.RU

Дипломной работы сформулирована как «Развитие расчётной системы с коммерческим банком и сопутствующие риски»



Стоимость полного варианта работы 1500 руб.

www.Hotdiplom.ru

Пишите: Hotdiplom@bk.ru

Звоните: +7-908-150-84-32


РЕФЕРАТ


Тема дипломной работы сформулирована как «Развитие расчётной системы с коммерческим банком и сопутствующие риски».

Дипломная работа выполнена на 78 машинописных листах формата А4, содержит 10 рис., 13 табл. Список литературы содержит 22 позиции.

Целью дипломной работы является обоснование экономически эффективных путей развития системы интернет-банкинга на уровнях «банк-предприятие» и разработка мероприятий по повышению информационной безопасности и снижению сопутствующих рисков.

В первой главе раскрыто понятие и определено место интернет-банкинга в системе финансовых отношений, рассмотрены основные виды дистанционного банковского обслуживания, изучены модели банковского обслуживания в Интернете. Во второй главе проведен анализ организации расчетов и обслуживания с помощью программы «Интернет-банкинг» в ООО «ДЭФО-НН» и банке-поставщике услуги ОАО «Мастер-банк», проведен анализ сопутствующих рисков информационной безопасности. В третьей главе сформированы пути развития системы интернет-банкинга на уровнях «банк-предприятие», предложены решения по повышению информационной безопасности и снижению сопутствующих рисков на уровне как банка, так и предприятия. Произведен расчет повышения экономической эффективности от использования интернет-банкинга в районном отделении ОАО «Мастер-Банк». Так прибыль отделения ОАО «Мастер-Банк» возрастет на 69,32 тыс. руб. Общий годовой экономический эффект составит 69,32 тыс. руб. Экономическая эффективность дополнительных затрат составляет 43,9%. Что обуславливает практическую значимость дипломной работы.

Основные выводы представлены в заключении.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 33

Глава 1. Фундаментальные основы применения интернет-банкинга при взаимодействии предприятия и банка 35

1.1.Понятие и место интернет-банкинга в системе финансовых отношений 35

1.2.Основные виды дистанционного банковского обслуживания 38

Интернет - банкинг – это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям по ним предоставляется в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. 39

^ 1.3.Модели банковского обслуживания в Интернете и их нормативно-правовое обеспечение 39

Глава 2. Анализ системы интернет-банкинга в ООО «ДЭФО-НН» 42

^ 2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 42

2.2.Анализ организации расчетов и обслуживания с помощью программы «Интернет-банкинг» 47

^ 2.3. Анализ сопутствующих рисков информационной безопасности 54

Глава 3. Перспективы развития и эффективности системы интернет-банкинга для банка и предприятия 59

^ 3.1.Пути развития системы интернет-банкинга на уровнях «банк-предприятие» 59

3.2.Мероприятия по повышению информационной безопасности и снижению сопутствующих рисков 59

^ 3.3.Повышение экономической эффективности использования интернет-банкинга 65

Заключение 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

Приложения 70
Введение
Современный деловой оборот предъявляет все более жесткие требования к участникам финансового рынка, а расширение и модернизация сферы финансовых услуг ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ науки и техники, реализованных в различных способах дистанционного банковского обслуживания, таких как, например, Интернет-банкинг.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что:

  1. Процессы глобализации в финансово-банковском секторе закономерно отражаются на ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ d, которые занимают лидирующие позиции в системе сетевых финансовых отношений.

В РФ требуется создание единой отечественной электронно-платежной системы (ЭПС) на основе имеющихся национальных платёжных систем, в целях эффективного использования сбережений населения, расширения практики использования клиентами инновационных электронных банковских технологий, обеспечивающих экономию времени клиентов и рост эффективности финансовых отношений, как коммерческих банков, так и в российской экономике в ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ компьютерами в расчете на душу населения, сложности в получении доступа в Интернет, особенно в сельских районах, а также низкое качество Интернет - соединения.

Исследованию проблем Интернет - банкинга и платёжно-расчётных систем посвятили труды отечественных ученые: Агуреев Д., Айтметова Д.И., Шарова С.А., Ануреев С.В. Афанасьев А.А., Рудько-Силиванов В.В., Бабаев А. Б., Берстенева О. Г., ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ ные авторы: Матук Ж. А., Тсенг П., Кохен Б.Дж., Иссинг О., Шарпе В.Ф., Гордон Э., Делан С., Д. Синки, Сорос Дж., Самуэльсон П. и другие.

Целью дипломной работы является обоснование экономически эффективных путей развития системы интернет-банкинга на уровнях «банк-предприятие» и разработка мероприятий по повышению информационной безопасности и снижению сопутствующих рисков.

