.RU

Что Я сделал ? - Кто ездит к детям в детский дом, тот поступает мудро?


Что Я сделал ? ____________________________________________________
Что я чувствую ?_________________________________________________

Почему я решил вести себя таким образом ? ____________________________

Что я могу сделать, чтобы изменить свое поведение ? ___________________

Комментарии или рисунки:

 

Еще одним достаточно распространенным и эффективным является метод назначения тайм – аута. Вот несколько правил, которые стоит соблюдать при его использовании:

^ 1. Тайм – аут должен быть коротким и преследовать конкретную цель.

-   Используйте таймер или часы для того, чтобы следить за временем. Скажите ребенку, когда наступает время тайм – аута.

-   Срок тайм - аута должен соответствовать возрасту ребенка. Этого времени должно хватить только на то, чтобы ребенок успокоился и подумал. Маленькие дети могут сделать это за 30 секунд.

-   Дайте ребенку четкие инструкции, объясните, о чем он должен подумать во время тайм – аута.

2.^ Тайм – аут должен быть в месте, где за ребенком легко присматривать, (т.е. в поле вашего зрения), сидя на полу, спиной к стене, не видя телевизора. Не включайте радио!

3. Попросите ребенка рассказать, в какой момент он перестал думать и стал вести себя плохо и делать неправильный выбор.

4. Попросите ребенка рассказать и показать, как он поступит в следующий раз, чтобы сделать правильный выбор. Подтолкните его к придумыванию более, чем одной альтернативы.

5. ^ Похвалите ребенка за выполнение тайм - аута.

 

Как организовать свободное время ребенка?

Особенностью каникулярного периода в жизни ребенка является то, что он освобождается от учебных занятий, приготовления уроков. Появляется много свободного времени, распорядиться которым дети зачастую не умеют. Ваша задача помочь ребенку организовать свободное время. Для этого нужно продумать, какие навыки нужно сформировать у ребенка. Это могут быть следующие навыки:

-        планировать свой день, те дела и занятия, которые необходимо сделать. Для этого покажите ребенку как можно их записать на листе бумаги или в дневнике, а может быть и в подаренной вами записной книжке;

-        уметь проводить свободное время, находя для себя полезные и приятные занятия;

-        выполнять домашнюю работу (убирать, вытирать пыль, стирать, гладить и др.);

-        считаться с другими членами семьи, самостоятельно занимаясь делами и не мешая другим;

-        договариваться с членами семьи о распределении дел, определять долю своего участия в совместных делах.

Для формирования этих навыков мы советуем - каждый вечер обсуждать с ребенком, как прошел день, какие дела были сделаны, какие события произошли, что было сделано хорошо, а что не получилось. Важно, чтобы ребенок сам вспомнил, что с ним происходило в течение и дня, рассказал об этом, а не просто перечисли события. Необходимо обратить внимание на то, что веселое произошло сегодня, что было смешным, что порадовало, что вызвало удовлетворение, а что огорчило. Если ребенок затрудняется, нужно взрослому напомнит о забавном случае, который произошел в течение дня.

Планируя завтрашний день, выясните, что можно перенести или повторить и обсудить, какие дела и события ожидаются завтра или в ближайшее время, какова может быть степень участия ребенка. Старайтесь по возможности насыщать день детей интересными эмоциональными событиями. При планировании следующего дня или приближающегося события раскройте его привлекательность и постарайтесь увлечь им ребенка.

Если вам предстоит идти с ребенком в гости к знакомым или друзьям, обязательно подготовьте ребенка к посещению. Подготовка начинается с того, что ребенку объясняют, что такое гости, зачем ходят в гости друг к другу, зачем приходят гости, что делают, приходя в гости. Обязательно обсудите с детьми правила поведения в гостях, чем можно заняться, как вести себя за столом, как относиться к тому, чем тебя кормят. Часто дети в гостях не знают меру, переедают, что приводит к расстройствам пищеварения. Нужно предупредить ребенка, сколько он может съесть, если у него обнаружены какие-либо заболевания. Хорошо бы предупредить и тех людей, к которым идете в гости, что можно ребенку, а что нельзя, обезопасив тем самым здоровье ребенка. Для наглядности используйте примеры и известные детям произведения, знакомые вам ситуации.

