.RU

Джуринский А. Н. История педагогики. /Учебное пособие


История образования и педагогической мысли
Основная литература

  1. Васильева З. Н. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб. , 2001 - 394с.

  2. Джуринский А. Н. История педагогики. /Учебное пособие. - М.: Владос, 2004. -430с.

  3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.,2008.

  4. Духовнева Л.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философии образования. –М., 2000.

  5. История педагогики. Учебное пособие. /Под ред. А. И. Пискунова. - М., 2008. - Т. 1. - 191с. - Т. 2. - 303с.

  6. История педагогики и образования. / Под ред. Латышиной Д.И. –М., 2007.

  7. История педагогики./ Под ред. Н.Д. Никандрова. – М., 2007.

  8. Константинов Н. А. , Медынский Е. Н. , Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 2002. - 448с.

  9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. и автор Пискунов А. И. -М., 2001. - 528с.

  10. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. /Сост. и автор М. Н. Анисимов. - М., 2002. - 360с.

  11. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции)/Сост. и автор Егоров С. Ф. - М., 2006. - 430с.


Дополнительная литература.

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII. /Сост. С. Д. Бабищин, Б. Н. Митюров. - М.: Педагогика, 2005. - 363с.

  2. Антология педагогической мысли России XVIIIв. - М.: Педагогика, 2005. - 480с.

  3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXIвека. - М., 1998. - 617с.

  4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-пресс, 1995. - 448с.

  5. Демков М. И. История русской педагогики. - М., 1913. - 302с.

  6. Днепров Э. Д. Школьная реформа между "вчера" и "завтра". - М., 1996. - 408с.

  7. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. - 302с.

  8. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1940. - 470с.

  9. Зенковский В. В. История русской философии. - Л.: ЭГО, 1991. - 221с.

  10. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. - Пг., 1915. - 547с.

  11. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. - М., 1993. - 207с.

  12. Латышина Д. И. История педагогики. - М.: Форум, 1998. - 582с.

  13. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1978. - Т. 1. - 397с. - Т. 2. - 320с.

  14. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973гг. - М.: Педагогика, 1974. - 559с.

  15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца XVIIв.)/ Отв. ред. Днепров Э. Д. - М., 1989. - 480с.

  16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917-1941гг. /Под ред. Н. П. Кузьмина и др. - М., 2000. - 456с.

  17. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961гг. /Под ред. Л. М. Арсеньева и др. - М.: Педагогика, 2008. - 272с.

  18. Пискунов А. И. История педагогики. В 2х частях. Учебное пособие. - М., 2007.

  19. Пряникова В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. - М., 1995.

  20. СоловковИ. А. Начальное образование в России (XIX - нач.XXв.). - М.: Прометей, 1998. - 190с.

  21. Степашко А. А. Философия и история образования. Учебное пособие. - М., 1999.

Научная литература

1. Альтернативные пути к цивилизации: коллективная моногр. / ред.: Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Д. М. Бондаренко. - М.: Логос, 2000. - 367 с.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / ред. В. А. Козырев, ред. Н. Ф. Радионова, ред. А. П. Тряпицина. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 394 с.


Электронно-программные средства

1. Контрольно-измерительные материалы по истории образования и педагогической мысли (60 заданий)

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (http://www/informika.ru)


Аудиовизуальные средства

1. Презентации к лекциям и практическим занятиям.

Составитель: к.п.н., доцент кафедры педагогики Максименко Надежда Васильевна


^ Тематика и планы семинарских занятий.

Тема I.

Зарождение воспитания в первобытном обществе.

2 часа.

План.

  1. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.

  2. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Дома молодежи. Обучение в Шумере.

  3. Воспитание и обучение у древних славян.

  4. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.



Литература.

  1. Алексеев В. П. Становление человечества. - М.. 1984.

  2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  3. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М., 1988.

  4. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. - М., 1993.

  5. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

  6. Тейлор Э. Б. Первобытная культура. - М., 1989.



