.RU

Доказывание в уголовном процессе

Тема 2

Доказывание в уголовном процессе

Содержание:

Введение

1. Понятие и значение процесса доказывания

2. Доказательства в процессе доказывания

3. Элементы доказательственной деятельности

4. Собирание доказательств

5. Проверка доказательств

6. Оценка доказательств

Заключение

Список нормативно-правовых актов и литературы


Введение

Главная задача уголовного права – борьба с преступностью и ликвидация порождающих ее причин. Решение этой задачи в значительной степени зависит от уровня развития уголовно-процессуальной науки. При этом на общем фоне усиления борьбы с преступностью, уголовно-процессуальное законодательство должно сохранять исходные тенденции развития судебной, прокурорской и следственной практики, связанные с демократизацией и гуманизацией уголовного судопроизводства – усилением гарантий, прав, законных интересов и свобод личности, повышением роли и независимости суда при осуществлении правосудия, расширением и укреплением института защиты по уголовным делам, коренным улучшением прокурорской и следственной работы, созданием гарантий законности и справедливости судебных решений.

Все вышесказанное достигается путем совершенствования доказательственного права, которое составляют нормы уголовно-процессуального права, устанавливающие, что может служить доказательством по делу, круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, на ком лежит обязанность доказывания, порядок собирания, проверки и оценки доказательств.

Доказательство – это и определенный логический прием рассуждения, когда на основе установленных обстоятельств утверждается или отрицается наличие какого-либо обстоятельства. Собственно, именно от наименования этого логического приема берет свое начало использование понятия «доказательство» в уголовном процессе, поскольку здесь на основе установления обстоятельств происходит опосредованное познание обстоятельств прошлого события.

Задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены только при том необходимом условии, что по каждому уголовному делу будет установлена истина. Стремление познать истину, никогда от нее не отклоняться – не только юридическая обязанность, но и первейший моральный долг следователя, прокурора, судьи. При этом важно не только познать истину, но и использовать для этого законные средства.

1. Понятие и значение процесса доказывания

Доказывание – это урегулированная законом деятельность по установлению и обоснованию обстоятельств уголовного дела, на основе которых может быть разрешен вопрос об уголовной ответственности.[1]

Доказывание – сложный процесс, он пронизывает всю уголовно-процессуальную деятельность, и обеспечивает осуществление задач уголовного судопроизводства путем установления истины по делу[2] .

В основе доказывания лежит практическая деятельность, в ходе которой происходит восприятие фактических данных, а также непосредственно воспринимаются отдельные факты. Все это подвергается логическому анализу, в результате рационального мышления выдвигаются следственные версии, которые вновь проверяются практической деятельностью.

Содержание доказывания составляет, в соответствии со статьёй 85 УПК РФ, совокупность процессуальных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств. Эти действия осуществляют государственные органы и должностные лица.

Обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются[3] :

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, сформулированы в законе в общем виде, т.е. применимы ко всем видам преступлений. Для того чтобы конкретизировать те обстоятельства, которые должны быть установлены по тому или иному уголовному делу, необходимо обратиться к уголовному закону. Именно нормы уголовного закона формулируют юридически значимые признаки деяния, которые и служат ориентиром для определения предмета доказывания по конкретному делу.

Событие преступления и виновность конкретного лица в совершении преступления – эти элементы предмета доказывания составляют главный факт. Уголовный процесс начинается (возбуждение уголовного дела) и продолжается (предварительное расследование, судебное разбирательство и т.д.), пока есть основание предполагать, что совершено преступление и существует лицо, его совершившее. Когда такое предположение не подтверждается доказательствами, уголовное дело или уголовное преследование в отношении конкретного лица прекращаются.

Круг обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, определяется необходимостью установить степень его ответственности, создать фактические предпосылки для индивидуализации наказания, если таковое будет назначено судом.

Включая в число обстоятельств характер и размер вреда, причиненного преступлением, законодатель тем самым выделил такие негативные последствия деяния, за наступление которых виновный может нести ответственность.

Содержательная связь предмета доказывания с нормами уголовного закона отчетливо проявляется в пункте 5 части 1 статьи 73 УПК РФ, в котором говорится об обстоятельствах, исключающих преступность и наказуемость деяния (ст. ст. 37 – 42 УК РФ).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (п. 6 ч. 1 ст. 73 УПК РФ), приведены в статьях 61 и 63 УК РФ. Необходимо учитывать, что перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, а круг смягчающих обстоятельств может быть расширен судом при рассмотрении конкретного дела.

Обстоятельства, которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания, указаны в статьях 75 – 83 УК РФ. Поскольку применение соответствующей нормы уголовного закона должно основываться на фактических обстоятельствах дела, последние подлежат доказыванию.

Конфискация имущества, как определяет Уголовный закон, это принудительное безвозмездное обращение по решению суда денег, ценностей и иного имущества в собственность государства.

