.RU

Дизайна и технологии





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ


Мд-009

Пд-021


Методическое пособие по оформлению курсовых и дипломных работ для студентов-психологов


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

1. Оформление курсовой и дипломной работ 4

2. Выбор темы исследования 5

3. Что содержится во введении? 6

4. Теоретическая глава 14

5. Эмпирическая глава 15

6. Как пишется заключение? 16

^ 7. Список использованной литературы 17

8. Приложения. 17

9. Подготовка к защите и примерная последовательность защиты дипломной работы. 18

§


Введение


В данной работе показана специфика научного исследования для студентов психологических и факультетов. Основная цель – помочь начинающим исследователям освоить форму научного произведения при написании курсовых и дипломных работ.

За последние несколько столетий язык науки не претерпел существенных изменений. Это говорит об известном консерватизме формы научного произведения. Форма научного произведения не зависит от его вида.

Оформление понятийного аппарата дается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к диссертационным исследованиям. Такой подход представляется оправданным, поскольку различные виды научного исследования (курсовая, дипломная и диссертационная работы) имеют единый язык и различаются лишь объемом проделанной работы.

Успешное обучение и выполнение исследовательской деятельности возможно только тогда, когда студент имеет представление обо всех ее элементах и этапах.



  1. ^ Оформление курсовой и дипломной работ

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, для которого характерны следующие особенности:

  1. Наличие специальных методов исследования. Научное познание основано на норме деятельности – научном методе.

  2. Точность получаемых данных. Опора на точно установленные факты, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования.

  3. ^ Воспроизводимость полученных результатов, т. е возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях и по той же методике, которой пользовался исследователь, получивший эти данные.

  4. ^ Новизна получаемых результатов. В исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны. Целью исследования является получение нового знания.

Оформление аппарата научного исследования требует значительного времени и опыта. Для его приобретения целесообразно взять несколько авторефератов кандидатских диссертаций и познакомиться с первыми двумя-тремя страницами, на которых обычно оформляются все элементы аппарата научного исследования.

Оформление понятийного аппарата научной работы зависит от ее вида. Если речь идет о диагностическом обследовании, то в научном аппарате отсутствует гипотеза, а также новизна результатов.

Если выполняется научное исследование, то нужно выбрать вариант оформления его понятийного аппарата – с проблемой или целью исследования.

Курсовая работа представляет собой первый опыт творческой самостоятельной письменной работы студентов. Как правило, она отражает основные научные интересы автора и может служить основой подготовки дипломного исследования.

Курсовая работа должна иметь исследовательскую направленность (за исключением особо оговоренной тематики по истории, теории и методологии психологии). Однако требования к исследовательской базе, в отличие от дипломной работы, являются более мягкими: допускается работа на малочисленной выборке, иллюстрирование основных положений отдельными случаями, использование авторских методик, валидность которых не отвечает принятым в психодиагностике стандартам.

Дипломная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должно быть сбалансировано представлено теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа.

Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

Государственный образовательный стандарт требует объем курсовой работы не менее 30 печатных страниц, а дипломной – 50-85 печатных страниц соответственно. Работа выполняется в формате А 4, шрифтом 14, через полтора интервала, на одной стороне листа. Соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Все названия глав, заключение, список литературы и приложение начинают с новых страниц. Страницы в исследовании считают с титульного листа, нумеруют со второго. Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами обычно в верхней части страницы (по центру или справа).


Примерная структура курсовой и дипломной работ

^ 1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

Актуальность проблемы исследования

Состояние научной разработанности проблемы исследования

Цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования

Теоретико-методологическая база исследования

Методы исследования

Эмпирическая база исследования

Достоверность и обоснованность

Основные научные результаты и их новизна

Практическая значимость исследования

Апробация и внедрение результатов исследования

Положения, выносимые на защиту

Структура работы

^ 4. Теоретический раздел (обзорные главы, завершающиеся определением проблем и гипотез исследования).

5. Эмпирический раздел (программы и методики эмпирического исследования и анализ результатов исследования).

6. Заключение

7. Список использованной литературы

8. Приложения (если они имеются).