Тема II.

Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.

2 часа.

План.

  1. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.

  2. Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).

  3. Школа и воспитание в Древнем Египте.

  4. Воспитание в Израильском царстве.

  5. Зарождение педагогической мысли в Древней Индии.

  6. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и Средневековом Китае.



Литература.

  1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. -400с.

  2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1988.

  3. Крамер С. История начинается в Шумере. - М., 1991.

  4. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - М., 1990.

  5. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М., 1997.



Тема III.

Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли

в античном мире.

2 часа.

План.

  1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

  2. Просвещение в эпоху эллинизма (III-Iвв. до н. э.).

  3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

  4. Зарождение христианской традиции воспитания.

  5. Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.



Литература.

  1. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М., 1976.

  2. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  3. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  4. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963.

  5. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989.

  6. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

  7. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.



Тема IV.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения.

2 часа.

План.

  1. Влияние церковной культуры на развитие образования.

  2. Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

  3. Реформация и ее влияние на образование и воспитание.

  4. Формирование иезуитской системы воспитания.



Литература.

  1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  3. Карсавин Л. П. Монашество в средние века. - М., 1992.

  4. Суворов Н. Средневековые университеты. - М., 1998.

  5. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.



Тема V.

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском государстве (до XVIIв.)

2 часа.

План.

  1. Воспитание и обучение у древних славян.

  2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в X-XIIIвв.

  3. Воспитание и обучение в XIV-XVIвв.

  4. Образование в Русском государстве в XVIIв.

  5. Педагогическая мысль в России к концу XVIIв.



Литература.

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIIвв. /Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М., 1985.

  2. Латышина Д. И. История педагогики. - М., 1998. - 582с.

  3. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

  4. Хрестоматия. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. /Сост. Кошелева О. Е. , Мошкова Л. В. - М., 1992. - 205с.



Тема VI.

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского как основоположника "Великой дидактики". 2 часа.

План.


  1. Жизнь и педагогическая деятельность Я. А. Коменского.

  2. Понятие природосообразности воспитания.

  3. Возрастная периодизация, система школ и содержание обучения.

  4. Классно-урочная система и организация школьного обучения.

  5. Значение принципа наглядности обучения как основы дидактики Я. А. Коменского.

  6. Дидактические принципы, разработанные Я. А. Коменским в работе "Великая дидактика".

а) Сознательность обучения.

б) Систематичность обучения.

в) Последовательность обучения.

г) Прочность обучения.

^ 7. О дисциплине, о детском чтении, об игре, о примере родителей - работа в минигруппах.

8. Значение педагогической теории Коменского для развития педагогики и школы в последующие века до нашего времени.( Письменно).

9. Система образования по Коменскому и современная система образования. (Сравнить).


Литература.

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  2. Коменский Я. А. Великая дидактика./В книге: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. Пискунов А. И. - М.: Просвещение, 1981, с. 41-82.

  3. Константинов Н. А. и др. История педагогики. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1974, с. 29-41.

  4. Кузин М. М. Международный симпозиум о Я. А. Коменском. //Советская педагогика. - 1987. - №1. - с. 136-138.

  5. Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.

  6. Роберт Альт Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М.: Изд-во АПИ СССР, 1959.

  7. Смоляницкий С. В. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Детская литература, 1987.

  8. Пискунов А. И. История образования и педагогики. - М., 2001. - 506с.



Тема VII.

Школа и педагогическая мысль в России в XVIIIв.

2 часа.

План.

  1. Просвещение в России в начале XVIIIв.

  2. Школьное дело при Петре I.

  3. Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.

  4. В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России.

  5. Просвещение и школа после Петра I.

  6. Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова.

  7. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.

  8. Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого Янковича.



Литература.

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  2. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М., 1973.

  3. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. 2-е издание. - Пг., 1915.

  4. Ключевский В. О. Курс лекций по русской истории. - М., 1989. - Т. 5.

  5. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X-нач.XXв.). Учебное пособие. - М., 1998.

