.RU

Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-ii


ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ-II

 

Александр Ремизов

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

БЫТИЯ

жизнеописание ГЭПИЦентра

ОМСК
2001

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ИМПЕРИЯ УМА

Начало начал

Детство

Отрочество

Юность

Зрелые годы

Немного о будущем

ПЕРВЫЙ, ПЕРВЫЕ, ВПЕРВЫЕ…

^ ВЕТЕРАНЫ ЦЕНТРА

ДРЯГИН Вадим Владиславович

СОЛОВЕЙКИНА Ирина Борисовна

ВАЖИНСКИЙ Олег Андреевич

ПАЩЕНКО Илья Николаевич

ЯШИН Владимир Борисович

ЮРИНА Эльвира Александровна

ИВАНОВА Наталья Анатольевна

СОЛОВЕЙКИНА Елена Борисовна

МАМАТКУЛОВ Мирзабек Исламович

КОДАЧИГОВА Людмила Петровна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ГЭПИЦентра

Исследования  в области  археологии, этнографии, истории Сибири

Социальные и экономические исследования

Маркетинговые исследования

Политический консалтинг

^ КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ЦЕНТРА

ГЭПИЦентр глазами партнеров, заказчиков, друзей

ГЭПИЦентр в зеркале прессы

ГЭПИЦентровская бонистика

 

Нашему ГЭПИЦентру 10 лет и 17 лет нашему коллективу, команде,
дружбе – от этого даже немного не по себе. Эти годы для страны и всех нас были самые, самые. Самые жуткие и тяжелые, самые счастливые и удивительные, самые загадочные и самые открытые. И именно эти годы стали временем Великого откровения.

В нашем старом добром советском детстве каждый и каждая через литературные и кинообразы вводил себя в ситуации иной жизни: в волшебную сказку, в магию колдовских обрядов, в боевые приключения, в верность рыцарского обета, в детективный поиск, в политическую интригу. И в память об этом многие взрослые дяди и тети продолжают играть до глубокой старости в умных руководителей, в ответственных исполнителей, пытливых исследователей, в отцов и детей, в дочки-матери, играть в дружбу и в любовь. Эта игра и есть социальная реальность. Как быть? Стать самому игроком-исполнителем роли и прожить, глубоко не копаясь, на самом ли деле ты великий творец, благородный отец, всесильный богач или истинный духоборец, презревший злато и поэтому отрицающий изучение своей роли. Ибо знание – это смерть покою и вере. Или стать судьей, встать над Игрой и только изрекать, вещать, не важно, на всю страну или только дома и на работе: “Ты не прав, она плоха, и все дураки”. Но все-таки есть третий путь – путь познания реальности Игры, ее правил и ее исключений. Вот так мы с веселой отвагой пошли по этому пути в 1984 г., собравшись в кружок “Юный этнограф” и в 1991 г. основав ГЭПИЦентр. Это и стало нашей судьбой, нашим вдохновением и нашим проклятьем. Ну, а внешне – мы небольшая исследовательская и консалтинговая фирма.

А через 10 (17) лет нам захотелось узнать, как выглядим мы и все наши приключения в глазах профессионального историка. Известный в регионе ученый А.В. Ремизов благосклонно согласился осветить нашу историю. При этом обе стороны договорились брать в основу изложения только документально подтвержденные факты. Так появилась эта книга. С одной стороны, это почти полный справочник по ГЭПИЦентру (“за бортом” осталась большая часть бытового жизнеописания), а с другой стороны, это публикация удачного и неудачного опыта предпринимательства в сфере прикладного знания. По мнению ветеранов ГЭПИЦентра, книга скучновата, но таковы неумолимые законы жанра исторического очерка. Книга, конечно, написана для тех, кто нас знает, и для тех, кто хочет узнать.

^ Нашим друзьям и врагам посвящается




В. В. Дрягин

[начало]

ИМПЕРИЯ
УМАНачало начал

В первых числах сентября 1984 г. в фойе Городского дворца пионеров и ряда омских школ появилось объявление, адресованное учащимся 7-10-х классов. “Если ты хочешь знать, гласил его текст, куда и зачем плавал на тростниковых лодках Тур Хейердал, кто такой снежный человек, о чем колдуют шаманы, как живут, что танцуют, что едят, какую носят одежду и в какие игры играют люди разных национальностей Советского Союза и всего мира, а также побывать у них в гостях в экспедициях, записывайся к нам в кружок и приводи своих друзей. Запись – каждый понедельник”.1

Желающие получить ответы на перечисленные в объявлении вопросы да еще и поехать в этнографическую экспедицию, разумеется, нашлись, и уже 12 сентября в 8-м кабинете ГДП состоялся первый организационный сбор кружка “Юный этнограф”. Так начинался ГЭПИЦентр, но тогда об этом еще никто не знал: ни 28 первых кружковцев, многие из которых составили впоследствии кадровый костяк всех грядущих воплощений Центра, ни их руководитель (точнее – предводитель, вождь, в офисном просторечии – шеф) – двадцатитрехлетний Вадим Дрягин, недавний выпускник исторического факультета ОмГУ, увлеченный этнограф с ярко выраженными организаторскими способностями и лидерскими задатками.

