Цельноблочные Технологии - В. А. Сластёнин М.: Школа-Пресс, 2000 г с. 492
.RU

Цельноблочные Технологии - В. А. Сластёнин М.: Школа-Пресс, 2000 г с. 492


Цельноблочные Технологии
4 поколение
Интегральные

Основной учебный период-урок


Основной учебный период-модуль или цикл уроков

Основной учебный период-блок уроков

Планирование результатов обучения в виде многоуровневых систем


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный, проблемный

Укрупнение дидактических единиц содержательных блоков


Средства диагностики-текущие устные опросы

Средства диагностики-текущие письменные программированные опросы (тесты), зачёты

Средства диагностики-текущие устные опросы и письменные к.р., зачёты

Групповое обучение. Психологизация образовательного процесса. Компьютерная поддержка.

Образцы: технология классического семинара

Образцы: технология комплекса средств учебного оборудования

Образцы: лекционно-семинарские системы

Образцы: метод проектов как технология четвёртого поколения



М.И. Махмутов выделил систему педагогических технологий, включающую:

- проблемно-диалоговое обучение,

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике обучения определились две педагогики (так называемая «знаниевая» и «способностная»), за которыми стоят две ШКОЛЫ: «школа памяти» и «школа развития». По сути, речь идёт о разных философских подходах к образованию, о разных концептуальных парадигмах построения образовательного пространства, о разных постановках акцентов на то, что именно следует развивать в ученике и как это следует делать. Указанное влияет на выбор педагогических технологий, выступая критериальной базой данному подходу.


^ Сравнительные особенности традиционного и инновационного

обучения.


Параметры сравнения

Традиционная «знаниевая» педагогика

Инновационная педагогика


Цель

Передача знаний, умений, навыков

Развитие личности обучаемого


Девиз

Делай как я. «Я – над вами»

«Не навреди»

«Я вместе с вами»

Интегральная характеристика

Школа памяти

Школа развития способностей

Характер и стиль взаимодействия

Субъект-объективный,

Монологический, авторитарный

Субъект-субъективный, полилогический, демократический

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Информационные

Репродуктивные

Проблемные

Рефлексивные


«Формула»

обучения:

Знания — деятельность репродуктивная

Деятельность — репродукция знания,

создание ситуации «успеха»


Способы усвоения:

Заучивание, репродукция,

деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность

Ведущие функции педагога

Носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний,

хранитель норм и традиций

Организатор сотрудничества,

консультант, управленец, помощник

Позиция обучаемого


Пассивность, отсутствие интереса

Активность, наличие мотивации и интереса


Ведущий принцип

«продавливания»

«выращивания»




Школа «памяти» строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа. Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся ЗУН. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого.

Школа «развития» ориентируется на развитие способностей личности обучаемого. Речь может идти о развитии эмоционально-образной сферы ребёнка, потребностно-мотивационной сферы личности учащегося. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование.

Ключевой позицией отечественной школы является понимание смысла и сущности развития. Под развитием понимается появление у учащегося не колличественных изменений (много-мало знаний, умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психолога, психических новообразований, или способностей.

Можно определить основные черты развивающего образовательного пространства урока. Оно должно:

-мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы,

-cоздавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной ситуации успеха. Чтобы учащийся прожил ситуация заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы,

-создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определёнными мыслительными операциями,

-строиться на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных,

-быть построено на фундаменте применения субъект-субъективного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организазии учебного процесса,

-обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях,

-реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Учащиеся сравниваются не друг с другом, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами.

-строиться при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: принципа интериоризации, т.е. перевода извне — вовнутрь. Наиболее эффективно процесс присвоения каких-либо знаний, перевода их во внутренний план осознания происходит, если в коллективном обсуждении проговариваются, актуализируются, сопоставляются различные точки зрения. За счёт этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения.

-при отборе степени сложности решаемых учеником задач важно проектировать учебный процесс так, что бы опираясь на зону актуального развития учащегося переводить его в зону ближайшего развития, другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. В учебном процессе должны быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемого, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижения гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

-при проектировании развития способностей важно опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются операция — действие — способ деятельности — обобщённый способ, или способность».

По параметру «целей обучения» «знаниевая» педагогика ориентируется на формирование у учащихся знаний, репродуктивных умений, навыков, «способностная» педагогика выдвигает цель — развитие личности ребёнка. При этом рассматривается развитие как появление в личности обучаемого особых свойств или, новообразований в психике, так называемых, способностей, которые становятся неотьемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как «знания». Нельзя разучиться что-либо делать, потому что не забыл, если освоен способ деятельности в нетиповой ситуации. Способность, рассматриваемая как владение обобщённым способом деятельности, может только усиливаться, развиваться, наращиваться с течением времени, если для этого создаётся пространство для проявления способностей.

Как же может быть организован учебный процесс развивающего типа?