  6. Очерки русской культуры XVIIIв. /Под ред. Б. А. Рыбакова. - М., 1990.



Тема VIII.

Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIXв. 2 часа.

План.

  1. Развитие школы в XIXв. (до 90-х гг.)

  2. Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци.

  3. Педагогическая теория И. Ф. Гербарта.

  4. Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега.

  5. Педагогические идеи Г. Спенсера.

  6. Школа и педагогическая мысль США XIXв. (до 90х гг).

  7. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIXв.

  8. Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования.



Литература.

  1. Васильева З. И. , СедоваН. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  3. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

  4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Сост. и автор А. И. Пискунов. - М., 1981.



Тема IX.

Школа и педагогическая мысль в России до 90х гг. XIXв.

2 часа.

План.

I. Развитие образования и становление школьной системы.

II. Педагогическая мысль в России до 90х гг. XIX столетия.

1. Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова.

III. Педагогическая теория великого педагога К. Д. Ушинского.

1. Педагогическая деятельность и мировоззрение К. Д. Ушинского.

2. К. Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания.

3. Идея народности воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского.

4. К. Д. Ушинский о роли труда в развитии и воспитании человека.

5. Дидактическое учение К. Д. Ушинского.


Литература.

  1. Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. - М., 1987.

  2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-нач.XXв. - М., 1990.

  3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII-нач.XIXв. /Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М., 1973.

  4. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

  5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1974. - Т. 1, 2.



Тема X.

Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.

2 часа.

I. . Беседа по вопросам ранее изученных тем:

- Каков характер воспитания в Спарте?

- В чём заключается "золотое правило дидактики" (по работе Я. А. Коменского "Великая дидактика")?

- Какие принципы обучения выделял А. Дистервег?

- Из каких составных частей сложилась теория развивающего обучения (по И. Песталоцци)?


II. Терминологический диктант.

Школа в Спарте; экзамен в первобытном обществе; учитель в Спарте; учитель в Афинах; значение слова - схоластика; журналы, которые использовал Гербарт для поддержания дисциплины.


^ III. Работа по плану.

План.

  1. Общие тенденции и характерные черты организации образования в высокоразвитых странах в 80-90гг.

  2. Характерные черты школьных систем (США, Японии, Франции, Англии, Германии).

а) экономическое и политическое положение страны;

б) наиболее важные периоды в истории развития школьной системы страны;

в) содержание образования и организация обучения в государственной школе;

г) особенности воспитательной работы в начальной школе;

д) положение учителей.


IV. Выступления студентов по материалам своих рефератов по теме занятия.


^ V. Самостоятельная работа.

1. Сопоставьте средневековые первые университеты и современные университеты в зарубежных странах. Отметьте общие черты.

2. Какие изменения происходят в формах и методах обучения в зарубежных школах.

Литература.

  1. Вульфсон Б. Л. Современные буржуазные школы. - М., 1978.

  2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  3. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1986.

  4. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1991.

  5. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. - М., 1989.

Тема XI.

Российские народные школы XIXвека. Деятельность русских педагогов XIX-нач. XXвв.

2 часа.

I. Развитие педагогики школы во второй четверти XIXв. в России.

II. Российские народные школы XIXв.

1. Сельская школа С. А. Рачинского.

2. Н. Ф. Бунаков об обучении и воспитании крестьянских детей.

^ 3. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.

4. Н. А. Корф - организатор земских школ.

Подготовить тезисы ответа на вопрос: "Вклад в русскую педагогику прогрессивных деятелей конца XIX-начXXвека и современное значение их прогрессивных педагогических взглядов".

Рассмотреть вопрос на примере одного из педагогов на выбор (Вахтеров В. П. , Водовозов В. И. , Каптерев П. Ф. , Лесгафт В. П. , Вентцель К. Н. , Чехов Н. В.).


Сравнительная таблица.

Педагог, мыслитель, исторический период.

Краткая характеристика мировоззрений.

