.RU

частью свои глаза, на концерте - свои уши. И что удивительно, так это то - Нейролингвистическое рограммирование подборка


частью свои глаза, на концерте - свои уши. И что удивительно, так это то,

что когда мы думаем, мы имеем склонность благоволить по отношению к одной,

может быть, двум репрезентативным системам независимо от того, о чем мы

думаем. Мы способны использовать все системы, но к возрасту 11 или 12 лет мы

уже имеем явные предпочтения.

Многие люди могут создавать ясные мысленные образы и думать главным

образом картинками. Другие находят эту точку зрения трудной. Они могут долго

толковать сами с собой, тогда как другие основывают свои действия большей

частью на своих ощущениях по отношению к ситуации. Когда человек имеет

тенденцию использовать традиционно один внутренний канал восприятия, то этот

канал называется в НЛП его предпочитаемой или первичной системой. Вероятно,

он оказывается более проницательным и способным делать более тонкие

различения именно в этой системе, а не в других. Это значит, что некоторые

люди оказываются естественным образом более "талантливыми" в отдельных

задачах и имениях. они научились и стали более искусными экспертами в

использовании одного или двух внутренних каналов восприятия. Иногда

какая-нибудь репрезентативная система является не столь хорошо развитой, и

это делает освоение определенных умений более трудным. Например, музыка

оказывается трудным искусством, если нет способности отчетливо слышать

звуки.

Ни одна из систем не является абсолютно предпочтительной, все зависит

от того, что вы хотите сделать. Атлеты нуждаются в хорошо развитом

кинестетическом осознании ; трудно стать хорошим архитектором, не имея

способности создавать ясные сконструированные мыслительные картинки. Умение,

объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно переходят от

одной репрезентативной системы к другой и используют наиболее подходящую из

них для решаемой задачи.

Различные направления психотерапии проявляют склонность к различным

репрезентативным системам. Телесно ориентированная терапия изначально

кинестетична, психоанализ является преимущественно вербальным и аудиальным.

Арт - терапия и символизм Юнга представляют собой примеры терапий,

базирующихся более на визуальной репрезентативной системе.


^ ЯЗЫК И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ


Мы используем язык для того, чтобы передавать другим свои мысли, так

что неудивительно, что те слова, которые мы используем, отражают тот способ,

которым мы думаем. Джон Гриндер рассказывает о том времени, когда они с

Ричардом Бэндлером жили в загородном доме и вели группы по гештальт-терапии.

Ричарда рассмешил один человек, который сказал: "Я вижу, что вы говорите"

- Подумай об этом буквально, - сказал Ричард. - Что бы это могло

значить?

- Ну хорошо, - ответил Джон. - Разберем это дословно, Предположим, это

означает, что этот человек создает образы из значения слов, которые ты

произносишь.

Это была интересная идея. Когда они пришли в группу, "они сразу же

попробовали совершенно новую процедуру Они взяли зеленые, желтые и красные

карточки и обошли всех людей группы, спрашивая их о том, с какой целью они

сюда пришли. Те люди, которые использовали много слов и выражений,

описывающих ощущения, получили желтые карточки. Те, кто употреблял много

слов и фраз, описывающих слушание и звуки, получили зеленые карточки. Те же

представители группы, которые использовали слова и фразы, преимущественно

имеющие отношение к видению, получили красные карточки.

Затем следовало очень простое упражнение. Люди с совпадающим цветом

карточек должны были сесть поговорить друг с другом в течение пяти минут.

Затем они пересаживались и разговаривали с каким-нибудь обладателем карточки

другого цвета. Различия, которые они наблюдали в общении между людьми, были

удивительными. Люди с одним и тем же цветом карточек устанавливали раппорт

значительно лучше. Гриндер и Бэндлер подумали, что это завораживает и

наводит на определенные мысли.


ПРЕДИКАТЫ


Мы используем слова, чтобы описать наши мысли, таким образом, наш выбор

слов будет показывать, какую репрезентативную систему мы используем.

Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и ту же книгу.

Первый может отметить, как много он УВИДЕЛ в этой книге, как хорошо

подобраны примеры, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ предмет, и что она написана с БЛЕСКОМ.

Другому может не понравиться ТОН книги, ее РЕЗКИЙ стиль. Он,

фактически, не смог НАСТРОИТЬСЯ на идеи автора и хотел бы ПОТОЛКОВАТЬ с ним

об этом.

