.RU

Дискуссия - И. М. Каспэ, аспирантка (рггу) Конфликт «учителей»


Дискуссия
^ Климов И.А.. Позвольте отвлечь вас несколько маргинальными рассуждениями. Маргинальными, потому что здесь предлагается высказаться об исследовательской позиции историка. Я – социолог. Но по роду своих интересов занимаюсь проблемой, которая называется social memory (социальная память).

Перестройка для меня стала, действительно, поворотным моментом в том смысле, что сначала я собирался стать историком, но им не стал. И это время для меня отмечено огромным количеством исторических публикаций, литературы, которая выходила, в первую очередь, на тему «История России ХХ века».

Уже сейчас - где-то на протяжении последних полутора или двух лет -мы реализуем проект, связанный с изучением памятных дат и отношением к истории Советского Союза, к истории ХХ века.

Здесь есть две аномалии. Первая аномалия исследовательская, вторая – содержательная. Какая исследовательская аномалия?

Я вижу, что в явном или неявном виде присутствует такая установка, как один из моих коллег озвучил так: «мы занимаемся «быдловедением». Более элегантно говорят: вот плебс думает то-то. В качестве подтверждающих аргументов говорится, как люди могут любить Сталина, когда было то-то, то-то? Люди ничего не знают о репрессиях или об истории с Катынским лесом или же мимо них прошел весь тот пласт публикаций, которые были в конце 80-х - начале 90-х годов.

Я вижу, что та дискуссия, историческая дискуссия осталась незавершенной. Знания, которые были брошены в общество, нанесли рану, и эта рана кровоточит. Что мне дает право на такое утверждение?

Идет дискуссия. Мы организуем исследование по проблеме: фашизм и коммунизм – это одно и то же или нет? Я вижу, людей, которые придерживаются полярных точек зрения, но на самом деле, доводы одной стороны не отменяют доводы другой стороны. Да, были репрессии, но была победа. Ели фашизм – это одно и то же, что и коммунизм, то за что мы проливали кровь? Если это разное, то как объяснить сходство концлагерей. Это как бы доводы другой стороны. То есть возникает содержательная проблема.

Когда мы говорим об истории, мы должны точно понимать, что мы затрагиваем область идентичности. Психологи знают, что идентичность любого человека требует позитивного подтверждения. Если ребенку говорят в школе и дома, что он дурак, лентяй или еще как-то, то он будет искать позитивное подтверждение собственной идентичности где-нибудь в подворотне, в другом месте.

Сейчас возникает огромная проблема. Решить ее политологи, политики, историки, социологи, культурологи по отдельности не смогут . Проблема заключается в усвоении, интериоризации негативного опыта. Причем в усвоении, которое, с одной стороны, не приводило бы к уничижению: да, был Катынский лес, и это плохо, но мы за это должны каяться.

С другой стороны, знание о преступлениях, о темных фрагментах нашей истории должно вплестись в представление о самих себе на уровне каждого человека. Потому что, если я принадлежу к этому обществу, в котором были лагеря и Катынский лес, то, значит, это как-то характеризует и меня лично. Я должен понимать, если я нахожусь в Кракове, как я должен относиться к мемориалу, к памяти Катынского леса, что я должен сам про себя знать и чувствовать, когда я в Аушвице.

Федорова Е. Я бы хотела сначала поблагодарить организаторов «круглого стола», поскольку очень интересно, и вы дали возможность принять в нем участие, высказать свое мнение.

У меня небольшое выступление. Михаил Сергеевич говорил о том, что люди, которые живут в эпоху перемен, испытывают большую психологическую нагрузку. На самом деле, это так, потому что я могу привести свой пример. Когда я училась в школе, к нам пришел новый преподаватель истории, который стал преподавать совершенно по-другому и предлагал нам совершенно иную концепцию. Первоначально в классе (урок шел где-то 50 минут) 40 минут было молчание. Он спрашивает, почему вы со мной не спорите, почему не дискутируете? - Мы просто не знаем, что сказать, потому что вы нам говорите то, чего мы не знаем. Это было очень сложно, и мы пытались все это переосмыслить. На самом деле, очень сложно это проходило. Такая же картина была в вузе.

