.RU

Цельноблочные Технологии - В. А. Сластёнин М.: Школа-Пресс, 2000 г с. 492


Цельноблочные Технологии
4 поколение
Интегральные

Основной учебный период-урок


Основной учебный период-модуль или цикл уроков

Основной учебный период-блок уроков

Планирование результатов обучения в виде многоуровневых систем


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный, проблемный

Укрупнение дидактических единиц содержательных блоков


Средства диагностики-текущие устные опросы

Средства диагностики-текущие письменные программированные опросы (тесты), зачёты

Средства диагностики-текущие устные опросы и письменные к.р., зачёты

Групповое обучение. Психологизация образовательного процесса. Компьютерная поддержка.

Образцы: технология классического семинара

Образцы: технология комплекса средств учебного оборудования

Образцы: лекционно-семинарские системы

Образцы: метод проектов как технология четвёртого поколения



М.И. Махмутов выделил систему педагогических технологий, включающую:

- проблемно-диалоговое обучение,

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике обучения определились две педагогики (так называемая «знаниевая» и «способностная»), за которыми стоят две ШКОЛЫ: «школа памяти» и «школа развития». По сути, речь идёт о разных философских подходах к образованию, о разных концептуальных парадигмах построения образовательного пространства, о разных постановках акцентов на то, что именно следует развивать в ученике и как это следует делать. Указанное влияет на выбор педагогических технологий, выступая критериальной базой данному подходу.


^ Сравнительные особенности традиционного и инновационного

обучения.


Параметры сравнения

Традиционная «знаниевая» педагогика

Инновационная педагогика


Цель

Передача знаний, умений, навыков

Развитие личности обучаемого


Девиз

Делай как я. «Я – над вами»

«Не навреди»

«Я вместе с вами»

Интегральная характеристика

Школа памяти

Школа развития способностей

Характер и стиль взаимодействия

Субъект-объективный,

Монологический, авторитарный

Субъект-субъективный, полилогический, демократический

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Информационные

Репродуктивные

Проблемные

Рефлексивные


«Формула»

обучения:

Знания — деятельность репродуктивная

Деятельность — репродукция знания,

создание ситуации «успеха»


Способы усвоения:

Заучивание, репродукция,

деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность

Ведущие функции педагога

Носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний,

хранитель норм и традиций

Организатор сотрудничества,

консультант, управленец, помощник

Позиция обучаемого


Пассивность, отсутствие интереса

Активность, наличие мотивации и интереса


Ведущий принцип

«продавливания»

«выращивания»




Школа «памяти» строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа. Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся ЗУН. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого.

Школа «развития» ориентируется на развитие способностей личности обучаемого. Речь может идти о развитии эмоционально-образной сферы ребёнка, потребностно-мотивационной сферы личности учащегося. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование.

Ключевой позицией отечественной школы является понимание смысла и сущности развития. Под развитием понимается появление у учащегося не колличественных изменений (много-мало знаний, умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психолога, психических новообразований, или способностей.

Можно определить основные черты развивающего образовательного пространства урока. Оно должно:

-мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы,

-cоздавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной ситуации успеха. Чтобы учащийся прожил ситуация заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы,

-создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определёнными мыслительными операциями,

-строиться на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных,

-быть построено на фундаменте применения субъект-субъективного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организазии учебного процесса,

-обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях,

-реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Учащиеся сравниваются не друг с другом, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами.

-строиться при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: принципа интериоризации, т.е. перевода извне — вовнутрь. Наиболее эффективно процесс присвоения каких-либо знаний, перевода их во внутренний план осознания происходит, если в коллективном обсуждении проговариваются, актуализируются, сопоставляются различные точки зрения. За счёт этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения.

-при отборе степени сложности решаемых учеником задач важно проектировать учебный процесс так, что бы опираясь на зону актуального развития учащегося переводить его в зону ближайшего развития, другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. В учебном процессе должны быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемого, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижения гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

-при проектировании развития способностей важно опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются операция — действие — способ деятельности — обобщённый способ, или способность».

По параметру «целей обучения» «знаниевая» педагогика ориентируется на формирование у учащихся знаний, репродуктивных умений, навыков, «способностная» педагогика выдвигает цель — развитие личности ребёнка. При этом рассматривается развитие как появление в личности обучаемого особых свойств или, новообразований в психике, так называемых, способностей, которые становятся неотьемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как «знания». Нельзя разучиться что-либо делать, потому что не забыл, если освоен способ деятельности в нетиповой ситуации. Способность, рассматриваемая как владение обобщённым способом деятельности, может только усиливаться, развиваться, наращиваться с течением времени, если для этого создаётся пространство для проявления способностей.

Как же может быть организован учебный процесс развивающего типа?

По данным исследования, выполненного в Институте теоретической педагогики и международных исследований в РАО, при анализе мирового опыта выявлены подходы к организации учебного процесса развивающего типа. Работы Андерсон Л., Реан Д., Шапиро В., Кларина М. и др. исследователей выделяют их отличительные особенности. Мы остановимся на некоторых из них, которые наиболее часто применимы при построении инновационных образовательных моделей и педагогических технологий.

^ Проблемно-поисковые технологии и подход в обучении.

Характерной чертой этого подхода является реализация педагогом модели «обучение через открытие».

^ Коммуникативные технологии и подход в обучении.

Наличие в учебном процессе дискуссий, характеризующихся наличием различных точек зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения.