Данная цель предполагает развитие следующей группы задач:

  1. Раскрыть понятие ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ развития системы интернет-банкинга на уровнях «банк-предприятие».

  2. Предложить решения по повышению информационной безопасности и снижению сопутствующих рисков.

Объектом исследования является Интернет - банкинг как базовый элемент ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ в рыночных условиях хозяйствования.

Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ расчётно-платежной системы.

Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составляют труды ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ традиционных и разработки новых расчётно-операционных технологий и инструментов в системе финансовых отношений.

Дипломная работа выполнена с использованием сравнительного анализа, материалов социол^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИ�� расчетного метода и наблюдений автора.

Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности экономически ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ ного расширения масштабов применения Интернет - банкинга для организации.
^ Глава 1. Фундаментальные основы применения интернет-банкинга при взаимодействии предприятия и банка 1.1.Понятие и место интернет-банкинга в системе финансовых отношений

Развитие компьютерных технологий и появление новых способов оказания банковских услуг в российской банковской системе потребовали анализа проблем становления и ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ, а также значительных по объёму электронных платежей и других оптовых «банковских услуг электронным способом».

Рынок интернет-банкинга возник в США и на сегодняшний день является одним из наиболее развитых в мире. Клиент американского банка может получить максимальное количество услуг через Интернет: помимо всех операций со счетом, ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ ля сравнения: в 2006 г. услугами онлайн-банкинга пользовалось порядка 37% семей в США (43 млн. чел.), т.е. за три года прогнозируемый прирост составит 13 млн. человек (рис. 1.1)1.


─┤ Проникновение 30% Проникновение 46%

├─────────────────┐ 17 млн. чел. 56 млн. чел.

│ │ ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ 2006 ├┴─────────────────────────────────────────┐

│******************************************│

├──────────────────────────────────────────┘

─┼─────────┬──────────┬─────────┬──────────┬──────────┬─────────┐

0 10 20 30 40 50 60

┌───┐

│ │ Мобильный банкинг

└───┘

┌───┐

│***│ Интернет-банкинг

└───┘

Рис. 1.1. Динамика числа пользователей интернет-банкинга

и мобильного банкинга в США, 2006 - 2010 гг.


На сегодняшний день в странах Западной Европы, так же как и в США, клиенты могут осуществить широкий круг операций без посещения банковских офисов. Уровень развития интернет-банкинга и мобильного банкинга существенно выше, ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ понимается процесс возмездной реализации товаров одним лицом (продавцом) другому лицу (покупателю) с использованием электронных средств или в электронной форме.

Расчёты по деловым сделкам, осуществляемым с использованием электронных каналов связи, осуществляются в системе сетевых финансовых отношений, определённых нами как система расчётных денежных отношений, участниками которых являются хозяйствующие субъекты и частные лица посредством использования компьютерной сети Интернет.

Банковские технологии – это упорядоченная совокупность функционально и информационно взаимосвязанных действий, работ и процедур кредитной организации, т.е. деятельность кредитной организации, направленная на ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ "Центр финансовых технологий" (ЦФТ). Faktura.ru предоставляет услуги по электронному обслуживанию клиентов с июня 2000 г., банковское приложение запущено в 2001 г.

В частности, Faktura.ru в рамках удаленного обслуживания банка может предложить своим клиентам комплекс сервисов:

  1. интернет-банкинг (классический);

  2. мобильный банкинг;

  3. SMS-интернет-банк;

  4. интернет-ПИФинг;

  5. возможность осуществлять регулярные платежи, в т.ч. платить за коммунальные и прочие услуги при помощи сервиса FakturaPay;

  6. возможность управлять лимитами платежных карт и SimMP;

  7. возможность перечислять средства между своими счетами в банке;

  8. возможность покупать и продавать безналичную валюту;

  9. возможность проводить денежные переводы;

  10. возможность самостоятельно подключаться к сервисам удаленного обслуживания.


Итак, мультибанковские системы интернет-банкинга позволяют средним и мелким банкам-участникам сформировать комплексное предложение современных ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ клиентов Faktura.ru), денежные переводы, онлайн-конвертация, управление карточными счетами, оплата товаров в различных интернет-магазинах).

^ 1.2.Основные виды дистанционного банковского обслуживания


Дистанционное банковское обслуживание - общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удалённым образом (т. е. без его визита в банк), причём, чаще всего, с ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ фицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций (рис. 1.2):

- рс-banking (к этой категории могут быть отнесены системы «Клиент-Банк»);

- Интернет-банкинг;

- мобильный- ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ ие с использованием банкоматов (ATM-banking).

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рис.1.2. Система сетевых финансовых отношений


Интернет - банкинг – это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям по ним предоставляется в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.
Мобильный банкинг (ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ ляется особенностями технологий он-лайнового бизнеса в системе дистанционного банковского обслуживания.