Цель и идеал образования.

Система образования.

В сравнительной таблице записать педагогические системы каждого педагога прошлого.

Литература.

  1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Джуринский. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  3. Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М., 1982. - 390с.

  4. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 500с.

  5. Соловков И. А. Начальная школа в России к XIX-нач. XXв. - М., 1998.


Тема XII.

Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко.

2 часа.

План.

  1. Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко - педагога-экспериментатора, теоретика и писателя.

  2. А. С. Макаренко о цели и сущности нового отечественного воспитания. Влияние теории классовой борьбы на его концепцию.

  3. Учение А. С. Макаренко о коллективе как важнейшем факторе воспитания, противоречивость его реализации в теории и практике советской педагогики.

  4. Концепция восстановления дисциплины в педагогическом творчестве А. С. Макаренко, его упор на технику и методику пролетарской дисциплины.

  5. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко и их современное осмысление.


^ Самостоятельная работа.

1. Прочитайте работы А. С. Макаренко, указанные в списке основной литературы. Выпишите из них положения, в которых А. С. Макаренко характеризует воспитание как общественное явление, объясняет природу целей воспитания.

Составьте тезисы тех разделов прочитанного, в которых А. С. Макаренко определяет, что такое коллектив и характеризует особенности воспитательного коллектива, содержание его жизни и деятельности, основные этапы развития коллектива, "Закон движения коллектива", труд как фактор сплочения коллектива, эстетика коллективного воспитания.

2. Прочитайте переписку А. С. Макаренко с А. М. Горьким и попытайтесь определить:

а) в чем состояла одна из главных причин расхождения А. С. Макаренко с Н. К. Крупской, С. Т. Шацким, П. П. Блонским и другими лидерами "соцвоса";

б) какую систему организации жизни колонистов противопоставил А. С. Макаренко "морю расхлябанности и дармоедства";

в) прав ли А. И. Солженицын, который в "Архипелаге ГУЛАГ" в числе создателей гулаговской идеологии упоминает А. С. Макаренко.

3. Прочитайте цикл работ А. С. Макаренко "Лекции о воспитании детей" и "Книгу для родителей". Аргументируйте взгляды А. С. Макаренко по следующим вопросам:

- отличие советской семьи от буржуазной и патриархальной;

- общие условия успешного семейного воспитания в семье;

- значение родительского авторитета в воспитании;

- дети и домашнее хозяйство, труд в семье.

Объясните, в какой мере эти взгляды А. С. Макаренко актуальны для решения современных проблем семейного воспитания?


Литература.

  1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Гребенников И. В. Развитие идей А. С. Макаренко в воспитании детей в семье. //Советская педагогика. - 1988. - №2. - с. 31-37.

  3. Малинин В. И. , Баранов В. Ф. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд. //Советская педагогика. - 1990. - №3.

  4. Макаренко Г. С. В творческой лаборатории А. С. Макаренко. - Львов, 1954.

  5. Макаренко А. С. Цель воспитания (1937). Пед. соч. в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1938, Т. 4, с. 41-48.

  6. Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко. 3-е издание. - М.: Высшая школа, 1972.

  7. Степашко Л. А. Философия и история образования. - М., 1999.



Тема XIII.

Педагогические взгляды и новаторский опыт В. А. Сухомлинского.

2 часа.

План.

  1. Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского как продолжателя педагогического наследия А. С. Макаренко в 50-60 годы.

  2. Борьба В. А. Сухомлинского за демократизацию и гуманистические принципы воспитания.

  3. Проблема становления личности воспитанника в годы детства, отрочества, ранней юности в педагогическом творчестве В. А. Сухомлинского.

  4. В. А. Сухомлинский о назначении, главных задачах начальной школы и путях ее совершенствования.

  5. Значение педагогического наследия В. А. Сухомлинского для современной теории и практики воспитания.


^ Самостоятельная работа.

