.RU

Договорная теория возникновения государства и права - часть 7

Царь (rex) до установления в 509 г. до н.э. республиканско­го строя был пожизненно наделен высшей политической, воен­ной, судебной и административной властью. Он возглав-лял кол­легию жрецов и формулировал законы, которые затем утверж­дались народным собра-нием. Как отметил немецкий историк Теодор Моммзен (1817-1903 гг.), царь в римской об-щине имел «совершенно такую же власть, какая принадлежала в доме отцу , семейства, и, подобно этому последнему, властвовал до конца своей жизни»[21] . Должность царя не переда-валась по наследству, а была выбор­ной. Им мог стать каждый совершеннолетний римлянин. Канди­датура царя предварительно выдвигалась сенатом, а затем утверждалась народным собранием.

Сенат (senatus) являлся советом родовых старейшин. Его численность с VIII-го по VI-й вв. до н.э. постепенно выросла от 100 до 300 человек и соответствовала общему числу рим-ских родов. Сенат был призван сохранять устои римской общины готовил выборы нового ца-ря, имел право кассировать решения народных собраний, разбирал судебные дела о незначи-тельных преступлениях.

Выборные функции за сенатом утвердились, по преданию, 717 г. до н.э. после убий-ства родовыми старейшинами Poмула, который был обвинен в нарушении общинных поряд-ков. Плутарх сообщает: «А чтобы в этих шатких обстоятельствах раздоры не привели госу-дарство от безначалия к полной гибели патриции... условились, что каждый из них будет по очереди облекаться знаками царского достоинства на шесть ночных и шесть дневных часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение обеспечивало равные преиму­щества сенаторам обоих племен (римлян и сабинов - Прим, авт.) и потому было одобрено; вмес-те с тем частая смена вла­стей лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина»[22] . До вы­боров но-вого царя полнота власти переходила от одного сенато­ра к другому. Каждый из них возглавлял общину в течение не­скольких дней. Только через год после убийства Ромула народное собрание, созванное дежурным сенатором (интеррексом), утвердило царем сабинянина Нуму Помпилия. При следующих выборах эта процедура повторилась и стала в дальнейшем тра­диционной. Пери-од междуцарствия не имел определенного ог­раничения по времени и был необходим родовым старейшинам для согласования кандидатуры нового правителя.

Остальные члены римских родов за исключением женщин, несовершеннолетних и ра-бов участвовали в жизни общины че­рез куриатные комиции - собрания граждан по куриям. Здесь утверждались законы, решались вопросы войны и мира, выбира­лись царь и другие долж-ностные лица. Историки предполагают, что на куриатных комициях проводилась регистрация рожде­ний, смерти и браков граждан, оформлялся отказ от родовых святынь в связи с перехо-дом в другой род.

Процедура принятия решений комициями в наиболее ранний период римской истории вызывает у исследователей некоторые затруднения. Существует мнение, что внутри курий подача голо­сов «за» или «против» осуществлялась посредством крика. На общем собрании каждая курия имела один голос и высказыва­лась по очереди. Если предложение председательствующего (т. е. царя) находило поддержку большинства курий, то голосование прекращалось и глашатай объяв-лял окончательный результат. В таком решении был отражен характерный для римской государ-ственности принцип граж­данского равноправия. По мнению Т. Моммзена, «...у римлян закон имел иное значение, чем мы это по­нимаем, - это было не предписание, данное монархом членам общи-ны, а договор, заключенный между руко­водящими органами государствен­ной власти путем ответа, данного на вопрос»[23] .

К концу царского периода, в начале VI в. до н.э. с разложением родового строя, обо-соблением сословий и имущественной дифференциацией, территориальным ростом римской общины, обострением отношений между патри­циями и плебеями потребовались изменения в системе управле­ния. Необходимые реформы провел предпоследний римский царь Сервий Ту-ллий (579-535 гг. до н.э.). Его преобразования во многом были сходны с реформами Солона в Афинах.