А между тем, именно тогда, 12 сентября 1984 г., за 6 с лишним лет до официального “рождения”, в 3 часа 25 минут пополудни, начался отсчет гэпицентровского времени, началась история ГЭПИЦентра, началась его жизнь, в которой, как и в человеческой жизни, были свое детство, отрочество, юность, была и есть зрелость, зрелость юбиляра.

[начало]

Детство

1984-1985 учебный год был для юных этнографов насыщенным неординарными событиями и яркими впечатлениями. Уже 6 октября кружковцы совершили свой первый учебный выезд в поселок Горячие Ключи, причем более чем результативный. В ходе этой кратковременной загородной экскурсии члены кружка не только отработали на практике отдельные приемы полевых исследований, но и сделали первое в своей жизни научное открытие – обнаружили ранее неизвестный памятник позднебронзового времени. В конце марта – апреле 1985 г. были предприняты еще 3 похода – однодневный в Красноярку и 2 с ночевкой – в Дружино. Если в выезде в Горячие Ключи участвовало всего 3 кружковца, то в дальнейшем число юных исследователей выросло до полутора десятков.

Как уже отмечалось, выезды и походы были своего рода учебной практикой, в ходе которой закреплялись полученные на занятиях теоретические знания, формировались навыки и умения, необходимые для работы в поле. Формированию и развитию последних в немалой степени способствовали также Этнографические Игры, впервые проведенные 19 февраля 1885 г. и ставшие затем традиционными. Первые Игры были проведены по окончании первого полугодия кружковых занятий. В них приняли участие три из четырех имевшихся тогда групп кружковцев, а победила команда “Эрон” – “Энергичные ребята особого назначения” – в составе Е.Бояршинова, Д.Коренева, В.Чеснокова, М.Черняевой и Л.Писаревской. Лучшим групповым старостой был признан Б.Кондаков, капитан проигравшей команды “Экватор”.



Занятия в кружке, Этнографические Игры, выезды и походы преследовали вполне определенную цель – В.В.Дрягин готовил своих учеников и воспитанников к будущим экспедициям – и дали конкретные результаты. Как указывалось в “Рапорте кружка “Юный этнограф” о работе в 1984/85 учебном году”, все кружковцы “получили навыки, необходимые для обработки и фиксации этнографического материала, научились работать с информаторами, многие научились фотографировать, а также зарисовывать интересующие предметы. Члены кружка усвоили курс полевой этнографии и терминологию. Все получили туристские навыки: научились правильно собирать и укладывать рюкзак, ставить палатку, вязать узлы, переправляться через реки, перевязывать и нести раненого. Одним словом, полностью подготовились к летним экспедициям”.2

Однако успешная экспедиционная работа предполагает наличие не только специальных знаний и навыков, но и дружного, сплоченного коллектива единомышленников. Отчасти этот коллектив вызревал в общих трудах и заботах, будь то очередной субботник или дежурство по Дворцу. Так, 5 января 1985 г. практически весь состав кружка дежурил в ГДП, где проходил тогда VII областной слет юных краеведов – участников Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников “Моя Родина – СССР”, посвященный 115-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина и 40-летию победы в Великой Отечественной войне.

Кружковцы С.Поваренкин и Е.Чунисова, кроме того, непосредственно участвовали в работе одной из секций слета (“Искусство принадлежит народу”), выступив с докладом о деятельности своего кружка, сопровождавшимся демонстрацией слайдов. За активное участие в областном слете представителей лучших экспедиционных отрядов юные этнографы получили свою первую награду – Почетную грамоту, подписанную директором станции юных туристов В.А.Малюженко, а В.В.Дрягин был отмечен благодарностью, объявленной приказом по ГДП. В том же 1985 г. три кружковца – С.Поваренкин, В.Старых и Т.Колтунова – удостоились еще одной награды – путевок во Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ “Орленок”. Забегая вперед, скажем, что летом 1987 г. в “Орленке” побывали И.Соловейкина и С.Новгородцева.

Совместные работы и занятия, безусловно, являются значимыми коллективообразующими факторами, однако же не менее важная роль принадлежит в этом плане совместному отдыху, общим праздникам и развлечениям. Руководитель юных этнографов, судя по всему, хорошо это понимал. Первым общекружковым праздничным мероприятием была встреча Нового – 1985-го года. “Летопись” кружка зафиксировала, что на новогоднем вечере “блистали искусством “вертеть ногами” все девочки, а также С.Поваренкин и Д.Коренев. Девочки представляли свои наивкуснейшие кулинарные изделия. Испытав великие трудности, принесла елку М.Черняева. Пожертвовав простыней, Д.Коренев исполнил роль Демиса Руссоса… Все члены кружка “Юный этнограф” с наслаждением и пользой провели время”.3

Кстати, о пользе: надо сказать, что бесполезное времяпрепровождение юным этнографам было несвойственно в принципе. Польза и смысл были во всех их делах – от занятий по теории этноса Ю.В.Бромлея до развлечений, которые могут показаться таковыми лишь на первый взгляд. Вот несколько примеров. 27 декабря 1984 г. 6 кружковцев приняли участие в спортивном мероприятии “Лыжня зовет”. Назвать это мероприятие обычной лыжной прогулкой никак нельзя: В.В.Дрягин вывел тогда своих подопечных на Замарайку для наблюдений за обрядом крещения “субботников”.