  1. Прочитайте книгу В. А. Сухомлинского "Павлышская средняя школа". Найдите и выпишите мысли В. А. Сухомлинского о сущности целостного процесса воспитания и взаимосвязи его отдельных сторон. Сравните определения, данные В. А. Сухомлинским нравственному, умственному, трудовому, эстетическому, физическому воспитанию с этими же понятиями в современных учебниках и справочных изданиях по педагогике.

  2. В книге В. А. Сухомлинского "Рождение гражданина" найдите положения, которые характеризуют его концепцию становления духовного мира ребёнка, подростка.

  3. Сделать штатные выписки из книги В. А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям", которые бы отражали его взгляды на содержание и формы работы "школы радости", особенности методики воспитания и обучения детей шестилетнего возраста в его опыте.

Литература.

  1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Родчанин Е. Г. , Зязюн И. А. Гуманист, мыслитель, педагог: об идеалах В. А. Сухомлинского. - М., 1991.

  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изб. пед. соч. в 3-х томах. - М., 1979, Т. 1., с. 21-66.

  4. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т2.

  5. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т. 1, с. 15-28.

  6. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т. 3, с. 25-31.


Творческие задания к экзамену по истории

образования и педагогической мысли.


Этот вид самостоятельной работы - творческие задания - студенты выполняют их по желанию в течение семестра. Подготовка творческого задания освобождает от получения одного из вопросов в экзаменационном билете.

Формулировка тем творческих заданий побуждает студентов к сравнительному анализу ведущих педагогических систем классической педагогики, исторического опыта воспитания, школы и современного её состояния, к поиску историко-педагогического материала в монографических изданиях, периодике.

Материалы творческих заданий студенты оформляют в виде рефератов. Во время экзамена защищают реферат.

Тематика творческих заданий.

  1. Становление традиций семейного воспитания в истории европейской культуры.

  2. Проблема воспитания личности в ведущих системах античной философии.

  3. Идея общечеловеческого воспитания в демократических системах западноевропейской педагогики.

  4. Развитие проблем нравственного воспитания в педагогических системах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

  5. Проблема дисциплины в педагогических системах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта.

  6. Проблема цели и содержания образования в ведущих дидактических теориях западноевропейской педагогики.

  7. Проблема принципов обучения в европейской дидактике XVII-XIXвеков.

  8. Личность педагога-воспитателя в педагогических системах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега.

  9. Принцип природосообразности в историко-педагогической науке и его значение в совершенствовании образования младших школьников.

  10. Принцип наглядности и его значение в историко-педагогической науке, в совершенствовании обучения детей в начальной школе.

  11. Педагогические идеи и опыт народного воспитания в системе древнерусской культуры.

  12. Идея народности воспитания в русской демократической педагогике XIXвека.

  13. Психолого-педагогические основы теории свободного воспитания в русской педагогике конца XIX-нач. XXвека.

  14. Проблема ученического самоуправления в советской школе и педагогике 20-х годов XXвека.

  15. Проблема и практика урока в советской дидактике 30-70-х годов.

  16. Исторический аспект и современная оценка в отечественной школе 20-30-х годов.

  17. Традиции народной педагогики в творчестве В. А. Сухомлинского.

  18. Воспитательная система А. С. Макаренко, её значение для современной школы.



Тематика курсовых работ.

  1. Категория «образование» в контексте пространства и времени.

  2. Явление «взрыва» в историко-педагогическом процессе ( на материале любого исторического этапа).

  3. Изучение ментальности в контексте историко-педагогического исследования.

  4. Место школьного образования и воспитания в процессе формирования человека.

  5. «Образы» учителя в культуре.

  6. Роль педагогического фактора в развитии культуры.

  7. Социокультурная обусловленность явлений воспитания и образования, педагогической мысли.

  8. Психотерапевтические аспекты в культурно-психологической традиции средневекового Китая.

  9. Женское воспитание в Античности.

  10. Проблема человека в период кризиса римской империи.

  11. Рыцарский роман - как отражение ценностного основания
    рыцарской культуры.

