.RU

ДОКЛАД О КОЛХИДЕ, НЫНЕ НАЗЫВАЕМОЙ - Глазами русских и иностранных путешественников


^ ДОКЛАД О КОЛХИДЕ, НЫНЕ НАЗЫВАЕМОЙ

МИНГРЕЛИЕЙ, В КОТОРОМ ГОВОРИТСЯ

О ПРОИСХОЖДЕНИИ, ОБЫЧАЯХ И ПРИРОДЕ

ЭТОЙ СТРАНЫ, (СДЕЛАННЫЙ) АРКАНДЖЕЛО

^ ЛАМБЕРТИ, ТАМОШНИМ МИССИОНЕРОМ — ЕГО

СВЯТЕЙШЕСТВУ МОНСИНЬОРУ ДИОНИСИЮ

МАССАРИ, СЕКРЕТАРЮ СВЯЩЕННОЙ

КОНГРЕГАЦИИ ПРОПАГАНДЫ ВЕРЫ

^ В НЕАПОЛЕ17

1654 г.

На северо-востоке Колхиду окру­жают Кавказские горы; населена же она народами столь дикими и варварскими, что для описания этой страны и всех ее обычаев понадобились бы длинней­шие повествования и целые книги.

Ближе всего живут: абхазцы, аланы, сваны, кара­чаевцы, зихи и черкесы, которые исповедуют на словах

христианскую веру, но законов не имеют, занимаются охотой и разбоем; разнообразие языков и наречий, на которых они говорят, столь велико, что каждое из этих племен имеет свой особый язык, отличающийся от язы­ка соседей, так что между ними нельзя найти ни малей-Шего сходства.

Все эти люди, попадая в турецкие страны, вскоре принимают неверную магометанскую религию, отре-• каясь от веры христовой. И это дело творит дьявол с помощью живущих там турок, которые очень рьяно относятся к торговле людьми и не останавливаются ни перед какими трудностями и затратами, лишь бы при­обрести невольников. Поэтому у них немало рабов не только из Мингрелии, но и черкесов, абхазцев, аланов и зихов...

В этих горах живут самые дикие племена, говоря­щие на языках столь различных между собой, что одно племя не может понять языка другого. Все эти народ­ности перечислены у Страбона и некоторых других ав­торов; ближе всего к Колхиде живут сваны, абхазцы, аланы, черкесы, зихи, карачаевцы. Они называют себя христианами, но у них нет и следа христианского бла­гочестия и милосердия.

Между ними наиболее смирные — сваны, которые охотно слушают, когда им говорят о боге и загробной жизни, и умиляются.

У аланов и зихов, а также у сванов и абхазцев ни . в образе жизни, ни в обычаях мне не удалось заметить более ничего особенного.

Далее к Каспийскому морю на этом перешейке ле­жит, по свидетельству космографов, страна амазонок.

^ СООБЩЕНИЕ СВЕТЛЕЙШЕМУ ГЕРЦОГУ ТОСКАНСКОМУ КОЗЬМЕ ТРЕТЬЕМУ О МОСКОВИИ

Падуя, 1680. С латинского перевел Алексей Станкевич. М., 1905, т. I.

Я. Рейтенфельс.

Глава 2 О разных названиях московских племен

Аланы, т. е. бродячие, кочевали около Меотидского озера и болот, пока не слились воедино с готами.

К черкесам относят аланов, или жителей Кавказа, а также сванов, зихов, карачиолов и карачеркесов.

^ ХРОНИКА ИОАННА МАРИНЬОЛА, ФЛОРЕНТИНЦА ЕПИСКОПА ВИЗИНЬЯНСКОГО

Из книги П. Геласия Добнер.

Исторические памятники Богемии.

Т. 2, Прага, 1768.

Выше всех (стоят) также князья

его государства, более 30 тысяч, которые зовутся аланами и управляют всей восточной империей. Они — христиане либо на деле, либо по имени и на­зывают себя рабами папы, готовы умереть за фран­ков, ибо так именуют они нас не от слова Франция, но Франквия. Первоапостолом их был брат Иоанн де Монте Корвино.

^ О вере после потопа

Ревностно служил истинному богу Сим, историю которого ныне мы исследуем. На второй год после по-

топа он произвел на свет Элама, от которого, как гово­рят, произошел на востоке благородный род аланов, являющихся ныне величайшим и благороднейшим на­родом мира; всех красивее и храбрее их мужчины.

^ ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАНУ МЕССЕРА ДЖОЗЕФА БАРБАРО, ВЕНЕЦИАНСКОГО ДВОРЯНИНА18

Если находиться в середине Та­тарской равнины, то на восточной стороне ее будет ре­ка Эрдил, иначе называемая Волгою, на западной и северо-западной — Полония19, на северной — Россия, а на южной, обращенной к Главному морю20,— Ала­ния, Кумания, Хазария.

Все эти места граничат с Забакским морем21, пред­ставляющим собой не что иное, какМеотийское болото; следовательно, оно находится между вышеназванными странами.

Название (Алания) произошло от народа алан, которые на их языке называются ас. Они были христи­анами, но их изгнали и истребили татары; эта область — гористая с реками и равнинами, на которых встречается множество небольших холмов, сделанных рукой человека и представляющих собой могильные памятники. Каждый из них имеет на своей вершине каменную плиту с небольшим углублением, в которое вставлен крест, высеченный из другого камня; таких холмов там бесчисленное множество, и мы слышали, будто в одном из них скрыто великое сокровище... В то время, когда мессер Пьетро Ландо был консулом в Тане, прибыл некто из Каира по имени Гульбедия и рассказал, что в бытность свою в Каире он узнал от одной татарки, будто бы в одном из этих курганов под названием Контеббе зарыто теми аланами богатое сокровище22.

Этот холм высотою в 50 шагов имеет плоскую вер­шину, на которой находится второй холмик, наподобие круглой шапки с отогнутыми полями; по его краям двое людей легко прошли бы рядом. Высота этого вто­рого холмика 12 шагов, а его основание имеет такую круглую форму, словно оно было очерчено с помощью циркуля; диаметр его 8 шагов.

