.RU

Детский рисунок в структуре библиотечного сайта


Детский рисунок в структуре библиотечного сайта

Стрелкова Е.В.

Ленинградская областная детская библиотека

Викулин А.А.

Российская национальная библиотека


Современные библиотеки, сохраняя свои традиционные функции, все в большей степени становятся универсальными информационными центрами. Представление о библиотеке как о “шкафе с книгами” сменяется понятием “центр документации и информации”, т.к. технические средства позволяют включать в обслуживание локальных пользователей внешние ресурсы и раскрывать содержание своих фондов в удаленном доступе. Использование единой электронной среды служит предпосылкой для сотрудничества в системе связей формируемого информационного общества. Реализация программ уровня “Электронная Россия”, следование Доктрине информационной безопасности Российской Федерации и объективный процесс компьютеризации повседневной жизни неизбежно ставят задачи, связанные с проблемами функциональной, вторичной, компьютерной неграмотности, которые смыкаются с проблемами читательского развития, информационной и правовой культуры.

Для детских библиотек, внедряющих в практику своей работы новые технологии, важно оставаться востребованными со стороны детей-читателей и развивать при этом сферу своей деятельности во взаимоиспользовании ресурсов в разнообразии их источников. Одной из форм этой деятельности является создание и ведение библиотечного сайта, на страницах которого могут быть представлены материалы различного характера в соответствии с ожидаемыми запросами.

Региональный сайт детских библиотек (http://www.deti.spb.ru) адресован детям до 15 лет и ведется с 1998 года. Его текущая версия представляет собой видимую часть базы данных удаленного доступа, формируемой силами участников проектной деятельности Ленинградской областной детской библиотеки (ЛОДБ). Источниками внесения данных являются фонды библиотек для детей, совокупные электронные ресурсы детских библиотек Ленинградской области (ЛО), авторские материалы, предоставляемые для размещения на сайте, информационные ресурсы сетевого доступа, информационно-методическая деятельность ведущих библиотечных центров страны. Благодаря поддержке МК РФ, Правительства ЛО, участию спонсоров, работа над сайтом ведется с привлечением профессиональных программистов и web-дизайнеров.

Программное обеспечение базы позволяет вносить данные в распределенном режиме подключения по каналам Интернет на уровне элементов с последующим динамическим формированием документов и страниц сайта. В настоящее время база элементов складывается из текстов, графики и гипертекстов. Каждый элемент может быть проиндексирован в соответствии со Словарем ключевых слов локального Электронного каталога ЛОДБ, объединяя в подходах поиск библиографических данных и документов сайта (1).

Особую роль в его структуре играет графическая составляющая, т.к. звук и анимация представлены в контексте содержания гиперссылками на другие сайты без переноса их страниц в базу. В фондах библиотек для детей всегда есть единицы хранения на небумажных носителях, поэтому идея сочетания текста со средствами мультимедиа естественным образом отражает традицию просмотра диафильма, прослушивания музыкального спектакля или авторского чтения. Недостаточные ресурсные возможности детских и школьных библиотек и характеристики компьютеров, доступных детям в Ленинградской области, служат ограничением в развитии спектра вносимых в базу Регионального сайта элементов, оставляя пока только графику средством привлечения пользователей к предлагаемым текстовым материалам.

При этом рисунок, сделанный самим ребенком, позволяет взрослым связывать через документы сайта деятельность специалистов на местах с удаленными пользователями.

Первым разделом, созданным для этого, стал блок “Творчество детей”. В него включены работы детей-читателей, переведенные в машиночитаемую форму или сразу созданные средствами стандартных программ. Авторы смогли показать свои рисунки в новом качестве представления, получив вместе с друзьями навык восприятия одного и того же материала на различных видах носителей, сравнить оригинал и его копию. Для задач читательского развития это позволяет готовить детей к чтению текста, оценке его содержания и художественных качеств независимо от условий доступа: книга, экран, бегущая строка информационного табло, рекламный плакат.

Совместная работа с детьми в создании и использовании электронных ресурсов в библиотеке становится одним из направлений деятельности, обязывая специалистов гуманитарной сферы осваивать многослойное киберпространство и формировать универсальные подходы к предоставлению ресурсов культуры в целом, сохраняя специфику отдельно решаемых задач (2).