  12. Воспитание женщины в западном средневековье.

  13. Возможно ли свободное воспитание? (Сопоставительный
    анализ концепций Жан Жака Руссо, Л.Н. Толстого и В.Н. Вентцеля).

  14. Воспитание одаренных детей. Исторический аспект.

  15. Кружковое общение как фактор воспитания дворянства в
    начале XIX в.

  16. Женское воспитание начала XIX в.

  17. Православные традиции воспитания.

  18. Воспитание патриотизма в разных слоях русского общества..

  19. Воспитание и образование женщин в Древней Руси.

  20. Петр 1 как Учитель государства российского. (Знаково –символические моменты в поведении Петра I как средства воспитания).

  21. Отношение к учителю гимназии в русском обществе XIX в.

  22. Идеи народности воспитания в отечественной педагогической мысли.

  23. Становление педагогической науки во взаимодействии с психологическими и философскими знаниями.

  24. Позитивые и негативные моменты теории и практики коллективистского

  25. воспитания.

  26. Творчество А.С.Макаренко как отражение эпохи.

  27. Особенности семейного воспитания в советскую эпоху.

  28. Отечественные традиции нравственного воспитания и современность.


Тематика выпускных квалификационных работ.

  1. Значение античной педагогической мысли в истории образования.

  2. Принцип природосообразности в историко-педагогической науке и его значение в совершенствовании образования младших школьников.

  3. Принцип наглядности и его значение в историко-педагогической науке, в совершенствовании обучения детей в начальной школе.

  4. Педагогические идеи Я. А. Коменского: историко-педагогический аспект и их значение для современной школы.

  5. Теория элементарного и развивающего обучения И. Г. Песталоцци и её значение для современной школы.

  6. Народная педагогика на Руси и её значение для формирования отечественной педагогической науки.

  7. Этнопедагогика как компонент интегративного подхода к образованию младших школьников.

  8. Воспитание патриотизма у учащихся начальных классов на этнопедагогической основе.

  9. Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, С. А. Рачинский, Л. Н. Толстой - теоретики и практики сельской малокомплектной школы.

  10. Учебные книги русских прогрессивных педагогов XIX-нач. XXв. и их значение в развитии познавательных интересов.

  11. История развития начального образования в России XIX-нач. XXвека.

  12. Проблема нравственного воспитания в отечественной педагогике XIX-нач. XXвека и его значение для современной школы.

  13. Исторический аспект и современное состояние проблемы народности в отечественной педагогической мысли.

  14. Идея народности К. Д. Ушинского и её значение для современной школы.

  15. Идея общечеловеческого воспитания и обучения Н. И. Пирогова и её значение для современной педагогической науки.

  16. Идея общечеловеческих ценностей в демократических системах западноевропейской педагогики и её значение для современной школы.

  17. Исторический аспект и современное состояние проблемы дисциплины.

  18. Интеграция ведущих идей в западной и российской педагогике XIX-нач. XXвека.

  19. Исторический аспект и современная оценка педологической службы в отечественной школе 20-30-х годов XXвека.

  20. Психолого-педагогические основы теории свободного образования в классических педагогических системах.

  21. Воспитательная система А. С, Макаренко, её значение для современной школы.

  22. Традиции народной педагогики в творчестве В. А. Сухомлинского.



Вопросы к экзамену по курсу история образования и педагогической мысли.

  1. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.

  2. Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока (Междуречье, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай).

  3. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

  4. Просвещение в эпоху эллинизма (III-Iвв. до н. э.).

  5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

  6. Педагогическая мысль, воспитание и школа в средние века. Церковные школы. Воспитание светских феодалов.

  7. Образование в эпоху Возрождения (XIV-XVIвв.).

  8. Воспитание и обучение у древних славян.

  9. Воспитание и обучение в Киевской Руси в X-XIIIвв.

  10. Воспитание и обучение и педагогическая мысль в русском государстве в XIV-XVIвв.

