.RU

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (далее − Доклад) подготовлен


Приложение к письму департамента

комплексного развития курортов и туризма

Краснодарского края

№ 44-1161/12-01-08 от 13.04.12г.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края (далее − Доклад) подготовлен во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июля 2008 года №548 «О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края».

Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере комплексного развития курортов и туризма на территории Краснодарского края.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края, а также Положением о департаменте комплексного развития курортов и туризма.

Департамент в своей деятельности подконтролен главе администрации Краснодарского края, а также заместителю главы администрации Краснодарского края, курирующему вопросы курортной сферы и туризма.

Главными целями деятельности Департамента являются комплексное развитие курортов и туризма Краснодарского края, рациональное использование его природно-климатических и туристско-рекреационных ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности курортно-рекреационных территорий, создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного и туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для наиболее полного удовлетворения потребностей населения края, Российской Федерации и иностранных граждан в санаторно-курортном лечении, отдыхе и туризме, увеличение доходной части бюджетов всех уровней.

^ Раздел I. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной целью деятельности департамента является формирование конкурентоспособного круглогодичного туристского предложения и доведение уровня санаторно-курортных и туристских услуг до уровня международных стандартов, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста санаторно-курортного и туристского комплекса края

Приоритетом является создание круглогодичного курортного комплекса, предлагающего туристам современный и качественный отдых.

Для этого департаментом ставятся следующие стратегические цели:


^ Цель 1. Повышение конкурентоспособности туристского предложения Краснодарского края.

Количественно измеримым показателем, характеризующим уровень достижения этой цели, является удовлетворенность туристов уровнем сервиса на курортах края.

По итогам ежегодного дополнительного статистического обследования в сфере туризма, проводимого по заказу департамента, удовлетворенность туристов уровнем сервиса на курортах Краснодарского края в 2011 году составила 69,7%. Плановое значение данного показателя на 2011 год – 69%, перевыполнение на 0,7 процентных пунктов.

Анализ удовлетворенности отдыхающих в 2011 году показал, что большинство туристов (76,1%) остаются довольны отдыхом в г. Сочи, менее всего – в Геленджике (60%).

Плановые показатели на 2013-2015гг. и целевое значение данного показателя изменены по сравнению с указанными в ДРОНДе за 2010 год в соответствии со значениями, утвержденными Стратегией развития санаторно-курортного туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года (в ред. от 13.04.2012 года) (далее - Стратегия).


Повышение показателя удовлетворенности туристов уровнем сервиса на курортах Краснодарского края до 80% возможно при условии повышения качества предоставляемых услуг и расширения ассортимента дополнительных услуг (медицинских, бытовых, развлекательных).

^ Задача 1.1 Повышение уровня сервиса на курортах Краснодарского края.

Способствовать повышению конкурентоспособности будет дальнейшее проведение классификации средств размещения и увеличение общей емкости номерного фонда.

Проведение классификации средств размещения гарантирует предоставление качественных санаторно-курортных, оздоровительных и туристско-экскурсионных услуг.

Департамент координирует работу по классификации гостиниц и других средств размещения Краснодарского края.

Основные цели системы классификации:

-повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения;

-оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и другого средства размещения;

-обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества, предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 30.07.2010 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с организацией и проведением ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта» в период с 1 июля 2011 по 31.12.2016 классификация для средств размещения г. Сочи обязательна. На остальной территории края классификация средств размещения остаётся добровольной, однако на федеральном уровне рассматривается вопрос о введении обязательной классификации всех средств размещения Краснодарского края.

По состоянию на 01.01.2012г. количество классифицированных предприятий – 347 ед. Из числа классифицированных средств размещения 56 предприятий относятся к высококатегорийным – им присвоены 4 и 5 «звезд», 132 предприятия соответствуют 3 «звездам».

Плановые показатели на 2011 год не выполнены по показателю «Количество классифицированных средств размещения по категориям 4* и 5*(звезд)» на 20%, по показателю «Количество классифицированных средств размещения по категориям 3*(звезды)» - на 5,7%. Недостижение вышеуказанных показателей обусловлено несколькими причинами:

  1. В связи с разработкой и согласованием соответствующих нормативно-правовых документов на федеральном уровне специалисты (эксперты), имеющие соответствующую квалификацию, приступили только с апреля 2011 года к работе по классификации гостиниц и иных средств размещения по новой системе.

  2. Руководство предприятий, за исключением находящихся на территории города-курорта Сочи, неактивно участвуют в классификации и не проводят мероприятия для повышения категории, так как классификация остается добровольной процедурой.

Департаментом направлены предложения на федеральный уровень о введении обязательной классификации на всей территории Краснодарского края.