Вторым приемом привлечения детей к работе с библиотечными материалами стало размещение детских рисунков на страницах с библиографическими списками. Первоначально эти списки выборочно иллюстрировались портретами авторов, оцифрованными обложками или рисунками художников. Показ рядом с описанием источника иллюстраций, сделанных автором, позволяет полнее отразить его творчество, сделать ссылки на другие тематические сайты. Но жесткая связь записи с оцифрованной иллюстрацией из указанного издания в экранном пространстве делает менее заметными другие издания одного и того же произведения. Поэтому блок похожих по содержанию записей наглядно объединяют сделанные читателями портреты литературных героев, выделяя в списке целую группу изданий и произведений.

Из приема иллюстрированного списка вытекает третий способ связи детского рисунка с работой библиотек: горизонтальная ссылка позволяет соединить список изданий писателя через рисунок со страницей-репортажем, на которой показано, при каких обстоятельствах и кем сделан этот рисунок. “Все замерли и удивились. А на бумаге появился сказочный герой. Это Индрик из сказки Р.П.Погодина “Где ты, Гдетыгдеты?”. Индрика нарисовала в 2001 году участница фестиваля “Читательская улыбка лета или книга на каникулах” в п.Вырица ЛО. Рисунок служит связью между списком книг Р.П.Погодина в фондах ЛОДБ и страницами, посвященными фестивалю, который проводился под тем же названием и в 2002 году, когда Индрик опять был одним из героев детских рисунков.

Проектная деятельность библиотек для детей в ЛО включает в себя проведение тематических конкурсов. Один из них посвящен 75-летию Ленинградской области и называется “Ленинградская земля: мы здесь живем!”. В ходе конкурса в библиотеках и художественных школах дети рисовали на заданную тему. Переданные в ЛОДБ работы объединены со стихами, рассказами, сочинениями детей и станут основой для издания сборника. Выставка рисунков размещена в помещениях ЛОДБ, а 100 из них оцифрованы для Регионального сайта с доступом через разделы “Конкурсы”, “Выставки”, “Творчество детей”, “Библиотеки Ленинградской области”, “Хорошие новости”. Рисунки сгруппированы по темам “Крепости. Храмы. Дворцы.”, “Природа”, “Города. Села.”, “Дети” и представлены с указанием названия работы, автора, его возраста, географического пункта и года создания. Каждый рисунок можно увидеть в увеличенном масштабе в новом окне экрана.

Схема построения “шаблона” выставки и технологические подробности ее включения в сайт были подготовлены при работе ЛОДБ с материалами, предоставленными Изостудией Школьного центра Государственного Эрмитажа в ходе эксперимента, проводимого по результатам участия в конференциях АДИТ и EVA в 2001 году (3). Поддержанный МК РФ проект ЛОДБ “Один дома” направлен на создание условий для освоения электронной среды неподготовленными пользователями. Общие для музея и библиотеки задачи художественного образования детей с привлечением их к чтению и работе с информацией в опытном режиме были выражены включением электронной версии эрмитажной выставки “Петр I глазами детей” (4) в канву документов сайта. ЛОДБ расположена в Санкт-Петербурге и принимает участие в мероприятиях, связанных с 300-летием города. В знак этого события с 27 мая 2001 года при загрузке сайта в левом углу экрана появляется в режиме случайных чисел одна из картин выставки с последующим переходом на ее разделы “Петр - великий”, “Петр - правитель”, “Петр - воин”, “Петр - моряк”, “Петр - строитель”. Выставка входит в тематический блок документов с горизонтальными связями, раскрывающий личность Петра I, например, “Петр I в художественной литературе”, “Медный всадник (А.С.Пушкин, Э.М.Фальконе)”, “История празднования Нового года”. В течение года “юбилейный блок” будет дополняться, например, страницами библиографического указателя “Мой легкий, мой воздушный Петербург”, который готовится в ЛОДБ. Иллюстрациями к нему будут графические элементы из других страниц с переходом на тексты, отзывы, информационные блоки.

Параллельно с разделом “Выставки” (книги, рисунки, художественные работы) опробован метод распределенного отражения постоянно действующей выставки в детской библиотеке г.Сланцы ЛО. Ее название “Человек – радость другого человека”. Экспозиция 2002 года посвящена стихам о весне “Пришла весна в наши леса”. Для детей младших классов прозвучали стихи о весне, под впечатлением от услышанного одни рисовали, а другие создавали к рисункам художественные подписи. На сайте комплексно объединены список стихотворных произведений, представленных детям; страницы, посвященные авторам стихов; сами стихи и тематическая рубрика “ВЕСНА” с обратной связью на страницу с работами детей. Авторы рисунков и подписей к ним указаны, документы проиндексированы ключевыми словами “Авторы рисунков - дети”, “Детское творчество”, “Весна”.

