.RU

Доклад Сафиуллиной Елены, 11 класс Виктор Пелевин, автор сборника рассказов "Синий фонарь"


"Предводитель серебристых шариков"

К вопросу об особенностях художественной манеры
Виктора Пелевина


Доклад Сафиуллиной Елены, 11 класс


Виктор Пелевин, автор сборника рассказов "Синий фонарь", повестей "Омон Ра" и "Желтая стрела", романов "Жизнь насекомых", "Чапаев и Пустота", "Generation π", лауреат нескольких премий (в том числе престижной Букеровской) сегодня – один из самых популярных авторов нового поколения. И несмотря на это серьезных научных исследований о его творчестве практически нет. Преобладают газетные и журнальные публикации в виде рецензий и обзоров на вновь опубликованные произведения. Причем мнения критиков о писателе кардинально противоположные, а порой и просто парадоксальные.

С самого начала явление Пелевина было встречено с энтузиазмом и недоумением. О нем и сегодня говорят много и не всегда хорошо. Но самое главное – его читают! А читая, восхищаются и негодуют, сопереживают и недоумевают… Подобные впечатления испытывала и я, столкнувшись с рассказами и повестями этого автора. И мне захотелось понять причину его необычайной популярности, разгадать загадки пелевинского стиля, проникнуть в суть его парадоксальных мыслей… Так возникла идея данной работы.

Структуру работы определили поставленные задачи. В первой части дается систематизация научно-критических работ, посвященных творчеству В.Пелевина: это статьи Р.Арбитмана, Д.Бавильского, П.Басинского, Д.Быкова, А.Гениса, В.Ерофеева, С.Некрасова, опубликованные в 90-е годы в "Литературной газете" и "Независимой газете".

Во второй части осуществляется анализ произведений (преимущественно рассказов) с целью выявления специфических художественых приемов, свойственных Пелевину.

Кроме того, обобщив имеющиеся исследования сущности современной литературы (в ее основных разновидностях: реализм, модернизм, постмодернизм), мы, используя методику "наложения" моделей, попытались сконструировать инвариантную модель произведений В.Пелевина. Ее описанию посвящена третья глава работы.

Прокомментируем наши выводы.


Размышления критиков о творчестве Виктора Пелевина, их наблюдения над особенностями его прозы легли в основу непосредственного анализа произведений. Мы осуществили анализ около двух десятков рассказов и повести "Желтая стрела", опираясь на принципы системно-комплексного исследования художественного произведения, разработанные профессором КГУ Нигматуллиной Ю.Г.

Использовали определенный алгоритм анализа, который позволил сделать ряд наблюдений над особенностями художественной манеры В.Пелевина, определить характерные для него художественные приемы и структурообразующие мотивы.

1. Особенности хронотопа

Практически все персонажи произведений Пелевина существуют одновременно в двух разных измерениях, отгороженных друг от друга, - как бы реальном и якобы иллюзорном. И пусть в одном измерении ты всего лишь мелкий госплановский клерк, ополоумевший от бесконечного сидения за дисплеем казенного компьютера («Принц Госплана»), обманутый космонавт-камикадзе, обязанный закончить свой жизненный путь в заброшенном грязном туннеле метрополитена («Омон Ра") или даже вовсе старый деревянный сарай, в котором хранятся заплесневевшие бочки с трупами огурцов («Жизнь и приключения сарая Номер XII»). В ином же измерении ты прекрасный принц, отбивающий красавицу принцессу у злодеев янычар, бесстрашный покоритель Луны или, на худой конец, сверкающий гоночный велосипед. Самое любопытное, что оба эти измерения фактически не противоречат друг другу, не конкурируют, но, скорее, взаимодополняют друг друга – как две стороны одной медали, как территории по обе стороны от границы.

Можно сказаать, что Пелевин - поэт, философ и бытописатель пограничной зоны. Он обживает стыки между реальностями. В месте их встречи возникают яркие художественные эффекты - одна картина мира, накладываясь на другую, создает третью, отличную от первых двух.

