.RU

Цель 1. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России


^ Цель 1. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России
Данная цель предполагает эффективное и надежное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами и соответствующими инфраструктурными услугами всех групп потребителей, как на федеральном, так и на региональном уровне.
^ Цель 2. Развитие конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России
Эта цель относится, прежде всего, к сфере конкурентных отношений на внутреннем и внешних энергетических рынках в условиях открытой экономики, и опосредованно (через создание рабочих мест, увеличение доходов работников, развитие «человеческого капитала» и расширение доступного набора товаров и услуг) – к социальной сфере.
^ Цель 3. Укрепление позиций России на мировых энергетических рынках
Обозначенная цель определяет политику создания условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике посредством эффективного участия в мировом процессе управления энергетическим сектором.

Данный перечень целей определяет, во-первых, место и задачи Минэнерго России с точки зрения определенных в Сводном докладе задач Правительства Российской Федерации и, во-вторых, три основных направления деятельности Министерства – повышение эффективности, развитие конкурентоспособности и укрепление позиций на мировых рынках.

Этот же перечень целей можно трактовать следующим образом. С одной стороны, Минэнерго России в пределах своей сферы ведения создает и поддерживает необходимые институты, тем самым формируя производственную инфраструктуру (в том числе и за счет прямых инвестиций) для решения как своих задач, так и смежных ведомств. С другой стороны, Минэнерго России стимулирует возникновение инноваций и, как следствие, инвестиций, формируя нормативно-правовую базу и финансируя отдельные исследования.

При этом необходимо отметить, что в отношении каждого проекта в сфере топливно-энергетического комплекса на разных стадиях его жизненного цикла ставятся разные цели, то есть представленный в форме целевой программы проект по мере реализации может перемещаться в программной структуре расходов Минэнерго России как субъекта бюджетного планирования. Таким образом, одним из следствий работы по достижению каждой цели на разных этапах является постановка задач в рамках заявленных целей. На уровне задач данный перечень целей раскладывается на разные этапы управления: принятие решения о необходимости осуществления той или иной деятельности, разработка стратегии, обеспечение условий для работы прочих экономических агентов, самостоятельная реализация отдельных видов деятельности. При таком разделении в отношении одного объекта (например, отрасли) в зависимости от этапа цикла управления в разные годы ставятся разные задачи, объект управления может «переходить» между задачами либо в его отношении могут быть сформированы несколько ведомственных программ.

Учитывая важность топливно-энергетического комплекса в экономике России практически для всех ее секторов, косвенное влияние достижения стратегических целей Министерства, как было отмечено выше, просматривается практически для всех стратегических целей Правительства России (см. Приложения 1 и 2).

    1. ^ Тактические задачи и целевые показатели


При разработке стратегических целей, задач по их достижению и индикаторов их выполнения в качестве конечного результата в силу специфики деятельности Минэнерго России рассматривается стимулирование эффективного развития предприятий и отраслей, относящихся к установленной сфере ведения Министерства.

Для каждой из стратегических целей были сформулированы тактические задачи, решение которых позволит обеспечить их достижение. Общий список целей и задач имеет следующий вид (более подробно характеристика каждой из задач приведена ниже).

Цель 1. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России

Задача 1.1. Проведение структурных и институциональных преобразований в энергетическом секторе, развитие рынков инфраструктурных услуг

Задача 1.2. Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности

Задача 1.3. Совершенствование технологий добычи и повышение глубины переработки углеводородного сырья

Задача 1.4. Повышение экологической эффективности топливно-энергетического комплекса и развитие использования возобновляемых источников энергии

Цель 2. Развитие конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России

Задача 2.1. Диверсификация и опережающее развитие энергетической инфраструктуры

Задача 2.2. Стимулирование опережающего развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса

Задача 2.3. Внедрение инновационных технологий в топливно-энергетическом комплексе

Цель 3. Укрепление позиций России на мировых энергетических рынках

Задача 3.1. Продвижение государственной энергетической политики на мировом рынке

Задача 3.2. Расширение присутствия российских компаний на мировых энергетических рынках

Ниже приведены краткие обоснования и пояснения по стратегическим целям и тактическим задачам, а также целевым показателям достижения этих целей и решения задач. Значения целевых показателей в отчетном и плановом периодах приведены в Приложении 3.