На зимних каникулах в январе 1985 г. юные этнографы совершили 2 культпохода – в краеведческий музей и кинотеатр “Родина”. Были ли эти мероприятия развлекательными? Отчасти да, но только отчасти. Поскольку посещение музея запомнилось кружковцам прежде всего орудиями каменного века, предметами быта и хозяйства русских крестьян, старинными монетами и макетом Омской крепости, а просмотр двухсерийного фильма “Спартак” – присутствовавшим в нем богатым этнографическим материалом.

С помощью разного рода игр зачастую не только снималось напряжение и формировался положительный эмоциональный фон, но в известной степени оттачивались память, внимание, коммуникабельность, оперативность, интеллект, наконец, столь необходимые будущим исследователям. Те же шахматы – отнюдь не пустое развлечение. Уже в первый год работы кружка было проведено первенство по шашкам и шахматам, таким образом, традиция шахматных турниров, по сей день проводящихся в ГЭПИЦентре, сформировалась еще в “кружковый период”.



Другой излюбленной “народной забавой” юных этнографов стала игра “Бегемот”. Она, в общем-то, довольно проста и в то же время по-своему сложна: одна команда придумывает фразу, как правило, достаточно нелепую, и сообщает ее представителю другой команды, тот, в свою очередь, с помощью жестов должен довести ее смысл до своих товарищей, причем довести так, чтобы те смогли в точности воспроизвести эту фразу уже на словах. Конечно, смеху хватало, но при этом и воображение тренировалось, и сообразительность, и информативная жестикуляция, не лишняя в арсенале путешественника-этнографа. Впервые юные этнографы сыграли “в бегемота” 5 ноября 1984 г. В этой игре участвовали также их “коллеги” – ребята из кружка “Юный археолог”.

Что же касается Этнографических Игр, о которых уже говорилось выше, то играми их можно назвать лишь в том смысле, что “взаправдашними” этнографическими экспедициями они не являлись, хотя приближение к экспедиционным реалиям было максимальным. Как правило, Этнографические Игры проводились на выезде, за городом. Перед “стартом” отряды во главе со старостами собирались в ГДП, затем проверялось индивидуальное снаряжение, и в случае обнаружения недостатков владельцы “дефективных” рюкзаков отправлялись по домам. Порой данная процедура заметно сокращала число играющих. Затем – кто быстрее прибудет на место.

Каждый отряд разбивал свой лагерь, через 2 часа проверялось устройство лагерей. Старосты (начальники) отрядов оформляли документы: меню, опись оборудования, журнал дневальных и т.д. Далее шло приготовление обеда, сам обед, а затем опрос информаторов (обычно “двойками” – мальчик и девочка), оформление полевых дневников, зарисовки и проч. Затем ужин и подведение итогов – ведь за все недочеты засчитывались штрафные очки. Эти очки, вообще элемент соревновательности да относительная кратковременность – вот, пожалуй, и все, что отличало Этнографические Игры кружка “Юный этнограф” от настоящих экспедиций.

Надо думать, вскоре состоялась бы и первая экспедиция кружковцев, к которой они готовились и о которой мечтали на протяжении почти целого учебного года. Но тогда, летом 1985 г., этим планам и мечтам не суждено было осуществиться, поскольку еще в апреле юные этнографы проводили своего “любимого руководителя Вадима Владиславовича Дрягина” на срочную службу в рядах Советской Армии. В проводах участвовали все группы кружка, которых к тому времени было уже 5. Деятельность кружка по понятным причинам прекратилась на полтора года, но не прекратилась связь между ребятами и их руководителем, завязалась переписка, вспоминалось совсем недавнее еще прошлое, проектировалось будущее.

Осенью 1986 г. заметно подросшие юные этнографы и отслуживший положенное старший сержант запаса В.В.Дрягин встретились в заранее условленном месте. Встреча была, безусловно, приятной и в то же время вполне естественной и закономерной. Нужно ли говорить, что спустя короткое время деятельность кружка “Юный этнограф” была не только возобновлена, но и выведена на качественно новый уровень.