В течение 22 дней мы прорыли проход, имевший около 60 шагов в длину, 8 в ширину и 10 в вышину. На самом верху оказался слой чернозема, образовавше­гося из трав, далее—слой угля по всему пространству; вероятно, на этих холмах разводили огонь, потому что поблизости имеются ивовые леса; затем оказался слой золы толщиной в ладонь, возможно, оттого, что огонь разводили также из камыша, так как поблизости име­ются его заросли; далее оказался слой просяной шелу­хи такой же толщины, вероятно, потому что там упот­ребляли в пищу хлеб из проса, а шелуху сохраняли, собирая ее здесь. Желал бы я знать, сколько понадо­билось проса для того, чтобы образовался слой такой толщины, как в этом холме... Далее мы обнаружили чешую рыб, а именно сазанов23 и других в том же роде; это позволяет сказать, что в той реке24 водилось много сазанов и вообще всякой рыбы, если их чешуей оказа­лось возможным покрыть гору...

Представляю будущим читателям судить о том, на­сколько это возможно или правдоподобно, я же рас­сказываю сущую правду. Я полагаю, что тот, по чьему велению был устроен описанный могильник и чье имя было Индиабу, для выполнения всех обрядов, приня­тых, вероятно, в то время, должен был задолго заду­мать и отдать повеление собирать и складывать сюда все это.

Прорыв этот ход и не найдя сокровищ, мы решили проделать еще два хода в самой горе высотой и шири­ной в 4 шага; выполнив это, мы натолкнулись на почву белого цвета такую твердую, что вырубили в ней сту­пени, по которым ходили с носилками. Пройдя далее в глубь горы на 5 шагов, мы нашли внизу несколько каменных сосудов, из которых одни были наполнены пеплом, другие углем, а в иных не оказалось ничего; несколько сосудов было наполнено рыбьими костями и чешуей. Нашли мы также 5 или 6 четок, крупных, как померанцы, сделанных из терракоты, покрыты гла­зурью и похожих на те, что делаются в Марке и упот­ребляются для неводов. Помимо этого, мы нашли еще половину ручки от серебряного сосуда, крохотную, имевшую в верхней части подобие змеиной головки. Это место называлось раньше Гульбединовы ямы, а после того, как мы его разрыли, стало называться и называется до сих пор Франкской ямой.

Так и не узнали мы ничего достоверного об этом сокровище, но, как я слышал, если оно и существовало, то было зарыто потому, что вышеназванный Индиабу, князь аланский, узнав о том, что татарский хан идет на него, решил схоронить сокровище в земле (дабы оно никому не досталось); он велел приготовить себе, сог­ласно обычаю, могильник, положив туда предваритель­но тайком все, что ему было любо, а затем приказал воздвигнуть этот курган.

Из главы X

Отправившись из Тана вдоль побережья названного моря, я достиг через 3 дня области, называемой Кре-мух, князь которой носил имя Биберди, что означает Богоданный. Земли за Кремухом населены племенами, хотя и разрозненными, но живущими в близком сосед­стве, это киппики, татаковцы, собаи,кевертеии ас, или аланы, о которых говорилось выше. Эти земли занима­ют пространство на протяжении 12 дней пути и доходят до Мингрелии.

Из главы XII

Прямо за островом Кафы на берегу Черного моря находится Готия, далее — Алания, которая, как гово­рилось выше, простирается до Монкастро. Готы гово­рят на немецком языке, я знаю, это потому, что со мною был слуга немец; они говорили между собой и понимали друг друга довольно хорошо, как у нас жи­тель Форли понимает флорентинца. От этого сосед­ства готов и аланов произошло, как я думаю, название готаланы. Первоначально там обитали аланы, но с на­шествием готов страна была завоевана последними, имя готов слилось с именем аланов, и они стали называться готаланами, т. е. народом, смешанным из тех и других. Все они, подобно черкесам, греческого веро­исповедания.

^ ПУТЕШЕСТВИЕ ГОСПОДИНА ДВОРЯНИНА

ШАРДЕНА В ПЕРСИЮ И ДРУГИЕ ВОСТОЧНЫЙ

СТРАНЫ25

Амстердам, т. 1, 1711.

В-издании 1735 г.указано следую­щее: «Жители Кавказа составляют воинственную на­цию, прославившуюся под именем гуннов, которая в настоящее время разделена на различные маленькие племена, те, которые граничат с Колхидой, явля­ются аланами26, чья страна в древние времена обра­зовывала границу Армении между Кавказскими го­рами и Каспийским морем, где, как полагают, нахо­дилась страна амазонок. Это — прославленная нация, присоединявшаяся обычно к персам в их войнах с римлянами в течение первых 7 веков нашей эры.

К другим народам относятся сваны, зихи, карасио-лы, или карачеркесы.

Имеретинское царство несколько больше тех стран, о которых я только что говорил. Это Иберия древних27. Оно расположено между Кавказскими горами, Колхи­дой, Черным морем, Гурийским княжеством и Грузией. Длина его 26 миль, ширина—60. Народами Кавказских гор, с которыми оно граничит, являются грузины и турки на юге, а на севере оссы и карасиолы; турки называют этих последних карачеркесами, т. е. черными черкесами. Карасиолы, или черные черкесы являются как раз тем народом, который европейцы прозвали гун­нами; это они произвели все те опустошения в Италии и Галлии, о которых сообщают историки и между ними Седренус. Их язык представляет собой смесь с ту­рецким.

В Кахетинском царстве было раньше несколько го­родов; все они в настоящее время разрушены... Это

дело рук северных народов Кавказских гор — аланов, сванов, гуннов и других, прославившихся своей силой к храбростью...

^ ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ ИЗ ПОГРАНИЧНОЙ

КРЕПОСТИ МОЗДОК ВО ВНУТРЕННИЕ

МЕСТНОСТИ КАВКАЗА, ПРЕДПРИНЯТОГО

В 1781 ГОДУ28

Штедер

Я' продолжал свои путь на юг к Казибеку. Дорога шла по левому берегу Терека и че­рез 6 верст привела к Ларсу, Жители находятся под властью Ларса; они подчиняются Ахмету29 и называ­ются тагаурцы; они осетины, живут бедно и грязно на возвышенности, по которой проходит дорога. Их жи­лища и хлевы построены вместе, вероятно, из-за не­достатка леса, который привозится сюда издалека. Над ними, на крутой сланцевой скале находится укрепленное место, где живет незначительное коли­чество людей. Это укрепление небольшое. Однако местоположение его надежное, и Терек омывает низ­менный правый берег. Дорога проходит недалеко от этого места. Проехав еще 4 версты, я был принужден отослать лошадей обратно. Терек на протяжении 8 саженей омывает крутую высокую скалу и застав­ляет путешественников подниматься на эту опасную скалу, перенося через нее вещи с помощью горцев.

До этого места дорога была удобной и шла без вся­ких препятствий вдоль речек Курдон, Кайтдон и Цадон («дон» по-осетински означает река). Грузины считают с этого места свою границу и под предлогом грабежей не имеют здесь никаких мостов. Однако отсутствие мостов является в значительной степени выгодным для казибекских старшин и жителей, поскольку они вы­нуждают этим путешественников переносить свои вещи в Казибек с помощью людей. За каждый груз, который переносится через гору, уплачивают от 4 до 5 рубашек, .половина которых попадает им. Я встретил здесь моздокский караван, который 5 дней уже как был занят переноской своих грузов через скалу. При наличии же незначительного моста у этой скалы, поскольку вблизи имеется лес, они сумели бы переправиться в Казибек в течение 3 часов.

Долина Терека становится все уже, и река перебра­сывает дорогу через пару плохих мостов то на правый, то на левый берег. Мост состоит из двух деревьев, поперек которых лежит хворост и пригоден только для пешеходов.

На левом берегу, на полпути от Шими к Казибеку, виднеются развалины пограничной крепости Дариель, являющейся старой границей или Кавказскими воро­тами. Они расположены чрезвычайно выгодно на ска­ле, омываемой Тереком.

.Долина не шире 60 саженей и лежит между двумя высокими крутыми цепями гор. На западной стороне видны остатки поперечной стены, откуда дорога через ворота проходит прямо под стеной. Стена имеет 40 са­женей в длину, окружена крутыми скалами и доступна только с западной стороны. На скалах с восточной стороны над Тереком высечены ступеньки для того, чтобы ходить за водой. Под крепостью находятся остатки садов и плодовых деревьев, хотя местность уже давно покинута.

Незначительно укрепив это место и имея здесь не­большой гарнизон и артиллерию, можно сделать ущелье непреодолимым.

Довольно хорошая дорога ведет отсюда к реке Дефдарок, которая, спускаясь с высоких снежных вер­шин на западе, впадает с правой стороны в Терек. Эта снежная гора со своей круглой вершиной, покрытой вечным льдом, возвышается над другими снежными горами; она вместе с Эльбрусом, Шатом и Шах-горой, является наиболее высокой вершиной Кавказа... В мас­сивах этих скал и земли я обнаружил минералы, место­нахождение которых я искал выше. Несколько запад­нее я также нашел их признаки.

Недалеко от Дефдарока лежит селение Голлета, в стороне от дороги на склоне горы, плохо обработанном бедными осетинами. Принц Ираклий30 пользуется ими

для розыска потерявшихся в горах грузин. В четырех верстах к югу, на левом берегу Терека, находится на скале Цудо, окруженный стеной. Находящиеся там жилища из камня представляют из себя грязные стой­ла, не имеющие ни окон, ни каминов. Разложенный посередине огонь дает им свет и тепло. Жители бедные и оброчны старшинам в Казибеке. Дорога идет вдоль западного склона и через речку Чегер приводит в Ка­зибек.

Это местечко лежит на плоском склоне гор, в север­ной части которого бежит речка, в 100 саженях от правого берега Терека. Несколько выше над отвесными скалистыми берегами Терека переброшен мост, веду­щий на правый берег к Казибеку. Местечко имеет ка­менные здания и несколько башен. Старшина Габриель, самый богатый и главный начальник этой местности. Лежащее напротив, на левом берегу, селение Гергетта подчиняется Казибеку и расположено, как и то на рав­нине, у небольшой речки. На высокой горе, к западу от этого местечка, находится красивая греческая цер­ковь царицы Тамары. Еще'выше к западу лежат ста­рые остатки жилищ и пещер. Древнее сказание побу­дило меня взобраться на эту гору, покрытую соснами. Я нашел там следы жилищ у подножья снежной горы, происхождение которых в этой местности казалось мне непостижимым. Мраморные и кристаллические пост­ройки, стоявшие на снегу, являются, вероятно, ледя­ными глыбами, образующими всевозможные фигуры замков и башен, которые благодаря преломлению сол­нечных лучей еще больше ослепляют легковерных лю­дей. Подъем по снегу и льду настолько труден, что греческие монахи, хотевшие достигнуть вершины гор, могли безнаказанно распространять тысячи небылиц, поскольку подъем туда казался невозможным. Среди этих сказок имеется предание о золотом парящем го­лубе, который будто бы висит посредине одной из по­строек.

^ Оссы, или осетины

Оссы31, или по-русски осетины, граничат на востоке с ингушами и Тереком, на юге — с грузинами и имеретинцами, на западе — с рекой Лесген и большой Ка-бардой, на севере — с малой Кабардой. Протяжение с востока на запад равно 75 верстам, ширина с севера на юг в северных горах равна 55, а в южных—30 верстам; эти расстояния счислены по часам.

Оссы занимают среднюю и горную часть Кавказа. Северные жители могут вооружить 6000 человек; юж­ные породнились с грузинами и имеретинцами и могут выставить вместе 4000 человек. Их образ правления также разнообразен, как и их округа, и каждое селение имеет свой собственный общественный союз. Южная часть в значительной степени смешалась* со своими соседями и в большинстве случаев говорит на грузин­ском языке; жители могли бы быть богаче благодаря плодородным долинам, если бы их старшины и началь­ники не обращались с ними слишком корыстолюбиво. Эти старшины состоят на службе у соседних князей, с помощью которых они и получили свое превосходство над другими. Оссы, граничащие с грузинами, более покорны, чем те, которые граничат с имеретинцами. Обитающие в снежных горах совершенно не зависят от северных жителей; только те, которые живут у под­ножья гор, более зависят от своих старшин...

