.RU

Чернецова Т.В. «Целостный подход к организации процесса обучения на предгимназической ступени обучения»


^ Чернецова Т.В. «Целостный подход к организации процесса обучения на предгимназической ступени обучения».
Процесс обучения на предгимназической ступени делится на два этапа.

I этап – это занятия в группах дошкольной подготовки с детьми 5-6 лет. На этом этапе происходит диагностика задатков и дарований детей с последующим развитием у них способностей, необходимых для дальнейшего обучения.

II этап – обучение в 1-4 классах. В основе содержания учебных программ – развивающее обучение, совместный творческий поиск педагога и ученика.

Дошкольное образование – первая ступень непрерывного образования, имеющая самостоятельные задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательной работы. Отличительная особенность дошкольного образования – непрерывность и преемственность содержания с начальной школой.

Изучаемые предметы:

Учебный план и программное обеспечение рассчитано на изучение материала в группах по подготовке детей к школе на базе ОУ.

Занятия проводятся в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей дошкольного возраста.

Обучение в прогимназии осуществляется по расширенной образовательной программе.

Реализуемые УМК: «Школа XXI века» и «Школа 2100».

Расширение уровня содержания начального образования происходит за счет:


Задача начальной школы – научить ребенка не только решению определенных задач, примеров, правильному написанию слов или чтению текста, но и:

Это и есть абстрагирующая деятельность, которая и будет перекидным мостиком между начальной и средней школой, начальной и гимназией, потому что задачи гимназии - формирование аналитического мышления и аналитико-синтетической деятельности на основе логики и риторики (умение выразить себя).

Исходя из вышесказанного, мы строим систему всех общеобразовательных услуг в начальной школе следующим образом, по принципу блокового знания:

  1. – содержание образования, нацеленное на формирование знаний, навыков и умений через постижение основ наук;

  2. – содержание образования, нацеленное на самостоятельное мышление и абстрагирующую деятельность;

  3. содержание образования, нацеленное на формирование системы отношений: к знанию, учителю, школе, ученику и т.д.

  4. – содержание образования, нацеленное на определение роли социокультурной среды в развитии науки и человека, - достигая тем самым уровня образования в начальной школе через создание педагогических условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Работа учителей начальных классов строится в условиях кафедральной системы и направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса через апробацию новых и корректировку существующих учебных программ, программ дополнительного образования и социокультурного сотрудничества, поиск новых форм диагностики процесса обучения, диагностики итогового результата и диагностики развития ребенка.

Работа учителей начальных классов осуществляется в условиях работы кафедры «Начальное образование» и предполагает элементы научно-методической и научно-исследовательской работы. Ведущая идея кафедры: «Сохранение и развитие индивидуальных способностей ребенка в системе современного содержания методик и технологий». Работа строится в нескольких направлениях:

В 2002/2003 учебном году группа учителей начальных классов (Чернецова Т.В., Нахимова В.В., Кравчук Е.В.) принимала участие и стала лауреатом районного конкурса «Ярмарка педагогических идей и проектов» по теме «Процесс творчества как отражение активности учащихся на уроках». Учителя представили творческие работы ребят – членов интеллектуального клуба «Начало».

Учащиеся 3-х классов принимали участие во II научно-практической конференции «Мосты в будущее» и в городском конкурсе «Мифы живут в Петербурге», где представили творческую работу в номинации «Песня». Слова: Давыдовой А., музыка: Картышевой А. Девочки были награждены Почетными грамотами и памятными призами на празднике в Аничковом дворце.

Учащиеся начальных классов активно участвовали в школьных и районных олимпиадах, в городском математическом конкурсе «Кенгуру», где заняли призовые места.

В 3 классах проводилось обследование учащихся с целью выявления уровня роли ученика, адаптации к обучению в гимназии и достигнутый уровень познавательных процессов. Результаты обследования показывают, в основном, высокий уровень.


заместитель директора по УВР гимназии №92

Выборгский район
^ Крестьян Т.М. Мониторинг обученности учащихся начальной школы как составляющая часть повышения качества образования.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года создание условий для повышения качества общего образования рассматривается как одна из основных задач образовательной политики.

Достижение нового качества образования связано с пересмотром самого понятия образования, которое осмысляется в рамках концепции модернизации как способ решения значимых проблем, на основе освоенного социального опыта.

Задача определения целей школьного образования состоит в том, чтобы выбрать цели, отвечающие сущности образования и соответствующие ориентации участников образовательного процесса, то есть отражающие наиболее значимые для них проблемы.

Определение целей школьного образования предопределяет выход на новые образовательные результаты. Выход на новые образовательные результаты, в свою очередь, предопределяет оценку уже достигнутых результатов, определение задач по достижению новых результатов.

Модель управления качеством образования можно представить как систему задач, обеспечивающую качественные изменения в образовании, позволяющие достичь новых образовательных результатов, соответствующих современным социальным требованиям (целям школьного образования).