Третий почувствует, что предмет разбирается очень ВЗВЕШЕННО. Ему

импонирует манера, в которой автор ЗАТРОНУЛ все ключевые моменты, и он легко

УХВАТИТ все. новые идеи. Он ЧУВСТВУЕТ симпатию по отношению к автору.

Они все читали одну и ту же книгу. Вы заметите, что каждый из них

выражает свое отношение к книге различными способами. Независимо от того,

что они думают о книге, их отличает то, как они думают о ней. Первый мыслит

картинками, второй звуками, третий ощущениями. Эти сенсорно-определенные

слова: прилагательные, наречия и глаголы - называются в литературе по НЛП

предикатами. Привычное использование одного вида предикатов будет указывать

на предпочитаемую репрезентативную систему человека.

Можно найти предпочитаемую систему автора любой книги, обратив внимание

на тот язык, которым он пользуется. (Исключение составляют книги по НЛП, в

которых авторы могут предпринять более расчетливый подход к употребляемым

словам.) Классическая литература всегда содержит богатый и разнообразный

набор предикатов, используя все репрезентативные системы равным образом.

Такие слова, как "понимать", "объяснять", "думать", "процесс". не

являются сенсорно-определенными и, следовательно, оказываются нейтральными

по отношению к репрезентативным системам. В научных трудах авторы отдают

предпочтение именно нейтральным, а не сенсорно-определенным словам,

вероятно, неосознанно понимая, что сенсорно-определенные слова оказываются

более личностными по отношению к автору и читателю и, следовательно, менее

"объективными". Однако нейтральные слова будут переводиться читателем

различными способами (кинестетичным, аудиальным и визуальным) и положат

начало множеству академических споров, зачастую по поводу значения этих

слов. Каждый будет уверен в том, что он прав.

Возможно, вам захочется узнать на будущее, какого рода слова вы

предпочитаете в обычных разговорах. Поразительно бывает слушать других и

открывать для себя, каким сенсорно-определенным языком они предпочитают

пользоваться. Тем из вас, кто предпочитает думать картинками, может

нравиться обнаруживать образцы красочного языка у окружающих вас людей. Если

вы думаете кинестетически, то сможете ухватить тот способ, которым люди

добиваются успеха, а если вы думаете звуками, мы попросили бы вас

прислушаться внимательно и настроиться на то, как разные люди говорят.

Установление раппорта имеет важные приложения. Секрет хорошей

коммуникации заключается не столько в том, что ВЫ говорите, сколько в том,

как вы это говорите. Чтобы создать раппорт, подстройтесь к предикатам

другого человека. Вы будете говорить на его языке и представлять ему идеи

именно тем способом, каким он думает о них. Успех будет зависеть, во-первых,

от вашей сенсорной остроты и способности увидеть, услышать или ухватить

лингвистические паттерны других людей. И во-вторых, от того, имеете ли вы

достаточный запас слов в каждой репрезентативной системе для адекватной

реакции. Конечно, не все разговоры будут происходить в одной системе, но

подстройка к языку чрезвычайно важна для раппорта.

Вы скорее всего установите раппорт с человеком, который думает тем же

самым способом, что и вы, и вы обнаружите это, прислушиваясь к тем словам,

которые употребляет ваш партнер, независимо от того, соглашаетесь вы с ним

или нет. Возможно, вы настроитесь на одну волну или посмотрите друг другу

глаза в глаза, достигая устойчивого понимания.

Обращаясь к группе людей, используйте разнообразные предикаты.

Предоставьте возможность визуалистам увидеть то, что вы говорите. Позвольте

аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо, постройте

переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые

смогут ухватить смысл вашей речи. В противном случае, зачем им слушать вас?

Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой,

вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами.


^ ВЕДУЩАЯ СИСТЕМА


Аналогично тому, как мы имеем предпочитаемую репрезентативную систему

для своего осознаваемого мышления, у нас есть предпочитаемые средства для

введения информации в свои осознаваемые мысли. Совершенная память содержала

бы полный набор картин, звуков, ощущений, запахов и вкусов первоначального

переживания, но мы предпочитаем обращаться только к одной части набора,

чтобы восстановить переживание. Вспомните снова свой отпуск.

Каким было первое возникшее воспоминание? Картинка, звук или ощущение?