История средних оссов состоит, главным образом по данным окружающих их варваров, только из сказок, песен о героях и темных традиций. В своих песнях о героях они воспевают коварные кражи, дерзкие гра­бежи, увоз скота и людей и т. д. Отдельные остатки oi церквей, святых мест и рощ являются свидетельством их прежней принадлежности к христианству.

Каждая долина или округ имели свою церковь. От этих времен они сохранили только трех святых—Илью, Николая и Георгия, воспоминания о которых переме­шаны со многими чудесами и суевериями и образы которых переделаны согласно их понятиям. Век их ди­кости виден как из пещер в неприступных скалах и непроходимых горах, так и из их разбросанности по местам, где неплодородная почва, простиравшаяся да­леко вокруг, не могла обеспечивать их скудного про­питания. Такие места могли быть обитаемы только отдельными людьми, которые добывали себе пропита­ние охотой и грабежами в отдаленных местах32.

Прирост населения требовал надежного пропита­ния; семьи стали объединяться для защиты, начали охотиться вместе, и первая ступень общежития привела их в средние цепи гор. Кругом их поселений было мало пастбищ для скота, а незначительная обработка земли • спасала их в случае нужды от голода. Их жилища беспорядочно строились из отломанных камней, на крутых склонах скал или высоких вершинах, куда вели только ступеньки. Следы их видны всюду вблизи от селений. Многолюдные семьи почувствовали себя, на­конец, достаточно сильными для того, чтобы спуститься в нижние плодородные долины, где они выстроили свои каменные жилища вкруг, укрепив их башнями. Их пашни лежали на расстоянии ружейного выстрела. Как только они считали себя достаточно сильными для за­щиты, они шли войной на семьи, разбросанные еще в средних горных возвышенностях; побуждаемые раз­бойничьими нападениями, эти также стремились к большим" скоплениям в равнинах, и селения образова­ли таким образом округа. Так образовались следую­щие округа: Шарах, Шимити, род которого назывался Тагаур, Тагаеф, Кобан и Дергипш на реке Кизил, Кур-тат на Погке, Валагир на Арадоне и Дугор с его потом­ками на Усдоне, Дур-Дуре в особенности на реке Уруг и новые — на Лесгене.

Пещеры, суровые горы и непроходимые места были теперь покинуты, но их старые привычки последовали за ними в долину. Все что не находилось с ними в сою­зе, все что не относилось ни к их селению, ни к их округу — считалось ими чуждым, и они относились ко всему этому враждебно. Они вредили друг другу взаимными набегами, отделялись друг от друга, пре­кращали сношение, и это враждебное отдаление под­держивалось во все время их варварства. Охота оста­валась их главным занятием и делала их все более жестокими, дикими и воинственными. Потомки их еще более расширили между собою раздоры и преследова­ния. Это нарушило законную связь между селениями, и боязнь друг друга разделила их снова на семьи.

Старость, могущество, а также особые преимуще­ства определили избрание старшины в качестве совет­ника и предводителя одной семьи, одного селения. Отец, однако, оставался деспотом своей жены и детей и продавал их по желанию, пока они были еще слабы­ми. Когда дети подрастали, то право сильного защи­щало их от отцовского насилия. Никакое принуждение не поддерживало семейную связь, только боязнь соб­ственной слабости и надежды на лучшее пропитание связывали их крепче в одно общество.

В случае общей угрозы и больших набегов селение защищалось против селения, долина против долины, и они соединялись в союзы. Если кто-нибудь был оскор­блен за общее, то его защищали все. После окончания набега этот союз каждый раз распадался, и в селениях оставалось право сильного для совершения в одиночку привычной мести. Если обстоятельства привлекали к мщению многих, то старшины стремились вмешаться путем уговоров или проявления власти. Если потери обеих сторон были одинаковы, то ходатайство было положительным; кроме того, за остальных убитых уплачивалось скотом.

Кровавая месть и самовольные действия были обя­зательны среди семей; позор и презрение продолжа­лись до тех пор, пока эта обязанность не была выпол­нена. Мщение, грабеж и убийство считались доброде­телью, вследствие чего погибать считалось славным. Тройная сила усмиряла некоторым образом эти беспо­рядки, именно — обычай, или сила привычки; боязнь высшего существа, или будущего, в особенности же страшные суеверия.

Обычай заставлял уважать преклонный возраст. Во всех случаях старшина говорит первым, молодой чело­век уступает ему свое место, стоит в его присутствии, зажигает ему трубку, подает ему первому еду, слушает его совет, допускает его вмешательство, и старость во всех случаях жизни имеет преимущество.

Считается отвратительным бить женщину. Тот счи­тается в безопасности, кого взяла под свою защиту женщина. Когда они вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все присты-

>кенные вкладывают сабли в ножны и расходятся до более благоприятных обстоятельств. Дотрагивание до их груди означает усыновление чужого человека в ка­честве ребенка, брата или родственника. Если убит единственный сын матери, то молодой убийца бежит с кинжалом к матери убитого и принуждает ее подать ему грудь33. Во время этого насильственного требова­ния родственники требуют кровной мести. Решение предоставляется матери, которая сопротивляется; если, пока он сосет ее грудь, они кричат, она теряет этим через его убийство двух сыновей. Среди таких частых убийств редко случается, чтобы погибала женщина; хотя ее сейчас же продают или держат, как рабыню.

Гостя (кунака) осетин защищает как самого себя и погибает скорее сам, чем уступит врагу его тело; он берет на себя кровавую месть за него.