В ноябре 1986 г. состоялись выборы Президента кружка, который все чаще стал именоваться клубом. Первым Президентом “Юного этнографа” стал Валерий Старых. Как отмечалось в его биографии, “опубликованной” в 1988 г. в клубной стенгазете “Наши Президенты”, родившись в 1970 г., он, “к несчастью, не имел отношения к этнографии вплоть до 1984 г.… Пробился в Президенты… и одновременно стал старостой… группы “Веселые ребята”. Наряду с многочисленными шуточными титулами и званиями Президента в биографии акцентировалась его склонность к одобрению “линии верховного руководства”.4

На зимних каникулах часть кружковцев совершила поездку в Ленинград по приглашению Р.Ф.Итса, директора Музея этнографии народов СССР и Ленинградского филиала Института этнографии и антропологии АН СССР. Впоследствии перипетии этого путешествия были описаны в форме юмористического отчета питерских следователей, так и не сумевших “найти и обезвредить” шестерых омских гастролеров. Не за горами были и долгожданные экспедиции.

Первая этнографическая экспедиция юных этнографов состоялась 22-28 марта 1987 г. в Тевризский район Омской области (Тевриз - Белый Яр – Екатериновка). В “Летопись” кружка она вошла под “кодовым названием” “Последний шанс” (этот обычай закрепился, и впоследствии все экспедиции кружковцев будут иметь собственные “имена”). Значение “Последнего шанса” для кружка, для будущего ГЭПИЦентра, для самого В.В.Дрягина, наконец, трудно переоценить. Эта экскурсия была не только по счету первой, но и первой по-настоящему результативной. Кружковцам удалось тогда собрать уникальный материал по заговорам, что убедило их руководителя в правильности избранного им пути. Когда-то В.В.Дрягин узнал, что в британских колониях ученые получали интересные данные об аборигенах, подсылая к ним детей. С последними те делились информацией куда охотнее, чем со взрослыми. Решил попробовать сделать то же с помощью юных этнографов и – получилось!

Первый серьезный успех изрядно продвинул и другую, уже не тактическую, а стратегическую идею В.В.Дрягина, исходя из которой, собственно, и создавался “Юный этнограф”. Дело в том, что ни одно образовательное учреждение страны не готовило, скажем так, профессиональных этнографов-лаборантов, не страдающих “комплексом остепененности”, т.е. не стремящихся во что бы то ни стало и как можно быстрее “вписаться” в научную “номенклатуру”, а умеющих качественно, на высоком уровне делать свое дело – будь то работа с информаторами, проведение опросов или сбор экспонатов. Специалисты такого рода были чрезвычайно востребованы этнографической наукой, а вот подготовка их, по очень верной мысли В.В.Дрягина, должна была вестись “с младых костей”, и кружковая форма в этом смысле была единственно возможной.

В тевризской экспедиции приняли участие 18 кружковцев – десять членов “Плесени”. Семеро “Веселых ребят” и один из группы “Дефицит”. “Плесень” – это старшая группа кружка, основу которой составляли ветераны, пришедшие в “Юный этнограф” еще в 1984 г. “Плесень” имела свой Устав, а также гимн и эмблему, вступившие в эту касту кружковцы проходили “обряд инициации” и давали соответствующую клятву. В тексте клятвы, сохранившемся в анналах ГЭПИЦентра, подчеркивается сознательность желания продолжать “славные традиции единственной в своем роде “Плесени”. Становившийся членом “Плесени” кружковец клялся не только “уважать и почитать духовного наставника”, но и отдать “все свои силы ради этнографии”. “Клятвопреступнику” грозило полное отторжение, и вся его жизнь должна была сопровождаться “неудачами, насмешками и презрением”.5

Членство в элитарной группе кружка было делом почетным и одновременно весьма ответственным. Уставом корпорации декларировалось, что полноправным членом и духовным наставником “Плесени” является В.В.Дрягин, все члены “Плесени” равны между собой, имеют право везде и всегда быть первыми, в полевых условиях носить “личное именное оружие”, обязаны иметь собственное мнение по обсуждаемым вопросам, говорить только “в кассу”, строить отношения между собой на полном доверии, взаимопомощи и эффективном деловом сотрудничестве, готовить себе достойную смену. Преемственность поколений обеспечивалась также тем, что на каждом выезде кружка должен был присутствовать хотя бы один член “Плесени” (если бы такового не оказалось, вся “Плесень” автоматически прекратила бы свое существование).

“Скорее Иртыш потечет в другую сторону, чем “Плесень” не выполнит данного ей задания, - говорилось в Уставе. – Цель, определяющая смысл “Плесени”, – коллективное гуманитарное познание общества. Поставленная цель научного исследования должна доминировать над жизненно важными потребностями”.6 Не будет преувеличением сказать, что эти уставные положения, по-юношески несколько выспренние, были и по сей день остаются одними из основополагающих принципов жизни и деятельности ГЭПИЦентра.