Сервий Туллий разделил все мужское население общины от 18 до 60 лет (чуть более 80 тысяч человек) на две части - спо­собных и неспособных к военной службе. В основу этой рефор­мы был положен имущественный критерий. Военнообязанными считались граждане первых пяти разрядов, владевшие полным наделом, тремя четвертями, половиной, четвертью и восьмой до­лей земельного участка. Последний, непригодный к службе раз­ряд, образовали пролетарии, которые не имели никакой собст­венности. Подробное описание военной ре-формы оставил рим­ский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.), использовав­ший в характеристике разрядов денежное выражение: «(1) Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и млад­ших возрастов; (2) все они получили название «первый раз­ряд»; старшим надлежало быть в го-товности для обороны города, младшим - вести внешние войны... (3) ...Этому раз­ряду при-даны были две центурии мастеров, которые несли службу без оружия: им было поручено доставлять для нужд войны осадные сооруженья. (4) Во второй разряд вошли име­ющие ценз от ста до семидесяти пяти тысяч, и из них, стар­ших и младших, были составлены двадцать центурий... (5) Для третьего разряда Сервий определил ценз в пятьдесят тысяч; образованы те же двадцать центурий, с тем же разде­лением возрастов... (6) В четвертом разряде ценз - двадцать пять тысяч; образованы те же двадцать центурий... (7) Пя­тый разряд обширнее: образованы тридцать центурий... В том же разряде распределенные по трем центуриям запас-ные, горнисты и трубачи. (8) Этот класс имел ценз одиннадцать тысяч. Еще меньший ценз оставался на долю всех прочих, из которых была образована одна центурия, свободная от воин­ской службы.

Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий. (9) Еще он образовал шесть других центурий, взамен трех, учрежденных Ромулом, и под теми же освященными птицегаданием именами. Для покупки коней всадникам было дано из казны по десять тысяч ассов, а содер-жание этих коней было возложено на незамужних жен­щин, которым надлежало вносить по две тысячи ассов ежегодно»[24] . Таким образом, первый разряд выставлял 98 центурий (80 пе-хотных и 18 всаднических), второйтретий и четвертый - по 20, пятый - 30 военных центурий с лег­ким и дешевым вооружением. К ним были добавлены 4 центу­рии ремесленников и музы-кантов и 1 - неимущих граждан. Все вместе они составляли 193 пеших и всаднических сотни.

Деление на разряды и образование центурий усложнило по­литическую организацию римской общины. Из преобразований Сервия Туллия в военной области выросла политичес-кая рефор­ма. Появился новый вид народных собраний с участием патри­циев и плебеев – цен-туриатные полиции. В середине VI в. до н.э. они стали тем органом публичной власти, у кото-рого «испра­шивает царь одобрения перед тем, как предпринять наступатель­ную войну»[25] . Зна-чение центуриатных комиций постепенно росло. Со вре­менем они стали принимать решения не только о войне или мире, но и избирать должностных лиц, утверждать законы.

На центуриатных собраниях действовала иная процедура го­лосования, чем на куриат-ных. По свидетельству Тита Ливия: «(10) ...не поголовно, не всем без разбора (как то пове-лось от Ромула и сохранялось при прочих царях) было дано рав­ное право голоса и не все го-лоса имели равную силу, но были установлены степени, чтобы и никто не казался исключен­ным из голосованья, и вся сила находилась бы у виднейших людей государства. (11) А имен-но: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центу­рий первого разряда; если мнения расходились, что случа­лось редко, приглашали голосовать цен-турии второго разря­да; но до самых низких не доходило почти никогда»[26] . Такая практика не только удовлетворила поли­тические интересы патрицианского сословия, но и привлекла всех состоятельных граждан к управлению общиной. Демократический ха­рактер политической рефор­мы Сервия Туллия и ее зна­чение в развитии республи­канских государственных инс-титутов был отмечен из­вестным политиком I в. до н.э. Марком Туллием Цице­роном: «... в каждой цен­турии из тех 96 состояло, на основании ценза, боль­ше людей, чем во всем пер­вом разряде. Таким обра­зом, с одной стороны ни кто не лишался права голоса; с другой, при голо-совании наиболее влиятельными были те, кто был наиболее заинтере­сован в том, чтобы государ-ство было в наилучшем состоя­нии»[27] . По мнению современного исследова­теля, римская офици-альная традиция связывала с введением ценза «возможность выдвинуться не ввиду знатности рода, а благода­ря способностям, инициативности и т.п. качествам, которые мог­ли обеспечить человеку удачу и продвижение»[28] .