Если в семье есть другие дети, то у взрослых может возникнуть вопрос: «Как вести себя, если между детьми возник конфликт?»

Плохо, если взрослый к поднявшемуся крику добавляет свой повышенный голос: «Сейчас же перестаньте», «Вот я вас сейчас обоих». Пожалуй, еще хуже, если он берет сторону одного из детей. Как правило, это бывает младший или слабый, что может привести к избалованности младшего (слабого) и стойкой обиде и ревности старшего.

В большинстве случаев неплохо оставить детей разбираться самим, выразив свое отношение. Можно сказать так: «Я не люблю, когда в доме такой крик!», «Мне по душе, когда все решают свои проблемы сами».

Но бывают случаи, когда взрослый втянут в разрешение детского конфликта в качестве посредника. Тогда можно поступить так. Сначала выслушать каждую сторону. Очень важно соблюдать следующий принцип: если в данный момент слушаете одного ребенка, и он начинает чувствовать, что вы вникаете в его проблему, дайте каким-нибудь образом знать другому, что и он тоже будет внимательно выслушан. Будьте уверены, другой ребенок ревниво следит за тоном разговора, а отсутствие выговора, миролюбивые нотки в вашем голосе могут привести его к заключению, что ваши симпатии на стороне «противника». Поэтому, пытаясь выслушать переживания одного, взглядом, прикосновением, кивком головы посылать другому сигналы: «Да, я помню и о тебе тоже, и скоро буду готов внимательно выслушать тебя». Иногда для решения конфликта бывает достаточно выслушивания противников, которые, излив обиды, успокаиваются. Поскольку в ссоре чаще всего бывают виноваты обе стороны, в любом конфликте нужно найти «беспроигрышное» решение.

 

Об установлении границ для ребенка (советы психолога)

Одна из распространенных жалоб усыновителей и опекунов, а особенно тех, кто берет детей в гости, состоит в том, что ребёнок (обычно в возрасте после 4-х лет) перебивает их и вмешивается в их жизнь, т.е. считает возможным влезть в разговор, зайти в ванную, туалет и т.п.

Давайте попробуем разобраться в том, почему так происходит, и что значит такое поведение для ребенка. Находясь в детском учреждении, ребенок живет в особой ситуации: у него нет своего места, своего имущества, права на уединение, для того, чтобы получить внимание взрослого, он должен его добиваться. И эта ситуация воспитывает ребенка особым образом – он не осознает себя, своих границ, своего я. Может ли человек не знающий своих границ, да, собственно и не имеющий представлений о том, что такое эти границы уважать границы других людей?

Проведите простой эксперимент. Встаньте на открытом пространстве (или в середине помещения, оставив достаточно места со всех сторон) и попросите кого-то из ваших знакомых медленно подходить к вам с разных сторон. А вы должны прислушиваться к своим ощущениям и в тот момент, когда вам становится некомфортно, скажите «Стоп», отметьте эти точки. Скорее всего, вы получите следующую картинку: пространство вокруг вас будет иметь яйцевидную форму, при этом максимальное расстояние будет сзади, минимальное впереди, справа расстояние будет чуть меньше, чем слева (для правшей). Это и есть ваше личностное пространство, ваши личные границы. При этом психологами выделяются четыре зоны личностного пространства – интимная (то пространство куда мы подпускаем только очень близких людей – детей родителей) у большинства людей нашей культуры оно составляет от 0 до 50 сантиметров; следующая зона – личностная (для близких родственников и друзей) от 50 сантиметров до 1,5 метров; следующая – социальная (для знакомых, коллег и т.д.) – от 1,5 до 4 метров; и последняя – публичная (то, на каком расстоянии комфортно выступать, делать доклады, преподавать) - более 4 метров.

На примере этого простого упражнения вы можете наглядно увидеть свои границы, попробуйте провести подобное с ребенком из детского дома, и, скорее всего, вы увидите сильно искаженную картину.

У детей из детского дома этих границ, как правило, нет. Они привыкли к тому, что кто угодно в самое разное время может вторгнуться в их интимную зону. До тех пор пока они не узнают и не научатся отстаивать свои границы - они не смогут уважать наши.

