.RU

Цельноблочные Технологии - В. А. Сластёнин М.: Школа-Пресс, 2000 г с. 492


Цельноблочные Технологии
4 поколение
Интегральные

Основной учебный период-урок


Основной учебный период-модуль или цикл уроков

Основной учебный период-блок уроков

Планирование результатов обучения в виде многоуровневых систем


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный, проблемный

Укрупнение дидактических единиц содержательных блоков


Средства диагностики-текущие устные опросы

Средства диагностики-текущие письменные программированные опросы (тесты), зачёты

Средства диагностики-текущие устные опросы и письменные к.р., зачёты

Групповое обучение. Психологизация образовательного процесса. Компьютерная поддержка.

Образцы: технология классического семинара

Образцы: технология комплекса средств учебного оборудования

Образцы: лекционно-семинарские системы

Образцы: метод проектов как технология четвёртого поколения



М.И. Махмутов выделил систему педагогических технологий, включающую:

- проблемно-диалоговое обучение,

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике обучения определились две педагогики (так называемая «знаниевая» и «способностная»), за которыми стоят две ШКОЛЫ: «школа памяти» и «школа развития». По сути, речь идёт о разных философских подходах к образованию, о разных концептуальных парадигмах построения образовательного пространства, о разных постановках акцентов на то, что именно следует развивать в ученике и как это следует делать. Указанное влияет на выбор педагогических технологий, выступая критериальной базой данному подходу.


^ Сравнительные особенности традиционного и инновационного

обучения.


Параметры сравнения

Традиционная «знаниевая» педагогика

Инновационная педагогика


Цель

Передача знаний, умений, навыков

Развитие личности обучаемого


Девиз

Делай как я. «Я – над вами»

«Не навреди»

«Я вместе с вами»

Интегральная характеристика

Школа памяти

Школа развития способностей

Характер и стиль взаимодействия

Субъект-объективный,

Монологический, авторитарный

Субъект-субъективный, полилогический, демократический

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Информационные

Репродуктивные

Проблемные

Рефлексивные


«Формула»

обучения:

Знания — деятельность репродуктивная

Деятельность — репродукция знания,

создание ситуации «успеха»


Способы усвоения:

Заучивание, репродукция,

деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность

Ведущие функции педагога

Носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний,

хранитель норм и традиций

Организатор сотрудничества,

консультант, управленец, помощник

Позиция обучаемого


Пассивность, отсутствие интереса

Активность, наличие мотивации и интереса


Ведущий принцип

«продавливания»

«выращивания»




Школа «памяти» строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа. Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся ЗУН. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого.

Школа «развития» ориентируется на развитие способностей личности обучаемого. Речь может идти о развитии эмоционально-образной сферы ребёнка, потребностно-мотивационной сферы личности учащегося. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование.

Ключевой позицией отечественной школы является понимание смысла и сущности развития. Под развитием понимается появление у учащегося не колличественных изменений (много-мало знаний, умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психолога, психических новообразований, или способностей.

Можно определить основные черты развивающего образовательного пространства урока. Оно должно:

-мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы,

-cоздавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной ситуации успеха. Чтобы учащийся прожил ситуация заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы,

-создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определёнными мыслительными операциями,

-строиться на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных,

-быть построено на фундаменте применения субъект-субъективного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организазии учебного процесса,

-обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях,

-реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Учащиеся сравниваются не друг с другом, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами.

-строиться при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: принципа интериоризации, т.е. перевода извне — вовнутрь. Наиболее эффективно процесс присвоения каких-либо знаний, перевода их во внутренний план осознания происходит, если в коллективном обсуждении проговариваются, актуализируются, сопоставляются различные точки зрения. За счёт этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения.

-при отборе степени сложности решаемых учеником задач важно проектировать учебный процесс так, что бы опираясь на зону актуального развития учащегося переводить его в зону ближайшего развития, другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. В учебном процессе должны быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемого, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижения гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

-при проектировании развития способностей важно опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются операция — действие — способ деятельности — обобщённый способ, или способность».

По параметру «целей обучения» «знаниевая» педагогика ориентируется на формирование у учащихся знаний, репродуктивных умений, навыков, «способностная» педагогика выдвигает цель — развитие личности ребёнка. При этом рассматривается развитие как появление в личности обучаемого особых свойств или, новообразований в психике, так называемых, способностей, которые становятся неотьемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как «знания». Нельзя разучиться что-либо делать, потому что не забыл, если освоен способ деятельности в нетиповой ситуации. Способность, рассматриваемая как владение обобщённым способом деятельности, может только усиливаться, развиваться, наращиваться с течением времени, если для этого создаётся пространство для проявления способностей.

Как же может быть организован учебный процесс развивающего типа?

По данным исследования, выполненного в Институте теоретической педагогики и международных исследований в РАО, при анализе мирового опыта выявлены подходы к организации учебного процесса развивающего типа. Работы Андерсон Л., Реан Д., Шапиро В., Кларина М. и др. исследователей выделяют их отличительные особенности. Мы остановимся на некоторых из них, которые наиболее часто применимы при построении инновационных образовательных моделей и педагогических технологий.