И музей и библиотека не должны изменять своему статусу, определяемому сегодня большим числом критериев, чем в “докомпьютерную” эпоху. Услуги универсального характера сочетаются со спектром услуг, связанных со спецификой деятельности учреждения и обеспеченных профессиональной поддержкой специалистов. Правовая культура, информационная культура, как составляющие культуры в целом, в новых условиях располагают дополнительными инструментальными средствами своего проявления, изменяя характер повседневной работы с авторскими произведениями. Создавая сайт для свободного распространения материалов в целях поддержки образования, личностного становления, читательского творчества, учреждение культуры сохраняет за собой обязательства по соответствию требованиям законодательно-нормативной базы, развитие которой не всегда успевает за практикой деятельности. Профессиональная работа с единицами хранения, предоставляемыми читателям в традиционных режимах обслуживания, видоизменяется, становясь в большей степени работой по предоставлению данных и информации в системах телекоммуникаций. При этом создание электронных библиотек или формирование сборников документов электронного доступа ставят вопросы авторского права (5-7) с одинаковой остротой для всех специалистов библиотечной сферы, и тем они актуальнее, чем меньше возраст предполагаемых пользователей этих ресурсов.

При наполнении Регионального сайта используются цитаты, отрывки из произведений, а также небольшие произведения, на которые распространяется действие авторского права. Уважая авторское право и серьезно относясь к законодательству об авторском праве и интеллектуальной собственности, разработчики сайта стремятся сделать все, чтобы, не нарушая законодательство и ни в коей мере не ущемляя прав авторов и других законных владельцев исключительных прав на используемые на сайте произведения, достойно осуществлять свою миссию, заключающуюся в привлечении детей к творчеству в чтении. Во всем многообразии Интернет-ресурсов, адресованных детям, информация, предоставляемая детской библиотекой, должна быть возможно полной, легальной, достоверной, актуальной, соответствуя уровню обслуживания локальных пользователей.

С этих позиций должна строиться и работа с материалами, созданными детьми. Однако в живой обстановке фестиваля или читательского конкурса со свободным числом участников нельзя гарантировать наличие подписей на всех рисунках, что приводит к появлению на сайте работ без указания автора. С другой стороны, подробные, исчерпывающие сведения обо всех авторских работах делают форму представления тяжеловесной и снижает легкость восприятия.

Наиболее ответственным представляется размещение детских рисунков в качестве иллюстраций к малообъемным произведениям или цитатам. Конкурс “Как хорошо уметь читать!” отражен на сайте работами ребят из Волосовского района ЛО. Несколько рисунков с изображением литературных героев служат ключом для обращения к материалам различного содержания:

-“Гарри Поттер” через гиперссылку переключает пользователя на электронный книжный магазин “OZON”, где отражается актуальная информация об авторе и поступивших в продажу изданиях;

-“Дюймовочка” связывает полный текст с указанием источника и переходом на страницы, посвященные Х.К.Андерсену, не только на Региональном сайте, но и в Интернет;

-“Буратино” открывает приведенную цитату из книги А.Н.Толстого на тематической странице “АЗБУКА”, куда входят еще 8 подрубрик;

-“Незнайка” объединяет весь блок описаний книг о нем на странице Н.Н.Носова с переходом к адресу в Интернет с полнотекстовым представлением повестей о Незнайке;

-иллюстрация к рассказу Б.С.Житкова “Про слона” размещена вместе с цитатой из рассказа и связана с блоком читательских отзывов и писем по программе ЛОДБ “Петербургская детская книга в XXI веке”;

-рисунок “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел” открывает страницу, на которой представлен текст сказки “Колобок” в одном из вариантов пересказа с указанием других изданий с иллюстрациями.

Такой метод помогает пользователю сопоставить художественную литературу, отзывы читателей, восприятие литературного произведения художником, библиографическую информацию, отношение детей-авторов рисунков, фактографические данные, связанные с личностью автора и художника, эпоху создания произведения и события сегодняшнего дня.