На постоянной основе сотрудниками департамента комплексного развития курортов и тризма Краснодарского края проводится разъяснительная работа с руководителями предприятий о целях и задачах системы классификации и о необходимости ее проведения.

Увеличение классифицированных средств размещения категорий 3* с 132 до 185 единиц; 4* и 5* с 56 до 85 за период с 2011 года по 2020 год позволит повысить конкурентоспособность и качество предоставляемых услуг.

Плановые показатели на 2013-2015гг. и целевые значения на 2020 год изменены по сравнению с указанными в ДРОНДе за 2010 год в связи с изменением тенденций и приведены в соответствие со значениями, утвержденными Стратегией.

Показатели по доле от общего номерного фонда коллективных средств размещения аттестованных на 3* и 4-5* изменены соответственно.

^ Задача 1.2 Оптимизация предложения туристских услуг.

В 2011 году общая емкость коллективных средств размещения составила 215,0 тыс. койко-мест*, что на 1,1% больше по сравнению с общей емкостью коллективных средств размещения в 2010 году. Фактическое значения данного показателя за 2010 год уточнено в соответствии с данными территориальным органом федеральной службы государственной статистики (далее - Краснодарстат).

*по прогнозу департамента. Статистические данные за 2011 год по данному показателю будут получены в июне 2012 года.

Плановое значение по общей емкости средств размещения выполнено на 95% в связи со снижением фактического показателя за 2010 год, а также с объективными причинами: в 2011 году не функционировали либо проводили реконструкцию порядка 80 предприятий: Сочи – 19 предприятий, Геленджик – 18, Туапсинский район – 3 предприятия, Ейский район – 3 предприятия, Темрюкский район – 3, Анапа – 9 и т.д.

Значения по данному показателю незначительно скорректированы на плановый период 2013-2015гг. Целевое значение к 2020 году остается неизменным – 300 тысяч койко-мест.

Увеличение емкости организованного сектора размещения к 2020 году на 40% до 300 тысяч койко/мест в результате строительства новых средств размещения будет способствовать повышению конкурентоспособности, позволит обеспечить динамичный прирост отдыхающих.

^ Цель 2. Обеспечение повышения эффективности функционирования предприятий санаторно-курортного комплекса.

Степень эффективности функционирования отрасли отражает доля в валовом региональном продукте.

С 2004 года территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат) по заказу департамента комплексного развития курортов и туризма края проводятся исследования, позволяющие произвести расчет туристского выпуска и туристской добавленной стоимости в экономике края. По результатам данных исследований выявлено, что доля туристской добавленной стоимости в краевом валовом выпуске специфических туристских видов деятельности - общественного питания, пассажирского транспорта, культуры и спорта составляет 60-80%. Для неспецифических видов деятельности (связь, услуги, строительство, образование, сельское хозяйство и пр.) доля туризма составляет в среднем 15-20%.

Таким образом, по оценке Краснодарстата, удельный вес туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте Краснодарского края составляет 10-15%.

Так, за период с 2005 года по 2011 год данный показатель увеличился на 4 процентных пунктов и в 2011 году удельный вес туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте Краснодарского края, по оценке, составил 14,8%*.

*по прогнозу департамента. Статистические данные за 2011 год по данному показателю будут получены в 2013 году.

Показатель за 2010 год откорректирован в соответствии с результатами дополнительных статобследований, в связи с чем изменены плановые показатели на 2013-2015гг. и целевое значение в 2020 году, и приведены в соответствие со Стратегией.

Плановое значение на 2011 год – 15,8%. Невыполнение связано со снижением темпов роста объема услуг предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса, что в свою очередь обусловлено снижением загрузки отраслевых предприятий (в результате снижения платежеспособного спроса населения: по данным Всероссийского опроса ВЦИОМ, в 2011 году нехватка денежных средств - основная причина проведения летнего отпуска дома (54% респондентов). В 2011 году доля россиян, жертвующих отпуском ради работы, возросла в два раза (с 6% в 2010г. до 11% в 2011г.).

Увеличение доли туризма с учетом добавленной туристской стоимости в объеме валового регионального продукта с 14,8% до 17% возможно в результате роста прямого и косвенного вклада туризма в экономику региона в результате увеличения турпотока и заполняемости предприятий, и, соответственно, увеличения темпов роста объемов доходов (услуг) предприятий.

^ Задача 2.1 Увеличение объемов доходов в санаторно-курортном и туристском комплексе.

Объем доходов санаторно-курортного и туристского комплекса в 2011 году достиг 57,5 млрд. рублей*, что ориентировочно в сопоставимых ценах больше на 5%, чем в 2010 году.