Хочу сказать еще о том времени. Когда я работала на радиостанции ведущей информационных новостей, меня отправили в военкомат, чтобы я взяла интервью у ребят, которых отправляют в армию. И вы знаете, что я увидела? Ребят, абсолютно не годных по весу к службе в армии, кормят, чтобы они набрали вес, чтобы их отправить служить.

Я сейчас вижу очень много молодых людей, которые хотят принимать активное участие в политической, общественной и экономической жизни. Например, в Санкт-Петербурге к молодежной организации обращается очень много ребят, которые хотят общаться, дискутировать, сотрудничать, очень активно продолжать свою деятельность.

У меня такой вопрос к участникам «круглого стола». Я так полагаю, что вы все молодые ученые. Так заявлено в программе. Когда вы готовите свое выступление, это, получается, ваше субъективное мнение; проводите ли вы какие-то опросы? Общаетесь ли вы с людьми, для которых составляете свое выступление? Так это?

Мне бы просто хотелось бы, чтобы, например, в какой-то мере было больше общения среди населения, и вы бы готовили какие-нибудь серьезные аналитические статьи, которые можно было бы прочесть и которые бы подтолкнули к дискуссии, общению. Мне бы хотелось пригласить вас к участию в мероприятиях нашей молодежной организации, которые мы будем проводить.

^ Черняев А.С.

Я хотел бы поделиться некоторыми своими впечатлениями. У меня два слоя этих впечатлений. Во-первых, от искренних и глубоких эмоций, которые здесь были продемонстрированы. Во-вторых, от размышлений, от демонстрации и серьезного ума, и серьезной образованности.

Мне бы хотелось сказать по некоторым пунктам, которые меня задели. Здесь, действительно, больше присутствовала эмоциональная сторона и меньше – профессиональная, о чем сейчас сказала профессор, ведущая наше собрание. Мне кажется, если мы примем тезис, что для каждого поколения –своя перестройка, то историческую науку о перестройке можно закрывать.

Сошлюсь на свой собственный опыт. Я очень старый человек. Когда меня Михаил Сергеевич призвал к себе в помощники, мне было 65 лет. Но если кто читал мои книги, он поймет, что я устремился в эту перестройку со всей силой своего характера. Значит, я был готов для этого. Не важно, кто в каком году родился, а важно, к чему он подготовлен был своей жизнью до того, когда наступил радикальный момент перехода в его давно им самим ожидаемое состояние.

Здесь мне очень понравилось особенно выступление, в котором говорилось, что нужно справиться с потоком, со шквалом информации. Это огромное испытание для человека, который решил стать настоящим историком. Тем более, в наше время. Тут – главное в поиске истины.

Важно, о чем говорила Ирина. У человека должны быть серьезные моральные критерии, чтобы сделать тот самый выбор и найти слова, чтобы отразить адекватно факты, процессы и т.д.

Второе мое замечание связано с очень интересным выступлением о позитивизме и моделировании.

Насчет моделирования. Мы эти модели видим на экране каждый день… В любой публичной дискуссии и многочисленных «круглых столах», журналистов, даже ученых этих моделей полно. Выглядит это пошло, отвратительно.

Я должен вам напомнить, и многие, наверно, знают, что классический образец моделирования в мировой историографии – это «Краткий курс истории ВКП(б)». Не дай Бог, нам скатиться к такой модели, к такому подходу в изучении истории.

Мне бы хотелось, наконец, посоветовать. Если вы, действительно, хотите посвятить себя осмыслению перестройки, изучайте оригинальные документы и свидетельства во всех доступных деталях и обобщайте факты, учась у наших великих историков, которые работали и в классическую эпоху историографии и потом – да, да – в советские времена. Среди них встречались великие умы. Изучая источники, придется иногда подавлять в себе субъективный, эмоциональный подход к предмету.

Вы напомнили о позицивистах, о фон Ранке. Я думаю, что очень не вредно было бы, чтобы нам сначала историю перестройки попытались написать именно таким способом – т.е. путем изложения фактов, какими они являются нам в результате конкретного знания всех деталей, на основе ознакомления с их происхождением, с тем, как они изменялись, какими мотивами руководствовались люди на каждом повороте событий, при подготовке каждого решения. Иначе мы будем иметь такие учебники и такие диссертации (а они уже есть), такие книги, от которых просто тошнит даже эстетически и которые ничего не дают для подлинного понимания перестройки, а значит интеллектуально не служат будущим поколениям.