^ Цель 1. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом (далее – ТЭК), который является базой развития экономики, способствует консолидации субъектов Российской Федерации и усилению ее геополитического влияния, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы являются не только реальными конкурентными преимуществами, но и национальным достоянием России, а производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики имеют немалые резервы и возможности развития.

Вместе с тем, нынешнее состояние топливно-энергетического комплекса характеризуется рядом негативных явлений и тенденций:

Экономический рост в России неизбежно повлечет за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы внутри страны, а необходимость наполнения бюджета средствами, требуемыми для решения социальных и экономических проблем, потребует дальнейшего развития экспорта энергоресурсов.

Необходимо превратить ТЭК в финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами комплекс — надежную и эффективную инфраструктуру, обеспечивающую удовлетворение потребностей растущей российской экономики и позволяющую решать задачи национальной, региональной и глобальной энергетической безопасности.

Эффективность ТЭК – показатель, выражаемый в виде соотношения между полезным результатом функционирования ТЭК и затратами ресурсов. Это комплексная категория, определяемая техническим состоянием предприятий ТЭК, их энергоемкостью, пропускной способностью инфраструктуры, состоянием сырьевой базы и рациональностью использования ресурсов.

Формулировка первой стратегической цели полностью соответствует заявленным Правительством Российской Федерации приоритетным направлениям развития России, Энергетической стратегии Российской Федерации до 2020 года, Положению о Минэнерго России, постановлениям Правительства Российской Федерации, касающимся деятельности ТЭК.

Эффективный ТЭК России – это важнейший элемент национальной конкурентоспособности, обеспечивающий современную инфраструктуру для промышленности, дающий возможность для освоения новых регионов страны и снижающий себестоимость товаров и услуг, произведенных на территории Российской Федерации. Поэтому повышение эффективности ТЭК страны прямо связано с повышением эффективности промышленного производства и решением ключевых задач социально-экономического развития.

Энергетическая стратегия России до 2020 года предусматривает выполнение ряда действий:

Эти меры в рамках данной цели сгруппированы в тактические задачи, которые представлены ниже. Для общей оценки степени достижения данной стратегической цели предлагаются следующие показатели:

Достигнуть первой стратегической цели предполагается путём решения трех задач.


Задача 1.1. Проведение структурных и институциональных преобразований в энергетическом секторе, развитие рынков инфраструктурных услуг


Данная задача включает в себя продолжение преобразований в отраслях топливно-энергетического комплекса России и затрагивает, прежде всего, вопросы реформирования естественных монополий в отраслях ТЭК и реструктуризации угольной промышленности.

Целями реструктуризации естественных монополий в отраслях ТЭК в целом являются повышение эффективности и инвестиционной привлекательности этих отраслей, снижение издержек потребителей их услуг при условии надежного удовлетворения платежеспособного спроса, развитие рыночных отношений и механизмов в сфере топливо- и энергоснабжения. При этом преобразования в отраслях ТЭК не должны приводить к нарушению странового единства инфраструктуры, потере технологичной целостности, управляемости и надежности систем топливо- и энергоснабжения.

Структурные преобразования в этих отраслях Министерство контролирует посредством реализации мер нормативно-правового характера, разработку концепций и программ, проведение согласительных процедур.

В электроэнергетике цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

Преобразования в газовой отрасли топливно-энергетического комплекса направлены, как и в случае реформы электроэнергетики, на повышение эффективности функционирования как самой отрасли, так и связанных отраслей промышленности, что должно способствовать укреплению энергетической безопасности страны, а так же обеспечить стабильный рост экономики, сопровождаемый повышением конкурентоспособности предприятий, качества услуг и продукции, либерализацию рынка газа. Необходимые изменения должны включать в себя:

Угольная промышленность в настоящий момент находится в стадии структурных преобразований. Осуществлен ряд мер по изменению экономической основы функционирования отрасли. В результате реструктуризации 203 особо убыточных, неперспективных и опасных по горно-геологическим условиям предприятий прекратили добычу угля (шахт – 188, разрезов – 15). На 198 предприятиях завершена техническая ликвидация. Однако в российской угольной промышленности сохраняется существенная доля предприятий, уменьшающая добавленную стоимость вместо ее создания. Для повышения эффективности ТЭК в целом необходимо выполнение программы реструктуризации предприятий угольной промышленности, обеспечивающей сохранение в отрасли только эффективных производителей. Реструктуризация угольной промышленности производится в соответствии с ранее разработанной и осуществляемой с 2006 года программой мероприятий и сопровождается снижением доли угля, производимого убыточными предприятиями. Для выполнения задач по субсидированию инвестиционных проектов в угольную промышленность, необходима государственная поддержка, которая позволит дополнительно привлечь частные инвестиции. Завершение реструктуризации – значительный вклад в повышение эффективности ТЭК.

Оценка выполнения этой задачи, включает в себя следующие показатели:


Задача 1.2. Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности


В силу исторически сложившихся причин, для российского производства характерна высокая, в 2-4 раза превышая показатели развитых стран, энергоемкость и, даже при сравнительно низких тарифах на топливно-энергетические ресурсы, высокий уровень соответствующих удельных издержек.

Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий, отраслей и экономики в целом. Оно достигается посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам управления; повышением качества продукции; использования выгод международного разделения труда и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости ТЭК и улучшению экологической ситуации.

Ключевое значение во всем комплексе ресурсосбережения на данном этапе имеет энергосбережение — по оценкам специалистов, надежно обеспечить потребности страны в условиях инновационного (базового) сценария развития экономики возможно лишь при снижении удельной энергоемкости ВВП не менее чем вдвое.

Для решения данной задачи Минэнерго России разработан комплексный план действий по повышению энергоэффективности российской экономики. Он включает пять основных направлений:

По каждому из этих направлений разработаны конкретные мероприятия и уже осуществляется их активная реализация.

Особенное значение для решения данной задачи имеет промышленная стратегия развития энергетики, предполагающая меры, стимулирующие:

Показатели конечного результата решения тактической задачи по содействию внедрению энергосберегающих технологий – это показатели экономии и удельного потребления энергоресурсов (по основным видам ресурсов). Соответственно, показатели решения данной задачи:


Задача 1.3. Совершенствование технологий добычи и повышение глубины переработки углеводородного сырья


Недостаточная степень технической перевооруженности мощностей по переработке ресурсов – ведет к падению коэффициента нефтеотдачи, невозможности достижения глубины переработки нефти, при которой произведенные нефтепродукты смогут успешно продаваться на мировых рынках.

Необходимо создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление производственно-технологической базы ТЭК.

Оценка выполнения этой задачи, включает в себя следующие показатели:


Задача 1.4. Повышение экологической эффективности ТЭК и развитие использования возобновляемых источников энергетики


В рамках осуществляемой государственной энергетической политики одной из приоритетных задач для Минэнерго России является развитие новых, перспективных направлений энергетики, направленных на снижение экологической нагрузки на природный комплекс Российской Федерации. В современных условиях – это важнейший инструмент диверсификации портфеля энергоресурсов по видам топлива и, как следствие, снижения рисков, связанных с энергобезопасностью.

Важнейшими шагами в этом направлении должно стать более широкое использование возобновляемых и альтернативных источников энергии, разработка и освоение инновационных технологий в области энергетики, развитие низкоуглеродной энергетики.

Показатели, характеризующие решение этой задачи:



^ Цель 2. Развитие конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России

Достигнутый Россией за последние пять лет прогресс в экономике можно считать уже общепризнанным, однако, что касается вопросов, связанных с международной конкуренцией, ситуация остается неудовлетворительной. Согласно данным Всемирного экономического форума, по состоянию на 2008 год Российская Федерация занимает среди 117 стран 51-е место по общему индексу развития конкурентоспособности, который складывается из индекса технологического развития, индекса развития социальных институтов и индекса макроэкономической среды. Недостаточная конкурентоспособность – одна из главных причин, сдерживающих экономических рост России.

