.RU

Безработица, ее причины, формы и последствия

БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ. ЕСТЕСТВЕННАЯ НОРМА БЕЗРАБОТИЦЫ

Курсовая работа по курсу «Ведение в экономическую теорию»

Екатеринбург

2008

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1.Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения

1.1.Сущность, понятие безработицы, подходы к определению……………5

1.2.Взгляды экономических школ на безработицу…………………………7

1.3.Причины безработицыи их специфика…………………………………8

1.4.Виды безработицы и их специфика…………………………………….13

1.5.Естественная безработица ………………………………………………17

Глава 2.Последствия безработицы

2.1. Экономические последствия безработицы…………………………..21

2.2. Социальные последствия безработицы………………………………24

Глава 3.Проблема безработицы в России и пути ее решения.

Государственная политика в отношении занятости

3.1 Особенности государственной политики занятости и пути

решения проблем безработицы……………………………………………..27

3.2 Создание более гибкой модели рынка труда…………………………..31

3.3 Новая государственная программа снижения безработицы………….34

Заключение……………………………………………………………………..…...37

Список используемой литературы………………………………………………...38

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.

Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;

- рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;

- изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.

Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.

Глава 1. Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения

1.1. Сущность, понятие безработицы, подходы к определению

Проблема безработицы - одна из сложных. Она получила в литературе самые разнообразные трактовки. Например, такие:

1. Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и нахо­дящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.

2. Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.

3. Безработица - это отсутствие заня­тости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населе­ния страны, способной и желающей трудиться. В теоретичес­ком плане безработица представляет собой социально-эконо­мическую категорию, выражающую отношения между наемны­ми работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечение средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств че­ловека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.

Для анализа проблем безработицы необходимо, преж­де всего, четко определить, кого следует считать безработ­ным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

• трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законо­дательство разрешает работать по найму, но младше воз­раста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;

• отсутствие у человека постоянного источника зара­ботка в течение некоторого времени (например, месяца);

• доказанное стремление человека найти работу (на­пример, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собесе­дование сотрудники этой службы).

Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определе­нии общего уровня безработицы в стране, то есть доли без­работных в общей численности ее рабочей силы. Этот по­казатель определяется следующим образом:

Уровень безработицы = безработные/ рабочая сила*100%.

При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и ин­ституты (например, во многих странах используется статисти­ка бирж труда), а рабочая сила определяется как разница обще­го показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:

• лица, не достигшие трудоспособного возраста;

• лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);

• лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).

Слабозащищенные (социально уязвимые) группы на рынке труда:

— бывшие военнослужащие и трудоспособные члены их семей;

— женщины, особенно имеющие малолетних детей, многодетные;

— молодежь и подростки, впервые вступающие в трудовую деятельность;

— выпускники вузов и техникумов;

— работающие инвалиды и пенсионеры.

За период 1996—2001 гг. численность контингента слабозащишенных слоев населения значительно возросла; расширился его состав за счет, главным образом, военнослужащих и членов их семей. В пе­риод 1992-1997 гг. из вооруженных сил было уволено свыше 1,2 млн. человек. В 2001-2005 гг. произошло увольнение из вооруженных сил около 350 тыс. военнослужащих, не считая вольнонаемных лиц.

Среди безработных по-прежнему остается высокой доля женщин-работниц. В среднем по России в 2004 г., по данным обследований насе­ления Госкомстата РФ эта доля составляла 49,8 % (несколько возросла по сравнению с 2003г., когда она равнялась 47,1 %). Женщины в большинстве случае более длительное время пребывают в состоянии открытой безра­ботицы. Широко распространена неполная занятость женщин-работниц, особенно в отраслях легкой промышленности, в первую очередь тек­стильной и швейной.

Ухудшается положение молодежи на рынке труда. Поскольку моло­дежные контингента крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.

1.2. Взгляды экономических школ на безработицу

Дисбаланс рынка труда, как правило, носит хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.

Английский священник Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 . . .), а прирост населения в геометрической (2, 4, 8, 16, 32 . . .). В наличии этой зависимости мальтузианство видело основную причину безработицы и оправдывало «естественные» методы регулирования численности населения: войны, эпидемии, стихийные бедствия и т. д.