^ Долуцкий И.И.

Хочу внести немного хаоса в ту благостную обстановку, которая тут вырисовывается. Вы рассуждаете о всяких научных маргиналиях. А я вам о государственной маргиналии расскажу. Я автор единственного учебника, который реально запретили при путинском режиме. Был, правда, фактически запрещен учебник Кредера по всемирной истории, но мой учебник по истории отечественной. Здесь призывали изложить причины перестройки. Я изложил причины. Но они не устраивают существующую власть. Это понятно – брежневское время не просто дорого большинству россиян, оно – один из аналогов того времени, в котором ныне стоим. Не устраивает полицейский режим (помните, Николай Павлович мечтал все видеть самому?) описание Отечественной войны как части Мировой. Власть не устраивает то, что в книге показана чеченская война, Михаил Сергеевич. Власть не устраивает многообразие точек зрения, представленное в моем тексте, режим поиска и диалога, в котором я предлагаю работать читателям. Власть убоялась несанкционированных ответов на острейшие вопросы. Она оказалась столь слабой, что испугалась шелеста книжных страниц! Авторитарная, по сути - на грани тоталитаризма, она не нашла в учебнике начальственных предписаний в духе нарождающейся единой государственной идеологии самодержавия, православия и подлости.

Здесь говорили о моделях, говорили о единой концепции. Не должно быть единой концепции! У нас, согласно Конституции, нет ничего единообразного. У нас многообразие, плюрализм экономический, социальный, идеологический и политический. А государство реализует проект по введению единомыслия. Вы давно ушли из школы, а я там 25 лет работаю и могу сказать: власть с 2000 года форсированно насаждает модель по оболваниванию детей и умышленно оставляет в сетке учебного плана всего два часа истории. Воинствующий дилетантизм чиновников и общественности простирается столь далеко, что требует оставить один учебник, ограничиться изложением событий до 2000, 1991, 1985, 1917 или иного рубежного года под предлогом неоднозначности оценок периода. Так ведь и все времена: Грозного ли Ивана, Первого ли Петра, обоих Николаев и прочих оцениваются весьма противоречиво.

Здесь говорили о гражданском обществе. Я очень уважаю Мемориал как один из элементов, не хочу думать, что уже – реликтовых, этого общества. Но удалось ли нам отстоять то пространство свободы, которое мы унаследовали от перестройки?! Ведь перестройка не просто создала возможность переосмысления прошлого. Она дала возможность многовариантного переосмысления.

А сейчас власть нас загоняет в единую, очень четко выстроенную концепцию. И что бы вы на социальной поверхности или на маргиналиях исторических волн ни делали, там внутри (а каждый год из школы выходит 1 млн.200 тыс. человек) происходит то, что хочет власть, а не то, что хотим мы с вами.

^ Горбачев М.С. Я хочу включиться в разговор с Вами. Я пометил себе: время Путина. В дискуссии оно уже возникало. Это Вы в первый раз поставили вопрос и еще кто-то говорил из молодых и энергичных.

У меня примерно такая же ситуация возникла в этом зале с молодежной аудиторией некоторое время назад. И главная претензия, которая ко мне предъявлялась: почему Вы поддерживаете Путина? Я разворачиваю аргументы: один раз, второй раз. Говорю: теперь вам понятно? – Нет, Вы нас не убедили. – Но хорошо, говорю, тогда, пожалуйста, поднимете руки, кто работал президентом? И поднял сам руку. Естественно, это была единственная рука. Они поняли ход Горбачева, засмеялись, и уже другой пошел разговор.

Вы понимаете, надо побыть в этой шкуре, чтобы понять логику. Часто стратегия, может быть, не сразу формируется. Потому что получают власть в наследство и обязательства какие-то даются. И сразу человека не могут раскрыть. Как на него свалилась вся эта власть – не было команды, он не готовился к этому. Он оказался в потрясающей ситуации.

Я, прямо скажу, сомневался, что из него выйдет президент. И я был за Примакова. Я говорю как на духу. Но Путину достался в наследство хаос: хаос в государстве, хаос в армии, хаос в экономике, хаос в социальной сфере, хаос во внешней политике. Больше того, внешней политики вообще не было. Были всякие внешнеполитические шаги, реагирование на то или другое, подбрасывание всяких хохм, причем тогда, когда обсуждались вопросы стратегических вооружений.