Они отдают чужеземцам своих сыновей для воспи­тания часто целыми селениями и местностями. Воспи­татели снаряжают воспитанника и вступают этим в родство и связь. Кровавая месть прекращается, если убийца похищает сына убитого, становится его прием­ным отцом и воспитывает его. С помощью такого сред­ства примиряются самые мстительные семьи. Похище­ние среди своих вознаграждается в три раза, старши­нам— в шесть раз и князьям — в 9 раз. Боязнь всесильного существа не позволяет оссам похищать то, что свято для кого-нибудь или под защитой чего он находится.

Он держит обещание и союз, заключенные в святых местах, потому что его понятия о силе божества очень темны и запутанны. Они унаследовали от своих предков некоторое количество нелепостей, смесь христианства и суеверий, которые они согласовывают со своим обра­зом мыслей, продолжая распространять их. Ежегодные жертвоприношения всей нации умиротворяют боже­ство. Перед жертвоприношением старшина молится, поднимает на палке кусок жира или почки, разделяет его между всеми присутствующими, а остаток бросает В- огонь. После перенесенного набега старшина опу­скается на колени в священном месте, молится и при­носит в жертву что-либо съедобное или кусок своей

одежды. Священные места представляют из себя боль­шей частью каменные груды или скалы вблизи от опасного места. Кусок соленой рыбы, если она являет­ся лакомым кусочком, рассматривается как превосход­ная жертва. С меня для одного умершего потребовали курительный табак; так как я не имел его, то я дал немного сахара и кнастер табака, который был исполь­зован ими в качестве фимиама.

Над могилой осе призывает ушедшие души в свиде­тели, называет себя их рабом и готов перенести на том свете всевозможные напасти, если он дал фальшивую клятву. Когда экскременты скота насаживаются на палку с пожеланием, чтобы вор насыщался этим на том свете, это защищает скот от грабежей лучше, чем сторож. В знак союза они зарывают кол в землю и объявляют преступника дишенным покровительства закона. Вместо актов они передают друг другу бирки, надрезы на которых означают отдельные пункты. При всем невежестве в чтении и письме, они ведут что-то вроде летописи по развешанным головам и рогам в по­мещениях для жертвоприношений, которые напомина­ют им о событиях, явившихся в то время достоприме­чательными. Их летоисчисление ведется по времени жатв и в большинстве случаев так ограниченно, что они не могут определить даже свой собственный воз­раст.

Уже в древние времена они были обращены в хри­стианство, и знаменитая среди горных жителей царица Тамара34 старалась путем постройки многих церквей в горах укрепить среди них христианство. Хороший успех ее усилий объясняет то благоговение, которое народ сохраняет к этим местам. Падение греческой церкви в Грузии, благодаря частым нападениям персов и турок, захватил еще в большей степени и горные це­пи. Близкая связь с христианскими соседями была уничтожена, и служители церкви потеряны частью по невежеству, частью вследствие опасности. Последние священнические семьи старались сохранить за собой •службу в церкви из-за корыстолюбия по праву насле­дования. Отсюда старшина при торжественных случаях умел произносить молитвенные формулы, с которыми невежественного народа вскоре связалось полное айн суеверие. Явления, предсказания, предзнаменова­ния поддерживали легковерность невежественного на-да а языческие жертвоприношения заменили забы­тую церковную службу. При торжественных праздне­ствах еда и питье занимали главное место после жертвоприношения. Для того, чтобы скрыть обман и невежество и пользоваться преимуществом, которое предоставляло им суеверие народа, каждому посторон­нему был запрещен под угрозой смерти и несчастья вход в священное место. Я посетил такое место и убеж­дал доверчивых оссов в обмане; они сочли меня за исключение или за непорочного и хорошего христиани­на, которому, как они себе представляли, разрешалось приближаться к таким местам.

Они охотно позволяют себя крестить35; некоторые повторяют это по нескольку раз для того, чтобы полу­чить 7 аршин грубой холстины, которую им за это выдают; однако после крещения, чтобы доказать свое христианство, они умеют разве только сделать крест и есть свиное мясо. Они отчасти соблюдают великий пост, но придерживаются и своих прежних суеверных обычаев и отличаются друг от друга по еде и питью в известные праздники. В день пасхи я напомнил им об этом великом празднике христиан; они были смущены своим невежеством, тем более, что они не приготовили никакого пива. Иногда в горы посылали миссионеров осетинской комиссии из Моздока, о которых уже не­сколько лет как я ничего не могу отметить другого, кроме того, что они крестят народ и раздают полагаю­щийся при этом холст. Учебное заведение комиссии в Моздоке, если бы оно было общеполезным и его дохо­ды разрешали бы более значительную подготовку, смогло бы явиться основой преобразования этой нации36.

Чрезвычайно необходимо было бы устроить в сосед­них местностях школы с их простым содержанием и чередованием земледельческих навыков и ремесел.

Они не избегают казачьей службы и могли бы за сходное содержание освободить жителей Терека от большой заботы.

Их потребности настолько же несложны, как и их образ жизни; в большинстве случаев они пользуются собственными продуктами, в случае нужды они обхо­дятся всем чужим. Холст, бумажная материя, слегка обработанное железо, особенно соль они получают из России или Азии. Их женщины заботятся об одежде, которая состоит из черного или серого грубого кафтана с разрезными рукавами, несколько короче татарского; из нижнего платья из грубого холста или бумажной материи; длинных белых штанов, достигающих лодыж­ки; носков, отделанных мягкой кожей снизу вместо подметок с плетеными ремнями и подложенной снизу травой; из высокой татарской шапки; из верного лох­матого мехового плаща и часто из грубой сорочки. Их постель состоит из двойных шкур и нескольких наби-'тых шерстью подушек. Их пропитание самое умерен­ное. .Тесто из грубо перемолотого проса, ячменя или маиса, испеченное в виде блинов под горячей золой или сваренное просто в воде, сыр, а также сырые ко­ренья — вот что составляет их ежедневную пищу; реже встречается мясо и пиво.

Живущие у подножья гор имеют также пчельники и изготовляют из своего проса обычную горелку.