Можно сказать, что круг клиентов Интернет - банкинга остается пока весьма ограниченным. Что касается рынка электронных банковских услуг в Нижегородской области, и аудитории, способной использовать системы Интернет-банкинга в качестве инструмента платежа, то на данный момент статистические данные отсутствуют.

^ 1.3.Модели банковского обслуживания в Интернете и их нормативно-правовое обеспечение

В настоящее время сформировалось четыре основных модели онлайнового банковского бизнеса в Интернете:

  1. Интернет - банкинг, способ ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ ованной Банковской Системе (АБС). Обеспечивает обмен данными между системами. Обычно реализуется работа с АБС в пакетном режиме, режиме реального времени и комбинированное использование этих режимов. Самым распространенным вариантом взаимодействия с АБС служит обмен текстовыми файлами заранее определенного формата.

Помимо основных компонентов, в системе могут присутствовать модули обеспечения безопасности. Это могут быть продукты сторонних производителей или средства безопасности, встроенные в MS IE (Crypto API, SSL).

^ Перейдем к анализу правового обеспечения моделей банковского обслуживания в интернет.

Отметим, что Центральный банк России регулирует внедрение и использование в банковской деятельности Интернет - технологий. Поэтому 03.02.2004 года Банк России издал письмо №16-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB - сайтов кредитных организаций в сети Интернет». Рекомендации содержат: общие положения, состав сведений на информационных WEB – сайтах, особенности организации WEB - сайтов.

Письмо [2] дает следующие рекомендации:

1. Создание, модернизацию, замену, изменение порядка использования, закрытие Web-сайтов рекомендуется оформлять внутренними документами, определяющими основные мероприятия по реализации решений, сроки их выполнения и ответственных ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ го обслуживания с применением систем интернет-банкинга;

  1. достоверности, полноты и своевременности учета данных об осуществлении банковских операций с применением систем интернет-банкинга;

  2. поддержания уровней банковских рисков, связанных с дистанционным банковским обслуживанием с применением систем интернет-банкинга, в пределах, установленных кредитной организацией.

Также используются Письма ЦБ [4,5].


^ Глава 2. Анализ системы интернет-банкинга в ООО «ДЭФО-НН» 2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия


ООО «ДЭФО-НН» (Н.Новгород) является структурным подразделением ООО «ДЭФО» (Санкт-Петербург). Начиная с 1998 г., в состав ООО «ДЭФО» (Санкт-Петербург), кроме ООО «ДЭФО-П» (Пермь и ряд др.городов), входит ООО «ДЭФО-НН» (Н.Новгород).

ООО «ДЭФО-НН» (Н.Новгород) – предприятие, специализирующееся на изготовлении и поставке мебели.

Миссия предприятия – «Самый своевременный партнер для дома и офиса».

Цель ООО «ДЭФО-НН» - получение прибыли путем осуществления торговой и производственной (упаковка и сборка) деятельности.

Ассортимент ООО «ДЭФО-НН» - мебель для персонала; кабинеты руководителя; президент-^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИ�� уары, вешалки, зеркала; услуги по доставке, сборке, разборке мебели; переезды.

Задачи ООО «ДЭФО-НН» на 2010 год:

  1. Увеличение доли рынка на 13% в год.

  2. Внедрение и использование элементов автоматизированных систем управления.

  3. Модернизация системы оплаты труда с целью устранения негативных факторов окладно-премиальной системы.

Масштаб деятельности предприятия – ООО «ДЭФО-НН» осуществляет поставки мебели не ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ аведующему по всем складам.

В структуре предприятия есть ремонтная мастерская, которая обслуживает все цеха производства ООО «ДЭФО-НН», открытая в 2003 году.

Организационная структура предприятия представлена на рис.2.1.

ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рассмотрим теперь экономические результаты деятельности ООО «ДЭФО-НН» за 2008-2009 гг.

Состав и структура товарной продукции ООО «ДЭФО-НН» за 2008-2009 гг. представлена в табл.2.1.

Таблица 2.1

Состав и структура основной товарной продукции
ООО «ДЭФО-НН» за 2008-2009 г.г.

Вид продукции

2008 г.

2009 г.

В среднем

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ


Данные о фактическом объеме производства наглядно показывают, что предприятие в целом наращивает сбыт продукции по всем ее видам.

Состав и структура основной продукции проиллюстрирована рис.2.2.

ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рис.2.2. Состав и структура основной товарной продукции ООО «ДЭФО-НН» за 2008-2009 гг., тыс.руб.


Для полноценного анализа экономической характеристики ООО «ДЭФО-НН» необходимо рассмотреть финансовые результаты ее хозяйственной деятельности (см. табл.2.2).