Это ведущая система: внутренний канал, который мы используем в качестве

ключа доступа к памяти. Именно так информация достигает уровня осознания

разумом. Например, я могу вспоминать свой отпуск и начать с осознавания

ощущений релаксации, которые я испытывал, но тот путь, по которому эти

воспоминания поступили в мозг изначально, мог быть картинками. В данном

случае моя ведущая система является визуальной, а моя предпочитаемая система

- кинестетическая. Ведущая система аналогична запускающей программе

компьютера - незаметная, но необходимая для работы компьютера в целом

программа. Ее иногда называют системой ввода, поскольку она поставляет

материалы для сознательного обдумывания. Большинство людей имеет

предпочитаемую систему ввода, но она не обязана совпадать с их первичной

системой. Один и тот же человек может иметь различные ведущие, системы для

разных типов переживаний. Например, он может использовать картинки для того,

чтобы войти в соприкосновение с болезненным переживанием, и звуки, чтобы

восстановить приятный опыт.

Иногда человек может оказаться неспособным представить одну из

репрезентативных советам в сознании. Например, некоторые люди говорят, что

они не видят никаких внутренних картин. Хотя это верно для них, на самом

деле это невозможно, в противном случае они были бы не в состоянии узнавать

людей или описывать любые предметы. Они просто не осознают тех картин,

которые видят внутренним зрением. Если эта неосознаваемая система генерирует

болезненные образы, человек может чувствовать себя плохо, не понимая,

почему. Человек, не осознающий кинестетическую систему, будет испытывать

беспокойство, соприкасаясь со своими ощущениями. Эти ощущения могут

вырваться на поверхность другими способами, часто в виде болезней.


^ СИНЕСТЕЗИЯ, НАЛОЖЕНИЕ И ПЕРЕВОД


Богатство и размах наших мыслей зависит от наших способностей

устанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления к другому.

Так, если моя ведущая система является аудиальной, а моя предпочитаемая

система - визуальная, я буду преимущественно вспоминать человека по звуку

его голоса, а затем думать о нем в картинках. Именно так я получаю ощущения

по поводу этого человека.

Итак, мы получаем информацию в одном канале восприятия, но

репрезентируем ее внутри себя в другом канале. Звуки могут вызвать в

воображении визуальные воспоминания или абстрактные визуальные образы. Мы

говорим о цветовой тональности музыки, о теплых звуках, о кричащих цветах.

Одновременная и неосознаваемая связь между каналами восприятия называется

синестезией. То, как человек входит в свою предпочитаемую репрезентативную

систему, часто оказывается его наиболее устойчивым типичным паттерном

синестезии.

Синестезии представляют собой важную часть того, как мы думаем, а

некоторые из них оказываются настолько укоренившимися и широко

распространенными, что кажется, будто они были вплетены в наш мозг с самого

рождения. Например, цвета часто связаны с настроением: красный - с гневом,

голубой - со спокойствием. Фактически и кровяное давление, и частота пульса

слегка возрастают в обстановке в которой преобладает красный цвет, и

понижаются, если окружающая обстановка окрашена преимущественно в голубые

тона. Существуют исследования, которые показали, что люди воспринимают

голубые комнаты более холодными, чем желтые, даже в том случае, если они на

самом деле слегка теплее. Музыка широко использует синестезии: визуально

воспринимаемая высота расположения ноты в нотном стане связана с тем, как

высоко она звучит. Кроме того, некоторые композиторы ассоциировали

определенные музыкальные звуки с определенными цветами.

Синестезии возникают автоматически. Иногда у нас возникает желание

намеренно установить связи между внутренними каналами восприятия, например,

для того, чтобы получить доступ к той репрезентативной системе, которая нами

не осознается.

Предположим, человек испытывает трудности с визуализацией. Сначала вы

можете попросить его вернуться к счастливому приятному переживанию,

возможно, к тем временам, которые он проводил у моря. Предложите ему

услышать шум моря внутри себя, а также звук любого разговора, который мог

происходить тогда. Продолжая слушать эти звуки, он может переключиться на

ощущения слабого ветерка, обдувающего его лицо, солнца, согревающего его

плечи, и песка, набившегося между пальцами его ног. Отсюда уже полшага к

тому, чтобы увидеть образ песка под ногами или увидеть солнце в небе. Эта

техника наложения может восстановить воспоминание целиком: картинки, звуки и

ощущения.