В наполнении сайта участвуют подростки, студенты и дети-читатели. Работа ведется в распределенном режиме в сотрудничестве ЛОДБ с учреждениями культуры и образования. Дети-читатели, дети-ученики получают представление о вопросах авторского права, защиты интеллектуальной собственности, информационной экологии и этике поведения в Интернет. Знакомятся с основами библиотечных знаний и принципами моделирования информационного поведения в условиях расширенной ресурсной базы.

Стремясь к уменьшению разрыва между “информационно бедными и информационно богатыми”, библиотеки имеют возможность ориентироваться на официальную позицию ИФЛА по вопросам авторского права в электронной среде (8), которая поставила вопрос о необходимости предоставить бесплатно и беспрепятственно пользователям библиотек возможности:

-читать, прослушивать и просматривать частным образом в библиотеке или в режиме удаленного доступа имеющиеся в свободной продаже материалы, чье использование защищено авторским правом;

-знакомиться в режиме просмотра с общедоступными материалами, охраняемыми авторским правом;

-для личного использования или в образовательных целях, самостоятельно или с помощью библиотекаря копировать в разумных пределах электронные документы, охраняемые авторским правом.

Для библиотек самым важным в этой работе является то, что новые технологии и новые составляющие информационно-поискового пространства библиотеки потенциально расширяют круг ее читателей, независимо от удаленности по отношению к центрам культуры и информации, создавая условия полноценного представительства в современных формах доступа.


Литература:

1.Стрелкова Е.В. Некоторые вопросы конвертирования локальных электронных ресурсов для систем удаленного доступа: Материалы 9-ой междунар. конф. “Крым-2002” (Судак, Авт. Респ. Крым, Украина, 8-16 июня 2002г.).-Судак, 2002.-Т.1.-С.79-83.

2.Стрелкова Е.В. Новые качества библиотечной деятельности в освоении электронной среды: Тезисы докладов 5-ой ежегодн. конф. “АДИТ” (Тула, 28 мая –1 июня 2001 г.).-Тула, 2001.-С.38а.

3.Кравчунас Б.К. Компьютерные технологии в работе изостудии музея: Материалы междунар. конф. “EVA 2001: Электронные изображения и визуальные искусства” (Москва, 3-8 декабря 2001 г.).-М., 2001, С.641-643.

  1. 4.Кравчунас Б.К. Петр I глазами детей// Юный художник.-2002.-№5.-С.28.

5.Викулин А.А. Библиотека и авторское право в условиях информатизации общества// Библиотечное дело и проблемы информационного общества. Мат. международн. конф. (Москва, 27-28 апреля 1999 г.).- М., 1999.-Ч.2.-С.15-16.

6.Викулин А.А. Правовая защита: информационный аспект// Мир библиогр.-1999.- №1.- С.16-19.

7.Викулин А.А. Информационная безопасность личности и общества: роль публичной библиотеки// Правовые аспекты деятельности библиотек. Сб. научн. тр.-М.: Пашков Дом, 2002.- С.44-48.

8.Заявление ИФЛА по вопросам авторского права в электронной среде// Библиотека.- 1997.-№7. (Спец. вкл. ИФЛА/ РБА.-№4(17).- С.2-3).

На 62-й Генеральной конференции ИФЛА (Пекин, 23-31 авг. 1996 г.) Исполнительное и Профессиональное бюро огласило заявление, отражающее официальную позицию ИФЛА по вопросам авторского права в электронной среде.


Реферат:


Построение в электронной среде системы хранения данных, информации и документов на основе распределенной ресурсной базы.

Творчество детей в структуре связей Регионального сайта детских библиотек (http://www.deti.spb.ru) с учреждениями культуры и образования.

Информационная культура пользователей, правовые аспекты электронных публикаций авторских работ и иллюстративных материалов.