Таблица 2.2

Финансовые результаты хозяйственной деятельности
ООО «ДЭФО-НН» в 2008-2009 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2009 в % к 2008

1

2

3

4

Выручка от продажи, тыс. руб., в т.ч.

20263

38143

188,2

Офисная мебель

6356

12104

190,4

Комплектующие

7426

8425

113,5










279,2










227,5










176,6










171,3










111,7










262,6










227,5










499,5










452,4










183,8










598


















































В 2008-2009 гг. предприятие в целом работало с прибылью, производство всех видов продукции рентабельно.

Эффективность использования предприятия основными фондами представлена в табл.2.3.

Таблица 2.3

Оснащенность ООО «ДЭФО-НН» основными фондами и эффективность их использования в 2008-2009 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2009 в % к 2008










123,2










188,2










114,6










151,9










65,6










164,2


Для предприятия в анализируемой динамике характерно повышение эффективности использования основных производственных фондов, что связано с большим темпом роста выпуска валовой продукции по сравнению со стоимостью основных фондов. Показатели производительности труда ООО «ДЭФО-НН» представлены в табл.2.4.

Таблица 2.4

Динамика показателей производительности труда ООО «ДЭФО-НН» в 2008-2009 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2009 в % к 2008

Стоимость валовой продукции, тыс.руб.

20263

38143

188,2

















































^ Окончание таблицы 2.4

Производительность труда, тыс.руб.:

 

 

 

- годовая

494,2

811,6

164,2






































За 2008-2009 г.г. для ООО «ДЭФО-НН» характерно увеличение производительности труда по всем ее видам, что также является положительной тенденцией.

Ответственность за ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером предприятия.

Бухгалтерский учет в Обществе ведется по журнально-ордерной форме счетоводства и автоматизирован средствами устаревшей программы «1С: Бухгалтерия 7.7».
^ 2.2.Анализ организации расчетов и обслуживания с помощью программы «Интернет-банкинг»

Исследования показывают, что Интернет существенно снижает затраты компаний на рекламу и обслуживание клиентов. Сокращение затрат позволяет снизить цены на продукцию до 50% и привлечь тем самым дополнительных ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ если в классических филиальных операциях он ограничен местом и временем работы своего банка, то теперь его «ничто не держит», к тому же он получает явный выигрыш во времени (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Затраты времени для подготовки и проведения одного платежа

Наименование операции

Обычный банковский платеж

Интернет-банкинг

Составление платежного документа

около 4 мин.

около 4 мин.

Проверка платежного документа

2 мин.

1 мин.















































Интернет - банкинг позволяет сделать услуги не только максимально удобными для клиентов, но и экономически ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ держкой всех каналов доступа – Internet (онлайн и офлайн), WAP, SMS, телефон (голос, факс, модем) и обслуживает корпоративных и частных клиентов, которая и используется в ООО «ДЭФО-НН».

Технология мобильной коммерции была внедрена в ООО «ДЭФО-НН» в 2006 году.

Внедрение данной технологии в ООО «ДЭФО-НН» проходило в 3 этапа:

1.Опрос сотрудников ООО «ДЭФО-НН»;

2.Выбор программного обеспечения;

3.Внедрение программного обеспечения, обучение.

Опрос сотрудников ООО «ДЭФО-НН».


Обработка результатов анкетирования производилась при помощи анализа данных, с помощью Microsoft Excel. В опросе принимало участие 40 сотрудников ООО «ДЭФО-НН» в возрасте от ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ вопросов анкеты, показывает степень осведомленности о системе Интернет - банкинг (рисунок 2.3).

ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рис. 2.3. Уровень информированности сотрудников ООО «ДЭФО-НН» о системе Интернет - банкинг


Так, хорошо знали, что такое система Интернет - банкинг лишь 11 % опрошенных, приблизительное представление о системе имели 43 %, тогда как 44 % - ничего о ней не слышали.

Однако очень позитивно, что 2 % являлись Пользователями данной системы (имели опыт работы). Показательным является тот факт, что 75 % респондентов хотели бы ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ через Интернет.

^ Выбор программного обеспечения.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что внедрение iBank2-систем на предприятии ООО «ДЭФО-НН» обеспечит:

  1. повышение качества и ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ эффициентов должна быть равна единице). В целях уточнения согласованности экспертных оценок был рассчитан коэффициент конкордации по формуле, предложенной ученым Кендаллом2:


ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ, (2.1)

где: ;

n – количество анализируемых объектов;

m – ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ i-ым экспертом.

В ООО «ДЭФО-НН» n = 7, m = 5.

В таблице 2.6. приведены данные о полученных экспертных оценках.

Рассчитаем коэффициент конкордации, используя формулу (2.1).