^ Проблемно-поисковые технологии и подход в обучении.

Характерной чертой этого подхода является реализация педагогом модели «обучение через открытие».

^ Коммуникативные технологии и подход в обучении.

Наличие в учебном процессе дискуссий, характеризующихся наличием различных точек зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения.

^ Имитационное моделирование или игровые технологии и подход в обучении.

Характерной чертой этого подхода является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в учебном процессе и поиск путей их решения.

chast-rezhisserskoj-dokumentacii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-institutov-i-kolledzhej-iskusstv-i-kulturi-a-takzhe.html
chast-rozhdenie-biznesa-lissi-mussa-serenada-marcipanovna-drakon-i-oksyumoron.html
chast-sada-i-neba-klochok-fevral-dostat-chernil-i-plakat-.html
chast-sankt-peterburga-ostalas-bez-sveta-rosbizneskonsalting-10122010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-13-dekabrya-2010-g.html
chast-sebya-kotoraya-takzhe-pronikla-s-perepravkoj-icebookreaderprofessionalheaderstart.html
chast-sedmaya-kniga-posvyashaetsya-tem-967-muzhchin-kotorie-ne-umeyut-znakomitsya-s-devushkami-nesmotrya-na-ochevidnie.html
  • writing.bystrickaya.ru/koroleva-margo-dyuma-aleksandr.html
  • institut.bystrickaya.ru/summa-nalozhennih-administrativnih-vziskanij-uroven-zhizni-i-zanyatost-naseleniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/27filial-gou-vpo-sgups-novosibirskij-tehnikum-zheleznodorozhnogo-transporta.html
  • crib.bystrickaya.ru/kaznipimunajgaz.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-hh-ioblastnih-pedagogicheskih-chtenij-vliyanie-prioritetnogo-nacionalnogo-proekta-obrazovanie-na-sovershenstvovanie-innovacionnoj-deyatelnosti-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-sahalinskoj-oblasti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tomska-biblioteka-severnaya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-uchet-operacij-s-denezhnimi-sredstvami-proizvodstvenno-kommercheskoj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-3-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-politologii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-politologiya-pyataya-redakciya.html
  • student.bystrickaya.ru/332-konstantnoe-virazhenie-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-po-discipline-osnovi-programmirovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-fakulta-tivnogo-kursa-po-matematike-dlya-uchashihsya-5-7-klassov-matematika-dlya-lyuboznatelnih.html
  • credit.bystrickaya.ru/paradoks-no-naskolko-shiroko-izvesten-etot-legendarnij-chelovek-v-polshe-nastolko-zhe-o-nem-malo-znayut-v-ukraine-hotya-zhizn-i-dazhe-smert-ego-tesno-svyazani-i-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/dogovor-ob-okazanii-platnih-obrazovatelnih-uslug-v-sfere-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-organizacii-i-osushestvleniya-vneshnego-kontrolya-kachestva-raboti-chlenov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-i-soderzhanie-menedzhmenta.html
  • report.bystrickaya.ru/j-nein-das-ist-nicht-herr-heine-das-ist-herr-altmann-das-ist-er-st.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/usloviya-dejstvitelnosti-sdelki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-4-e-izdanie-stranica-21.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-tekushego-kontrolya-promezhutochnoj-attestacii-i-itogovogo-kontrolya-znanij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-1999-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolneniya-v-prognoznij-plan-privatizacii-municipalnogo-imushestva-reshenie-soveta-ot-29-iyunya-2011-g-xi-80-o.html
  • desk.bystrickaya.ru/pogloshenie-organizacij-pravovoj-buhgalterskij-i-nalogovij-aspekti-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii-stranica-22.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sledi-misli-okrililis-lyudi-borozdyat-sinevu-samoleti-nesut-li-dobrie-vesti-ili-panacei-ili-znaniya-ili-pomosh.html
  • shkola.bystrickaya.ru/plenarnoe-zasedanie-10-sentyabrya-2010-goda-stenograficheskij-otchet-vserossijskoj-konferencii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-7.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskie-rekomendacii-dlya-imo-po-discipline-osnovi-pravovoj-ohrani-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-vologodskoj-oblasti-po-perehodu-na-federalnij-bazisnij-uchebnij-plan-2004-goda-regionalnij-bazisnij-uchebnij-plan-2005-goda-russkij-yazik-literatura.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ust-kut.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/agapitova-v-peterburge-za-odin-mesyac-poteryalis-5-detej-informacionnoe-agentstvo-rosbalt-04082011.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-vnutriorganizacionnaya-sistema-informacii-diplomnaya-rabota-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-personalom.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-federacii-ot-30-maya-2006-goda-o-byudzhetnoj-politike-v-2007-godu-federalnaya-celevaya-programma-modernizaciya-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postroenie-i-chtenie-grafikov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obsheprofessionalnie-disciplini-perechen-uchebnih-izdanij-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-realizuyushih-obrazovatelnie.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-sluzhba-13.html
  • znanie.bystrickaya.ru/auil-sharuashilii-daildarin-oralan-topirata-dep-siru-shiindarini-nin-subsidiyalau-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.