Справочно-библиографические материалы в формировании моделей информационного поведения и получении навыков оценки актуальности, полноты и достоверности предоставляемой информации.

epoha-vozrozhdeniya-istoriya-novogo-vremeni-epoha-vozrozhdeniya.html
epoha-vtoraya-uchebnik-istorii-dati-dlya-zapominaniya.html
epohi-vodoleya-rasskazat-o-tom-kto-ego-zapisal-mi-privodim-kratkij-ocherk-ego-zhizni-on-ochen-hotel-chtobi-stranica-5.html
epohi-vozrozhdeniya-i-reformacii-1-referativnoe-izlozhenie-uchebnoj-informacii-po-uchebniku-dzhurinskogo-a-n-s-17-63.html
eposi-legendi-i-skazaniya-starshaya-edda-stranica-10.html
eposi-legendi-i-skazaniya-starshaya-edda-stranica-18.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-pedagogicheskih-usloviyah-duhovno-nravstvennogo-stanovleniya-cheloveka-v-sisteme-obrazovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tekst-lekcij-rostov-na-donu-2005-udk-330-04-1l4.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-fizicheskoj-kulture-osnovi-znanij-samostoyatelnih-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami-dlya-uchashihsya-starshih-klassov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vozdejstvie-sredstv-massovoj-kommunikacii-informacionnoj-kulturi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-65-aristotel-o-beskonechnosti-tema-filosofiya-kak-visshij-vid-mirovozzreniya-tema-istoriya-filosofii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/r-itm-eto-r-ezultativnost-i-niciativa-t-vorchestvo-m-iloserdie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukazaniya-po-zapolneniyu-formi-v-znachenii-2-mp-innovaciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-dlya-uchitelej-oblasti-ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-v-prepodavanii-matematiki2006-2007.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kotov-a-glazkova-t-dzhim-onil-strani-brik-pora-schitat-razvitimi2-sajmon-targett-dow-jones-otdihaet1.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-na-mezhdunarodnoj-arene-maj-mesyac-po-prezhnemu-razvivalsya-pod-znakom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dlya-prepodavatelej-po-specialnosti-istoriya-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-yurisprudenciya.html
  • education.bystrickaya.ru/21-obekt-moshennichestva-moshennichestvo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-ekaterinburge-nachalas-podgotovka-k-paradu-v-chest-dnya-pobedi-informacionnoe-agentstvo-novij-region-ekaterinburg-12032012.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/ya-slozhila-slozhnie-slova-kollektivnij-sbornik-stihov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchrezhdenie-obrazovaniya-federacii-profsoyuzov-belarusi-mezhdunarodnij-institut-trudovih-i-socialnih-otnoshenij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-suhorukov-g-i-suhorukov-e-g-suhorukov-r-g-2004.html
  • books.bystrickaya.ru/doshkolnij-vozrast.html
  • occupation.bystrickaya.ru/minnie-postanovki-na-baltijskom-more-v-kampaniyu-1914-g-i-i-rostunova-a-m-ageev-d-v-verzhhovskij-v-i-vinogradov.html
  • report.bystrickaya.ru/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnost-uchashihsya-v-processe-izucheniya-razlichnih-vidov-iskusstv.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/profil-biologiya-annotaciya-k-programmam-disciplin-modulej-stranica-14.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vera-v-religii-doklad-nlo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-vi-strategii-razvitiya-otraslej-ekonomiki-i-socialnoj-sferi-kaliningradskoj-oblasti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-7-obekti-grazhdanskih-pravootnoshenij-rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-soglasovano-dekan-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • tests.bystrickaya.ru/melnikova-n-yu-istoriya-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-uchebnik-m-fis-2000-kun-l-vseobshaya-istoriya-fizicheskoj-kulturi-i-sporta.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnie-zadaniya-po-discipline-prakticheskij-kurs-osnovnogo-inostrannogo-yazika-anglijskij-yazik.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-antikrizisnoe-upravlenie-dlya-studentov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metallovedenie-i-termicheskaya-obrabotka-metallov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pogrebalnij-kostyor-baldra-sumerki-morskih-bogov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-geografiya-anglijskij-yazik-tema-ssha-i-kanada-angloyazichnie-strani.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskie-trebovaniya-na-okazanie-telekommunikacionnih-uslug-po-predostavleniyu-kanalov-svyazi-dlya-obektov-departamenta-kulturi-goroda-moskvi-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/37-raznovidnosti-avtomaticheskih-potochnih-linij-zadachi-i-soderzhanie-rabot-po-konstruktorskoj-podgotovke-proizvodstva.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dalnevostochnoe-soobshestvo-razvivayushihsya-poselenij-realizuetsya-hkboo-zelenij-dom-g-habarovsk.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/i-r-chikalova-zhenskaya-i-gendernaya-istoriya-otkritij-proekt-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-14-765-ot-23-aprelya-2012-g-stranica-15.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.