Таблица 2.6

Исходные данные и промежуточные результаты расчетов

Варианты

Эксперты

ООО «ДЭФО-НН»

Сумма рангов


Отклонения от средней суммы

Квадрат отклонения

1

2










I

1

1



















II

2

2



















III

6

7



















IV

4

6



















V

7

3



















VI

3

5



















VII


5

4



















 

 

 





















Подставляя вычисленное значение в формулу (2.1), получим:

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Полученное значение коэффициента конкордации для ООО «ДЭФО-НН» составило 0,711, что ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ Аналогичным способом была рассчитана суммарная оценка для ИНТЕРНЕТ-КЛИЕНТ-БАНК («Мастер-Банк») – 30 (3-ий вариант).

В результате анализа был сделан вывод о том, что развитый функционал, малый срок внедрения, невысокая стоимость делают предпочтительным приобретение ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ Внедрение программного обеспечения, обучение.

Для работы с системой ООО «ДЭФО-НН» имеет 3 компьютерных рабочих места, минимальные и фактические параметры которых указаны ниже.

Таблица 2.7

Тип блока ПК

Минимальные

Фактические ООО «ДЭФО-НН»

Процессор

Intel Celeron 600MHz

Intel Celeron 1GHz



















Как видим из табл.2.7, требования к ПК для ООО «ДЭФО-НН» выполнены в полной мере.

Кроме вышеперечисленных требований рекомендуется наличие в компьютере пользователя USB^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИ�� ДЭФО-НН» подключается к Интернет, запускает Web-браузер и переходит на главную страницу системы «iBank 2» Мастер-банка.

Внешний вид страницы для ООО «ДЭФО-НН» представлен на рис.2.3 и может иметь различный вид.

ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рис.2.3. Главная страница системы «iBank 2»


В системе «iBank 2» для ООО «ДЭФО-НН» используются документы следующих видов:

1.Исходящие документы — документы, формируемые сотрудником ООО «ДЭФО-НН» с целью ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ валют и другие данные, наиболее часто применяемые при заполнении документов. Исполь­зуются для упрощения процедуры заполнения документов.

Создание документа с помощью меню представлено на рис.2.4. ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рис.2.4. Создание документа с помощью меню

Основная работа пользователя ООО «ДЭФО-НН» с документами (создание, редактирование, сохранение и др.) осу­ществляется в окне Редактор документов, представленном на рис. 2.5.

ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рис.2.5.Окно «Редактор документов»


Рассчитаем показатели временно-трудовых затрат для подзадачи регистрации сведений в процессе использования программы ИНТЕРНЕТ-КЛИЕНТ-БАНК («Мастер-Банк») в ООО «ДЭФО-НН».

Для этого примем:

Тр1 = 2 часа – среднее время одноразового решения типовой задачи (создание среднего комплекта документов, обслуживающего сделку) 1 работником ООО «ДЭФО- ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ = 104 дня.

Количество рабочих дней в году = 365 – (10+104) = 251 день.

Кр – количество раз решения задачи в году = 3 (раз/день) * 251 = 753 шт.

Средний месячный фонд времени = 21 день.

Рабочее время в день = 8 часов.

Средний месячный фонд времени работника ООО «ДЭФО-НН» = 8*21 = 168 часов.

Месячная заработная плата работника, занимающегося решением задачи = 16500 руб.

tч – часовая тарифная ставка работника, занимающегося решением задачи = 16500/168 = 98,21 руб. в час.

 - коэффициент, ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ ности занятых программой - 3 чел.) = 3*236055,19 = 708165,57 руб.

Т.е. максимальная производительность труда выросла в 4 раза при тех же затратах на специалистов.


^ 2.3. Анализ сопутствующих рисков информационной безопасности

Система «iBank 2» обеспечивает необходимую информационную безопасность с помощью следующих механизмов:

  1. механизм электронной цифровой подписи (ЭЦП) под финансовыми документами для обеспечения целостности и аутентичности (доказательство авторства) передаваемой ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ шних атак.

Для начала представим опрос сотрудников «Мастер-Банка», с которым взаимодействует ООО «ДЭФО-НН» в области электронного банкинга.

В случае «Мастер-Банка» формального утверждения на уровне высшего руководства процессов контроля безопасности информационных систем э-банкинга не было (см. рис. 2.6).


ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рис. 2.6. Наличие в «Мастер-Банк» одобренных высшим руководством процессов контроля безопасности информационных систем


Согласно лучшим практикам управления рисками, позиция риск-менеджеров в «Мастер-Банке» отделена от структурных единиц банка, занимающихся развитием и продажей электронных банковских продуктов и услуг. В «Мастер-Банке» должность риск-менеджера по э-банкингу находится не в отделе развития/продажи, а в специальном отделе управления рисками.

Забота о безопасности ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ м для банков.

ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рис. 2.7. Ожидания ООО «ДЭФО-НН» от э-банкинга, % ответивших


Поскольку основную озабоченность ООО «ДЭФО-НН» э-банкинга вызывает безопасность электронных каналов, необходимо, чтобы в банке действовали бы эффективные процессы контроля безопасности информационных систем э-банкинга.

Результаты второго ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ йствий, в результате которых может быть причинен материальный ущерб3.

Размер операционного риска рассчитывается по формуле:

n

ОР=0,15*∑Дi/n

i=1

где:

ОР - размер операционного риска;

Д - доход за i-тый год для целей расчета капитала на покрытие i-операционного риска, определяемый в порядке, установленном пунктом Положения «О порядке расчета размера операционного риска».

n - количество лет, предшествующих дате расчета размера операционного риска (не должно превышать трех лет).

Показатель Д за год для целей расчета капитала на покрытие операционного риска представляет собой сумму чистых процентных доходов и чистых непроцентных доходов.

Чистые процентные доходы равны сумме, отражаемой по строке "Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа)" отчетности по форме 0409807 "Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма)" (далее - форма 0409807), ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ емь дней в неделю).

Исходя из результатов второго исследования, выяснилось, что принцип планирования непрерывности деятельности и действий в чрезвычайных ситуациях выполняется «Мастер-Банком».

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Рис.2.8. Наличие планирования непрерывности деятельности и действий в чрезвычайных ситуациях


Итак, результаты исследования показали, что в «Мастер-Банке» применяются высокоуровневые практики управления рисками в сфере э-банкинга, сравнимые с практиками развитых стран и отвечающие международным стандартам, установленным Базельским комитетом.

Положительным и основопологающим фактором является тот факт, что в «Мастер-Банке» действует ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ таблица допустимых/недопустимых рисков нарушения ИБ. Рекомендуемый пример ее заполнения приведен в таблице 2.8.

Оценка рисков нарушения ИБ проводится с учетом данных указанной таблицы 2.8.

Таблица 2.8

Допустимые/недопустимые риски нарушения информационной безопасности


СВР угроз ИБ

СТП нарушения ИБ

минимальная

средняя

высокая

критическая

нереализуемая

допустимый

допустимый

допустимый

допустимый













недопустимый













недопустимый













недопустимый













недопустимый


Результаты оценки рисков нарушения ИБ документально фиксируются.

Риски нарушения ИБ оцениваются в «Мастер-Банке» в количественной (денежной) форме. Оценка рисков нарушения ИБ в количественной форме проводится с целью формирования резервов на возможные потери, связанные с инцидентами ИБ, и определяется на основании количественных ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ енную форму в соответствии со следующей рекомендуемой шкалой (Табл.2.9).

Таблица 2.9

Рекомендуемая шкала соответствия СВР угроз ИБ и СВРкол угроз ИБ


┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

│ Величина СВР угроз ИБ │ Величина СВР угроз ИБ │

│ │ кол │

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│ Нереализуемая │ 0% │

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤



% │

└──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘


Итак, риски, связанные с программой банк берет на себя и не перекладывает ответственность на предприятие ООО «ДЭФО-НН».

Пример расчета ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ роз - "Внутренний нарушитель" и "Внешний нарушитель".


Таблица 2.10

Форма документирования результатов количественной оценки рисков

нарушения ИБ для ООО «ДЭФО-НН»


^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ

Итак, в «Клиент-Банке» автоматизирована подготовка таких документов, как платежное поручение, мемориальный ордер, заявка на перевод валюты. Вид электронных документов, отраженных в интерфейсе пользователя, максимально приближен к бумажным, что значительно упрощает пользование ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ и просматривать полученные оттуда. Т.е. ООО «ДЭФО-НН» получает фактор абсолютной мобильности.

Также, как было показано, все риски информационной безопасности берет на себя банк.

^



Глава 3. Перспективы развития и эффективности системы интернет-банкинга для банка и предприятия 3.1.Пути развития системы интернет-банкинга на уровнях «банк-предприятие»
Стратегия использования технологий е-бэнкинга имеет три уровня реализации:

а) глобальный, или межнациональный;

б) страновой, или уровень национальной банковской системы;

в) собственно банковский, или уровень индивидуальных стратегий коммерческих банков.^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИ�� шенное чувство ответственности за последствия принятого решения и совершенных действий должны являться одним из основных компонентов успешной карьеры специалиста в области обеспечения конфиденциальной безопасности. На сегодняшний день сотрудник должен уже на подсознательном уровне осознавать, что его служебная деятельность строго регламентируется действующим российским законодательством, за рамки которого он не имеет права выходить.
^ 3.2.Мероприятия по повышению информационной безопасности и снижению сопутствующих рисков

Выделим и обоснуем основные принципы управления рисками в сфере электронных банковских услуг, которыми необходимо руководствоваться банкам в процессе своей деятельности. Принципы управления рисками сгруппированы в три крупные категории.