Однако вернемся в 1987 г. На 1 апреля (день рождения будущего ГЭПИЦентра) в “Юном этнографе”, незаметно трансформировавшемся в СЭМ – Союз Этнографической Молодежи, был назначен День перевыборов. В мероприятии участвовал весь состав кружка-клуба-союза. Были внесены поправки в Устав и избран новый Президент. Победу на альтернативных президентских выборах одержал С. Поваренкин, опередивший по числу голосов своих соперников Е.Правильникова и В.Старых. Сэмовские предания свидетельствуют, что С.Поваренкин, вступивший в “Юный этнограф” еще в 1984 г. был автором знаменитой фразы: “Цените не себя в этнографии, а этнографию в себе”, а также признанным исполнителем “нанайской народной песни” и прочих произведений “собственного и несобственного сочинения”.7

До избрания Президентом клуба С. Поваренкин исполнял обязанности статс-секретаря и “палача” СЭМ (в кружке практиковалось наказание под названием “тапочки”). Помимо президентских состоялись также выборы групповых старост: “Веселых ребят” возглавила Т.Ярыгина, “Дефицит” – А.Трегубов, а “Плесень” – “оставшийся на второй срок” Е.Калинин. Что же касается клубного Устава, этот документ заслуживает если не полного, то хотя бы отрывочного цитирования.

Согласно Уставу членом клуба “Юный этнограф” мог стать всякий желающий, ежели он не страдает “олигофренией в степени дебильности”. Президент клуба равен в правах с руководителем “ЮЭ” и подотчетен Народному собранию, созываемому в последнее воскресенье каждого четвертого месяца и правомочному вносить поправки в Устав клуба. Существовал также Пленум старейшин, созывавшийся по усмотрению Президента. В качестве прямой обязанности каждому члену “Юного этнографа” вменялась постоянная подготовка себя к экспедициям. К общенародным праздникам Уставом добавлялись свои, клубные: 1 апреля – День перевыборов и 17 июня – День этнографии.

Особое внимание в тексте Устава уделено наказаниям за провинности: “на выездах, в походах, экспедициях применяется условная физическая мера наказания – побивание кедом (“Тапочки”). Применяется ко всем членам клуба, включая президента и руководителя. Девочек побивают в том случае, если не найдется мальчика, который взял бы вину и, следовательно, наказание на себя”.8 В невыездное время в качестве наказания применялось начисление штрафных очков, по одному за любое отступление от уставных нормативов. Набравший 15 очков терял право на участие в экспедиции. В этих штрафах, а также в ненаказуемости за опоздания на любые мероприятия не более чем на 5 минут легко угадываются элементы будущего гэпицентровского регламента.

Весна 1987 г. ознаменовалась для юных этнографов отнюдь не только незаурядными первоапрельскими событиями. 24 апреля коллектив кружка был награжден руководством ГДП Почетной грамотой за активное участие в смотре, посвященном 70-летию Великого Октября, а через месяц, 25 мая, кружковцы приветствовали ученых, собравшихся на проходившую в Омске Всесоюзную этнографическую конференцию. Надо заметить, что это была не первая их встреча с большой наукой – уже на первом году своего существования “Юный этнограф” был представлен на аналогичной Всесоюзной конференции, члены кружка встречались с доктором исторических наук Н.А.Томиловым, контактировали с этнографическим кружком истфака ОмГУ.

Что же касается полевого сезона 1987 г., для юных этнографов он оказался очень удачным – выездов, экспедиций, открытий и находок хватало. 8-10 мая состоялся выезд кружка в Дружино, в котором приняли участие 29 человек. На этом выезде были проведены очередные Этнографические Игры. В июне пятеро кружковцев участвовали в первой археологической экспедиции (Лопата-1), работавшей в с.Бещаул Нижнеомского района. А 9-29 июля была предпринята “Первая Тарская или Великая Татарская” экспедиция в д.Черталы Муромцевского района Омской области.

В эту профинансированную Дворцом пионеров экспедицию В.В.Дрягин вывез в общей сложности 17 кружковцев. Часть из них спустилась по Иртышу до устья Тары, а затем поднялась по Таре до Черталов на катере “Солярис”. На его борту вместе с капитаном и судовым врачом находились руководитель кружка В.Старых и 10 “веселых ребят”. Остальные шестеро добирались автобусом. Под Черталами обе группы встретились и стали лагерем. Начальником Первой Тарской экспедиции была назначена Т.Ярыгина, таким образом, В.В.Дрягиным проводилась подготовка своих учеников не только к участию в полевых исследованиях, но и к руководству экспедиционной работой.

В ходе этнографического обследования татарской деревни изучались история и география Черталов, местная некрополистика, записывались легенды и предания местных жителей, фиксировались их верования. В частности, в районе Черталов был обнаружен археологический памятник, представляющий собой комплекс захоронения периода исламизации коренного населения и поселение на берегу р. Тары. Как указывалось в отчете кружка об экспедиции в Черталы, “по легенде, куклы, которым поклонялись черные татары, были посажены в берестяные короба и отправлены по Таре. Главная кукла тоже была посажена в берестяной короб и сброшена в Тару… Еще по одной легенде черные татары не были перебиты шейхами, а подчинились им.., боялись их и слушались, а шейхи… указывали им и наказывали их за провинности”.9 Таким образом, юным этнографам удалось зафиксировать фольклорную версию исламизации аборигенного сибирского населения.