Как помочь им узнать свои границы? Во-первых, когда ребенок попадает к вам домой важно выделить ему только его «территорию» – место, где он может хранить какие-то вещи, игрушки, книжки. Возможно, это будет первое в его жизни личное пространство. Помогите ему, подсказав, как лучше разместить свои вещи, однако, не стоит вмешиваться и наводить порядок по своему, даже, если его порядок будет вам не по вкусу. Желательно предоставить в его расположение несколько полок в шкафу или на стеллаже, а не отдельные места в разных комнатах – это позволит ему с одной стороны более явно ощутить себя членом вашей семьи, а с другой стороны – он получит уникальный опыт самостоятельной организации своего пространства.

Во-вторых, позвольте ему в пределах разумного, конечно, принимать решения, например, решать, когда он будет есть, и что он будет есть. Сначала это может показаться очень сложным даже для достаточно взрослых детей. Основных причин этому две – с одной стороны дети из детских домов часто много едят, поскольку в детских учреждениях это одна из немногих доступных им радостей; с другой стороны, как правило, они абсолютно не умеют выбирать. Однако им не раз придется сталкиваться с проблемой выбора и лучше учить их этому на таких простых примерах. Если ребенок затрудняется с выбором – предложите ему только две альтернативы, пусть выберет что-то одно. Например, ты что будешь пить – сок или компот, что ты наденешь футболку или рубашку?

Также можно предлагать выбирать место прогулки, форму проведения досуга и т.д.

Еще один важный аспект в осознании границ – это умение их отстаивать, и это тоже крайне сложно для детей из детских домов. Но в тоже время это один из важных уроков, которые могут усвоить дети, находящиеся в гостях. Покажите им, что это не страшно сказать «Нет», если вам что-то не нравится, подскажите фразы и выражения, которыми можно воспользоваться для отказа от чего-то. Обсудите, в каких ситуациях ребенок может принимать решения и говорить «Нет».

Одновременно с этим покажите ребенку свои границы. Объясните ему, что в вашем доме принято, что у каждого есть личные вещи (документы, бумаги, сумки и т.п., то, что действительно важно для вас) и другие это не трогают. Конечно же, это придется повторить не однократно, и также неоднократно подтвердить это своим примером. Кроме того, ребенку можно и нужно объяснить, что не принято (если это действительно не принято в вашей семье) заходить, когда кто-то моется в ванной, или в душе; что не прилично врываться в туалет.

Вернемся к ситуации, когда ребенок вмешивается в разговор, требует вашего внимания, независимо от того заняты ли вы чем-то. Опять же важно понимать, что для большинства воспитанников детских домов - это единственная возможность привлечь внимание взрослого. Что можно сделать?

Во-первых, ребенку следует дать понять, что недопустимо отвлекать вас в тем минуты, когда вы действительно заняты (задумайтесь, действительно ли вы настолько заняты?), но говорить об этом нужно спокойно и не поддаваться на капризы ребенка в такой ситуации. Но с другой стороны не менее, а может даже более важно дать ребенку понять, что вы готовы общаться с ним в остальное время. Если вы говорите: «Подожди 5 минут, я освобожусь, и отвечу тебе на этот вопрос», не забудьте выполнить это обещание.

Работа по восстановлению границ ребенка, по обучению его соблюдению чужих границ – очень долгая и сложная, но это знание может в значительной степени облегчить адаптацию ребенка к самостоятельной жизни, и это то, что вполне реально осуществить в рамках даже гостевого режима.