Короче говоря, это был хаос. Из этого хаоса надо было выбираться. Но хаос уже отдавал полураспадом России. Феодальный регионализм процветал. По 100-200 нарушений Конституции в каждом регионе и т.д. Вы как думаете: кто бы из вас оказался в этой ситуации? Я чувствую, я понимаю, потому что сам прошел это. Но разные ситуации, разные масштабы и т.д. То, что Путин как-то остановил эти разрушительные тенденции, какое-то собирание сил, какая-то стабилизация, какие-то предпосылки, да еще что-то в экономике, в социальной сфере сделано, - это надо было поддерживать.

Смотрите, что происходит. Мы с вами спорим, как нам относиться к Путину. Я все-таки доведу до конца этого тезис. Я вижу, какие ошибки он допустил в первом периоде, какие просчеты, где сказал то, что не надо было говорить. Я, между прочим, смотрел в этом смысле так: пусть президент отвечает за всё, и не надо его поучать. Пусть он слушает, пусть делает выводы, пусть осмысляет, пусть принимает решения.

Мне казалось, что Путин заслуживает в этом поддержки. А главное – его поддерживают люди. Что бы мы с вами ни говорили, что бы ни писали – и в поддержку и против …В самые критические моменты шкала доверия Путину опускалась до 32-35 процентов, в основном 50, а в последнее время 70-75 процентов.

Не все можно оправдать, что делает президент. Но многое диктуется контекстом правления. И первый период, я думаю, с плюсом все-таки выходит. Наступил второй. Если вы обращали внимание на мои статьи, интервью, я говорю: если и второй период правления президента будет направлен только на укрепление и удержание власти, тогда – это плохо. Нам нужна модернизация, продолжение. Нам нужно выходить на проект, который бы вел нас к новым технологиям, к современным представлениям об экологии, об инновациях, информационных технологиях и т.д., и т.д. Перспектива – за обществом знаний.

Я только что встречался в Мюнхене с бывшим премьер-министром Франции Раймоном Барром. Мы встречались и в тот период, когда Путин только начинал работать. Барр сказал: «Я вижу ситуацию в России. Не обойтись в такой ситуации без авторитарных методов. Придется прибегать к ним». У нас сразу: «это полицейский режим и т.д. »., а вот он рассуждает: «а не получится, что возникнет новый авторитарный режим?». Я ответил: «Насколько я знаю Путина сейчас, мне кажется – нет».

Когда я приехал в Россию, у нас была встреча с Владимиром Владимировичем Путиным. Я ему рассказал об этом разговоре. Он отнесся к нему очень серьезно.

Вы, наверное, обратили внимание – даже в своих обращениях Путин делал акценты на тех же вещах: двигаться в постиндустриальное общество, конечно, решая проблемы бедности. И я бы сказал: ориентиры для этого проекта на второй период есть. Но я думаю, что существует большой разрыв с тем , что происходит на уровне исполнения, с тем, как это реализуется в реальной политике.

Пока я, не могу сказать, что однозначный выбор сделан - но это не движение к полицейскому режиму.

^ Долуцкий И.И. Я Вашу позицию понимаю, Михаил Сергеевич, но принять не могу. Пользуясь случаем, предоставившимся впервые за последние двадцать лет, хочу сказать, что я с Вами принципиально не согласен. Это первое. Второе. При Вас произошло расширение поля свободы и возможности выбора, рождение гражданского общества произошло при Вас. И оказалось, что общество, люди, мы можем организоваться и без Вас. Большое Вам за это спасибо.

Да, мы самоорганизовались, когда нас было до полумиллиона человек только в Москве. А сейчас идет обратный процесс. И я думаю, Вы, как опытнейший политик, прекрасно это понимаете, отвлекаясь от всех позиций – государственнических и прочих. Идет обратный процесс. Речь даже не о том, что будет полицейское государство, оно уже оформилось. Это заурядный полицейский режим.