*по прогнозу департамента. Статистические данные за 2011 год по данному показателю будут получены в июне 2012 года

Основную долю в объеме доходов санаторно-курортного и туристского комплекса в 2011 году составили доходы, полученные от деятельности коллективных средств размещения – 32,8 млрд.руб.*, что больше данного показателя в 2010 году на 6%; объем доходов индивидуальных средств размещения составил 23,5 млрд.руб., что больше показателя 2010 года на 5%.

*по прогнозу департамента. Статистические данные за 2011 год по данному показателю будут получены в июне 2012 года

Доходы туристских фирм в 2011 году составили 1 138 млн.руб.*, что больше, чем в 2010 году на 9,6%.

*по прогнозу департамента. Статистические данные за 2011 год по данному показателю будут получены в июне 2012 года

Фактическое значение вышеуказанных показателей за 2010 откорректированы в соответствии с данными Краснодарстата.

Показатель «Объем доходов санаторно-курортного и туристского комплекса» (включающий в себя три показателя: «доходы, полученные от деятельности коллективных и специализированных средств размещения (гостиницы, санатории, дома отдыха, туристические базы)», «доходы туристических фирм», «доходы индивидуальных средств размещения») за 2011 год меньше планового значения на 3%. Как упоминалось выше, снижение темпов роста объемов услуг взаимосвязано со снижением загрузки предприятий санаторно-курортного, гостиничного и туристского комплекса в 2012 году.

Плановые показатели на период 2013-2015 гг. и целевые значения на 2020 год откорректированы в соответствии со значениями, утвержденными Стратегией развития санаторно-курортного туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года (в ред. от 13.04.2012 года).

Также показателем вышеуказанной задачи является бюджетная эффективность, которая выражается в росте налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2011 году превысили 6 млрд.руб., что выше показателя 2010 года на 28%.

Перевыполнение планового показателя на 21% обусловлено значительным увеличением в 2011 году платежей по налогу на прибыль ОАО «Газпром» и его дочерних обществ за обособленные подразделения, находящиеся на территории Краснодарского края и относящиеся к санаторно-курортному и туристскому комплексу. Так, например, ОАО «Газпром» в 2011 году по налогу на прибыль перечислило за «Горно-туристский центр ОАО «Газпром» свыше 1 млрд.руб., что на 34% больше чем в 2010 году. ООО «Газпром добыча Уренгой» за «ДОЦ «Кубанская Нива» перечислило по налогу на прибыль в 2011 году 395 млн.руб., что в 2,6 раза больше чем в 2010 году.

Рост бюджетной эффективности - налоговые поступления к 2020 году в краевой консолидированный бюджет от предприятий отрасли превысят 15 млрд. руб., прирост с 2011 года больше, чем в 2 раза.

Плановые показатели на период 2013-2015 гг. и целевое значение на 2020 год откорректированы в соответствии со значениями, утвержденными Стратегией развития санаторно-курортного туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года (в ред. от 13.04.2012 года).

Задача 2.2 Увеличение количества отдыхающих на курортах Краснодарского края.

В 2011 году на курортах края отдохнуло свыше 11 млн. человек*, что на 5% больше, чем в 2010 году.

*по прогнозу департамента. Статистические данные за 2011 год по данному показателю будут получены в июне 2012 года

В коллективных средствах размещения отдохнуло, по оценке, 2,7 млн.чел., что примерно на уровне предыдущего года. В неорганизованном секторе до 2008 года наблюдался стабильный рост численности самодеятельных туристов, но с 2009 года отмечается снижение туристских потоков на 7,9% в 2009 году и на 16,8% в 2010 году. В 2011 году количество неорганизованных отдыхающих превысило 8 млн.чел. (8 155 тыс.чел.), что на 7,4% больше, чем в 2010 году.

Фактическое значение показателей: «число размещенных лиц в коллективных средствах размещения (гостиницах, санаториях, домах отдыха, турбазах и др.)», «количество отдохнувших в детских оздоровительных лагерях» и «количество неорганизованных отдыхающих» за 2010 откорректированы в соответствии с данными Краснодарстата.

Показатель «Количество отдыхающих всего» (включающий в себя три показателя: «число размещенных лиц в коллективных средствах размещения (гостиницах, санаториях, домах отдыха, турбазах и др.)», «количество отдохнувших в детских оздоровительных лагерях» и «количество неорганизованных отдыхающих») за 2011 год больше планового значения на 2%.

Плановые показатели на период 2013-2015 гг. и целевое значение этих показателей на 2020 год откорректированы в соответствии со значениями, утвержденными Стратегией развития санаторно-курортного туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года (в ред. от 13.04.2012 года).