^ 2. Выбор темы исследования

Одной из самых трудных сторон проведения исследования является начало. Выбор темы исследования – это важный этап научно-исследовательской работы. От степени удачности его прохождения в значительной степени зависит возможность проведения самого исследования. Если тема выбрана неудачно, то работа исследователя может быть обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно. Например, из-за отсутствия методических средств для ее изучения.

Обычно темы исследований для курсовых и дипломных работ предлагаются кафедрами в виде соответствующих списков. Студент может предложить свою тему исследования, и по согласованию с научным руководителем она может быть утверждена.

Выбранная тема исследования должна отвечать требованиям актуальности и новизны. Актуальность темы исследования проверяется в процессе изучения решений директивных органов, научно-координационных советов, статей постановочного и проблемного характера.

В названии темы исследовательской работы должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов.


Титульный лист.

На титульном листе должны содержаться следующие сведения:


3. Введение

Введение отражает основные характеристики работы и включает:

^ Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для кандидатской диссертации достаточно одной, двух страниц, для дипломной работы - одной, для курсовой работы- полстраницы машинописного текста.

Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть:

Проблема. Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. Поэтому научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Примеры. «В современных социальных условиях, в связи с постоянным увеличением роли социально-психологических процессов в деятельности малых групп, проблема психологической совместимости приобретает особую актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане».

«В современных условиях наблюдается возрастание роли социально-психологических феноменов в жизнедеятельности малых групп, что ведет к увеличению числа исследований межличностных отношений, в частности, феномена психологической совместимости».

«Для современного этапа развития психологической науки характерно смещение интереса в сферу, наиболее сложную для изучения, а именно: в сферу нравственных основ поведения. Ключевым понятием в этой области является доверие – категория человеческих отношений, которая оказывает существенное влияние на поведение людей».

«Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране характеризуется возникновением новых общественно-исторических условий, которые порождают широкий спектр принципиально новых стрессовых ситуаций в общественном, групповом и индивидуальном бытии, в частности, в профессиональной деятельности личности. Резкое увеличение социальной напряженности в обществе приводит к увеличению числа индивидов и групп, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации».

^ Состояние научной разработанности проблемы исследования содержит анализ научной литературы, содержащей различные подходы к исследованию.

Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, ожидаемый результат вашей работы, который позволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целями психологического исследования могут быть:

Примеры. «Цель исследования – выявить психологические особенности, условия и факторы продуктивного развития профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров».

«Цель исследования: выявить особенности решения диагностических задач практическим психологом».

«Целью исследования является установление различий в структурах значимых для восприятия невербальных характеристик представителей высоко - и низкосовместимых малых молодежных групп разной численности».

«Целью исследования явилось выявление характера взаимосвязи социально-психологической адаптации переселенцев и особенностей межгруппового восприятия».

^ Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

В психологических исследованиях объектом могут выступать индивиды как носители психики (группы людей) или сами психические явления.

^ Объект и предмет исследования определяется его типом: фундаментальным или прикладным. Фундаментальное исследование ориентировано на раскрытие законов развития изучаемого предмета, а прикладное – на способы применения знания об этих законах на практике.

Предмет исследования – сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать любые аспекты психологической реальности: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения и т. п.

При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Примеры.

«Объектом исследования выступили представители этнической группы немцев России и других стран СНГ, переселившиеся на постоянное место жительство в Германию.

Предметом исследования явился характер взаимосвязи социально-психологической адаптации переселенцев и особенностей межгруппового восприятия в новой социальной среде».

«^ Объект исследования – развивающаяся личность и познавательная деятельность студентов-менеджеров.

Предмет исследования – процесс развития профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров в системе высшего образования».

«Объектом исследования является этническая идентичность русскоязычного населения в странах Балтии.

Предмет исследования – трансформация этнической идентичности русскоязычного населения в странах Балтии».