Применение конфискации имущества предполагает доказывание обстоятельств, относящихся как к способу приобретения имущества, так и его дальнейшему использованию либо предназначению.

В процессе расследования и судебного разбирательства дела предметом доказывания становятся и фактические обстоятельства, установление которых необходимо для решения ряда процессуальных вопросов (допустимость доказательства, избрание меры пресечения и т.п.). В частности, по ходатайству сторон в качестве свидетелей могут быть допрошены любые лица, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий (ст. 234 УПК РФ).

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливаются возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 421 УПК РФ).

Возраст несовершеннолетнего связывается с двумя обстоятельствами, требующими точного определения даты рождения:

- достиг ли он возраста уголовной ответственности (если не достиг, то деяние признается общественно опасным, но несовершеннолетний не может быть за него привлечен к уголовной ответственности и наказан в уголовном порядке);

- совершено ли преступление в период несовершеннолетия. В ситуациях, когда преступление было совершено несовершеннолетним, а уголовное дело возбуждено после достижения им возраста 18 лет, а также в случаях совершения одним и тем же лицом длящегося преступления лицо обладает статусом несовершеннолетнего.

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.

Следует учитывать, что согласно части 3 статьи 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.[4]


doklad-prezidenta-respubliki-uzbekistan-islama-karimova.html
doklad-prg-po-vodnim-i-energeticheskim-resursam-almati-noyabr-2006-goda.html
doklad-prioriteti-razvitiya-stranica-3.html
doklad-prizvan-sposobstvovat.html
doklad-prochitannij-na-deputatskih-slushaniyah-v-zaks-spb-fevral-2008-g.html
doklad-proekt-bilding-sad-opit-realizacii-proekta-v-moskovskoj-i-samarskoj-oblastyah.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/alla-dobrosockih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-territorii-goroda-riddera-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-2010-god-stranica-13.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolnitelnaya-sistema-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/dvizhenie-knizhnogo-fonda-analiz-deyatelnosti-uchrezhdenij-kulturi-municipalnogo-obrazovaniya-kushyovskij-rajon-v-2010-god.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vv-malov-ipos-so-ran-aspirant-dialog-kultur-i-civilizacij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-nedostatki-proiznosheniya-svistyashih-zvukov-priemi-postanovki-v-prakticheskoj-deyatelnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-brazilii-v-integracionnih-processah-v-zapadnom-polusharii-v-konce-hh-nachale-hhi-vv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalinauskas-igop-duhovnoe-soobshestvo-stranica-24.html
  • school.bystrickaya.ru/ekaterina-medichi-2.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-avgust-2009-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelstvuyushij-zasedaniya-provedennogo-pod-predsedatelstvom-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-psihologicheskoe-obosnovanie-demokratii-po-gegelyu-kozhevu-fukuyame-za-gorizontom-istorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-za-2010g-r-p-talmenka.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-ekologicheskaya-bezopasnost-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/perechen-statej-opublikovannih-v-nauchno-metodicheskom-zhurnale-gstoriya-prablemi-vikladannya.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-s-porohovshikova-p-sergeicha-ta-v-1913-godu-ona-bila-pereizdana-stranica-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii-3.html
  • college.bystrickaya.ru/1-sistemi-tverdotelnogo-trehmernogo-proektirovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-pravila-okazaniya-uslug-pochtovoj-svyazi-v-red-postanovlenij-sovmina-ot-16-03-2005-n-285-ot-03-10-2006.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mayak-novosti-31052005-100000-pervij-kanal-novosti-31-05-2005-15-00-00-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-33-issledovanie-potrebitelej-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya-torgovoe-delo-ryazan.html
  • learn.bystrickaya.ru/gomeopaticheskij-metod-v-veterinarnoj-klinicheskoj-praktike-a-v-avdeeva-otv-sekretarotv-perevodchik.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-03-fevralya-2010-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-18-etapi-razvitiya-mirovoj-sistemi-socializma-oglavlenie.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-sistema-meropriyatij-kompleksnogo-investicionnogo-plana-monogoroda-ust-ilimsk-irkutskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/resheniem-soveta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pedagogika-i-psihologiya-visshej-shkoli-disciplina-vhodit-v-cikl-dnm-v.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostav-oborotnih-sredstv-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-finansov-socialno-ekonomicheskaya-sushnost-finansov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-pitanie-i-uhod-za-telom-kniga-i-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metallicheskie-konstrukcii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/psihologo-pedagogicheskie-nauki-i-sportivnie-disciplini-estestvenno-matematicheskie-i-tehnicheskie-nauki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-rektoram-visshih-materiali-k-voprosu-o-hode-razrabotki-i-vvedenii-kreditnoj-sistemi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-obuchayushihsya-12-16-let.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionno-metodicheskie-centri-rekomendacii-k-avgustovskomu-soveshaniyu-rabotnikov-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-tatarstan-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.