В последней декаде августа семеро кружковцев приняли участие в этнографической экспедиции (“Разврат-1”), работавшей в Омской (Муромцево, Низовое) и Новосибирской (Старые Скарлы, Кыштовка, Березовка, Николаевка, Козловка, Чаны) областях. Главным объектом полевых исследований было с. Николаевка Кыштовского района Новосибирской области. В ходе этой экспедиции был осуществлен сбор экспонатов для Тартусского музея этнографии. В сентябре 1987 г. были продолжены этнографические изыскания (экспедиция “Разврат-2”) в Черталах.

Главным итогом сезона стала увенчавшаяся безусловным успехом практика “выхода” на археологические памятники по данным этнографии. По сути, в Черталах тогда был открыт археолого-этнографический комплекс в классическом его варианте, что, в свою очередь, определило целевую направленность практически всех последующих экспедиций В.В.Дрягина и его воспитанников. Состояла она в локализации выявленной группы таежного населения – “черных татар”, или иштяков.

7-10 ноября состоялся выезд юных этнографов в Тару. В “Летописи” кружка эта поездка получила название “Блудные дети или фиаско тарской милиции”. Дело в том, что двое кружковцев – И.Соловейкина и А.Трегубов – опоздали на последний следовавший из Тары в Омск автобус. На следующий день им удалось самостоятельно добраться до города, но занятия в школе были пропущены, да и вообще имело место “ЧП”, влекущее за собой лишение руководителя кружка права на вывоз экспедиции в течение года. Результатом этих перипетий и треволнений стал уход В.В.Дрягина из ГДП в форме увольнения по собственному желанию.

Кружок, однако же, продолжил свое существование, но уже при дворовом клубе “Эдем” завода “Электроточприбор”. Для юных этнографов нашлось подходящее помещение, а для В.В.Дрягина – полставки руководителя. В ноябре произошло еще одно примечательное событие – досрочные президентские выборы. Новым, третьим по счету, Президентом клуба “Юный этнограф” стал Сергей Белоусов, 14-летний ученик 38-й школы, занимавшийся в кружке с февраля 1987 г.

Президентство его было недолгим и скорее напоминало временное исполнение обязанностей главы клуба. Уже весной 1988 г. в результате традиционных первоапрельских перевыборов Президентом “Юного этнографа” стал Олег Важинский, вступивший в ряды СЭМ в 1987 г. и сумевший за это время выделиться своими “варварскими набегами на беззащитных и ни в чем не повинных информаторов”, “высокими творческими способностями в мытье колбасы” и “умением нестандартно мыслить при телесных наказаниях”.10

В 1988 г. был принят новый Устав Кружка юных этнографов (КЮЭ), его проект был обнародован 7 февраля. “Кружок юных этнографов, говорилось в преамбуле, есть боевой испытанный авангард советских этнографов, объединяющий на добровольных началах передовую, наиболее сознательную часть учащихся школ, училищ, техникумов, рабочую молодежь, занимающуюся этнографией. Основанный В.В.Дрягиным как передовой отряд юных этнографов СССР кружок… прошел славный путь борьбы, лишений и испытаний, в которых окреп состав кружка, сложилась его моральная и духовная основа”.11

Согласно новому Уставу, членом КЮЭ мог быть любой гражданин Союза в возрасте от 6 до 20 лет, подчиняющийся руководству кружка “в лице горячо всеми любимого и уважаемого В.В.Дрягина” и активно участвующий в экспедициях. Юные этнографы были обязаны бороться за создание материально-технической базы этнографии, твердо и неуклонно проводить в жизнь решения кружка, разъяснять массам его политику, способствовать укреплению связей с информаторами, проявлять в отношении последних чуткость, любовь и внимание, посещать все занятия кружка независимо от места и времени их проведения, безропотно выносить экспедиционные трудности, выполнять указания начальства, развивать критику и самокритику, беречь и лелеять имущество, во время экспедиций полностью исключать из своей жизни все то, что именуется вредными привычками.

За членом КЮЭ закреплялось право свободно обсуждать и критиковать решения руководства, лично участвовать в занятиях кружка и, конечно же, выезжать в экспедиции. Впрочем, все эти права можно было и утратить, набрав предельное количество очков, получение которых подробно регламентировалось Уставом.

С наступлением весны 1988 г. открылся очередной сезон полевых исследований. В конце марта и конце апреля-начале мая были предприняты учебные этнографические выезды в Дружино, особо активное участие в которых приняли члены “Плесени”. В июне семеро юных этнографов побывали в археологической экспедиции, работавшей под руководством Б.В.Мельникова в р.п.Черлак Омской области. В ходе этой экспедиции – “Лопата-2” – кружковцы “приобрели навык в землебросании” и неоднократно провожали в армию одного из “ветеранов” – С.Поваренкина.

“Лопата-2” запомнилась кружковцам не только интересными находками и традиционной экспедиционной романтикой, но и бурной самиздатовской деятельностью Дмитрия Лузянина, выступившего в роли редактора-издателя журнала-газеты “Голая правда”. Первый номер этого уникального рукописного издания увидел свет 19 июня 1988 г.