^ Гипотеза исследования: гипотеза это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие требования:

  1. гипотеза не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т.е. не «операционализированы»;

  2. не должна содержать ценностных суждений;

  3. не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений;

  4. она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Проверить гипотезу – это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

^ Построение и подтверждение гипотезы:

    1. выделить группу явлений, причину существования которых невозможно пока объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования;

    2. всесторонне изучить доступную наблюдению совокупность явлений, причина которых должна быть найдена;

    3. формулирование гипотезы, т. е. научного предположения о возможной причине возникновения данного явления;

    4. определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина действительно была бы уже найдена;

    5. проверить насколько эти следствия соответствуют фактам действительности;

    6. согласовать гипотезу с научным руководителем;

    7. в процессе исследования гипотезу следует непрерывно уточнять, дополнять, совершенствовать;

    8. вовремя отказаться от гипотезы оказавшейся неверной.

^ Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие неумения различать задачи исследования и этапы его организации. Они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия, а раскрывать для чего осуществляется каждое из этих действий и как это способствует достижению общей цели исследования.

Примеры.

«Гипотеза исследования: развитие профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров осуществляется через изменение структуры и увеличение когнитивной сложности ее компонентов.

^ Задачи исследования:

1) рассмотреть генезис взглядов ученых на проблему сущностной характеристики, функций и механизмов Я-концепции;

2) разработать теоретическую модель профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров;

3) определить критерии, показатели и уровни развития профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров;

4) осуществить эмпирический анализ психологических особенностей развития профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров;

5) выявить факторы и условия, обеспечивающие оптимизацию развития профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров».

«^ Гипотеза исследования. В современных социально-политических условиях в странах Балтии наблюдаются заметные трансформации этнической идентичности русскоязычного населения. Главной составляющей этого процесса выступает этническая самоидентификация. При этом толерантность коренного населения по отношению к русскоязычному заметно выше, что, с одной стороны, способствует усилению интенсивности межэтнических контактов, но с другой стороны, наталкиваясь на негативные гетеростереотипы русскоязычного населения, не может полностью реализовать свой интеграционный потенциал. Несмотря на высокую степень адаптивности русскоязычного населения, тенденция к сохранению себя как самостоятельного этнического образования сочетается с неослабевающим сопротивлением инокультурному влиянию и отдаляет процесс межэтнической интеграции.

Реализация основной цели исследования потребовала решения следующих задач:

1. Выявить взаимосвязь и взаимовлияние интеграционных процессов в странах Балтии на трансформацию этнической идентичности русскоязычного населения как формы внутриэтнического и межэтнического взаимодействия. Выявить особенности воздействия интеграционных и адаптационных процессов на этническую идентичность русскоязычного населения в странах Балтии.

2. Исследовать особенности этнической идентичности в межэтническом и внутриэтническом взаимодействии и выявить доминанту эффективности интеграционных процессов.

3. Обосновать и аргументировать противоречивый характер процессов межэтнической интеграции в странах Балтии. Определить взаимосвязь адаптации и восприятия межгрупповых различий русскоязычного населения в странах Балтии.

4. Определить особенности восприятия интеграционных процессов русскоязычного населения коренным населением в странах Балтии, эмпирически подтвердить взаимосвязь адаптации и восприятия межгрупповых различий русскоязычного и коренного населения».

«Гипотеза. Эффективность решения психодиагностических задач в значительной степени определяется выбором стратегии диагностического мышления психологов.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

    1. На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы выявить основные характеристики диагностического поиска и сформулировать принципы моделирования психодиагностических задач.

    2. Построить психодиагностические задачи, моделирующие трудности обучения.

    3. Разработать лабораторную методику исследования процесса решения диагностических задач, воспроизводящую логику постановки психологического диагноза в реальных условиях.

    4. Провести экспериментальное исследование особенностей решения диагностических задач практическими психологами и учителями».

^ Теоретико-методологической основой исследования являются научные положения, принципы, подходы и концепции зарубежных и отечественных ученых, позволяющие правильно осмыслить и описать проблемы данной исследовательской работы.

^ Методы исследования.

Все исследовательские методы можно разделить на методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т. д.) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних – специальные методы математической статистики).

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта и предмета исследования, а конкретные приемы и техники (методики) определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач необходимо использовать теоретические и эмпирические методы исследования.