Как перевод с одного языка на другой сохраняет значение, но полностью

изменяет форму, точно так же переживание может быть переведено с одного

внутреннего канала на другой. Например, вы можете увидеть неубранную

комнату. испытать неприятные ощущения и захотеть сделать что-нибудь с этим.

Вид той же самой комнаты может совершенно не затронуть вашего друга, и он

окажется не в состоянии понять, почему вы так расстроены. Он может подумать,

что вы слишком чувствительны, потому что он не может войти в мир ваших

переживаний. Он смог бы понять ваши чувства. если бы вы объяснили ему, что

это примерно так же, как если бы вы обнаружили в своей постели крошки от

печенья. Переходя на язык звуков, вы могли бы сравнить это с дискомфортом от

прослушивания ненастроенного музыкального инструмента. Эта аналогия заденет

чувствительную струнку любого музыканта, по крайней мере, вы будете говорить

на его языке.


^ ГЛАЗНЫЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА


Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или

ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле,

когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает

влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то,

как мы думаем.

Что первым бросается вам в глаза, когда вы открываете входную дверь

вашего дома?

Чтобы ответить на этот вопрос, вы, вероятно, посмотрели вверх и влево

от себя. Именно так, глядя вверх и влево большинство правшей вспоминает

зрительные образы.

Теперь представьте себе, что бы вы почувствовали, если бы вельветовая

ткань касалась вашей кожи?

Сейчас вы, наверное, посмотрели вниз и вправо, что является для

большинства людей способом обратиться к своим ощущениям.

Мы систематически передвигаем свои глаза в различных направлениях в

зависимости от того, как мы думаем. Неврологические исследования показали,

что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с

активацией различных частей головного мозга. Эти движения называются

латеральными глазными движениями (Лги) в литературе по неврологии. В НЛП они

называются глазными сигналами доступа, потому что они являются визуальными

сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к

информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз и

репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны оказываются

распространенными во всем мире (за исключением района проживания басков в

Испании).

Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, наши глаза

имеют тенденцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во время

конструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся

"вообразить" себе нечто такое, чего никогда раньше не видели, наши глаза

поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда

вы вспоминаете звуки и по горизонтали вправо при конструировании звуков. При

получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и вправо.

Когда вы разговариваете сами с собой, ваши глаза чаще всего находятся внизу

слева. Расфокусированный взгляд прямо перед собой, когда собеседник смотрит

на вас и не видит вас, тоже говорит о визуализации.

Большинство правшей имеют паттерны движений глаз такие, как показано на

диаграмме. Они могут быть перевернутыми для левшей, которые могут смотреть

вправо, чтобы вспомнить образы или звуки, и влево, чтобы их сконструировать.

Глазные сигналы доступа устойчивы для одного человека. Иногда они будут

смотреть влево вниз, ощущая, и вправо вниз, прослушивая внутренний диалог.

Всегда существуют исключения - будьте внимательны в применении к людям этих

общих правил. Ответ ищите не в обобщении, а в том человеке, который перед

вами находится.

Хотя в процессе мышления Вы можете сознательно двигать глазами в любом

направлении, получение доступа к определенной репрезентативной системе

оказывается, в общем случае, значительно более легким, если вы используете

подходящее естественные движения глаз. Они представляют собой инструменты

тонкой настройки вашего мозга на определенную репрезентативную систему. Если

вы хотите вспомнить то, что вы видели вчера, легче всего будет посмотреть

вверх влево или зафиксировать взгляд прямо перед собой. Трудно вспоминать

образы, глядя вниз.

Мы обычно не осознаем свои латеральные движения глаз, и не существует

причин, заставляющих нас это делать, но "высматривать" информацию в

правильном месте - это полезное умение.

Сигналы доступа позволяют нам узнать, как другой человек думает, и

важную часть тренингов НЛП составляет наблюдение за глазными сигналами

доступа людей. Один из способов такого наблюдения заключается в том, чтобы

задавать вопросы и следить за движениями глаз, а не за ответами. Например,

если я спрошу. "Какого цвета покрытие на вашем диване?" - то вам придется

визуализировать это покрытие, чтобы дать ответ, независимо от того, какого

цвета оно на самом деле.

