lichnoe-mnenie-avtorov-imeyushih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dejstvie-na-organizm-cheloveka-elektricheskogo-toka-i-pervaya-pomosh-postradavshim-ot-nego.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-obespechenie-sozdaniya-sovremennoj-infrastrukturi-rossijskoj-ekonomiki-transportnij-aspekt-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/velikij-put-soedineniesochuvstviyai-mudrosti-lama-ole-nidal-kakim-vse-yavlyaetsya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-uroka-gruppi-16pkdp-data-12-02-09-g-prepodavatel-shutka-valentina-nikolaevna-tema-programmi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.