Они держат себя несколько чистоплотнее, чем коче­вые народы, в особенности следят они за оружием. Они не садятся за еду не вымывшись и повторяют это после еды. Они склонны к работе, в особенности жен­щины постоянно заняты. Они заботятся обо всей одеж­де, о домашнем хозяйстве, о жатве, сборе плодов, дровах и тому подобных работах. Мужчины, напротив занимаются седельной сбруей, обработкой земли, па­хотой, ремеслом кузнеца, каменщика и строителя, при­готовлением пороха, выделкой из кожи ремней и обуви, охотой и войной.

Их оружие состоит из длинного крымского или чер­кесского ружья с двумя дулами, привязанными ремня­ми к стволу; из легкой хорошей сабли, которая более прямая чем изогнутая; из кинжала и ножа на ремне. Они имеют на груди кафтана от 5 до 8 патронов в деревянных или костяных цилиндриках и большую деревянную, обитую кожей пороховницу с 5 фунтами пороха. Пороховница, кинжал, нож, огниво, кожаный мешочек с пулями, другой с кремнем и прочими мел­кими вещами, байка с жиром или маслом для чистки ружья — все это прикрепляется узким ремнем у пояса. Небольшая пороховница с охотничьим порохом висит на перевязи на шее и прячется в карман на груди. Они носят свое ружье всегда в ч'ехле из барсучьего меха. Они держат оружие очень чистым и всегда готовым к употреблению, не занашивая его. Их постоянные чи­стки, смазывание мозгом и высушивание во время хорошей погоды — все это предохраняет оружие от ржавчины. После каждого выстрела они прочищают ружье шомполом из твердого дерева.с железным на­конечником, кругом которого они наматывают тряпоч­ку. Их заряды в соответствии с качеством пороха точно отмеряются без дальнейшей обработки, заряжаются обыкновенной пулей, имеющей крестообразно два выпуклых ободка, что является более надежным и легче выбрасывает ее. Когда они прицеливаются или сидят на земле, они верные и отличные стрелки, но при перезарядке они медленны и нуждаются в нескольких . минутах.

Осе должен слезть с коня, чтобы зарядить ружье и вложить пулю. Они ищут для выстрелов защищенное место и не теряют их зря, но выжидают своих врагов с упорством, чтобы уничтожить их тем более верно. Когда несколько человек находятся вместе, то они стреляют друг за другом, а не все вместе и выжидают, когда другой снова зарядит свое оружие. Они распола­гаются при обороне в нескольких шагах друг от друга, а при отступлении первым всегда стреляет передний, который затем отбегает в самый конец для перезаряд­ки ружья. Они стремятся в -этих случаях достигнуть крутых мест, чтобы стоять друг над другом. Они умеют так выгодно пользоваться гористой местностью, что 10 человек могут защищаться против 100. Их война и набеги представляют из себя скорее нечаянные нападе­ния, чем правильные наступления. Сначала они горячи, но вскоре остывают. При обороне они стойки и при наличии защищенного места, упорны; если же они окружены, то дерутся, как отчаянные.

Телосложение оссов соразмерно стройное, худоща­вое, жилистое. Они среднего роста, часто несколько выше. Загорелое строгое лицо, дикие живые глаза больше обыкновенных, татарского разреза, общий вид — независимый. Они быстры и легки в беге, спо­собны носить через горы невероятно тяжелые грузы, взбегать по крутым скатам, так что носильщики часто погибают на месте от сильного кровотечения из легких, а взбирающиеся по горам — от астмы.

В их характере отметить можно черты хороших от природы людей, которые только благодаря привычкам и предрассудкам получили ложное направление.

Они во всем преувеличивают; только внешнее и на­стоящее управляет их страстями. Природа и привычки часто находятся в противоречии, отсюда их поступки так противоречивы. Они щедры, делят свое пропитание между нуждающимися, услужливы, не отказывают просящему другу. Гостя они принимают со следую­щими словами: «Мой дом — твой дом; я и все мое — твое». С тем, кто находится под их защитой, они обра­щаются как с родственником и не отдают .беглецов. Многочисленные русские перебежчики, которых я ма-ло'-помалу возвращал, были все увезены из гор за мой счет. Они жили свободно среди осетин и находили себе, не работая, пропитание. Они продавали им свои вещи и получали безвозмездно местную одежду. Мне пред­лагали за свободу этих людей подарки, а женщины преследовали меня из Далагира на далекое расстоя­ние, с умоляющими слезами, прося за двух гренадеров из Томска, которых я ночью похитил у них. Так как все просьбы были напрасны, то они просили меня по край­ней мере оставить их безнаказанными. Со своими ра­бами они обходятся справедливо и хорошо; их верность и служба обеспечивают им свободу.

Воровские, разбойничьи и жестокие наклонности развились у них в результате привычки и склонности к злодейскому славолюбию. Юноша доказывает свои способности воровскими набегами; даже грабеж на большой дороге укрепляет его славу, а смерть при­дает ему вид героя. Он гордится своими обманами и кичится убийствами и кровавой местью. Он не знает границ своей отваге, если считает себя или свою честь оскорбленными: родители, братья, друзья — всем этим он жертвует бесчувственной жестокости. В моем при­сутствии сын убил своего старого отца за несколько сказанных им бранных слов. Он стоял вполне хладно­кровно рядом с хрипящим старцем для новой зарядки своего ружья. Все равнодушно проходили мимо умер­шего, не оплакивая его и не унося с дороги. Я потребо­вал у старшины, которому я хвалил преимущества нашего закона, наказания этого убийцы. Он рассмеял­ся, увидев мой гнев: «Что вы потом будете делать?» — задал он мне вопрос.— «Еще строже его казнить»,— был ответ.—«Таковы ваши хваленые законы?»—вскри­чал он.— «Это не твой отец и не мой отец, это его отец. Тут стоят его братья. Что нам за дело?»

Мой толмач был ограблен пятью братьями. При разделе кусок богатой ткани достался второму брату. Старший брат счел себя оскорбленным и убил его, а один из братьев отомстил за смерть первого. Послед­ний похоронил первого с материей, поскольку он ду­мал, что она ему принадлежит и поскольку он хотел отдать ему справедливость. Осетины убивают врага, если он стар или если не пригоден вследствие ран в качестве раба.