 

^ В заключение хочется сказать, что вполне возможно, что со многими описанными выше проблемами вы вообще не встретитесь или вы «переболеете» ими совсем в легкой форме. На самом деле, все не так плохо и страшно. Просто готовым надо быть ко многому. И главное – не переживать, не расстраиваться, если что-то не получается и идет не так, как вам хочется и как вы представляли. Детдомовские ребятишки в большинстве своем очень ласковые и отзывчивые, и обязательно подарят вам массу положительных эмоций. Но только и вы уж их не разочаровывайте, а помогите обрести самостоятельность и стать полноценными и нормальными членами общества!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

^ Примерная форма разрешения органа опеки и попечительства

 

Бланк органа местного самоуправления

____________________________________

 

Директору ___________________________

Полное название учреждения для детей-сирот

Ф.И.О. директора_____________________

Исх. № документа, дата ____________

 

«О разрешении забирать воспитанников из детского дома»

(если известно имя ребенка, то оно указывается)

 

 

Орган опеки и попечительства г. (района) _______________________________________

Разрешает гражданину(ке) ____________________________________________________,

Ф.И.О.

Проживающего (ей) по адресу _________________________________________________

Полностью почтовый адрес места жительства

Забирать на выходные и каникулярные дни воспитанника (ков)____________________

Если известно имя воспитанника , то оно указывается, дата рождения

 

Подпись руководителя

 

 

К разрешению может быть приложен акт обследования жилищный условий.

 

^ Заявление на имя руководителя детского учреждения, может быть примерно такого содержания

 

Директору ______________________

Название учреждения

Ф.И.О. директора_________________

От Ф.И.О. гражданина ________________

Проживающего______________

Адрес места жительства

Паспорт ____________________________

данные паспорта

 

 

Заявление

Прошу разрешить мне взять на гостевой режим воспитанника ___________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество ребенка, возраст

На период с «____»__________ по «______» ____________________________

Ребенок будет находиться по адресу ___________________________________________________________________

 

За жизнь и сохранность ребенка несу полную ответственность.

 

Подпись, дата

 

 

Поскольку довольно часто возникает вопрос, в какой форме можно помочь воспитанникам детских мы решили привести выдержки из статьи Геннадия Асирьянова и Марии Миркес из г. Красноярска «Полезная и вредная помощь детям-сиротам»

^ Вредная помощь

Самые привычные и понятные способы помощи сиротам, воспитанникам детских домов и интернатов - это, прежде всего, подарки (от простеньких игрушек и поношенных, но еще целых вещей до дорогих телевизоров), оплата развлечений и экскурсий и многие другие. Но вы когда-нибудь задумывались над тем, каковы отдаленные последствия таких подарков?

Предположим, приезжают в детский дом спонсоры и вручают детям дорогие подарки. Играет оркестр, дети танцуют, все рады и счастливы. Работают видеокамеры и фотоаппараты (очень важная деталь).

Давайте представим себе, как эту ситуацию видят дети: они постепенно начинают понимать, что можно получать от мира блага не за что-нибудь, а "бесплатно", только за то, что ты сирота. Сиротство - это способ вышибать из мира средства. Такая стратегия жизни.

Мы как-то пытались уговорить спонсора вручить подарки не всем поголовно, а, например, выделить в виде стипендии отличникам и ударникам, или тем, кто в последней четверти стал лучше учиться - деньгами или вещами, не важно. Спонсоры не согласились, и подарки - небольшие - получили все. За что? За то, что сирота.

Постепенно у детей вырабатывается стиль поведения "я сиротка", который помечен как "эффективный". Суть его состоит в следующем: ты демонстрируешь свое сиротство, после чего просишь от мира : чего угодно (иногда денег, иногда возможность опоздать или не выполнить поручение, оправдание лени и безответственности:). Мир обязательно тебе это даст или позволит.

Теперь проследим, что происходит дальше. Выходит воспитанник детского дома в жизнь, начинает учиться или где-то работать в тех же стратегиях: я сирота, мне больше положено. Не за хорошо выполненную работу, а только за то, что я сирота. Очень скоро, болезненно и с трудом, бывший детдомовец начинает понимать, что мир ему ничего не должен, что все надо зарабатывать. И выработанная стратегия поведения рушится. А других-то нет!

Кто виноват в формировании такой стратегии поведения детдомовца? - Сотрудники детских домов, организующие подобные акции? - Спонсоры? - Социальная ситуация, требующая от администрации подобных мер?

Мы считаем, что причина в кратковременности нашего внимания, видения. Мы думаем о "прямо сейчас", а прямо сейчас подарки детям - это здорово. Как научиться думать про "значительно вперед"? Как должен быть устроен детский дом, да и вся социальная сфера, чтобы работники были вынуждены (или хотели бы, могли бы) видеть далекие последствия своих действий?