Вы можете выполнить следующее упражнение со своим другом. Сядьте в

спокойном месте, задайте другу следующие вопросы и следите за его глазными

сигналами доступа. Если хотите, отмечайте их. Попросите его сделать свои

ответы короткими или просто кивать, когда у него будет готовый ответ. Когда

вы закончите, поменяйтесь местами и ответьте на вопросы сами. Не нужно

делать ничего специального, пытаясь зафиксировать направление движения глаз,

необходимо проявить лишь немного любопытства относительно того, как мы

думаем.

Вопросы, которые с необходимостью включают визуальные воспоминание для

того, чтобы получить ответ:

Какого цвета ваша входная дверь? Что вы видите, совершая прогулку в

ближайший магазин?

Как расположены полоски на теле у тигра? Сколько этажей в доме, в

котором вы живете? У кого из ваших друзей самые длинные волосы?

Следующая группа вопросов потребует визуального конструирования для

ответа:

Как бы выглядела ваша спальная комната с розовыми в крапинку обоями?

Если карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток?

Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата.

Как бы вы произнесли по буквам свое христианское имя, начиная с конца?

Чтобы получить доступ к аудиальному воспоминанию, бы можете спросить:

Можете ли вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное

произведение?

Какая дверь в вашем доме скрипит громче всех? Как звучит сигнал

"занято" в вашем телефоне? Третья нота в национальном гимне выше или ниже

второй? Можете ли вы услышать хоровое пение внутри себя?

Вопросы для аудиального конструирования: Как громко получится, если

десять человек крикнут одновременно?

Как будет звучать ваш голос под водой? Представьте свою любимую

мелодию, звучащую в два раза быстрее.

Какой звук издаст пианино, когда оно упадет с десятого этажа? На что

будет похож вопль мандрагоры?

Как будет звучать цепная пила в сарае из рифленого железа?

Вопросы для внутреннего диалога: Каким тоном вы разговариваете сами с

собой? Прочитайте детский стишок про себя. Когда вы говорите сами с собой,

откуда звучит ваш голос? Что вы говорите сами себе, когда дела идут плохо?

Вопросы для кинестетического канала восприятия (включая запах и вкус):

Что бы вы ощущали, надевая мокрые носки? На что это похоже - опускать

свои ноги в холодный бассейн?

Какие ощущения вы испытывали бы, натянув шерстяной свитер на голое

тело?

Какая рука сейчас теплее - правая или левая? Насколько приятно было бы

вам устроиться в ванной с теплой водой?

Как вы себя чувствуете после вкусного обеда? Вспомните запах нашатыря.

Что вы чувствуете после того, как хлебнули целую ложку пересоленного

супа?

Мыслительный процесс - вот что имеет значение, а не сам ответ. Нет

необходимости в том, чтобы получать словесный ответ. О некоторых вопросах

можно думать различными способами. Например, чтобы подсчитать количество

насечек на краю монеты в 50 центов, вы можете мысленно увидеть монету и

подсчитать насечки, или, по-другому, вы можете подсчитать их, мысленно

трогая края монеты. Так, если вы задали вопрос, который должен вызывать

визуализацию, но сигналы доступа говорят о другом, то это признак гибкости и

креативности человека. Это не означает с необходимостью, что паттерны

сигналов доступа неправильные или что данный человек "неправильный" Если

сомневаетесь, спросите. "Как вы подумали?"

Движения глаз происходят очень быстро, и вам следует быть

наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показывать последовательность

репрезентативных систем, которые человек использует, чтобы ответить на

поставленный вопрос Например, отвечая на аудиальный вопрос о самой громко

скрипящей двери, человек может визуализировать каждую дверь, мысленно

почувствовать, как он ее открывает и затем услышать звук. Возможно, он будет

вынужден сделать это несколько раз, прежде чем даст ответ. Часто человек

будет обращаться сначала к своей ведущей системе, чтобы ответить на вопрос.

Тот, у кого ведущая система - визуальная, обычно будет создавать картинки

различных ситуаций при ответе на аудиальные и кинестетические вопросы,

прежде чем услышит звуки или восстановит ощущения.


^ ДРУГИЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА


Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя,

вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то

способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и вы увидите это, если

знаете, куда смотреть. В частности, это проявляется в паттернах дыхания,

цвете кожи и позе.

Человек, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и

более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в

голове быстро, и вам приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними.

Дыхание будет верхним и более поверхностным. Часто наблюдается повышенное

напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо

бледнее обычного.