Развитие конкурентоспособности российской экономики, с учетом ее истории, культуры, геополитического места в мире и ряда других факторов, возможно только в рамках сбалансированной системы «сильное государство – сильный бизнес».

Эффективная энергетическая политика органически сочетает в себе разработку стратегических перспектив согласованного развития энергетики, как в отраслевом, так и в инфраструктурном аспекте, развитие и укрепление предпринимательского сектора путем расширения практики реализации масштабных проектов и программ государственно-частного партнерства, оперативный мониторинг и регулирование изменения рыночной конъюнктуры в реальном секторе национальной экономики, стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности.

Государственную энергетическую политику Минэнерго России рассматривает одновременно в качестве конкурентной стратегии, призванной обеспечить российской энергетике возможности занять и удерживать устойчивые конкурентные позиции в глобальной рыночной экономике. При разработке этой конкурентной стратегии Министерство руководствовалось принципом активного позиционирования на рынках. Суть данной стратегии кратко заключается в том, чтобы рационально использовать и наращивать преимущества отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке с тем, чтобы они не только развивались сами, но и генерировали импульсы роста в смежные отрасли, сектора и сферы.

На данном этапе конкурентными преимуществами в соответствующих сегментах мирового рынка обладает, в первую очередь, топливно-энергетический комплекс.

Конкурентоспособность российского энергетического сектора экономики, с точки зрения Министерства,  — это интегральная характеристика конкурентоспособности российских энергетических компаний и предприятий всех форм собственности на внутреннем и внешних рынках.

Показатели, характеризующие планируемый уровень достижения цели:

Отсюда следует первая тактическая задача:


Задача 2.1. Диверсификация и опережающее развитие энергетической инфраструктуры


Повышение конкурентоспособности ТЭК требует развития топливно-энергетической инфраструктуры страны и, прежде всего, нефтегазотранспортной системы. Сегодня их изношенность и низкая плотность накладывают ограничения на развитие экономики страны и мешают выходу отечественных компаний на новые рынки сбыта, прежде всего, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По этой причине диверсификация и опережающее развитие энергетической инфраструктуры поставлено Министерство в качестве самостоятельной тактической задачи.

Экспортные отрасли топливно-энергетического комплекса (газовая и нефтяная) в обозримом будущем будут сохранять свое значение в качестве поставщиков конкурентоспособной экспортно-ориентированной продукции. Помимо экспорта, растущий спрос на продукцию нефтяной и газовой промышленности будут предъявлять и российские предприятия, повышающие объем производства.

Для удовлетворения растущего внешнего и внутреннего спроса необходимо наращивание потенциала инфраструктуры газовой и нефтяной промышленности. Инвестиции в транспортную инфраструктуру топливно-энергетического комплекса приведут к повышению пропускной способности газо- и нефтепроводов.

Повышение пропускной способности газо- и нефтепроводов позволит увеличить рентабельность, а, следовательно, повысить эффективность системы транспортировки грузов и топливно-энергетического комплекса в целом.

Важным компонентом данной тактической задачи является диверсификация экспортных направлений транспортировки энергоресурсов, что позволит открыть новые рынки сбыта продукции ТЭК, а, следовательно, будет способствовать экономическому росту, созданию соответствующей инфраструктуры для развития регионов России и повышению национальной энергобезопасности. Среди приоритетных направлений:

Показатели достижения решения данной задачи:


Задача 2.2. Стимулирование опережающего развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса


Данная задача частично затрагивает вопросы, касающиеся повышения энергоэффективности ТЭК, но является самостоятельной частью политики Минэнерго России по отношению к конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса.

Такая позиция обусловлена тем, что показатели, такие, как отношение добычи и прироста ресурсов; фонд неработающих скважин и т.д. являются определяющими при решении обеих задач, но в данном случае они говорят не столько об экономической эффективности работы ТЭК, сколько о состоянии основополагающих факторов существования топливно-энергетического комплекса России.