Для этого необходимо:

  1. выяснить, какие методы и приемы необходимы для проведения исследования;

  2. составить список данных методов и приемов;

  3. убедиться, что выбранная методика соответствует современному уровню науки;

  4. определить основные и вспомогательные методы;

  5. проверить возможность использования методов, применяемых в смежных дисциплинах.

Примеры.

«Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач использовались следующие теоретические методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, методы анализа и синтеза. Применялись эмпирические методы: метод диагностики межличностных отношений Т. Лири (в адаптации Л. Н. Собчик), методика самооценки волевых качеств (Н. Е. Стамбулова), методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев), модифицированная методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн для изучения самооценки содержания Я-концепции в системе управленческих потребностей и способностей; автобиографические рассказы «Я в прошлом, настоящем и будущем». Специальную группу методов составили количественные и качественные методы обработки эмпирических методов».

^ Эмпирическая база исследования. Дается общая характеристика респондентов. Указывается их количество, пол, возраст, профессиональная принадлежность, а также те характеристики респондентов, которые представляют интерес для проводимого исследования. Используемые методики. Здесь перечисляются используемые в исследованиях методики с указанием литературных источников, из которых они берутся.

^ Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается теоретической проработкой проблемы, опорой на методологические принципы, эмпирической проверкой полученных теоретических положений с использованием различных методов исследований, репрезентативностью выборки.

^ Основные научные результаты и их новизна

Целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Для курсовых и дипломных работ это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проделанная работа может представлять собой моделирование известных в науке решений. Когда же речь идет о кандидатской диссертации, то требование получения нового знания для общества является обязательным.

Новизну диссертационного, дипломного, курсового исследования могут составить:

  1. Изучение всем известного явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт.

  2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале.

  3. Переход от качественного описания известных науке фактов к точно определяемой количественной характеристике.

  4. Изучение известного в науке явления более совершенными методами.

Практическая значимость исследования может заключаться в возможности:

Примеры. «Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения, выводы и предложения могут быть использованы как теоретически, так и как прикладная основа для выявления внутренних резервов менеджеров в процессе развития их профессиональной Я-концепции».

«Результаты исследования могут быть использованы специалистами политических структур разных уровней для анализа трансформационных процессов в сознании русскоязычного населения, находящегося за пределами Российской Федерации, а также профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений, специализирующихся на изучении проблем политической и этнопсихологии, и в учебном процессе на психологических факультетах».


^ 4. Теоретическая глава

Содержит методологические и теоретические основы, избранные темой исследования, освещает теоретический анализ проблемы, критический анализ теории и практики изучаемой проблемы.

Существующие нормы научной деятельности предполагают, что, прежде чем заявлять о своем желании сделать свой вклад в науку, автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого – полный литературный обзор в избранной предметной области науки, а также в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серьезной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с научной литературой.

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое построение предпочтительнее.

Выводы. Каждая глава завершается выводами. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам и должны быть конкретными.


^ 5. Эмпирическая глава

Эмпирическая глава представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент, число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т. д.). Обосновывается связь методов и методик.

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоминаются все обстоятельства, которые могут повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на описания, представленные в работе, любой желающий мог в точности повторить его, и, следовательно, прийти к тем же результатам.

^ Анализ полученных данных начинается с их описания. Описание должно быть предельно строгим, т. е. содержать в себе только факты с их качественными или количественными характеристиками. Наиболее удобный вид их представления – таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название. Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т. п.

Кроме табличной формы представления количественных данных можно использовать также диаграммы, графики для представления характера функциональной зависимости между величинами (переменными), а также корреляционные плеяды для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисункам, графикам, схемам и т.п.) помещают внизу, т.е. под ними, и они содержат не только название, но и необходимые пояснения, например, расшифровку условных обозначений.

Далее дается анализ полученных результатов, выявляются зависимости и связи в изучаемых явлениях, подтверждающие гипотезу исследования.

Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог эмпирического исследования, показывая способность исследователя обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Они должны соответствовать поставленным задачам и отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.