Между тем, несмотря на дикость, их легко одолеть, если уметь управлять их страстями. Их вспыльчивому гневу необходимо пойти навстречу, а нерешительность предупредить силой. Их склонность к переменам по­беждается только холодной твердостью; при этом неожиданное и новое оказывают лучше всего действие на их невежественный ум: если склоняется один — он ведет за собой остальных. Их покорить легче, чем удер­жать. Это непостоянство является результатом боязни обмана, который между ними так же распространен, как и славен. Если они убедились в искренности, то они слепо следуют за человеком. Красноречие может много сделать среди них. убеждение — еще больше, а при­мер — делает все. С помощью услужливости, осторож­ности и приветливости можно свести с ними знаком­ство; с помощью хорошей славы можно вскоре Получить их дружбу, а с помощью услуг и небольших подарков можно привязать их к себе. Поняв это, мож­но с некоторой осторожностью жить безопасно среди них, и, благодаря многим связям, сделаться вскоре влиятельным лицом. В тех местах, где я сперва едва решался ездить с конвоем, я мог затем находиться с полной безопасностью. Шайки разбойников были моей свитой и самой надежной охраной в наиболее опасных местах. Среди врагов русского имени я нашел вскоре лучший прием и был самым приятным гостем. Сами убийцы, которые прежде грозили мне гибелью, стара­лись как можно лучше мне услужить и давали мне спокойно спать среди них, в то время как они охраняли мою безопасность. Упрямый Каншов, старшина Дергип-ша требовал мостовой сбор даже с генерала Тотлебена37 потому, что, как он говорил, даже грузинский архие­пископ должен был ему уплачивать; он грабил офице­ров и курьеров, задерживал караваны и недавно имел в своих когтях д-ра Рейнеггса. Этот 80-летний разбой­ник, несмотря на свою слабость, заставил свести себя вниз по каменной 'лестнице с своего холма и пришел при остановке держать мою лошадь. Это уважение я приписываю только молве моих приверженцев, так как он ничего с меня не потребовал и только вспоминал, что много обо мне слышал. Бекби — хитрый, веролом­ный бродяга, скрывавшийся в горах, как ловкий вор и жестокий убийца на большой дороге, оставался пре­данным мне человеком в самых опасных положениях, пренебрегая даже своей выгодой. Со своей шайкой разбойников он служил мне охраной и провожал меня с собственной опасностью туда, куда отказывались идти другие конвои. После знакомства с ним, путеше­ствуя однажды с одним уже 20 лет как сбежавшим русским солдатом и проводником, достиг я у подножья снежных гор его банду из 30 разбойников. Я нашел его с сообщниками, обдумывающими разбой и лежащими у огня. Так как здесь никого не ожидали, то они были очень удивлены моему появлению среди ночи. Они про­явили сильное беспокойство, задавали мне тысячу вопросов и подозревали измену. Я смеялся и ничего не отвечал на их волнение. Бекби вскочил с ложа, напра­вил ружье и в упор спросил меня, зачем я сюда пришел.

«За едой»,— отвечал я и сел на его ложе.— «Я ничего не ел со вчерашнего дня». Он рассмеялся, дал мне в знак дружбы оружие и прислуживал мне. «Ты имеешь право,— сказал он.— Теперь я понимаю, почему ты не отвечал».

Послам имеретинского царя было чрезвычайно трудно проходить через горы; их пропустили только под моей защитой. В течение 3 лет царь Соломон со­гласно собственному признанию не мог перевезти князя Диван-бега с чиновниками особых поручений к началь­нику русской границы. После полученного приказа сопровождать его, мне было гораздо труднее убедить царя в безопасности переезда, чем избежать грозив­шей нам опасности. В горах нас окружили черкесы, направившие на нас свои ружья. Я пошел к ним один с толмачом и после коротких переговоров они нам от­крыли дорогу со словами: «Ты вырвал у нас из рук верную добычу; мы дарим ее тебе и уходим». Я мог бы привести еще много таких приключений, если бы это не было излишним.

Считать безопасные сношения с этими варварами за невозможное — является простым предрассудком. На­ше собственное поведение является причиной многих неприятностей. Справедливое и уступчивое поведение сделало бы из этих горцев уже давно наших друзей и, конечно, хороших подданных. До этого времени их посещали только наши толмачи; это были обыкновен­но изгнанные ими люди, которые, опираясь на пример русских, обращались с ними непристойно и высоко-• мерно, так что они не могли ужиться между их ска­лами; кроме того, корыстолюбие таких представителей проявлялось совсем на азиатский лад. Отсюда, как следствие — строптивость этих людей, которые, при наказании их, таили в себе вражду. Честный человек, которому горная комиссия могла бы довериться и ко­торый жил бы между ними и умел бы пользоваться их прямодушием, вероятно, добился бы без труда того, чего не в состоянии сделать сила. Миссия действитель­но выполнила бы свое дело этим, а уговоры возделы­вать равнины оказались бы более действенными. То начало, которого я добился в столь короткое время в деле обработки земель, показывает, что можно ожи­дать с этой стороны. Я хотел взять обязательство еже­годно приводить на равнины свыше 1000 людей для новых поселений тогда, когда они искали себе надле­жащую защиту. По этому вопросу меня порядочно беспокоило много селений. Главной целью этого труда было заселение с помощью русского гарнизона из Татартупа ущелья, которое должно было быть впос­ледствии взято.

Как вообще Кавказ заслуживает внимания, так в особенности и Осетия имеет значение, так как она близка нам и важна для сношений с грузинами. Нельзя ли было бы найти более короткий путь на Анатолию через эту страну? Я думаю, что мог бы указать один, который путем улучшений оказался бы вполне прилич­ным. С помощью его освоения можно было бы одолеть народы, которые вместо того, чтобы грабить наши гра­ницы, стали бы их охранять; недоступные горы, стена из скал между двумя морями, предназначенная как будто бы для того, чтобы с приложением небольших усилий воздвигнуть непреодолимую линию — представ­ляет из себя здесь естественную границу. Минералы, которыми богата Осетия, дают большие надежды на эту местность, и я могу указать богатые свинцовые и серебряные руды. Земледелие, скотоводство и народо­население увеличивалось бы прямо на глазах, если бы русские законы препятствовали раздорам, свирепст­вующим среди этого народа. Долины могли бы прино­сить все продукты, которыми богата Швейцария, если бы только они подвергались правильной обработке. Зима здесь сносная, как и в соседних низменных ме­стах, где в течение всей зимы могут пастись стада. Корма для больших стад было бы вполне достаточно, если бы отдаление от жилищ не было опасно вследст­вие грабежей.