Анализ Программы модернизации российского образования позволяет выделить ряд задач по управлению качеством образования, которые следует решить на уровне школы. К этим задачам относится модернизация образовательного процесса, уклада школьной жизни, образовательной среды школы; подготовка педагогов к решению задач повышения качества.

Решению данных задач может и должна помочь система качества. (Понятие из Международных стандартов ИСО серии 9000:2000)

Система качества определяется как совокупность организационной структуры, процедур (методик, технологий), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством

В гимназии № 92 сделана попытка представить систему качества начальной школы, ее отдельные элементы, показать механизм системного управления качеством образования.

Начальная школа гимназии в 2002-03 учебном году полностью перешла на 4-летнее начальное образование по программе «Школа 2100…».

Остановимся на процедурах диагностики в начальной школе. Гимназия на протяжении нескольких лет работает по программе "Преемственность" между начальной и основной школой. Роль начальной школы в данной программе - создание информационного поля о каждом выпускнике, классе в целом. С этой целью проводятся следующие процедуры:

а) диагностика техники чтения. Проводится 3 раза в год. Третий год для ее проверки дается единый текст для всех учащихся 1-3 классов. Разработаны внутригимназические нормы скорости чтения, накоплена большая статистика.

б) определение продуктивности чтения в 3 классе (II полугодие). Цель: определение возможностей школьников по воспроизведению прочитанного текста. Методика разработана в самой гимназии на основе традиционной методики и методики профессора Л.Н. Засориной. Она позволяет выделить группу детей, которым необходима помощь в развитии устной и письменной речи (пересказ, изложение,...).

в) контрольные работы - 3 раза в год. 3-й год используется лист для оформления результатов, позволяющий учителю видеть динамику выполнения, специфику ошибок в течение года. Однако, возникла необходимость перехода на контрольные работы, предлагаемые авторами системы «Школа 2100…», это позволит не перегружать учащихся, учителя, кроме того, существует методика электронной обработки результатов, на которой остановлюсь ниже.

г) диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру (3-й класс, II полугодие). Позволяют увидеть готовность класса к работе в основной школе по трем уровням: репродуктивному, частично-поисковому, творческому.

д) мониторинг ЗУНов по русскому языку и математике. Проводится в конце каждого учебного года. Позволяет увидеть, насколько эффективно формировались знания, а главное, умения учащихся. Кроме того, данная процедура заставила учителей основательно изучить программы и работать в соответствии с ними. Два последних года задания составлены по традиционной программе и по программе "Школа 2100 ...". Очень хорошо видна разница в уровне требований программ.

е) замеры скорости письма и вычислительных навыков - методика В.Зайцева. (3-й класс, 2 раза в год). Позволяет прогнозировать успешность обучения учащихся в основной школе.


Зачем так много контрольных процедур?

Основное – не для накопления отметок ради отметок.

В рекомендациях Межрегиональной конференции школьной администрации, органам управления одним из ограничений реализации, рисков школьной программы модернизации названо отсутствие мониторинга, позволяющего делать научно обоснованные выводы относительно проводимых в рамках эксперимента педагогических мероприятий. Основными целями мониторинга являются:

- выявление педагогической эффективности и социальных последствий эксперимента как на этапе его реализации, так и распространения результатов;

- накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии реформирования образования.

Л.В. Болотник в статье «Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла» (материалы по системе «Школа 2100..») останавливается на мониторинге уровня подготовки учащихся, который призван снабдить объективной, достоверной, надежной и развернутой информацией, описывающей достижения учащихся. Эта информация должна обеспечить новый уровень принятия управленческих решений.

Новое для нашей гимназии в связи с тем, что работаем по программе «Школа 2100 …» – осуществление мониторинга с помощью современных информационных технологий – электронных приложений к школьным учебникам.

Для успешного функционирования системы качества необходим этап контроля для принятия последующего управленческого решения.

А что такое контроль?

Наконец, это способ диагностики, позволяющий вовремя осуществить необходимые корректировки.

Известно, что управление не может эффективно осуществляться без выявления степени достижения намеченных целевых рубежей. Если анализ – это «мозг» управления, то контроль–это его глаза».

^ Диагностика учащихся начальных классов (гимназия № 92)



1-4 кл.

Контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру (входные, за I полугодие, за год)


1-4 кл.

^ Проверка техники чтения (сентябрь, декабрь, май, промежуточный февраль)

1-4 кл.

Фестиваль Знаний (февраль)


4 кл.

Диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру (май)







1-4 кл.

Словарные диктанты (ноябрь, апрель)

4 кл.

Проверка продуктивности чтения (чтение и воспроизведение текста) (конец года)

1-4 кл.

^ Олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру

1-4 кл.

Мониторинг ЗУНов по русскому языку, математике (май)


4кл.