Пока учреждения, работающие с проблемой социального сиротства, устроены так, что видеть далекое последствие своих действий: ни к чему. Безусловно, бывают талантливые воспитатели детских домов или отдельные сотрудники социальной сферы, но это скорее случайность. Это заслуга "ненормальных" увлеченных педагогов (низкий им поклон), а не системный эффект.

Но мы отвлеклись.

Итак: не нужно приучать детей и окружающих их взрослых (воспитателей и других сотрудников детского дома) к подачкам и формировать тем самым психологию нищего.

Отдавая себе отчет в том, что заявленный тезис звучит как минимум странно, еще раз подчеркнем: речь идет не о том, что детям не нужно дарить подарки! Мы предлагаем обращать внимание на тот контекст, в котором ребенок получает те или иные блага. Нужно понимать, как каждая ситуация выглядит со стороны ребенка и пытаться представить, какие последствия для будущего ребенка это может иметь.

^ Полезная помощь

Давайте задумаемся над тем, чего больше всего не хватает детям-сиротам. Они, конечно, многого лишены, но что самое существенное? Какие именно лишения ставят на них печать сиротства и тем самым принципиально отличают от обычных детей, сколь угодно бедных, но все-таки не сирот?

Это не деньги, не одежда, не компьютеры - ведь множество "обычных семейных" детей живет в куда более худших условиях, чем сироты на государственном обеспечении. Дело в чем-то более глубинном.

Воспитанники детских домов официально именуются "детьми, утратившими родительскую опеку". И это главное, чего этим детям не хватает - опеки. Именно в этом смысле и нужно им помогать. Хорошо, когда ребенка усыновляют, тогда опека восстановлена полностью. Но большая часть детей так и остается ничьими.

Детскому дому необходимы попечители и попечительская помощь (опека, попечитель - однокоренные слова!).

Вокруг слова "попечитель" наросло множество мифов. Один из таких странных мифов-предрассудков состоит в том, что попечитель - это тот, у кого много денег. Это неверно! Попечитель - тот, кто опекает, то есть берет на себя ответственность за судьбу ребенка, кто задумывается над тем, какие последствия повлечет то или иное событие и действие: Мы уверены, что позицию попечителя может занять любой здравомыслящий человек.

Сколь угодно большие деньги, врученные ребенку или детскому дому без учета последствий, - вредные деньги, это не попечительское действие, не опека. Попечитель думает о последствиях.

Есть множество ответственных способов помощи детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, куда более экономных, а иногда не требующих денег совсем. Попечительство требует скорее не денег и материальных затрат, а затрат духовной ответственности. Иногда это называют гражданской позицией.

^ Различные способы реальной и важной помощи

Многие люди считают, что быть попечителем - это нечто недосягаемо сложное, что это "не для простых людей", и вообще "это все страшно и непонятно". Мы хотим показать, что существует множество способов реальной помощи и, значит, настоящего попечительства в указанном выше смысле.

^ Способ первый. Детям детского дома не хватает положительного образа взрослого человека, обыкновенного нормального взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком (только действительная встреча!) определит его дальнейшую жизнь и поможет самому стать взрослым человеком.

^ Способ второй. Ребенку детского дома крайне не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром - городом, природой, другими людьми. Попечитель может включить подростка в свой круг общения, в свой клуб, секцию или компанию. Может найти ребенку посильную работу в свободное от учебы время и обсуждать вместе с ним его (и свои?) успехи и неудачи.

Небольшая оговорочка: если уж включать ребенка в свою компанию, в секцию или клуб, то "по-настоящему", а не как сиротку. Это значит, что с него нужно требовать ответственности и чести, помощи и "головы на плечах" - всего того, что вы требуете от себя и своих друзей. Иногда прощать, иногда ругаться - короче, чтобы все "по-настоящему".

Всепрощение и безнаказанное "не хочу - не буду, меня в другую секцию устроят" воспитывает все того же иждивенца и любителя "халявы", а не взрослого человека.