Это самое важное в Осетии. Климат умеренный и здоровый немало способствует, плодовитости людей, скота, земли. Эти горцы — народ здоровый, сильный, проворный и кропотливый — могли бы быть вдвойне более многолюдными и хорошими подданными, если бы они имели законное государственное устройство*


elektroliticheskaya-dissociaciya.html
elektroliz-ionno-obmennie-reakcii-mezhdu-ionami.html
elektromagnetizm-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-fizike-dlya-slushatelej-vtorogo-kursa-fzo-moskva-2004.html
elektromagnitnaya-indukciya-adres-v-internete.html
elektromagnitnaya-kartina-mira-ekm-v-m-titov-institut-gidrodinamiki-im-m-a-lavrenteva.html
elektromagnitnie-kolebaniya-i-volni-sbornik-zadach-dlya-prakticheskih-zanyatij-po-fizike.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vstrecha-vo-vremeni.html
  • essay.bystrickaya.ru/biznes-zhospar-balalar-bashalarin-ashu-2011-zhil-mazmni-kesteler-tzm-5-suretter-tzm-6-rezyume-7-krspe-9.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtorskaya-programma-aavasileva-diskontnaya-programma-na-2011-god-vnashej-kompanii-s-2011-go-goda-dejstvuet-novaya.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-vtoraya-generiruyushaya-kompaniya-optovogo-rinka-elektroenergii-stranica-12.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-federalnoe-agentstvo-po-zdravoohraneniyu-i-socialnomu-razvitiyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-7.html
  • education.bystrickaya.ru/23-analiz-ispolzovaniya-fonda-rabochego-vremeni-kursovoj-proekt-po-discipline-ekonomika-predpriyatiya-na-temu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pshichkovoj-ov-plan-raboti-gou-co-shkola-zdorovya-n.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zh-zhalpia-mndett-oumen-amtu-sharalari-bojinsha-mektep-basshilarina-dstemelk-nsauli.html
  • college.bystrickaya.ru/353spravka-zamestitelya-nachalnika-1-specotdela-unkvd-po-sverdlovskoj-oblasti-ob-osuzhdenii-bhbalca-k-visshej-mere-nakazaniya-i-privedenii-prigovora-v-ispolnenie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teatralizaciya-kak-sredstvo-interpretacii-epicheskih-proizvedenij-v-5-8-klassah.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-kazahstan-ot-8-fevralya-2003-goda-n-384-ii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-dolgoletii-i-starosti-kniga-prinadlezhit-k-vesma-populyarnomu-zhanru-sbornikov-mudrih-mislej-umnih-viskazivanij.html
  • grade.bystrickaya.ru/migracionnie-processi-v-mire.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-9-metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-voprosov-mestnogo-samoupravleniya-v-sfere-kulturi-gorodskih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-sokrashenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vozrastnaya-anatomiya-fiziologiya-i-gigiena-uchebno-metodicheskij.html
  • learn.bystrickaya.ru/fgbou-finansovij-universitet-pri-pravitelstve-rossijskoj-federacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/nakonec-neobhodimo-videlit-nekotorie-osobennosti-ekonomicheskoj-strategii-otlichayushie-ee-ot-kratkosrochnogo-tekushego-upravleniya-firmoj.html
  • credit.bystrickaya.ru/pismo-vtoroe-malenkoe-blagoslovenie-nemnogo-oreshkov-pisma-starec-paisij-svyatogorec.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-r-dzhumankulova-ou-saattarini-blnu-zhospari.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vlast-kak-pravo-zakon-obnovleniya-85.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnie-i-gumanitarnie-issledovaniya-razrabotki-i-innovacii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-lammas-polin-kampanelli-vozvrashenie-yazicheskih-tradicij.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-lidera-dlya-dostizheniya-vershini-tekst-predostavlen-izdatelstvom-formula-uspeha-nastolnaya-kniga-lidera-dlya-dostizheniya-vershini-stranica-108.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-pravila-vnutrennego-uchebnogo-rasporyadka-i-povedeniya-obuchayushihsya-v-altajskom-filiale-mesi-utverzhdeno.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-podgotovke-i-zashite-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-bakalavra-magistra-specialista-barnaul-2009-g.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-rekomendovano-k-izdaniyu-uchebno-metodicheskim-obedineniem-po-obrazovaniyu-v-oblasti-tehnologii-stranica-6.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dlya-teh-komu-ot-8-do-14-let-i-kto-dumaet-chto-kanikuli-dolzhni-bit-neobichnimi-i-nezabivaemimi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-hode-vipolneniya-plana-osnovnih-meropriyatij-po-realizacii-koncepcii-dalnejshego-razvitiya-sng.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-predstavlyaet-soboj-pervij-akademicheskij-uchebnik-po-kulture-rechi-soderzhashij-naibolee-polnij-sistematizirovannij-material-po-dannoj-teme-stranica-19.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-shkolnom-samoupravlenii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-99-chtenie-slov-s-izuchennimi-bukvamipovtorenie-process-obucheniya-gramote-po-uchebniku-v-g-goreckogo-i-dr.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobstvennost-kak-obekt-ugolovno-pravovoj-ohrani-ot-prestupnih-posyagatelstv-svyazannih-s-unichtozheniem-ili-povrezhdeniem-chuzhogo-imushestva.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-olimpiadi-po-himii-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/inzhenerlk-mehanika-pnn-ou-dstemelk-keshen.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhilishnoe-pravo-11-2011-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2011-godu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.