По данным исследования, выполненного в Институте теоретической педагогики и международных исследований в РАО, при анализе мирового опыта выявлены подходы к организации учебного процесса развивающего типа. Работы Андерсон Л., Реан Д., Шапиро В., Кларина М. и др. исследователей выделяют их отличительные особенности. Мы остановимся на некоторых из них, которые наиболее часто применимы при построении инновационных образовательных моделей и педагогических технологий.

^ Проблемно-поисковые технологии и подход в обучении.

Характерной чертой этого подхода является реализация педагогом модели «обучение через открытие».

^ Коммуникативные технологии и подход в обучении.

Наличие в учебном процессе дискуссий, характеризующихся наличием различных точек зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения.

^ Имитационное моделирование или игровые технологии и подход в обучении.

Характерной чертой этого подхода является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в учебном процессе и поиск путей их решения.

chast-rezhisserskoj-dokumentacii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-institutov-i-kolledzhej-iskusstv-i-kulturi-a-takzhe.html
chast-rozhdenie-biznesa-lissi-mussa-serenada-marcipanovna-drakon-i-oksyumoron.html
chast-sada-i-neba-klochok-fevral-dostat-chernil-i-plakat-.html
chast-sankt-peterburga-ostalas-bez-sveta-rosbizneskonsalting-10122010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-13-dekabrya-2010-g.html
chast-sebya-kotoraya-takzhe-pronikla-s-perepravkoj-icebookreaderprofessionalheaderstart.html
chast-sedmaya-kniga-posvyashaetsya-tem-967-muzhchin-kotorie-ne-umeyut-znakomitsya-s-devushkami-nesmotrya-na-ochevidnie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-zamestitelya-gubernatora-arhangelskoj-oblasti-po-tek-i-zhkh-vereshagina-a-f.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechendokumentov-ne-podlezhashih-registracii-v-pi-delo-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-izbiratelnoj-komissii.html
  • letter.bystrickaya.ru/napravleniya-raboti-municipalnogo-soveta.html
  • institute.bystrickaya.ru/fonetika-sound-slovoobrazovanie-posobie-yavlyaetsya-osnovnoj-chastyu-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-prednaznachennogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/materialnaya-kultura-moskvi-v-xiv-xv-vv-chast-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pp-naimenovanie-meropriyatiya-o-vnesenii-izmeneniya-v-postanovlenie-administracii-goroda-kurgana-ot.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-proishozhdenie-termina-dokument-i-razvitie-ego-znachenij-uchebnoe-posobie-moskva-kiev-2009-ribari-znannya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchastnikov-prezidentskoj-programmi-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-pyataya-sessiya-vserossijskoj-shkoli-obshestvennih-obedinenij-01-02-aprelya-2011-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prioriteti-razvitiya-sovremennogo-rossijskogo-obrazovaniya-problemi-i-perspektivi.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-dlya-roditelej-kompyuter-za-i-protiv.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/klassicheskaya-stranica-7.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zhenshina-i-karera.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tamozhennie-organi-v-rossijskoj-federacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kto-ne-bil-v-etom-hrame-monitoring-smi-02-iyunya-2010-g.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-pedagogika-i-psihologiya-visshej-shkoli-napravlenie-050700-pedagogika-magisterskaya-programma-050714-m-srednee-obrazovanie.html
  • report.bystrickaya.ru/gumilevskij-mif-v-russkoj-literature-hh-nachala-xxi-veka.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-i-boguta-istoriya-filosofii-v-kratkom-izlozhenii-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-eto-tajnie-slova-kotorie-skazal-iisus-zhivoj-i-kotorie-zapisal-didim-iuda.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kompyuternoe-modelirovanie-tehnologicheskih-processov-pishevih-proizvodstv.html
  • reading.bystrickaya.ru/komissiya-po-zashite-professionalnih-zhenshini-v-russkoj-advokature-kak-vse-nachinalos.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneshnyaya-torgovlya-postupivshie-v-biblioteku-pvgus-v-2011-g.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vitalij-mutko-3-uroka-fizkulturi-v-nedelyu-dolzhni-stat-obyazatelnim-standartom.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-pervaya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-napravleniya-neftegazovoe-delo.html
  • desk.bystrickaya.ru/perepis-naseleniya-osobennosti-ee-provedeniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-vs-o-kniga-posvyashena-odnomu-iz-samih-aktualnih-razdelov-stomatologii-profilaktike-kotoraya-aktivno-vnedryaetsya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zheke-osali-sharuashiliti-bolui-turali-anitama-beru-zhninde-memlekettik-izmet-krsetu-standartin-bekitu-turali.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-marketingovie-issledovaniya-v-svyazyah-s-obshestvennostyu-dlya-specialnosti-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-present-perfect.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-ekspluatacii-korpusnoj-mebeli-sistema-menedzhmenta-kachestva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-m-011700-aza-tl-men-debiet-mamandiina-arnalan.html
  • report.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-031600-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/banneri-na-fasadah.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-e-serikov-podrazhanie-stereotipnoe-povedenie-i-novizna.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soznanie-i-bessoznatelnoe-tulin-aleksej-ufologicheskaya-psihologiya-tom-ufologiya-i-psihologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.