Оценка в моем учебнике этого режима как полицейского, становящегося или ставшего - не важно, послужила главной причиной запрета книги. В учебнике была приведена только цитата из Г.Явлинского, другая цитата – из Ю.Буртина: режим де полицейский, авторитарный, личной власти Путина. А рядом были слова тогдашнего премьера М.Касьянова о том, что идут либеральные реформы…

У меня было задание – выбери ту из оценок, которая представляется тебе верной или предложи что-то иное. Ребенок должен был выбрать, обосновать свою собственную позицию, используя другие источники и средства массовой информации, в том числе и Ваши работы. Именно подобные задания и возмущали больше всего чиновников из минобраза, такая либеральная методика ныне не ко двору.

Война в Чечне, наступление на гражданские свободы, конституционные права, закрытие телепрограмм, запрещение учебников, дела ЮКОСа и РГГУ, экологов и ученых: все это называется на нормальном языке полицейским режимом. А попытки вмешательства в процесс образования и воспитания людей с заданными свойствами свидетельствуют: авторитарный режим быстро трансформируется в тоталитарный. Не надо никого воспитывать!

^ Палажченко П.Р.

«Полицейский режим» – это во скорее эмоциональная оценка. Но я хотел бы сказать вот о чем: Михаил Сергеевич, на протяжении десяти с лишним лет издавались учебники истории, в которых содержались крайне резкие, несправедливые оценки перестройки и Вас. И ни при Ельцине, ни при Путине против этих учебников не было сделано абсолютно ничего, даже никаких попыток как-то скорректировать такой подход, который превратился в тенденцию.

И никогда режим – тот, который существовал, и тот, который существует, - против этого не возражал. Никаких попыток, используя огромные рычаги администрации президента и т.д., хоть чуть-чуть это скорректировать, - таких попыток не было.

Теперь что касается того, как характеризовать то, что происходит сейчас. Тут критиковали позитивистский подход к истории. Да, факты надо отбирать, но многие факты не введены еще вообще в научный оборот. Те шесть книг, о которых вы говорили, введут новые факты в научный оборот.

В частности, хотелось бы, чтобы было введено в научный оборот кое-что из того, что Вы говорили Рейгану и Бушу. Некоторые беседы уже опубликованы, другие публиковались.

Чрезвычайно интересная беседа была в 1988 году, когда только что произошло избрание Буша. Вы были в Соединенных Штатах Америки, выступали в ООН и встречались с двумя президентами одновременно на Губернаторском острове в Нью-Йорке. Беседа была очень интересная. Там мне запомнилось одно Ваше высказывание, когда Вы сказали, что мы перешли уже определенный рубеж в развитии нашего общества, в тех переменах, которые произошли. Будут в будущем откаты, будут и какие-то зигзаги, но возвращение в прошлое уже принципиально невозможно. И другие вещи там были сказаны, очень, на мой взгляд, важные.

Мне думается, что сейчас мы действительно, наверное, присутствуем при откате или при каком-то зигзаге. Я вижу оправдание Вашей нынешней позиции поддержки Путина (не безоговорочной, но поддержки Путина) в том, что Вы, очевидно, стоите, очень твердо стоите на той мысли, на том тезисе, который высказали тогда в 1988 году.

^ Здравомыслова О.М. Я хочу сказать буквально два слова в продолжение того, о чем говорил Павел Русланович. Я вспомнила, как мы собирались перед этим круглым столом с его нынешними участниками.

Мы обсуждали, как организовать дискуссию на сегодняшнем круглом столе. Я помню, Кирилл Юхневич сказал тогда очень важные слова. Я его хочу процитировать. Мы рассуждали о том, что мы будем говорить о 20-летии перестройки, которое ожидается в следующем году. Мы - как историки, как исследователи. И он вдруг сказал: «Да, но нынешняя власть, нынешняя элита, обратите внимание, она не определяет этого отношения никак. Она не определила его нигде».

Я обратила внимание но то, что это заметил очень молодой историк, что его, во-первых, характеризует хорошо как будущего аналитика. А во-вторых, есть факты, которые являются ключевыми. Неопределение отношения к перестройке в новейшей истории России – это есть принципиальный и ключевой момент, позиция, которая дает понять, при создании какого проекта мы присутствуем.