^ Способ третий. У социальных сирот нет опыта нормальной жизни в семье. У некоторых вообще нет опыта жизни в какой бы то ни было семье, у многих есть такой, что лучше бы его не было: Но ведь эти дети вырастают и образуют собственные семьи. А как создать собственную семью, если ни разу не жил в настоящей семье и по большому счету не знаешь, что это такое?!

Печальная статистика говорит о том, что сироты плодят сирот.

Поэтому ценнейшая помощь сироте - предоставление возможности пожить в семье. Другими словами: если вы возьмете на некоторое время "пожить" к себе в семью ребенка из детского дома, то вы окажете ему неоценимую помощь в обретении очень важного жизненного опыта. Все та же оговорочка про настоящесть: "взять пожить в семью" - это не значит устраивать ребенку праздник каждый день. Ему необходим как можно более реальный опыт жизни в семье.

Есть множество вариантов, как именно такое попечительское действие может быть оформлено юридически. Обращайтесь в детские дома, Вам о них расскажут.

^ Способ четвертый. Ребенку детского дома крайне необходимо хорошее образование. Как правило, дети детских домов и школ-интернатов учатся хуже своих сверстников. Есть такой термин - "запущенность", это когда никто в детстве ребенком не занимался: И вот вроде бы и голова светлая, и старается, а оценки плохие. Потому что учиться таким детям гораздо сложнее, приходится "продираться" и брать с боем то, что обычные дети легко проскочили, читая с бабушкой книжку на диване. Ведь не секрет, что программа начальной школы осваивается во многом за счет бабушкиного чтения книжек и прогулок с родителями, а не на школьной скамье.

Но детдомовец редко попадает в хорошую школу, а если попадает, то часто "не тянет" и переводится во вспомогательную. Сначала ребенку нужна индивидуальная образовательная программа и, значит, талантливый учитель. Если вы настолько образованы, что можете научить ребенка учиться, то цены вам нет! Помогите хотя бы одному, и это есть попечительство высшей пробы!

Если вы не педагог, то вы могли бы помочь тем педагогам, которые умеют вести индивидуальные образовательные программы для брошенных детей, но не получают за это ничего, поскольку государство не умеет за это платить.

Пара примеров: филиал Сбербанка города Железногорска оплатил образовательную программу для детей и воспитателей Детского дома; Красноярский завод цветных металлов несколько лет помогает в проведении зимних школ развития, в которых участвуют дети заводчан и Детского дома.

Конечно, большинство из нас не сбербанк и не завод. Но есть варианты попроще: учреждение стипендии воспитаннику детского дома, который лучше всех учится. Или тому, который больше всего троек или двоек в четверти исправил. Или, например, лучшему решателю задач на сообразительность. Или тому, кто успевает и учиться, и спортом заниматься. Вариантов множество, можно даже стипендию не деньгами выдавать.

Смета: 100 р. в месяц для воспитанника детского дома - ОГРОМНАЯ сумма, и ее вполне достаточно. Предположим, устанавливается 5 стипендий в различных категориях, получаем 500 р. в месяц. Итого в год: 6000 р.

Если процесс заявления стипендий и отбора стипендиатов обставить "правильно", то по действенности эта мизерная сумма окажется гораздо выше, чем "просто так подаренный" дорогой телевизор. Поскольку выданная таким образом сумма приучает к тому, что в жизни нужно трудиться, что бесплатно ничего не бывает. И еще такое действие показывает ребенку, что кто-то заинтересован в его учебе, что учиться стоит, даже если его "как бы настоящим родителям" до этого нет никакого дела.

Список вариантов и способов не ограничен. Мы уверены, что для каждого желающего занять гражданскую позицию можно придумать индивидуальный, приемлемый для него вариант помощи детям детского дома. Все начинается с малого.

Самое важное - научиться "далеко смотреть" и за каждым повседневным действием видеть возможное будущее ребенка.


1[1] Методические материалы Британской организации «Барнардос». Санкт-Петербург, 2004

2[2] Постинтернатный патронат - форма оказания социальной помощи ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.