Помимо военной реформы, Сервию Туллию принадлежит еще одно преобразование. Трибы стали своеобразными администра­тивно-территориальными единицами и окончательно вытеснили родо-племенное устройство общины. По ним производился на­бор войск и взимались налоги. К 495 г. до н.э. внутри оборони­тельных стен Рима насчитывалось 4 городских, а за их предела­ми - 16 сельских триб. После 241 г. до н.э. число триб увеличи­лось до 35 (4 городских и 31 сельская). Введение территориаль­ного деления позволило государству периодически проводить пере-пись граждан, установить более строгий контроль над их имуществом и земельной собствен-ностью.


doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-v-evrejskoj-avtonomnoj-oblasti-v-2010-godu.html
doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-v-respublike-kalmikiya.html
doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-v-udmurtskoj-respublike-v-2010-godu.html
doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-v-yaroslavskoj-oblasti.html
doklad-ob-ispolnenii-byudzheta-kolivanskogo-rajona-za-2010-god.html
doklad-ob-ispolzovanii-reestra-ekspertov-po-biobezopasnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/fenomen-podskazki-v-reshenii-zadach-kognitivnij-i-emocionalnij-aspekti-19-00-01-obshaya-psihologiya-psihologiya-lichnosti-istoriya-psihologii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-i-struktura-uchebnoj-disciplini-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-materialovedenie-tehnologiya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-festival-detskih-i-molodezhnih-horov-rozhdestvo-v-rossii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/88-mashinist-skrepera-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-3-razdeli-stroitelnie-montazhnie-i-remontno-stroitelnie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-struktura-i-klassifikaciya-rinka-cennih-bumag-rol-bankov-na-rinke-cennih-bumag.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-rezhima-otbivaniya-nakazaniya-v-ispravitelnom-uchrezhdenii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-metodika-sozdaniya-kombinacij-v-aerobike.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-konfliktologiya-dlya-napravleniyaspecialnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-mezhdunarodnie-trebovaniya-pravila-i-normi-transportirovki-stronciya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-provedeniya-praktiki-studentov-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-r-02-etnopedagogika-ukazivaetsya-naimenovanie-i-shifr-disciplini-v-sootvetstvii-s-gos-i-uchebnim-planom-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-sociokulturnij-process-2-antropogenez-vehi-istoricheskoj-i-kulturnoj-evolyucii-cheloveka-14.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obyazatelnoe-medicinskoe-strahovanie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervaya-glava-teoretiko-met0d0l0gicheskie-osnovi-kinoobrazovaniya-kinoobrazovanie-kak-sredstvo-esteticheskogo-vospitaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/generator-serij-sinhroimpulsov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-personala.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evolyuciya-i-osnovnie-harakteristiki-analiticheskoj-filosofii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-epoha-zastoya-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-shema-resheniya-problem-s-optner-sistemnij-analiz-dlya-resheniya-delovih-i-promishlennih-problem.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povtoreniya-uchites-bistro-chitat-andreev.html
  • literature.bystrickaya.ru/demograficheskij-spad-sdelal-bolee-dostupnim-mgu-itogi-priyomnoj-kampanii-spbgu-samij-bolshoj-konkurs-v-spbgu-na.html
  • lecture.bystrickaya.ru/62-cennostnie-ustanovki-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-rossijskih-shkolnikov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-s-konarev-zheleznodorozhniki-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-1941-1945-stranica-44.html
  • grade.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-kulturi-plan-raboti-otdela-kulturi-i-razvitiya-yazikov-na-2010-god-.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postradavshie-pri-vzrive-gazovogo-ballona-v-yanao-dostavleni-v-bolnicu-informacionnoe-agentstvo-interfaks-22022012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-v-biohimicheskuyu-ekologiyu-i-gidrobiologiyu-5-e-izdanie-udk-550-4-551-46-rezultati-ekogeohimicheskih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/investicii-i-investicionnaya-situaciya-v-ukraine-chast-7.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-aspirantov-specialnosti-22-00-04-socialnaya-struktura-socialnie-instituti-i-processi.html
  • literature.bystrickaya.ru/dinamichno-razvivaetsya-v-lesopromishlennom-komplekse-rossii-holding-investlesprom-.html
  • control.bystrickaya.ru/dokladchik-nurmuhanova-l-k-postanovlenie-2a-7312007.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-9-e-i-ivanova-zam-direktora-po-uvr-mou-shkola-6-g-tihvina.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhizn-opalennaya-vojnoj-gorod-krasnodar-krasnodarskij-kraj.html
  • write.bystrickaya.ru/evropejskij-risunok-v-vozrozhdenie.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-yazik-kultura-mentalitet-problemi-izucheniya-v-inostrannoj-auditorii.html
  • books.bystrickaya.ru/dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.