Юхневич К. Перестройка – это тоже тот опыт, который нужно как-то усвоить и как-то на него опираться. И так как наше общество не определилось в конечном итоге, как относиться ко всему тому, что можно подвести под общее название – Сталин, например, со всеми процессами, явлениями того времени, личности и прочее, такие же проблемы будут ожидать нас, если мы не сможем определиться с перестройкой.

И чувствуется, что у власти нет однозначного ответа на этот вопрос. В последних документах (скажем так, базовых, раньше были речи на съездах, теперь – Послания президента) вроде как ельцинский период оценивается ближе уже все-таки к стороне минус. Разруха, дезорганизация и прочее. Что тогда перестройка в данном контексте? Это начало дезорганизации или это начало, скажем так, правильного пути, а затем произошло отклонение?

^ Митрохин Н.А.

========

Возвращусь все-таки к нашей главной теме. Мне кажется, что увлечение учебниками, обсуждениями, что должно быть в учебнике истории, а чего не должно быть, как-то немножко неправильно. То есть я это регулярно слышу и в академических кругах. Я все-таки в большей степени принадлежу к корпорации РГГУ. Относительно недавно слышал такое радостное высказывание заведующего каким-то издательством: «Ну как же, там где-то люди не понимали, что нужен вузовский учебник. Но теперь-то они поняли, что нужен настоящий вузовский учебник».

Конечно, мне как человеку, занимающемуся специфическим предметом, одним из предметов истории, наверное хотелось бы, чтобы предметов истории было в школе как можно больше, то есть часов, отведенных на историю, чтобы каждый выпускник знал, чем один царь отличается от другого в достаточных подробностях.

Но, с другой стороны, мне кажется, что это все-таки в целом лишняя нагрузка на учеников, что надо сокращать общий объем преподавания в школах, количество часов. И довольно много людей со мной согласны, в том числе в педагогической системе: специализироваться, давать знания все-таки тем детям, которые реально хотят в будущем быть гуманитариями, а не физикам.

Последнее. Для меня крайне сомнительна идея вообще преподавания истории 90-х годов и даже 80-х годов в рамках школьного курса. Все-таки это актуальная история. Каждый школьный учитель имеет свою точку зрения. Очень многие из них входят в те или иные общественные группы, которые хотели бы лоббировать свою точку зрения для подрастающего поколения.

Сейчас мы имеем близкий к этому вопрос – это преподавание основ православной культуры. И поскольку в обществе нет консенсуса по поводу советской истории и постсоветской тем более, я бы закончил школьно-исторический курс 17-м годом.

^ Зверева Г.И. Думаю, что я выражу, может быть, мнение большинства присутствующих, если скажу, что было бы неплохо, если бы именно такого рода встречи представителей нашего общего поколения стали регулярными.

Мы могли бы еще раз в ближайшее время, в обозримое время, встретиться в Горбачев-Фонде и продолжить этот разговор. Именно этот разговор. Потому что он остался незавершенным. Комкать его, пытаться в десять минут уложить то, что мы сейчас хотим сказать, - это недостойно того предмета, которым мы занимаемся.

Поэтому мое предложение: давайте оставим этот разговор, но обязательно его продолжим.

^ Горбачев М.С. Можно продолжить. Послушали молодых. Это прекрасно. Это был не простой, не примитивный разговор, очень хороший разговор - и по методу, и по глубине, и по вашему настроению.

Может быть, провести следующую встречу в этом же зале, пусть даже с теми же участниками… Сериалы теперь модны. И мы сделаем сериал. И выступили бы мы: Горбачев, Медведев, Славин и т.д. и тоже кое-что бы сказали.

Зверева Г.И. А мы бы с вами поспорили.

Горбачев М.С. Это самое интересное. Здесь много все-таки представителей учебных заведений. Я много езжу: и за рубежом, и здесь, у нас. Обязательно в каждом региона один-два университета за поездку я посещаю, встречаюсь студентами. Это самая благодатная аудитория. Все разговоры о том, что молодежь, студенчество аполитичны - беспочвенны. Задают такие вопросы, которые свидетельствуют о том, что люди профессионально следят за всем. Есть большой интерес.