Те люди, которые думают звуками, дышат всей грудью. Часто возникают

мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и

резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из

них, как бы прислушиваясь к чему-то.

Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в

одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под

названием "телефонная поза" потому что она выглядит так, как будто человек

говорит по невидимому телефону. Некоторые люди повторяют то, что они только

что услышали, в такт своему дыханию Вы сможете увидеть, как их губы

шевелятся.

Кинестетический доступ характеризуется глубоким низким дыханием в

области живота, часто сопровождающимся мускульным расслаблением. С низким

положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить

медленно, с длинными паузами. "Мыслитель" - скульптура Родена - несомненно

думает кинестетически.

Движения и жесты также расскажут о том, как человек думает. Многие люди

будут указывать на тот орган чувств, который они используют внутренним

образом, они покажут на свои уши, прислушиваясь к звукам внутри себя,

покажут на глаза, визуализируя, или на живот, если испытывают сильные

ощущения. Эти знаки скажут вам не о том, о чем думает человек, а о том, как

он это делает. Это язык телодвижений в более рафинированной и утонченной

форме, чем обычно принято его интерпретировать.

Идеи репрезентативных систем - это очень полезный способ понимания

того, как различные люди думают, а чтение сигналов доступа является

бесценным искусством для тех, кто хочет улучшить свои способности

коммуникации с другими людьми. Это важно для терапевтов и преподавателей.

Терапевт может начать понимать, как его клиенты думают, и обнаружит, каким

образом они могли бы это изменить. Преподаватель может определить, какие

способы мышления работают лучше в разных ситуациях, и учить именно этим

успешным способам.

Существует множество теорий о психологических типах, основанных на

физиологии и способах мышления. НЛП предлагает другую возможность. Привычные

способы мышления оставляют свой отпечаток на теле. Эти характерные позы.

жесты и паттерны дыхания становятся привычными для человека, который думает

преимущественно одним способом. Другими словами, человек, который говорит

быстро, голосом высокой тональности, имеющий довольно частое и верхнее

дыхание и напряжение в области плечевого пояса, вероятно, является

человеком, который думает главным образом картинками. Человек, который

говорит медленно, низким голосом, сопровождая речь глубоким дыханием,

по-видимому в значительной степени полагается на свои чувства.

Разговор между человеком, думающим визуально, и человеком, мыслящим

ощущениями, может стать серьезным испытанием для обеих сторон. Визуально

мыслящий будет нетерпеливо перебирать ногами, в то время как кинестетический

собеседник буквально "не сможет увидеть", почему тот вынужден идти так

быстро. Тот, кто сможет приспособиться к способу мышления другого человека,

получит лучшие результаты . Однако запомните, что все эти обобщения должны

быть проверены в наблюдениях и на опыте. Подчеркиваю, что НЛП не является

еще одним способом развешивания ярлыков на людей и деления их на типы.

Сказать, что кто-то относится к визуальному типу, не более полезно, чем

заявить, что у него рыжие волосы. Если эти обобщения ослепляют вас, мешают

вникнуть в суть, значит вы занялись созданием стереотипов.

Возможно, у вас возникнет значительное искушение категоризировать себя

и других людей в терминах первичных репрезентативных систем. Сделать такую

ошибку - значит, угодить в ловушку традиционной психологии: выдумать набор

категорий и затем впихивать людей в эти категории независимо от того,

подходят они или нет. Реальные люди всегда богаче тех обобщений, которые

сделаны относительно их поведения. НЛП предлагает достаточно богатый набор

моделей, чтобы составить описание того, что люди делают на самом деле, а не

подогнать их под стереотипы.


СУБМОДАЛЬНОСТИ


Мы говорили о трех основных способах мышления: с помощью звуков,

картинок и ощущений - но это лишь первый шаг Если вы хотите описать виденную

ранее картинку, то существует масса деталей, которые вы могли бы уточнять.

Была ли она цветной или черно-белой? Это фильм или слайд? Далеко она или

близко? Такого рода различения могут быть сделаны независимо от того, что

изображено на картинке. Аналогичным образом вы могли бы описать звук как

высокий или низкий, близкий или далекий, громкий или тихий. Ощущения могут

быть сильными или слабыми, тяжелыми или легкими, притупленными или острыми.

Итак, определив общее направление своих размышлений, на следующем шаге мы

достигнем значительно большей точности внутри этой системы.