I. Контроль со стороны руководства банка.

II. Комплексное обеспечение безопасности в сфере информацион­ных технологий.

III. Управление правовым и репутационным рисками.

В целях совершенствования механизма обеспечения финансовой безопасности России в условиях расширения е-бэнкинга:

  1. Обеспечить ориентацию государственной ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ системы интернет-бэнкинга крупнейших зарубежных конкурентов отечественных банков.

Таблица 3.1

Системы интернет-банкинга крупнейших зарубежных банков, работающих в России

№ п/п

№ в рейтинге

по активам

Банк

Чистые активы на 01.01.09, млн. руб.

Государство

Наличие и тип системы интернет-бэнкинга

Название системы

1

10

Райффайзенбанк Австрия

225 213.1

Австрия

Система Банк-Клиент для юрлиц, система Интернет-Банк для физлиц

Raiffeisen CONNECT (для физлиц)

2

16

Ситибанк

125 502.1

США

Система Интернет-Банк для физлиц

Citibank Online

3

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

4

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

5

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

6

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

7

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ


2. Универсализация деятельности банков, диверсификация видов предоставляемых электронных банковских услуг.

3. Повышение степени защиты от рисков.

4. Повышение качества и эффективности управления е-бэнкингом.

В результате этой стратегии, как правило, конкурентоспособные преимущества получают более крупные банки (табл. 3.2).

5. Преодоление барьеров выхода на новый географический рынок или в новую для банка отрасль.


Таблица 3.2

Рейтинг качества используемых систем интернет-бэнкинга

№ п/п

Банк

Используемая система интернет-бэнкинга

Разработчик

Место по активам

1

Северная Казна

ПТК "Интернетбанк" версия 3

Собственная разработка

64

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

15

Импэксбанк

"Электронный офис"

Нет данных

27

16

Россия

ISS

Собственная разработ.

42


Барьерами для проникновения в некоторые отрасли финансовых услуг являются специфика обслуживания клиентов, специфические навыки, технология и репутация, необходимые для ведения электронного бизнеса.
^ 3.3.Повышение экономической эффективности использования интернет-банкинга


В ОАО «Мастер-Банк» для расчета повышения экономической эффективности от использования интернет-банкинга используется ^ Корреляционно-регрессионный метод.

Корреляционно-регрессионный метод заключается в определении аналитическо­го выражения связи, ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ О «Мастер-Банк» при условии, что х = 0, параметр уравнения в = 0,1287 отражает изменение признака У при изменении х на единицу.

Коэффициент ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ риальным признаками.

Квадрат коэффициента корреляции г2 называ­ется коэффициентом детерминации.

Расчет показал, что г2 = 0,6316635, то есть на 63,1% изменение результативного признака определяется действием факториального признака.

Для расчета экономической эффективности системы мер, направленных на продвижение услуги Интернет - банкинга целесообразно использовать методику, применяемую ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ ± Экомисс, (3.2)


где Эпроц –эффект, полученный от прироста процентных доходов, тыс. руб.;

Экомисс - эффект, полученный от изменения комиссионных доходов, тыс. руб.


Полученная зависимость была положена в основу системы мер, направленных на продвижение Интернет - услуги «iBank 2», с последующим расчётом её экономической эффективности в ОАО «Мастер-Банк» (отделение) (таблица 3.3).

Таблица 3.3

Расчет повышения экономической эффективности от использования интернет-банкинга в районном отделении ОАО «Мастер-Банк»

Наименование

Вариант

Отклонение, в (+)(-)

Базовый 2007 г.

Расчетный 2009 г.

Прибыль банка, тыс. руб.

65888

65957,32

69,32

Тариф за год, руб.

600

150

-450

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

Продолжение табл.3.3

Количество пользователей

20

295

275

Снижение комиссионных за счет понижения ставки (20 чел.*(300-150)),тыс. руб.

-

3

-3

^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ

ВЫРЕЗАНО ДЕМО

ВЕРСИЯ


Метод позволяет определить совокупный эффект от каждого из элементов системы мероприятий по продвижению Интернет – услуги.

Общий годовой ^ ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ ОАО «Мастер-Банк» возрастет на 69,32 тыс. руб. Общий годовой экономический эффект составит 69,32 тыс. руб. Экономическая эффективность дополнительных затрат составляет 43,9%.


Заключение
Итак, мультибанковские системы интернет-банкинга позволяют средним и мелким банкам-участникам сформировать комплексное предложение современных электронных услуг для своих частных и корпоративных клиентов и конкурировать ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ Мастер-Банк» возрастет на 69,32 тыс. руб. Общий годовой экономический эффект составит 69,32 тыс. руб. Экономическая эффективность дополнительных затрат составляет 43,9%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
22 источника


Приложения



1 http://www.celent.com

2 А.В. Кузнецов Модифицированный коэффициент конкордации и его использование в нечисловой статистике. М.: Кудиц-образ, 2007.