В случае прикладного характера исследования выводы дополняются практическими рекомендациями, они должны быть адресными, т.е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной области общественной практики.


6. Заключение

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей. В нем автор напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики. Заключение включает в себя выводы по форме соответствующие гипотезам, но переформулированные в утвердительной форме. Намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации.

По объему заключение не должно быть большим. Для курсовой и дипломной работ достаточно от 1 до 1,5 страниц машинописного текста.

^ 7. Список использованной литературы

При составлении списка использованной литературы следует придерживаться библиографических норм описания.

Источники располагаются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии - по названию книги. Фамилии и инициалы редакторов научных сборников отделяются от названия одной косой чертой. Если приводится статья из журнала или сборника, то название журнала (сборника) обязательно приводится после двух косых черт.

Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы.

На все помещенные в список литературы источники должны быть ссылки в тексте.

Сначала приводятся работы, опубликованные на русском языке, затем – на иностранных языках. Список литературы в курсовой работе обычно включает не менее 20, а в дипломной работе не менее 40 источников.

8. Приложения. В приложениях дается материал вспомогательного характера. Обязательно представляются: матрица первичных статистических данных по результатам тестов (таблица начальных данных), результаты корреляционного, факторного или кластерного анализа; таблицы, графики, рисунки, фотографии, не вошедшие в основной текст, методические рекомендации, разработка тренингов, протоколы опытов.

Каждое приложение начинается на новой странице, оно должно иметь заголовок и надпись «Приложение 1» в верхнем правом углу. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте.


^ 9. Подготовка к защите и примерная последовательность защиты дипломной работы.

Дипломная работа по психологии является заключительным этапом обучения студентов в вузе. В первую очередь к выпускной работе будут предъявляться квалификационные требования.

Накопив опыт общения с различными научными руководителями в ходе подготовки курсовых работ в предшествующие годы обучения, студент должен вполне осознанно подойти к выбору научного руководителя своей дипломной работы.

Законченная выпускная работа подписывается студентом и представляется руководителю. После просмотра и одобрения выпускной работы руководитель подписывает ее и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой. В отзыве должна быть дана подробная характеристика проделанной студентом работы. Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на выпускной работе. В случае если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите выпускной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя.

Выпускные квалификационные работы направляются на рецензию. Рецензент дает подробный анализ выпускной работы и рекомендует соответствующую оценку. Декан факультета знакомит с рецензией заведующего выпускающей кафедры и студента, выполнявшего выпускную работу и направляет выпускную работу с рецензией в Государственную аттестационную комиссию для защиты.

Очередность защиты выпускных работ определяется накануне на заседании ГАК, на нем же проверяется наличие всех необходимых документов: правильно оформленный текст дипломной работы, отзыв научного руководителя, рецензия.

Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии, где заслушивается:

Решение об оценке выпускной квалификационной работы в соответствии с установленными критериями принимается на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии простым большинством голосов. При равенстве голосов, голос Председателя ГЭК является решающим. Принятое решение заносится в протокол. Присутствие на закрытом заседании лиц, не являющихся членами ГАК, не допускается.

Оценка за выполненную квалификационную работу объявляется студенту в день защиты.


Литература



    1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М., 2004. – 112с.

    2. Агапов В.С., Василец М.В. Содержание и пути развития профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров. Монография. – М., 2003 – 128с.

    3. Методическое пособие по выполнению дипломной работы / Под ред. В.А. Сластенина.

    4. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2001. – 256с.

    5. Усачева И.В., Ильясова И.И. Самостоятельная работа студента с книгой. – М., 1990.