Газета-журнал была выдержана в лучших “искровских” традициях революционной пропаганды и открывалась “Воззванием к тем, кто еще жив”: “Братья и сестры! Колхозники и колхозницы! Красноармейцы и краснофлотцы! К оружию, граждане! Поднимайте лопаты против тиранов!.. Наш изнурительный труд используют в корыстных целях наши начальники… Эти люди незаконно захватили власть в лагере, тиранят простой рабочий люд, избивают жуткими орудиями пытки под названием “тапочки”, морят его голодом… Пусть трепещут ненавистные деспоты: близок час расплаты!!! Будет и на нашей улице праздник!”.12

Всего было выпущено 7 номеров “Голой правды”, со временем получившей подзаголовок “голос этнографии”, а затем поменявшей свое название на “Сексуальный крокодил или голая правда”. Интересны девизы, помещавшиеся в каждом номере и являвшиеся плодами фантазии редактора, бывшего по совместительству и издателем, и заглавным автором газеты. Вот некоторые из них: “Лучше голая правда, чем одетая ложь”, “Этнографы всех стран, соединяйтесь!”, “Смерть археологам!”, “Долой начальство!”

Через 2 недели после окончания археологических изысканий в Черлаке юные этнографы приняли участие в работе т.н. “Старополеводческой” экспедиции в Черталах (15 июля – 17 августа 1988 г.). Это была первая совместная археолого-этнографическая экспедиция. Ее руководители, В.В.Дрягин и Б.В.Мельников, по сути дела, являлись первопроходцами комплексных археолого-этнографических исследований в Омском Прииртышье. Со временем перспективность такого рода разработок была оценена многими омскими учеными, и изучение археолого-этнографических комплексов стало весьма распространенной практикой.

Осенью 1988 г., 7-8 октября, В.В.Дрягин вместе с четырьмя кружковцами предпринял учебный выезд в Горячие Ключи, а в декабре была совершена непродолжительная и немногочисленная этнографическая экспедиция в с.Юрт-Уйское Седельниковского района Омской области, т.н. “Собачья Мухамадамская”. Январь нового, 1989-го, года ознаменовался очередным учебным выездом кружка в Дружино. В нем приняли участие два члена “Плесени” и шесть “веселых ребят”. “Первая партия полуденным автобусом выехала в Дружино, где произвела опрос местного населения. Вторая – дамская – партия выехала следующим автобусом в дачный район… После банкета состоялась игра “в детектив”. Было весело. Усталые и довольные, мы вернулись домой”,- записали участники выезда в “Летопись” кружка.13



26 февраля в кружке состоялся “суд” – слушалось “дело” Президента СЭМ Олега Важинского. “Судебное заседание” плавно перетекло в торжество “Плесени” по случаю “великого всенародного праздника – Дня Армии и Флота”. Как всегда, “всеми любимые этнографини приготовили шикарные торты.., так что все корнеты, поручики, а также… любимый генерал были вне себя от удовольствия… Последним торжеством было изготовление плакатов и развлечение генерала “азартной игрой” в шахматы. Генерал, как всегда, выиграл”.14

В марте 1989 г. кружок юных этнографов предпринял экспедиционную поездку в аул Артакшил (Старый Жанап), получившую название “Хождение по мукам”. В экспедиции участвовали 16 кружковцев, в т.ч. 3 члена группы “Плесень”. В мае СЭМ провел Этнографические Игры в д.Богословка Омского района. В июне-августе состоялась уже 12-я по счету и самая продолжительная экспедиция “Юного этнографа” по Муромцевскому и Седельниковскому районам Омской области, а также Кыштовскому и Каргасокскому районам Новосибирской и Томской областей – “Большой Бич”.

Путь к истокам Игла и Васюгана был, как в известной песне про геологов, “и далек, и долог”, и труден, конечно. Но пройти его стоило и отнюдь не для того только, чтобы испытать себя в таежной глухомани (хотя это немаловажно), но для достижения исследовательской цели, по большому счету, ради науки. А целеустремленным и настойчивым, как известно, нередко благоволит удача. Вот яркий пример: по ходу обследования одного из объектов на территории Томской области руководителями экспедиции Б.В.Мельниковым и В.В.Дрягиным был обнаружен клад смешанного типа, т.е. денежно-вещевой. Денежная его часть была представлена 25 серебряными рублями чеканки Александра III и Николая II, а вещевая – медалью в память 300-летия династии Романовых и небольшой иконкой медного литья – кладовым оберегом. Впоследствии этот клад, датируемый, скорее всего, периодом гражданской войны, был сдан в Томский краеведческий музей.

В конце 1989 г. кружковцы совершили экспедиционную поездку в с. Юрт-Уйск Седельниковского района. Казалось бы, все шло своим чередом, обычным порядком. А между тем, детство будущего ГЭПИЦентра незаметно закончилось, и начался отроческий период его существования.