3 Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру

chernij-arheolog-iz-budushego-dikoe-pole-stranica-34.html
chernij-arheolog-iz-budushego-dikoe-pole-stranica-9.html
chernij-polkovnik-bushkov-aleksandr-rossiya-kotoroj-ne-bilo-tom-4.html
chernij-voron-stranica-11.html
chernij-voron-stranica-22.html
chernij-voron-stranica-42.html
  • esse.bystrickaya.ru/proizhod-na-teksta-shestnadeseta-lekciya-berlin-22-oktomvri-1905-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/devochka-na-kachelyah-rasskazi-kusok-plastilina-volgo-vyatskoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-v-forme-sobesedovaniya-po-napravleniyu-270800-68-stroitelstvo-dlya-magisterskih-programm-270800-68-00-02-ekspertiza-i-upravlenie-nedvizhimostyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/ploshad-ga-zapas-tis-kbm-lesohozyajstvennij-reglament.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-i-abzalova-na-apparatnom-soveshanii-09-04-2012.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-032900-russkij-yazik-i-literatura-stranica-26.html
  • school.bystrickaya.ru/dokumenti-kak-istochniki-dokazatelstv.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-metodologii-udk37013037324-obrazovanie-i-nauka-izvestiya-uralskogo-otdeleniya-rossijskoj.html
  • college.bystrickaya.ru/12-poryadok-kontrolya-za-soblyudeniem-reglamenta-peregovorov-uchastnikami-perevozochnogo-processa.html
  • urok.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-programma-2-oj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-informacionnie-tehnologii-v-medicinskih-bibliotekah-yaroslavl-20-23-oktyabrya-2010-goda.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-kaluzhskaya-sbitovaya-kompaniya-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie-dlya-nekommercheskoj-organizacii-naimenovanie-emitenta-stranica-11.html
  • lecture.bystrickaya.ru/amin-korol-bastiliya-valentin-pikul-perom-i-shpagoj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-tehnicheskie-izmereniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravitelstvo-penzenskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/oblastnoe-nauchnoe-obshestvo-uchashihsya-poisk-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-sovremennij-hozyajstvennij-mehanizm-speckurs-dlya-studentov-ekonomicheckih-specialnostej-rostov-na-donu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-1-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-emitenta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennij-ruminskij-detektiv-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-ekzoticheskih-vidov-zhivotnih-podpadayushih-pod-dejstvie-konvencii-o-torgovle-dikimi-vidami-fauni-i-flori-nahodyashimisya-pod-ugrozoj-ischeznoveniya-sites.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcii-3-4-dohodi-i-rashodi-model-kejnsianskogo-kresta-opornij-konspekt-lekcij-po-makroekonomike-avtor-fridman-a-a.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/etnografchnij-rajon-karpat-chast-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-raboti-resursnogo-centra-torgovli-i-obshestvennogo-pitaniya-za-2011-2012-uchebnij-god-ogbou-spo-kostromskoj-tehnikum-torgovli-i-pitaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-ponyatie-prestupnosti-sootnoshenie-prestupnosti-i-prestuplenij-rabochaya-programma-kriminologiya-specialnost.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-administracii-molvotickogo-selskogo-poseleniya-stranica-5.html
  • diploma.bystrickaya.ru/yaponskaya-kuhnya-chast-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonopolozhiteltnie-knigi-predislovie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-proishozhdenie-grecheskoj-tragedii-narodnaya-hudozhestvennaya-kultura.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-soprovozhdeniya-passazhirskih-poezdov-komandnim-revizorsko-instruktorskim-i-dispetcherskim-sostavom-zheleznoj-dorogi-ustanavlivaet.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-kontrolnoj-i-pravoprimenitelnoj-deyatelnosti-departamenta-za-1-polugodie-2011-goda-g-astana-stranica-10.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipovaya-uchebnaya-programma-disciplini-ps-tupd-soglasovano-utverzhdayu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/selskohozyajstvennie-mashini.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-televideniya-v-belarusi-chast-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kak-vi-vpervie-zainteresovalis-torgovlej-volkov-a-redaktori-perevoda-gorshkov-k-g-samotaev-i-v-shvager-d.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viktor-suvorov-akvarium-stranica-59.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-gendernih-otnoshenij-postepenno-stanovitsya-neotemlemoj-chastyu-bolshinstva-socialnih-i-gumanitarnih-nauk-ne-isklyuchenie-i-teoreticheskaya-i-prikladnaya-sociologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.