Увеличение количества отдыхающих на курортах края к 2020 году до 18 млн.чел. возможно за счет реализации всего комплекса мероприятий, предусмотренных Стратегией: проведение эффективной рекламной и маркетинговой кампании, качественное улучшение сервиса на курортах за счет повышения профессионального уровня обслуживающего персонала управленческих кадров предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса, расширение спектра возможностей на отдыхе. Предполагается качественное и количественное совершенствование туристического предложения до уровня ведущих мировых курортов при сохранении привлекательного для туристов соотношения цены и качества. Конкурентоспособное предложение будет способствовать росту доходов от туристов за счет одновременного увеличения расходов туристов, продолжительности отдыха и общего количества туристов.

Показатель «загрузка организованного сектора размещения» напрямую связан с количеством отдыхающих. В 2011году средняя загрузка по году составила 64,7%, и это больше показателя 2010 года на 0,3 процентных пункта.

Невыполнение планового показателя в 2011 году обусловлено невысоким уровнем по турпотоку.

Плановые показатели на период 2013-2015 гг. и целевое значение этого показателя на 2020 год откорректированы в соответствии со значениями, утвержденными Стратегией развития санаторно-курортного туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года (в ред. от 13.04.2012 года).

Задача 2.3 Повышение инвестиционной привлекательности курортных территорий.

Создание благоприятного инвестиционного климата края путем укрепления соответствующей инфраструктуры, развития механизмов региональных гарантий финансирования эффективных инвестиционных проектов санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, а также схем государственно-частного партнёрства повысит интерес инвесторов, позволит привлечь инвестиции в основной капитал к 2020 году свыше 30 млрд. рублей.

В 2011 году объем инвестиций в основной капитал составил 13,6 млрд.руб.*, что на 1,5% больше, чем в 2010 году.

*по прогнозу департамента. Статистические данные за 2011 год по данному показателю будут получены в июне 2012 года

Показатель за 2010 год откорректирован в соответствии с данными Краснодарстата.

Невыполнение планового показателя за 2011 год на 16,6% обусловлено невыполнением со стороны ряда инвесторов своих намерений и нарушением сроков освоения инвестиций:

  1. ООО «Газпром добыча Уренгой», проект – «Строительство объекта "Лечебно-оздоровительный комплекс "Витязь" 2-я очередь (Курортная деревня) (905,7 млн. рублей) (Анапа);

  2. ООО «Гелиос», проект - «Строительство курортного комплекса «Пальмовый берег» (1425,0 млн. рублей) (Туапсинский район);

  3. ОАО «Компания горнолыжный курортов», проект - «Строительство горнолыжного курорта «Собер-Баш» (1,0 млрд. рублей) (Северский район);

  4. ЗАО «Абрау-Дюрсо», проект «Развитие территории Абрау-Дюрсо» (2,157 млрд. рублей) (Новороссийск);

  5. ЗАО «Агрофирма «Кавказ», проект - «Развитие территории агрофирмы «Кавказ» (10,6 млрд. рублей) (Анапа).


Плановые показатели на период 2013-2015 гг. и целевое значение этого показателя на 2020 год откорректированы в соответствии со значениями, утвержденными Стратегией развития санаторно-курортного туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года (в ред. от 13.04.2012 года).

Задача 2.4 Увеличение численности работников санаторно-курортной отрасли.

Туризм оказывает прямое и косвенное воздействие на доходную часть краевого бюджета, формирование валового национального и регионального продуктов, сокращение безработицы. К 2020 году ожидаемая среднесписочная численность работников отрасли достигнет 150 тыс.чел.

Показателем создания дополнительных рабочих мест является увеличение доли работников предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса в общем объеме работающего населения края: в 2011 году доля работников предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса составила 4,5%*. Численность работников, занятых в санаторно-курортной отрасли в 2011 году составила 105 тыс.человек, темп роста 101,4%.*

*по прогнозу департамента. Статистические данные за 2011 год по данному показателю будут получены в июне 2012 года

Показатель за 2010 год откорректирован в соответствии с статистическими данными.

Плановые показатели на период 2013-2015 гг. откорректированы по данным показателям. Целевое значение – 150 тыс.чел. работающих в отрасли, что составит 6% в общем объеме работающего населения Краснодарского края.

^ Задача 2.5 Повышение среднемесячной заработной платы работников санаторно-курортной отрасли.

Начисленная среднемесячная номинальная заработная плата работника в санаторно-курортной и туристской отрасли в 2011 году – 15,1 тыс.руб., что на 8,6% больше, чем в 2010 году.