Активная деятельность кружка (за вычетом вынужденного полуторагодичного перерыва 1985-1986 гг.) длилась чуть более трех лет. Срок не очень большой. Но за эти годы В.В.Дрягин сумел воспитать в своих учениках преданность науке, целеустремленность, выносливость, способность подчинять личное интересам общего дела. Школьники-подростки, пришедшие в кружок осенью 1984 г. или несколько позже, стали хорошо подготовленными молодыми исследователями гуманитарного профиля, а ядро, костяк кружка – сплоченным и слаженным коллективом, как теперь принять говорить, командой – командой Дрягина, готовой к выполнению больших и сложных задач.

[начало]


chetire-vozrasta-chetire-opori-sbornik-posvyashen-15-letiyu-mapn.html
chetirehletnyaya-dasha-gunkina-iz-rostovskoj-oblasti-otpravitsya-na-lechenie-v-germaniyu.html
chetirem-osnovnim-vzglyadam-lajtman-mihael-osnovi-kabbali-seriya-kabbala-tajnoe-uchenie-npf-drevo-zhizni-izdatelskaya.html
chetirnadcat-lekcij-prochitannih-dlya-rabotayushih-na-stroitelstve-gyoteanuma-v-dornahe-s-30-iyunya-po-24-sentyabrya-1924-g-per-s-nem-a-a-demidov-stranica-12.html
chetirnadcat-lekcij-prochitannih-v-dornahe-s-23-stranica-2.html
chetirnadcat-lekcij-prochitannih-v-dornahe-s-23-stranica-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/nvkorinfskaya-nizhnij-novgorod-yu-m-romanenko-s-peterb-gos-un-t-dokt-filos-nauk-prof.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-rezultatam-associativnogo-eksperimenta-informantov-nemcev.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-detskij-dom-aistenok-g-kaltan.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchrezhdenie-obrazovaniya-minskij-gosudarstvennij-lingvisticheskij-universitet.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upr-105-vstavte-odno-iz-sleduyushih-slov-some-any-no-the-ili-ostavte-propuski-nezapolnennimi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-i-metrologii-postanovlenie-ot-6-noyabrya-2001-g-n-454-st-o-prinyatii-i-vvedenii-v-dejstvie-okved-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svarnie-trubi-pravila-rasprostranyayutsya-na-a-parovie-kotli-v-tom-chisle-kotli-bojleri-a-takzhe-avtonomnie-paroperegrevateli.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/upravlenie-riskami-v-kommercheskih-bankah-chast-13.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-seminarskih-zanyatij-po-discipline-teoreticheskaya-pedagogika-seminarskoe-zanyatie-1.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-kompetencij-u-budushih-specialistov-turindustrii-na-osnove-kompyuternogo-testirovaniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/togda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-26-fevralya-2010-g-96-ob-antikorrupcionnoj-ekspertize-normativnih-pravovih-aktov-i-proektov-normativnih-pravovih-aktov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chetvertaya-glava-fyodorovich-tehnicheskie-i-tehnologicheskie-osobennosti-modernizacii-dozhdevalnih-mashin-06-01-02.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-a-ushakov-rukovoditel-temi-kand-tehn-nauk.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ii-sbori-i-inie-obyazatelnie-platezhi-s-yuridicheskih-i-fizicheskih-lic.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/net-ni-odnogo-malo-malski-razumnogo-cheloveka-kotorij-bi-hot-raz-v-zhizni-ne-zadumalsya-a-chto-on-est-zachem-zhivet-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/cel-uchitelya-cel-uchenika-mehanizm-dostignutaya-uchebno-metodicheskoe-posobie-izdatelstvo-moskva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-organizaciya-i-osnovi-boevogo-primeneniya-suhoputnih-vojsk-sovetskoj-armii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-128-v-p-malashenko-doktor-filologicheskih-nauk-professor.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovn-risi-ta-yakost-pedagoga-v-suchasnj-shkol.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-uchrezhdenie-kulturi-moskovskoj-oblasti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhastar-praktikasin-jimdastiru-zhne-arzhilandiru-aidalarina.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/russkaya-armiya-v-xviii-stoletii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-festivalya-dni-tibeta-v-bijske-2011-postroenie-tibetskimi-monahami-uzora-iz-peska.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sociometricheskij-metod-issledovaniya-maloj-gruppi.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-ministerstva-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-i-celi-zadachi-i-pokazateli-deyatelnosti-zadacha-obespechenie-dostojnogo-urovnya-vzaimodejstviya-s-zayavitelyami-16.html
  • klass.bystrickaya.ru/afganci-otprazdnovali-15-letnij-yubilej-mayak-novosti-14-05-2005-bejlin-boris-21-00-12.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-mezhdunarodnogo-foruma-strategiya-i-praktika-uspeshnogo-biznesa-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-metodiki-vnedreniya-pedagogicheskih-tehnologij-professionalnogo-obrazovaniya-informacionnih.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-poluchen-operatorom-stranica-8.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sochinenie-po-rasskazu-gorkogo-chelkash.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-programmi-razvitiya-fakultetov-predislovie.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-chetvertogo-oblastnogo-otkritogo-festivalya-zvonarej-kemerovskoj-oblasti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-vzaimootnosheniya-organizma-i-sredi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.