^ Замеры скорости письма и вычислительных навыков (декабрь, апрель)







учитель гимназии №528,

председатель методического объединения

учителей начальных классов

bibliograficheskij-ukazatel-vklyuchaet-nauchnie-i-nauchno-metodologicheskie-publikacii-sotrudnikov-rostovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-putej-soobsheniya-v-oblasti-tribologii-s-1940-2004-g-g-stranica-7.html
bibliograficheskij-ukazatel-yaroslavl-2008.html
bibliograficheskij-ukazatel-zhurnalnih-statej-po-sociologii-stranica-5.html
bibliograficheskoe-oformlenie-nauchnih-rabot.html
bibliograficheskoe-opisanie-i-tehnicheskie-harakteristiki-stranica-3.html
bibliograficheskoe-opisanie-otchetov-o-nir-i-okr-instrukciya-po-zapolneniyu-bazi-individualnih-dannih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnologii-sozdaniya-setej-chast-31.html
  • education.bystrickaya.ru/1-obshie-polozheniya-uchebno-vospitatelnogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-na-ob-lastnite-sveti-po-narkotichnite-veshestva-i-prevantivno-informacionnite-centrove-km-tyah-za-2008-g-stranica-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vitamin-b1.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kemerovskij-gosudarstvennij-universitet-osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-13.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurse-proektnih-issledovatelskih-i-tvorcheskih-rabot-pervie-shagi-iya-grazhdanin-rossii-2009-2010.html
  • books.bystrickaya.ru/epohi-vodoleya-rasskazat-o-tom-kto-ego-zapisal-mi-privodim-kratkij-ocherk-ego-zhizni-on-ochen-hotel-chtobi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-nekotorie-vozmozhnie-oslozhneniya-pri-golodanii-ih-profilaktika-i-lechenie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-osobennosti-okkupacionnoj-politiki-kniga-detalno-osveshaet-maloizvestnuyu-stranicu-istorii-velikoj-otechestvennoj.html
  • student.bystrickaya.ru/3-osnovnie-problemi-shkolnih-bibliotek-po-mneniyu-oproshennih-prepodavatelej.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-shkrm-atindai-semej-memlekettk.html
  • spur.bystrickaya.ru/lica-nagrazhdennie-pamyatnim-nagrudnim-znakom-cika-novosti-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshi-iziskvaniya-km-aviacionnite-operatori-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-novgorodskoj-oblasti-v-novgorodskoj-oblasti-v-2008-godu.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-lekcij-i-seminarskih-zanyatij-razdel-muzika-i-tradicionnaya-kultura-vzaimosvyaz-i-vzaimootnoshenie.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zavershilos-pervoe-polugodie-ego-itogi-eto-obshij-rezultat-raboti-organov-mestnogo-samoupravleniya-istrinskogo-municipalnogo-rajona-gorodskih-i-selskih-po.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-funkcionirovaniya-tatarskoj-informacionnoj-televizionnoj-rechi-na-primere-nacionalnogo-veshaniya-respubliki-tatarstan.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soglasovannaya-linejnaya-filtraciya-signalov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ozhidaemie-rezultati-i-klyuchevie-celevie-pokazateli-kompleksnaya-investicionnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-razrabotka-i-standartizaciya-programmnih-sredstv-i-informacionnih-tehnologij-dlya-specialnostej-080801.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-h-glossarij-uchebno-metodicheskij-kompleks-podgotovlen-chernishovoj-v-yu-starshim-prepodavatelem-uchebno-metodicheskij.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnij-interes-raznoobraznih-socialnih-sochetanij-plan-kursa-22-kolonizaciya-kak-osnovnoj-fakt-22-periodi-russkoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72-trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-oformleniyu-kontrolnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-030501.html
  • nauka.bystrickaya.ru/volok-i-shtorm-parametri-riska.html
  • diploma.bystrickaya.ru/yu-dmitriev-chlen-korrespondent-rossijskoj-akademii-obrazovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnika-i-tehnologiya-smi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prezident-poruchil-podgotovit-plan-vnedreniya-elektronnogo-sudoproizvodstva-v-arbitrazhnih-sudah-kommersant-gazeta-moskva-otdel-politiki20-12-2010-10-stranica-8.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-drevnie-legendi-kniga-pervaya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-mchp.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-potencialnim-uchastnikam-uchastnikam-tehnicheskoe-zadanie-13-obshie-dannie-i-trebovaniya-13-.html
  • testyi.bystrickaya.ru/82-psihicheskie-sostoyaniya-kak-mishen-psihologicheskogo-vozdejstviya-uchebnoe-posobie-m-pedagogicheskoe-obshestvo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-sistemnoe-programmirovanie-semestr-2-vozle-nazvaniya-kazhdoj-lekcii-napisano-chislo-par-v-techenie-kotorih-ona-budet-chitatsya-sr-oboznachaet-stranica-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-himiya-napravlenie-disciplini.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-tematika-kursovih-i-kontrolnih-rabot-po-discipline-metodicheskie-materiali-studentu-zaochniku-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pojmat-vora-vi-v-vostorge-ot-menya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.