Увеличение среднемесячной заработной платы работников санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края к 2020 году в 2 раза к уровню 2011 года будет способствовать повышению уровня жизни населения курортных территорий и привлечению квалифицированных работников санаторно-курортной отрасли.


И.В. Князева_______

267-25-35

epilogbessmertie-dva-bileta-chtobi-ostatsya.html
episkop-aleksandr-semenov-tyan-shanskij.html
episkop-rashsko-prizrenskij-artemij-novij-zlatoust-svyatitel-nikolaj.html
episodij-vii-prodolzhenie-episodiya-v-pervogo-akta-ot-izdatelya.html
epistolografiya-aliptasui-men-damu-tarihi.html
epitet.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/liturgiya-v-chest-prepodobnogo-serafima-sarovskogo-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-uporyadochennoj-irrigacii-v-nizove-evfrata-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-sostav-pokazatelej-ocenki-effektivnosti-sistem-elektronnoj-kommercii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povedenie-tipa-a-lekciya-1-12-02-08-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/festival-konkurs-detskogo-i-molodezhnogo-tvorchestva-v-chehii-osennyaya-skazka.html
  • college.bystrickaya.ru/-4-oppoziciya-v-verhah-tragediya-carya-i-tragediya-naslednika-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zdes-privedeni-programmi-luchshih-ekskursij-po-uralu-i-orientirovochnie-ceni-data.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nozemne-nvestuvannya-chast-8.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ignorirovanie-obsheprinyatih-trebovanij-k-oformleniyu-raboti-raboti-pobeditelej-rekomendovani-dlya-uchastiya-v-kraevih-konkursah-uchebno-issledovatelskih-rabot-uchashihsya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-individualno-psihologicheskie-osobennosti-233-belyanin-v-p-b-449-psihologicheskoe-literaturovedenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ii-specialnoe-obrazovanie-lic-s-osobimi-obrazovatelnimi-c-ii-po-pedagogicheskomu-obrazovaniyu-v-kachestve.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-studentov-napravlenie-080100-ekonomika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-globalnij-marketing-e-ermolaenkova-redaktor-e-ermolaenkov-hudozhestvennij-redaktor-v-zemskih-korrektori.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-trinadcataya-rossiya-v-postindustrialnom-mire-prichini-i-veroyatnie-posledstviya-sovremennogo-krizisa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-k-metod-razvitiya-cheloveka-stranica-10.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamyat-svyatoj-muchenici-evfalii-zhitiya-svyatih-tom-3-mart.html
  • bukva.bystrickaya.ru/samij-pervij-ford-mondeo.html
  • tests.bystrickaya.ru/kommentarii-k-knige-pervoj-perevod-vstupitelnaya-statya-i-kommentarii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-i-ledeneva-professionalno-migracionnie-namereniya-rossijskih-studentov-obuchayushihsya-za-rubezhom.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-i-metodika-obucheniya-inostrannomu-yaziku-dlya-specialnosti-05303-inostrannij-yazik-utverzhden-na-zasedanii-kafedri.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chernij-voron-stranica-40.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-rinok-cennih-bumag.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhurnali-elektronnie-knigi-izdatelstva.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-festivale-konkurse-liderov-detskih-obshestvennih-obedinenijkak-vesti-za-soboj-cel-festivalya-konkursa.html
  • books.bystrickaya.ru/energetikam-zadolzhali-v-mae-pochti-125-mlrd-rublej-dannie-minenergo-v-gosdumu-vnesen-proekt-zakon.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliografiya-razvitie-kommercheskogo-obrazovaniya-v-bashkirii-1908-1967-godi-ot-torgovoj-shkoli-do-ufimskogo-professionalnogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-razrabotke-smetnoj-dokumentacii-v-kursovom-i-diplomnom-proektirovanii-prednaznacheni-dlya-studentov-dnevnoj-formi-obucheniya-specialnostej-2903-2908-060806-060811-060815.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-112-1-galina-chugunova.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-komplekta-izdanij-naimenovanie-harakteristika-i-kolichestvo-postavlyaemih-tovarov-izdanij-vhodyashih-v-sostav-komplekta-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pismennie-dokazatelstva-v-arbitrazhnom-processe-chast-10.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4issledovanie-rinka-i-konkurentov-strategicheskoe-planirovanie-44-planirovanie-celej-predpriyatiya-45-strategiya.html
  • turn.bystrickaya.ru/partnerami-ne-rozhdayutsya-gazeta-kseniya-nechaeva-maksim-tovkajlo-19062008-112-str-9-11.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glavatskih-aleksandra-vsevolodovicha-soderzhani-e.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sergej-esenin-28-stihotvorenij-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.