    6. Экспериментальная психология. Практикум / под ред.С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.. 2002. – 383с.


demonstracionnij-variant-ekzamenacionnih-zadanij-po-informatike-i-ikt-poyasneniya-k-demonstracionnomu.html
demonstracionnij-variant-testa-v-2010-2011-uchebnom-godu.html
demonstracionnoe-oborudovanie-po-optike-i-kvantovoj-fizike-glavnoe-upravlenie-obrazovaniya-i-nauki.html
demonstraciya-ispolzovanie-elektivnih-kursov-kak-novoe-napravlenie-estestvennonauchnoj-podgotovki-uchashihsya-starshih-klassov.html
demonstraciya-vzaimnih-chuvstv-kommunikativnoe-povedenie.html
demontazh-radiatorov-otopleniya-instrukciya-dlya-uchastnikov-razmesheniya-zakaza-11-dlya-uchastnika-razmesheniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistemi-elektronnogo-dokumentooborota-paket-prikladnih-programm-documentum-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konfekcionirovanie-materialov-dlya-odezhdi.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-a-mazel-estetika-i-analiz-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/racionalizatorstvo-i-izobretatelstvo-socialnij-otchet-ooo-gazprom-dobicha-yamburg-za-2007-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-v-gladkov-zamestitel-generalnogo-direktora-po-ekonomike.html
  • reading.bystrickaya.ru/mama-torzhestvuet-vladimir-sanin-beloe-proklyatie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6914-vozmozhnie-ishodi-i-ih-harakteristika-ramn-v-i-kulakov-professor-d-m-n-zasluzhennij-deyatel-nauki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/izbrannie-raboti-rmordyukovich-rossijskij-komitet-programmi-yunesko-informaciya-dlya-vseh-byuro-yunesko-v-moskve.html
  • bukva.bystrickaya.ru/peregonka-nefti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/73departament-metodologii-i-organizacii-zakupok-korporacii-planirovanie-zakupok-17-2-sposobi-zakupok-18.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-obucheniya-na-baze-odnogo-iz-luchshih-tradicionnih-marokkanskih-salonov-s-perevodchikom-s-vidachej-sertifikata-master-berberskogo-massazha-medicinskaya-strahovka-30-000-evro.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-nauchnih-trudov-alfimova-mihaila-vladimirovicha.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-oformleniyu-kursovih-i-diplomnih-rabot-i-struktura-raboti.html
  • college.bystrickaya.ru/2-troe-na-neobitaemom-ostrove-parametri-riska.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplinipo-viboru-opuholi-shitovidnoj-zhelezi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipiski-iz-normativno-tehnicheskih-dokumentov-rf-po-voprosu.html
  • klass.bystrickaya.ru/akciya-kak-raznovidnost-cennih-bumag-chast-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/volk-i-semero-kozlyat.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/agrarne-pravo-ukrani.html
  • writing.bystrickaya.ru/kommunisticheskaya-pravyashaya-elita-i-politicheskie-lideri-sovetskoj-epohi-chast-5.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ix-koe-komu-predskazivayut-sudbu-dolgaya-doroga.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mnozhestvennost-prestuplenij-v-sovremennom-ugolovnom-prave-chast-12.html
  • credit.bystrickaya.ru/odno-iz-samih-radostnih-sobitij-vesni-dlya-bolshinstva-iz-nas-poslednij-zvonok-v-shkolah-vcherashnie-shkolniki-segodnya-vipuskniki-a-zavtra-vzroslie-lyudi-oni.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-stroitelstva-i-putevogo-hozyajstva-nazvanie-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-gosudarstvennoe-upravlenie-i-ekonomika-minsk-2008.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-3-otchet-o-deyatelnosti-mkur-za-2001-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teksti-lekcij-po-predmetu-grazhdanskoe-pravo-respubliki-uzbekistan-stranica-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/braziliya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konstituciya-rossijskoj-federacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/lavini-urala.html
  • tests.bystrickaya.ru/mbou-dod-beloomutskaya-detskaya-muzikalnaya-shkola-za-2011-2012-uchebnij-god.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/preduprezhdenie-zabolevanij-strausi-i-perepela-v-pribajkale-tehnologii-hhi-veka-t-t-orlova-strausi-i-perepela.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sistema-obshih-mest-morali-chast-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dedushka-bog-alina-lyudi-vzyatie-v-udel.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-petrovskij-a-v-yaroshevskij-m-g-p-30-psihologiya-uchebnik-dlya-stud-vissh-ped-ucheb-zavedenij-2-e-izd-stereotip.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.