Чтобы нагляднее представить механизм пограничного творчества, можно вспомнить живопись сюрреалистов. Погружая зрителя в абсурд, они балансируют между нормой и аномалией, исследуя грань, отделяющую одно от другого. На своих полотнах они воплощают ту невидимую черту, которая разделяет категории - одушевленное от неодушевленного, явь от сна, искусство от природы, живое от мертвого, возможное от невозможного.

Изобретательнее всего тема границы обыграна в новелле «Миттельшпиль». Ее героини - валютные проститутки Люся и Нелли в советской жизни были партийными работниками. Чтобы приспособиться к переменам, они поменяли не только профессию, но и пол.

При этом важно, не кем были герои и не кем они стали - важен сам факт перемены. Граница между мирами неприступна, ее нельзя пересечь, потому что сами эти миры есть лишь проекция нашего сознания. Единственный способ перебраться из одной действительности в другую - измениться самому, претерпеть метаморфозу. Способность к ней становится условием выживания в стремительной чехарде фантомных реальностей, произвольно сменяющих друг друга.

2. Своеобразие объектной темы

По Пелевину, вопрос о любой иерархии реальностей, о том, "что первично и что вторично", выглядит абсурдным. Герои Пелевина между тем почти не сомневаются в условности, призрачности своего бытия. В повести "Омон Ра" читаем: "...и я, и весь этот мир - всего лишь чья-то мысль". "А как присмотришься - глядь, и нет ничего. Только пар зыбкий клубится..." («Бубен верхнего мира»). Едва ли не в каждом произведении Пелевина можно отыскать подобные или сходные сентенции.

Царство иллюзий находится в ближайшем родстве с сонным царством: недаром мотив сна, протекающего в явь и обратно вплоть до полной потери ориентации в закоулках подсознания, у Пелевина очень часто становится сюжетообразующим. Например, в рассказах «Спи», «Девятый сон Веры Павловны», «Иван Кублаханов» жизнь со временем оборачивается для героев лишь сменой фаз сновидений, движение соответствует только переходу из расслабленного полузабытья в область динамичных «быстрых снов»; фаза бодрствования становится адекватна смерти и распаду.

Рядом с этими двумя царствами можно поставить еще одно – царство смерти, точнее говоря, жизни после смерти. В некоторых рассказах Пелевин затрагивает и эту тему. Например, в рассказе "Мардонги" его основная мысль такова: внутри каждого человека живет мертвец, а физическая смерть является рождением мертвеца.

3. Особенности композиции и системы образов

Действие многих текстов Пелевина происходит главным образом в сознании. Этим, кстати, объясняется важнейшая особенность сюжетного построения рассказов Пелевина. Строго говоря, сюжета в них нет - а есть лишь цепочка воспоминаний, ощущений или представлений героя (или автора?). Наиболее показательны в этом плане уже упоминавшиеся рассказы «Онтология детства», «Иван Кублаханов», «День бульдозериста», а также рассказ «Ухряб» (ключевое слово, вынесенное в название, есть отражение постоянно напоминающего о себе жизненного абсурда, приводящего в конце концов к гибели героя).

Созданный Пелевиным "хрустальный мир" (название одного из рассказов), разумеется, хрупок, непостоянен, текуч. В нем мужчины оказываются бывшими женщинами, женщины - мужчинами, да еще и офицерами подводного флота («Миттельшпиль»), в нем волки философствуют, а люди воют ночами на луну («Верволки средней полосы»). В нем сам товарищ Сталин в один и тот же момент держит торжественную речь на Мавзолее - и охотится за своими сподвижниками в подземных лабиринтах Москвы, вооружившись заветной духовой трубкой и мешочком отравленных стрелок («Реконструктор»).

Раздвоенность или даже растроенность бытия–сознания является здесь гарантом некоей условной стабильности. Герои Пелевина просто не могут существовать в одном мире.