  11. Образование и педагогическая мысль в русском государстве в XVIIв.

  12. Жизнь и педагогическая теория Я. А. Коменского. Идея природосообразности воспитания в педагогике Я. А. Коменского.

  13. . Дидактическое учение Я. А. Коменского.

  14. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка.

  15. Педагогическая мысль во Франции XVIIIв.

  16. Педагогическая теория Ж. Ж. Руссо. Сущность свободного, общечеловеческого и естественного воспитания.

  17. Просвещение в России в начале XVIIIвека. Школьное дело при Петре I.

  18. Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова.

  19. Просвещение в России в эпоху Екатерины II. Педагогическая деятельность И. И. Бецкого и Ф. И. Янковича.

  20. Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци.

  21. Педагогическая теория И. Ф. Гербарта.

  22. Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега.

  23. Педагогические идеи Г. Спенсера.

  24. Вопросы образования в европейских социальных учениях XIX века.

  25. Педагогическая система М. Монтессори как выразителя теории свободного воспитания в Западной Европе в начале XX века.

  26. Педагогическая деятельность и мировоззрение К. Д. Ушинского. Педагогика как наука и искусство.

  27. Вклад К. Д. Ушинского в развитие дидактической теории.

  28. Идея народности воспитания в педагогической теории К. Д. Ушинского.

  29. К. Д. Ушинский о роли труда в жизни и воспитании человека.

  30. Педагогическая деятельность и взгляды Л. Н. Толстого.

  31. Зарубежная школа и педагогика в конце XIX-нач. XX века.

  32. Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Пирогова.

  33. Школа и педагогика в России в конце XIX-нач. XX в. (до 1917г.).

  34. Прогрессивные деятели начального образования в 60-90-е годы XIX в. (Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, С. А. Рачинский).

  35. Вклад в русскую педагогику прогрессивных педагогов конца XIX - начала XX века (В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт и др.).

  36. Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в 1917-1921 годы.

  37. Преобразование в практике воспитания и обучения в отечественной школе 30-х годов. Педология, её взаимоотношения с педагогической наукой и влияние на практику школы.

  38. Педагогический опыт и взгляды С. Т. Шацкого.

  39. Педагогическая деятельность П. П. Блонского.

  40. Педагогическая деятельность и воспитательная система А. С. Макаренко.

  41. Школа и педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны.

  42. Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского.

  43. Основные направления развития школы и педагогики в настоящее время за рубежом.

  44. История образования и педагогической мысли в России на современном этапе.



Тематика контрольных работ по курсу "История образования и педагогической мысли" (заочное отделение).

  1. Принцип природосообразности в историко-педагогической науке и его значение в совершенствовании обучения и воспитания младших школьников.

  2. Принцип наглядности и его значение в историко-педагогической науке, в совершенствовании обучения детей в начальной школе.

  3. Становление традиций семейного воспитания в истории европейской культуры.

  4. Проблема воспитания личности в ведущих системах античной философии.

  5. Идея всестороннего развития личности в классических теориях европейской педагогики.

  6. Идея общечеловеческого воспитания в демократических системах западноевропейской педагогики.

  7. Развитие проблем нравственного воспитания в педагогических системах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

  8. Проблема дисциплины в педагогических системах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж, Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Гербарта.

  9. Проблема цели и содержания образования в ведущих дидактических теориях западноевропейской педагогики.

  10. Проблема принципов обучения в европейской дидактике XVII-XIX веков.

  11. Личность педагога-воспитателя в педагогических системах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервега.

  12. Я. А. Коменский - создатель классно-урочной системы обучения детей в школе "родного языка".

  13. Ж. Руссо - теоретик естественного, свободного воспитания.

  14. И. Песталоцци и его теория элементарного и развивающего обучения.

  15. Прагматическая педагогика Д. Дьюи.

  16. Народная педагогика на Руси и её значение для формирования отечественной педагогической науки.

  17. Идея народности воспитания в русской демократической педагогике XIXвека.