Займите удобное положение и вспомните приятный случай из своей жизни.

elektromagnetizm-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-fizike-dlya-slushatelej-vtorogo-kursa-fzo-moskva-2004.html
elektromagnitnaya-indukciya-adres-v-internete.html
elektromagnitnaya-kartina-mira-ekm-v-m-titov-institut-gidrodinamiki-im-m-a-lavrenteva.html
elektromagnitnie-kolebaniya-i-volni-sbornik-zadach-dlya-prakticheskih-zanyatij-po-fizike.html
elektromagnitnie-rele-zheleznodorozhnoj-avtomatiki.html
elektromagnitnoe-izluchenie-programma-kompleksnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-troicka-moskovskoj-oblasti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-v-v-bondarya-etnicheskie-motivi-v-arhitekture-krasnodara-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-administracii-municipalnogo-rajona-municipalnogo-obrazovaniya-nizhneudinskij-rajon.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alekseev-sergej-sokrovisha-valkirii-kniga-1-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/ogli-morfologiya-dastgyaha.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-15.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-050100-62.html
  • shkola.bystrickaya.ru/svedeniya-o-razmere-i-ob-istochnikah-dohodov-imushestve-prinadlezhashem-kandidatam-na-prave-sobstvennosti-o-vkladah-v-bankah-cennih-bumagah-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-15-nora-roberts-rebellion-1988.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tip-uroka-proverka-korrekciya-ocenka-znanij-i-sposobov-dejstvij-ispitanie-lyubovyu-oblomov-i-olga-ilinskaya.html
  • spur.bystrickaya.ru/makkenzen-l-m15-nemeckij-yazik-universalnij-spravochnikper-s-nemeckogo-e-zaharova.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-istoriya-ekonomicheskih-uchenij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofskij-enciklopedicheskij-slovar-stranica-57.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pervaya-p-ya-chaadaev-knigi-prorokov-sostavlyayut-v-vethom-zavete-lish-okolo-chetverti-vsego-teksta-po-soderzhaniyu.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-i-filosofii-nauki-istoriya-izucheniya-dinamiki-populyacij.html
  • books.bystrickaya.ru/blgariya-ostana-bez-gospod-istoriyata-na-blgarskata-komunisticheskata-partiya-se-predstavyashe-za-istoriya-na-blgariya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glad-za-parceli-po-ptya-na-metroto-mediya-monitoring-po-tema-arhitektura-22-09-05.html
  • learn.bystrickaya.ru/eticheskie-normi-provedeniya-tendera-prinyatie-evropejskoj-associaciej-reklamnih-agentstv-eara.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-i-solzhenicin-pisal-v-arhipelag-gulag.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nosilki-na-kotorih-bili-pereneseni-uglichskie-zvoni.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-2-arhitektura-mirozdaniya-valerij-demin.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-14-715-25-aprelya-2011-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-sozdanie-polozhitelnogo-otnosheniya-k-shkole-cherez-osmislenie-situacij-povedeniya-i-rechevogo-obsheniya-vibor-slova.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-i-specialnaya-fizicheskaya-podgotovka-volejbolistov.html
  • institut.bystrickaya.ru/studen-dolzhen-edinaya-rabochaya-programma-proizvodstvennoj-professionalnoj-praktiki-dlya-specialnosti-080402-0612-tovarovedenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostavte-citatnij-plan-proizvedeniya-rasskazhite-ob-istoricheskoj-osnove-slova-sochinenie-odno-po-viboru-slovo-velichajshij-pamyatnik-drevnerusskoj-literaturi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-yurista-predusmatrivaet-izuchenie-studentom-v-ramkah-cikla-obshih-professionalnih-disciplin-disciplini-advokatura-i-notariat.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-gravitacionnogo-vzaimodejstviya.html
  • desk.bystrickaya.ru/ohotnik-na-vodoplavayushuyu-dich-dyuma.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-glavi-vengerovskogo-rajona-stranica-10.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lekciya-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/72-sledovaniya-poezdov-na-peregonah-kotorie-imeyut-putevie-posti-blok-posti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-chast-19.html
  • grade.bystrickaya.ru/nds-i-metodiki-ego-raschetov.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-vostoka-v-novoe-vremya-m-1975.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdelom-41-podrazdelami-415-416i-417-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-visshego-professionalnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.