Значительные запасы полезных ископаемых являются важным источником глобальных конкурентных преимуществ России. Для того, чтобы этот источник конкурентных преимуществ сохранился в долгосрочной перспективе, необходимо эффективное использование уже разведанных запасов и обеспечение соответствующего прироста новых, что обеспечит поддержание оптимального соотношения разведанных и разрабатываемых запасов.

Ключевым направлением работы Минэнерго России в тесном взаимодействии с Минприроды России является совершенствование нормативно-правовой базы в сфере недропользования. Также целесообразной является более глубокая проработка механизмов государственного участия в геологоразведке.

Стимулирование поддержания баланса разрабатываемых и разведанных запасов полезных ископаемых будет обеспечивать повышение эффективности функционирования ТЭК не только на период бюджетного планирования, но и в гораздо более длительной перспективе.

Показатели:


Задача 2.3. Внедрение инновационных технологий в топливно-энергетическом комплексе


Решение этой задачи позволит кардинально усилить конкурентоспособность ТЭК России на мировых рынках. Однако для этого потребуется привлечь большой объем инвестиций и обеспечить высокие темпы внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективность инновационных процессов, в конечном итоге — добиться инновационной направленности экономического роста.

Сегодня необходимо:

Поддержка разработки конкурентоспособной техники и технологий, модернизации и реконструкции энергетических мощностей рассматривается Министерством в качестве одной из важнейших задач, ключевыми направлениями решения которой служат усиление инвестиционной активности и структурная перестройка энергетики.

В качестве показателей рассматриваются:



^ Цель 3. Укрепление позиций России на мировых энергетических рынках
Успешное построение инновационной экономики во многом зависит от стабильности и устойчивости развития международных политических и экономических отношений.

Целью политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда.

Достижение этой цели предполагает:

Показатели достижения цели:


Задача 3.1. Продвижение государственной энергетической политики на мировом рынке


Оценка выполнения данной задачи включает в себя следующий показатель:


Задача 3.2. Расширение присутствия российских компаний на мировых энергетических рынках


Ситуация на глобальных энергетических рынках сегодня такова, что реально конкурировать на них могут только очень крупные компании. Фактически эти рынки поделены между небольшим числом ведущих игроков. Для того, чтобы Россия могла занять заметное место в этой системе, ей необходим свой крупный бизнес, необходимы российские транснациональные корпорации. Поэтому Минэнерго России прилагает все усилия к тому, чтобы такие компании появились: поддерживает консолидацию активов в ключевых областях, образование крупных компаний и либерализацию рынка их акций при соблюдении национальных интересов России.

Существенную роль играет создание Единого экономического пространства и другие форматы интеграции на постсоветском пространстве, а также общее экономическое пространство с ЕС, позволяющие увеличить емкость рынков для российского энергетического сектора и диверсифицировать риски.

Важнейшей составляющей защиты интересов российских энергетических компаний за рубежом является обеспечение комплексной государственной и финансовой поддержки, направленной на усиление конкурентных позиций российских поставщиков, продвижение отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на перспективные рынки. Основным содержанием поддержки компаний на внешних рынках служат:

Оценка выполнения этой задачи, включает в себя следующие показатели:




    1. byulleten-novih-postuplenij-za-oktyabr-dekabr-2003-g.html
      byulleten-novih-postuplenij-za-sentyabr-2005-goda.html
      byulleten-novih-postuplenij-za-sentyabr-2011-g-stranica-4.html
      byulleten-novih-postuplenij-za-sentyabr-2011-goda.html
      byulleten-novih-postuplenij-za-yanvar-2007-goda.html
      byulleten-novih-postuplenij-za-yanvar-2009-goda-stranica-11.html
    2. universitet.bystrickaya.ru/tradicii-blagotvoritelnosti-v-istorii-irkutska-xviii-nachala-hh-veka-kak-faktor-optimizacii-sovremennoj-praktiki-socialnoj-pomoshi-i-podderzhki-v-gorode.html
    3. reading.bystrickaya.ru/literatura-dlya-detej-yavlyaetsya-ne-tolko-istochnikom-radosti-no-i.html
    4. composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-municipalnom-konkurse-detskih-i-molodyozhnih-sredstv-massovoj-informacii.html
    5. urok.bystrickaya.ru/principi-formirovaniya-uchetnoj-politiki-organizacii.html
    6. university.bystrickaya.ru/etstkt-leksika-grammatikali-sipati-etstk.html
    7. knigi.bystrickaya.ru/region-berna-letnij-lager-college-du-leman.html
    8. znanie.bystrickaya.ru/413-razdeli-temi-disciplini-i-mezhdisciplinarnie-svyazi-s-obespechivaemimi-posleduyushimi-disciplinami.html
    9. ekzamen.bystrickaya.ru/selskie-biblioteki-bibliograficheskij-ukazatel-siktivkar.html
    10. school.bystrickaya.ru/240-8640-328-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu.html
    11. occupation.bystrickaya.ru/o-nas-pishut-novosti-soyuza-mashinostroitelej-rossii.html
    12. lesson.bystrickaya.ru/razvitie-chuvstva-ritma-u-doshkolnikov.html
    13. letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-visshej-matematike-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya-razdela-1-elementi-linejnoj-algebri.html
    14. assessments.bystrickaya.ru/dlya-poiska-knig-ispolzujte-standartnij-poisk-word-stranica-2.html
    15. ekzamen.bystrickaya.ru/sorok-dva-richard-bah.html
    16. upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-2-tema-uchet-zemel-organi-osushestvlyayushie-gosudarstvennij-uchet.html
    17. nauka.bystrickaya.ru/utverzhdeno-prikazom-ao-kazahtelekom-ot-28-marta-2011-goda-94-tendernaya-dokumentaciya-stranica-9.html
    18. obrazovanie.bystrickaya.ru/pravo-mezhdunarodnih-dogovorov-stranica-7.html
    19. teacher.bystrickaya.ru/estestvennij-otbor-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-ochnoj.html
    20. thescience.bystrickaya.ru/kakie-pravila-viplati-alimentov-s-bivshego-muzha-gosduma-rf-monitoring-smi-7-avgusta-2007-g.html
    21. vospitanie.bystrickaya.ru/web-tehnologiyasi.html
    22. assessments.bystrickaya.ru/chast-tretya-novie-znakomstva-pervaya-povest-trilogii-kortik-bronzovaya-ptica-vistrel.html
    23. university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-oaomrsk-severo-zapada-po-itogam-raboti-za-2011-god-stranica-24.html
    24. learn.bystrickaya.ru/glava-5-vam-ne-hvataet-vremeni-eta-kniga-dlya-vas.html
    25. holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-chastno-gosudarstvennoe-partnerstvo-v-zdravoohranenii.html
    26. learn.bystrickaya.ru/glava-desyataya-pravo-v-sisteme-socialnih-regulyatorov-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
    27. thesis.bystrickaya.ru/pravila-viplati-gosudarstvennih-stipendij-otdelnim-kategoriyam-obuchayushihsya-v-organizaciyah-obrazovaniya.html
    28. ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-lichnostnoe-razvitie-primernaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya.html
    29. ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-predsedatelya-agentstva-respubliki-kazahstan-po-informatizacii-i-svyazi-ot-1-iyulya-2005-goda-210-p.html
    30. reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-filosofii-stranica-10.html
    31. shpargalka.bystrickaya.ru/v-tis-shv-frankov-predlagaemie-programma-i-byudzhet-na-dvuhletnij-period-201213gg-dokument-podgotovlen-generalnim-direktorom.html
    32. literature.bystrickaya.ru/bileti-po-tehnologii-otrasli-chast-11.html
    33. thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-08-13-g-programma-rekomendovana-k-rabote-pedagogicheskim-sovetom-shkoli-110-ot-30.html
    34. bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-i-vidi-konfliktov.html
    35. turn.bystrickaya.ru/plan-vospitatelnoj-raboti-mou-sosh-47-na-2008-2009-uchebnij-god-cel-vospitatelnoj-deyatelnosti.html
    36. knowledge.bystrickaya.ru/moralna-kultura-osobistost.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.