^ Имитационное моделирование или игровые технологии и подход в обучении.

Характерной чертой этого подхода является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в учебном процессе и поиск путей их решения.

chast-rezhisserskoj-dokumentacii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-institutov-i-kolledzhej-iskusstv-i-kulturi-a-takzhe.html
chast-rozhdenie-biznesa-lissi-mussa-serenada-marcipanovna-drakon-i-oksyumoron.html
chast-sada-i-neba-klochok-fevral-dostat-chernil-i-plakat-.html
chast-sankt-peterburga-ostalas-bez-sveta-rosbizneskonsalting-10122010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-13-dekabrya-2010-g.html
chast-sebya-kotoraya-takzhe-pronikla-s-perepravkoj-icebookreaderprofessionalheaderstart.html
chast-sedmaya-kniga-posvyashaetsya-tem-967-muzhchin-kotorie-ne-umeyut-znakomitsya-s-devushkami-nesmotrya-na-ochevidnie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-sbalansirovannost-byudzheta-sobranie-deputatov-chuvashskoj-respubliki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/contacts.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-dnya-okruzhayushej-sredi-16-aprelya-2011g.html
  • university.bystrickaya.ru/etapi-proektnoj-deyatelnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskij-konkurs-rossiya-g-sankt-peterburg-fevral-mart-2012-g-nazvanie-proekta-tema-soglasno-polozheniya-o-konkurse.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-dostizheniya-zadannoj-tochnosti-obrabotki-laboratorno-prakticheskaya-rabota-1.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-raboti-diplomnaya-rabota.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-a-belyakov-gl-13-1-4-gl-29-34-v-i-brilev-gl-38-v-soavtorstve-s-l-l-kanevskim-m-h-valeev-gl-36-v-soavtorstve-s-l-l-kanevskim-i-v-n-karagodinim-i-f-gerasimov-gl-5-v-soavtorstve-s-l-stranica-9.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-rinka-i-rinochnoj-konyunkturi.html
  • grade.bystrickaya.ru/nablyudaemaya-lyudmi-ochevidnost-na-samom-dele-ne-bolee-chem-majya-illyuziya-mirazh-majya-zhe-ne-imeet-nichego-obshego-s-dejstvitelnostyu.html
  • college.bystrickaya.ru/4-ekonomicheskie-i-socialnie-problemi-razvitiya-pensionnoj-sistemi-rossii.html
  • college.bystrickaya.ru/23-aprelya-nachinaet-rabotu-viii-okruzhnoj-festival-lyubitelskih-teatrov-teatralnaya-vesna-2009.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sushnost-marketinga-rabochej-sili.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kubizm-i-futurizm-d-v-sarabyanov-pechataetsya-po-postanovleniyu-redakcionno-izdatelskogo-soveta-moskovskogo-universiteta.html
  • crib.bystrickaya.ru/iskoverkannie-sudbi-kniga-dlya-uchitelej-i-roditelej.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nastoyashaya-programma-po-kursu-transportnoe-pravo-rossii-i-zarubezhnih-stran-.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udobstvo-primeneniya-eto-effektivnost-rentabelnost-i-udovletvorenie-s-kotorim-polzovateli-mogut-vipolnit-te-ili-inie-zadachi-v-zadannoj-srede.html
  • literature.bystrickaya.ru/dve-civilizacii-egipet-i-mesopotamii-sovershenno-osobim-obrazom-svyazani-i-drug-s-drugom-kontakti-bili-izdrevle-i-neposredstvenno-svyazani-s-izrailem-delo-v-tom-stranica-6.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-i-metodi-borbi-s-korrupciej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agrarno-zhivotnovodcheskij-kompleks-i-ego-vliyanie-na-okruzhayushuyu-sredu-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-modelirovanie-processov-i-obektov-v-metallurgii.html
  • turn.bystrickaya.ru/opitt-se-tlkuva-kato-izbor-uvodni-belezhki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglament-soveta-selskogo-poseleniya-maginskij-selsovet-municipalnogo-rajona-karaidelskij-rajon-respubliki-bashkortostan.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-odarennost-i-specialnie-sposobnosti-v-d-shadrikov-mentalnoe-razvitie-cheloveka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-i-razmeshenie-transportnogo-kompleksa-rf-chast-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/komplekt-oborudovaniya-dlya-analiza-harakteristiki-svojstv-materialov-i-mnogokomponentnogo-analiza-dlya-rasshifrovki-sostava-smesej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-sistema-pervichnih-dokumentov-ais-bu-avtomatizirovannie-informacionnie-sistemi-buhgalterskogo-ucheta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obsherossijskie-novosti-v-oblasti-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-za-period-s-12-07-2010-po-16-07-2010.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-ejforiya-i-ekonomicheskie-bumi-kompleks-obrazovatelnoj-professionalnoj-programmi-opp-ekonomist-menedzher.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-sistemi-antiplagiat-dlya-proverki-pismennih-uchebnih-rabot-studentov-po-discipline-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-raboti-aktualnost-temi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-rossii-k-2009-godu-planiruetsya-snizit-chislo-narkomanov-na-20-kompleksnie-meri-protivodejstviya-zloupotrebleniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shumenko-v-n-metodi-planirovaniya-eksperimentov-razdel-plani-vtorogo-poryadka-i-issledovanie-oblasti-ekstremuma.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorodskoj-konkurs-v-nominacii-kompyuternaya-grafika-16-marta-2012-goda-gorodskoj-konkurs-v-nominacii-kompyuternaya-animaciya-17-marta-2012-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.