burnasheva-n-i-vedinenii-sila-istoriya-kooperacii-yakutii-vtoraya-polovina-xix-1920-gg.html
burniyat-vyatr-go-shibashe-yarostno-hapeshe-zhestoko-s-ledenite-si-zbi-a-toj-znaeshe-che-ako-do-tri-dni-ne-sgledat-susha-vsichki-she-zaginat-prekaleno-mnogo-smrt-v-stranica-7.html
burno-m-e-prakticheskogo-rukovodstva-po-terapii-tvorcheskim-samovirazheniem-moskovskij-psihologicheskij-zhurnal-5-glava-v-terapiya-tvorcheskim-samovirazheniem-v-rabote-psihologa-i-hristianskogo-psihoterapevta.html
burov-vitalij-tenevaya-deyatelnost-subektov-malogo-predprinimatelstva.html
burovie-ustanovki-chast-4.html
burovskij-andrej-predki-ariev-bbk63-3-stranica-13.html
  • education.bystrickaya.ru/4-begrungabschied-privetstvieproshanie-biznes-kurs-nemeckij-za-tri-nedeli-bazovij-kurs.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-podrobnaya-informaciya-ob-emitente-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-sitroniks-kod-emitenta.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/veksel-vid-cennoj-bumagi-kak-obekt-grazhdanskih-prav.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-advokaturi-v-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kvecheru-oblaka-kuda-to-devalis-s-neba-i-k-tomu-vremeni-kogda-svetilo-pokinulo-nebosvod-nichto-ne-meshalo-zvezdochkam-vspihnut-yarkimi-tochkami-gde-to-tam-visok-stranica-20.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-15-specialnie-nalogovie-rezhimi-statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-respubliki-kazahstan-nalogovoe-zakonodatelstvo.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-v-shaposhnikova-vrata-v-budushee-stranica-17.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-na-postavku-knizhnoj-pechatnoj-produkcii.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-usloviya-kreditovaniya-i-kreditnie-produkti-dlya-skpk.html
  • institut.bystrickaya.ru/tomograf-dovel-sledstvie-do-striptiza-po-dannim-gosudarstvennogo-uchrezhdeniya-tverskogo-regionalnogo-otdeleniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rasskazov-soderzhanie-absolyutnaya-pustota-predislovie-stranica-94.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-organizacii-i-provedeniyu-edinogo-nacionalnogo-testirovaniya-obshie-polozheniya.html
  • student.bystrickaya.ru/10-mozhno-li-podklyuchat-ventilyator-s-dvigatelem-600-vt-napryazheniem-380-v-alyuminievimi-provodami-secheniem-25-mm2-4-p-7134.html
  • lesson.bystrickaya.ru/torzhestvennaya-vstrecha-skazka-ryadom-s-toboj.html
  • turn.bystrickaya.ru/okorokov-an-lechenie-boleznej-vnutrennih-organov-t-1-lechenie-boleznej-organov-dihaniya-lechenie-boleznej-organov-pishevareniya-2-e-izd-perer-i-dop-m-2008-560s.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-svyatuyu-zemlyu-ubiti-i-zabiti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-napravleniyah-deyatelnosti-obkoma-profsoyuza-i-pervichnih-profsoyuznih-organizacij-gmpr-v-svyazi-s-sovershenstvovaniem-normativno-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-ohrani-truda-v-rossijskoj-federacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/chapter-v-british-history-in-personalities-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-anglijskij-yazik-uchebno-metodicheskij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskva-b-tolmachevskij-d-5-t-239-90-40-239-90-41956-09-15-956-09-16-239-92-58-239-96-40-239-99-97.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-svyaz-s-vodolazom-borovikov-p-a-vodolaznoe-delo-rossii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-disciplini-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-uchebnogo-kursa-voprosi-k-ekzamenu-dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-proektirovanie-zdanij-i-sooruzhenij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zvukovoe-vospriyatie-chelovekom-pravovie-i-normativno-tehnicheskie-osnovi-obespecheniya-bzhd-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vse-eto-ulozhilos-u-menya-v-golove-okolo-tridcati-treh-let-nado-zametit-chto-togda-ya-ne-bil-znakom-s-teoriyami-vernadskogo-i-gumileva-ne-chital-shopengauera-i-to-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-samostoyatelnih-zadanij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7arhitekturno-stroitelnie-resheniya-kompleks-9957-2000-redakciya-0-obshaya-poyasnitenaya-zapiska-obshie-dannie-ishodnie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-literaturnoe-chtenie-tema-i-a-krilov-basnya-vorona-i-lisica.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostoyanie-platezhej-i-raschetov-v-organizaciyah-v-m-yarlov-predsedatel-redakcionnoj-kollegii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-070201-aktyorskoe-iskusstvo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-socialnaya-identichnost-lichnosti-volkov-yu-g-mostovaya-i-v-v67-sociologiya-uchebnik-dlya-vuzov-pod-red.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-v-biblioteku-mgou-mart-aprel-2009-god.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-modulya-disciplini.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-lekcij-po-endokrinologii-5-kurs-10-semestr-specialnost-lechebnoe-delo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pred-sudom-slova-bozhiya-pred-sudom-slova-bozhiya-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/kvalifikacionnaya-harakteristika-vipusknika-kvalifikacionnaya-harakteristika-vipusknika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.