Так герой рассказа «День бульдозериста», потерявший в результате черепно-мозговой травмы на производстве возможность выхода хотя бы в одну дополнительную инореальность, испытывает тяжелое потрясение: мир, который его окружает, отныне одинок и закончен.

Так дурацкое любопытство персонажей другого рассказа, «Вести из Непала», решивших все-таки доискаться до злополучной «объективной реальности» приводит тоже к печальным последствиям: одинокая истина действительно обнаружена где-то за кулисами, и она в том, что все персонажи давным-давно мертвы, пребывают в потустороннем чистилище и ждут решения своей судьбы.

Вот почему персонажи произведений В. Пелевина в большинстве своем стараются не разделять собственные миражи на правильные и неправильные, на оригиналы и отражения.

Пелевин населяет свои тексты героями, обитающими сразу в двух мирах. Так, люмпен из рассказа «День бульдозериста» оказывается американским шпионом, китайский крестьянин Чжуань - кремлевским вождем, советский студент оборачивается волком…

4. Художественная идея и ведущее настроение

Практически во всех рассказах Пелевина прослеживается одна и та же мысль – в действительности все не так, как на самом деле. Еще один важный мотив в рассказах Пелевина - это тема желанного и практически невозможного освобождения. Освобождение возможно только в сознании, о чем и написан самый пронзительный и поэтичный рассказ «Онтология детства». На основе этих мотивов возникает еще один: "Конечная цель – ничто, движение – все".

При чтении рассказов Пелевина часто создается необычное настроение мрачности жизни, грязи, окружающей нас. Он показывает нашу жизнь в серых красках, не скрывая всего безобразия. Один из немногих рассказов, который сразу выделяется из всех своей нежностью, какой-то душевной теплотой, - это рассказ «Ника». Здесь Пелевин поворачивается к читателю еще одной своей гранью. Но это исключение лишь подтверждает общее правило.

Таковы вкратце основные характеристики художественной манеры Виктора Пелевина. Следует отметить, что все они отчетливо проявляются и в повести "Желтая стрела".

Творчество Виктора Пелевина, начавшееся в 1987 году, полностью укладывается в рамки так называемой современной русской литературы. В нашем определении нет и доли иронии, а лишь признание неопределенности самого термина, ибо отечественная наука о литературе еще не дала окончательных выводов о сущности явления, названного "современная русская литерратура". В многочисленных работах на эту тему утверждаются лишь некоторые сформировавшиеся представления, а именно:

Типологические черты основных направлений современной литературы отражены нами в таблице. Если осуществить методику "наложения" этих моделей на художественную структуру произведений Пелевина, очевидным становится следующее: творчество этого автора не укладывается в рамки ни одного из трех направлений и вместе с тем не чуждо ни одному из них.

Опишем инвариантную модель рассказов (а возможно, и в целом творчества) Пелевина:

признаки постмодернизма

признаки модернизма

признаки реализма

Как видим, в этой модели соседствуют признаки всех трех направлений современной литературы и "отсутствуют" некоторые ключевые их характеристики.

(Так, например, немыслимы в произведениях Пелевина какая бы то ни было иерархия ценностей и тонкий психологизм (необходимые писателю-реалисту); отнюдь не решается главный вопрос модернизма и бедна стилистическая палитра; ни в коей мере не состоялась провозглашаемая постмодернизмом "смерть автора" и при всей относительности истины в произведениях отчетливо ощущается авторская "точка отсчета", своеобразный символ веры Пелевина, возможно, просто еще не понятый его читателями и критиками...)