Поэтому я – за следующую встречу.

dabeshef-gorb-verblyuda-nav-1911-gorod-na-granice-kolena-zavulonova-david-biblejskaya-enciklopediya.html
dachi-amnistirovali-v-pervom-chtenii-gosduma-rf-monitoring-smi-28-marta-2006-g.html
dachnikov-pereselyat-iz-podmoskovya-gazeta-izvestiya-12052011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-12-maya-2011-g.html
dadun-r-stranica-10.html
dadun-r-stranica-21.html
dadzhangirov-problemi-normativno-pravovogo-obespecheniya-obrasheniya-s-othodami-proizvodstva-i-potrebleniya-v-rossijskoj-federacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/antivoennij-pafos-v-proizvedeniyah-m-remarka-i-e-hemingueya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shifr-575027-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-yanvar-fevral-2010-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-programma-konferencii-09-00-10-00-registraciya-uchastnikov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prioritetnij-nacionalnij-proekt-obrazovanie-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/ierusalim-bilo-podvizhnim-i-v-raznoe-vremya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nekotorie-itogi-raboti-municipalnih-bibliotek-oblasti-v-2009-godu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/upotreblenie-zaimstvovannoj-leksiki-na-primere-nazvanij-sportivnih-tovarov-v-kataloge-seti-sportivnih-magazinov-sportlandiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-v-gorelchenkova.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prizyor-vserossijskoj-olimpiadi-obuchayushihsya-po-fizike-stranica-20.html
  • desk.bystrickaya.ru/otche-t-po-samoobsledovaniyu-siktivkarskogo-filiala.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vstupila-v-silu-novaya-redakciya-zhilishnogo-kodeksa-rf-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-22-iyunya-po-28-iyunya-2011-goda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchenik-vibiraet-uchitelya-recenzent-m-n-stroeva-doktor-iskusstvovedeniya-burov-a-g-b91-rezhissura-i-pedagogika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobitiya-vedomosti-ispolzovana-informaciya-interfaksa-prajm-tass-21112006-219-str-a3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nadzvichajn-situac-prirodnogo-harakteru.html
  • student.bystrickaya.ru/-5-prinyatie-nasledstva-obshaya-chast.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-muzikalnoj-pamyati.html
  • school.bystrickaya.ru/antimonopolnaya-politika-v-rossii-i-eyo-osobennosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/nazvanie-knigi-stranica-5.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/ustrojstvo-monastirej-obshezhitie-i-otshelnichestvo-zakoni-cerkovnogo-upravleniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gorodskom-konkurse-festivale-yunih-inspektorov-dvizheniya-bezopasnoe-koleso-2012.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-finansovoe-pravo-zarubezhnih-stran-dlya-studentov-5-kursa-do-po-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-mezhdunarodno-pravovogo-fakulteta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-v-od-3-strategicheskij-menedzhment-teoriya-i-praktika-napravlenie-podgotovki-080200-68-menedzhment.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ne-imeyut-troechnikov-po-rezultatam-goda-godovoj-otchet-zamestitelej-direktora-po-uchebno-vospitatelnoj-i-nauchno-metodicheskoj.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/voprosi-na-ekzamen-po-marketingu.html
  • reading.bystrickaya.ru/lichnogo-obayaniya-shepel-viktor-maksimovich-chelovekovedcheskaya-kompetentnost-menedzhera-upravlencheskaya-antropologiya.html
  • books.bystrickaya.ru/elektronnoe-izdanie-opisanie-diskov-postavki-po-lotu-3-pri-razrabotke-materialov-ispolzovani-resursi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sledi-povrezhdenij-na-odezhde.html
  • books.bystrickaya.ru/distancionnij-kurs-multimedijnie-sredstva-v-obrazovatelnom-processe.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkij-otchet-po-kompleksnoj-programme-za-2009-god-nauchnoe-obespechenie-modernizacii-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-obuchayushihsya-9-klassov-virashivanie-podvoya-54-118-v-matochnike.html
  • lecture.bystrickaya.ru/422-poryadok-registracii-i-razmesheniya-gostej-gostinichnie-uslugi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-chto-takoe-sedona-metod-issledovanie-poisk-svobodi-sejchas-i-zdes-41.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-vipusknika-po-specialnosti-021400-zhurnalistika.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-professionalnoj-podgotovki-voditelej-transportnih-sredstv.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-avgusta-monastiri-lamayuru-vanla-rizong-alchi-likir-gimalajskimi-tropami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.