Социальный патронат - форма оказания патронатным воспитателем необходимой помощи ребенку в случае его признания в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке.




chast-2-kakimi-principami-ne-postupatsya-sergej-georgievich-kara-murza-oppoziciya-vibor-est.html
chast-2-klassika-pahotnogo-zemledeliya-n-i-kurdyumov-masterstvo-plodorodiya.html
chast-2-kniga-vtoraya.html
chast-2-kontrolnaya-deyatelnost-o-sostoyanii-zakonodatelstva-respubliki-buryatiya-v-2008-godu.html
chast-2-kriminologicheskaya-harakteristika-vovlecheniya-nesovershennoletnih-v-transnacionalnij-narkotizm.html
chast-2-maksvell-dzhon-s.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-20-mehanizm-pravovogo-regulirovaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdes-prodayotsya-novij-proverennij-tovar-voprosi-po-tel380661324846.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vii--soobshenie-sekretnost-i-socialnaya-politika-norbert-viner-chelovek-upravlyayushij-chelovecheskoe.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnoe-obshee-obrazovanie-dlya-detej-uchebnij-plan-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-i-n-u-s-i-n-s-k-i-j-u-e-z-d-soderzhani-e.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-tehniki-bezopasnosti-i-promishlennoj-sanitarii-v-proizvodstve-rastitelnih-masel-preambula-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-1-harakteristika-prirodno-ekonomicheskih-zon-volgogradskoj-oblasti-monografiya-volgograd.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennie-strategii-razvitiya-megapolisov-i-krupnih-gorodov-sostoyavshejsya-9-10-oktyabrya-2003-goda-v-g-minske-minsk-2003-stranica-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-teoriya-montazha-osnovi-montazha.html
  • student.bystrickaya.ru/13-bersetzen-sie-prakticheskij-kurs-vtorogo-nemeckogo-inostrannogo-yazika-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-fgbou-vpo-b-ryanskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-fakultet-energetiki-i-elektroniki.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-radio-15-mayak-novosti-14-09-2005-bejlin-boris-21-00-15.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-goroda-gosudarstva-afini.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-30-imeni-n-n-kolokolcova.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-belij-na-rubezhe-dvuh-stoletij-vospominaniya-v-3-h-knigah-stranica-19.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-220200-avtomatizaciya-i-upravlenie-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nekotorie-problemi-formirovaniya-edinoj-sistemi-organov-ispolnitelnoj-vlasti-v-sfere-stroitelnoj-deyatelnosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-izdaniya-vnutrivuzovskoj-uchebno-metodicheskoj-literaturi-na-2009-god-tyumen-2009g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/harakteristika-mikrobiocenoza-kishechnika-zhivotnih-pri-invazii-balantidium-coli.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-shkolnikov-kak-effektivnij-instrument-iniciacii-i-razvitiya-tvorcheskoj-i-poznavatelnoj-aktivnosti-prepodavatelej.html
  • lesson.bystrickaya.ru/three-kings-day-essay-research-paper-a.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-razvitie-deyatelnosti-muzeev-obespechenie-sohrannosti-popolneniya-i-izucheniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vhodnoe-soprotivlenie-razomknutoj-linii-bez-poter-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-teoreticheskoj.html
  • bystrickaya.ru/voennoplennie-vragi-okkupaciya-pravda-i-mifi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-nachala-goda-v-eao-na-vode-pogiblo-13-chelovek-informacionnoe-agentstvo-primamedia-18082011.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/statya-1-12-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/doprofessionalnaya-kompetentnost-informacionnaya-karta-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-prohodyashego-gosudarstvennuyu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-knig-za-iyun-sentyabr-2007-goda.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-geografii-dlya-abiturientov-postupayushih-na-ochnuyu-formu-obucheniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/ailbek-ef-14-7k1-tobini-student-sarkulova-n-k-aa-oitushi-rilis-materialdarin-sinushi-sala-bolip-tabilatin-a-zhol-servis-centr.html
  • student.bystrickaya.ru/16trebovaniya-k-sroku-i-ili-obemu-predostavleniya-garantij-kachestva-tovara-rabot-uslug.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursnoe-zadanie-ii-etapa-oblastnogo-konkursa-buhgalter-professional-2006.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-oformleniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • bystrickaya.ru/vasilij-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.