Все это позволяет сделать вывод о том, что творчество Пелевина - это своеобразный синтез ключевых тенденций, свойственных современной литературе и наиболее адекватно отражающих современное состояние человеческого сознания и общественных устремлений. Иными словами, это наиболее перспективный на сегодня путь в развитии отечественной литературы, и Виктор Пелевин - в числе первопроходцев на этом пути.




carstvo-kedra-svetlana-mirgorodskaya-aromalogiya-quantum-satis.html
carstvo-moskovskoe-pomore-arhangelsk-dmitrij-ivanovich-hvan.html
carstvo-sandala-aromalogiya-quantum-satis.html
carstvo-zvuka-julia-cameron-the-vein-of-gold-a-journey-to-your-creative-heart.html
carstvovanie-irini-sovmestno-s-sinom-konstantinom-vi-780790-gg-vselenskie-sobori-vselenskie-sobori.html
case-studies-mezhdisciplinarnie-issledovaniya-13.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/majtenus-sem-bereskletovie-dekorativnaya-dendrologiya-severnogo-kavkaza-gotovitsya-k-pechati-i-odnovremenno-vipuskaetsya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rishi-muni-nathi-i-siddhi-robert-e-svoboda-aghora-ii-kundalini.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-08052008-borisov-dmitrij-1800-gosduma-rf-monitoring-smi-9-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vot-odno-iz-sobitij-kotoroe-mozhno-predskazat-s-dostatochnoj-stepenyu-uverennosti-posle-togo-kak-novaya-kompaniya-pervonachalno-utverditsya-na-rinke-u-nee-poyavya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-kommunikaciya-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-ot-rozhdeniya-do-shkoli.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-belgorodskoj-oblasti-v-ramkah-prioritetnogo-nacionalnogo-proekta-obrazovanie-g-belgorod-ooo-studiya-neon-dizajn-2007-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-biologii-kak-povliyaet-stroitelstvo-navashinskoj-aes-na-zdorove-nizhegorodcev-i-zhitelej-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-istoricheskogo-fakulteta-2-kursa-dnevnogo-i-zaochnogo-otdelenij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-uchet-kreditov-i-zajmov-po-materialam-ao-zhemchuzhina-g-chadir-lunga.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-radiotehniki.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-pomeshenie-pod-strazhu-i-osvobozhdenie-cel-rukovodstvo-dlya-instruktorov-po-voprosam-podgotovki-sotrudnikov.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-pokazateli-pravitelstvo-habarovskogo-kraya-postanovlenie-ot-13-yanvarya-2009-g-n-1-pr-o-strategii-socialnogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-gkrch-05-08-04-001.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zdravstvuj-dorogaya-moya-podruga-valya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-tehnokraticheskaya-praktika-gradostroitelnogo-v-b-lebedev.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-termodinamikani-1-zai-pk-1-lekciya-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/korrelyacionnij-analiz-dlya-rangovih-shkal.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnika-gipnoza-stranica-21.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-za-dejstvie-stranica-10.html
  • esse.bystrickaya.ru/puls-soznaniya-kniga-izdaetsya-v-avtorskoj-redakture.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-istoriya-geografii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-novoisetskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-stranica-8.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zvonnikova-mariya-ispolnitel-i-publika-paralleli-i-vzaimodejstviya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/140-zapis-besedi-gitlera-s-molotovim-sostavitel-perevodchik-yurij-felshtinskij-predislovie-vyacheslava-dashicheva.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-na-period-do-2010-goda-plan.html
  • college.bystrickaya.ru/14-informaciya-o-vipolnenii-plana-raboti-tulskoj-oblastnoj-dumi-na-ii-kvartal-2010-goda.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-pervaya-zatmenie-sumerki-stefani-mejer.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znamenitosti-rozhdennie-pod-znakom-telca-21-marta-20-aprelya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/renat-harisni-tatar-poeziyasen-sterdge-role-m-urini-70-yash-tuluga-bagishlangan-rossiyaklm-fnni-gamli-konferenciya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/himicheskie-metodi-opredeleniya-saharov.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-nadbavki-pedagogicheskim-rabotnikam-zakonami-inimi-normativnimi-aktami-otraslevim-tarifnim.html
  • studies.bystrickaya.ru/interlyudiya-ii-nik-perumov.html
  • institute.bystrickaya.ru/freddirommvelikij-obman-petrahammesfar-sestra.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-ispolnenie-byudzhetov-konstituciya-respubliki-bashkortostan.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-izdanie-2-e-dopolnennoe-m-izd-vo-mpu-narodnij-uchitel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.