  18. От Царскосельского лицея - к современному лицею.

  19. Психолого-педагогические основы теории свободного воспитания в русской педагогике конца XIX-началаXX века.

  20. Дидактика начального обучения К. Д. Ушинского.

  21. Теория и практика Яснополянской школы Л. Н. Толстого.

  22. Теория и практика урока в современной дидактике 30-70-х годов.

  23. Педологическая служба в советской школе 20-30-х годов XX века.

  24. Педагогическая деятельность П. П. Блонского.

  25. С. Т. Шацкий и его деятельность на Первой опытной станции по народному образованию.

  26. Учение А. С. Макаренко о детском коллективе.

  27. Традиции народной педагогики в творчестве В. А. Сухомлинского.

  28. Педагогика сотрудничества и её значение.

  29. Педагоги-новаторы в 80-е годы и их значение для развития теории и практики начального обучения.

  30. Школьные реформы в нашей стране в 80-90-е годы и их значение в демократизации народного образования.


ВОПРОСЫ

^ К ЗАЧЕТУ ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ .


1.Социальная природа образования , его конкретно-исторический характер . Национальное , народное и общечеловеческое в образовании .

2.Воспитание в первобытном обществе . Возникновение воспитания и обучения у древних славян.

3.Зарождение воспитания и образования в государствах Ближнего и Дальнего Востока.

4.Спартанская и афинская системы воспитания.

5.Философско-педагогическая мысль в Древней Греции.

6.Образование и педагогическая мысль в эпоху эллинизма.

7.Школа и педагогические идеи Древнего Рима.

8.Воспитание , школа и педагогическая мысль в период средневековья.

9.Церковные школы. Воспитание светских феодалов. Средневековые университеты.

10.Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

11.Реформация и ее влияние на образование и воспитание.

12.Воспитание и обучение в Киевской Руси 9-14 веков.

13.Жизнь и педагогическая деятельность Я. А. Коменского.

14.Понятие принципа природосообразности воспитания. Дидактические принципы , разработанные Я. А. Коменским в работе “Великая дидактика “.

15.Возрастная периодизация, система школ и содержание образования ,по Коменскому.

16.Классно-урочная система и организация школьного обучения.

17.Я. А. Коменский о дисциплине , о детском чтении , об игре , о примере родителей.

18.Школа и педагогическая мысль на Руси 14-16 веков.

19.Образование и педагогическая мысль в русском государстве в 17 веке.

20.Педагогические взгляды Д. Локка.

21.Педагогические взгляды философов-просветителей Франции 17 века (Гельвеций , Дидро).

22.Педагогические взгляды Ж. Ж. Руссо.

23.Сущность свободного ,общечеловеческого и естественного воспитания по Руссо.

24.Воспитание Эмиля с 2 до 12 лет. Характеристика возрастной периодизации по роману

''Эмиль , или о воспитании''.

25.Просвещение в России начала 18 века .Школьные реформы при Петре 1.

26.Школьные реформы 1786 года. Деятельность Ф. И. Янковича и И. И. Бецкого.

27.М. В. Ломоносов и его роль в развитии отечественной педагогики и школы.

ОПД Ф.02 Педагогика.

История образования и педагогической мысли.


Составитель: Максименко Н. В. ,

кандидат педагогических наук, доцент


Контрольная работа № 1.

Вариант I.

  1. Сущность классно-урочной системы Я. А. Коменского как новой прогрессивной формы обучения, её отличие от схоластической системы .

  2. Какова роль земских школ и народных училищ конца XIX начала XX века в развитии педагогики и методики начального образования, в становлении сельских малочисленных школ?

  3. Серб, последователь Я. А. Коменского, один из организаторов народного просвещения в России:

Ф. И. Янкович;

Н. И. Новиков;

Н. А. Корф;

П. Ф. Лесгафт


Вариант II.

  1. Принцип природосообразности обучения и воспитания по Я. А. Коменскому, его актуальность для современной школы.

  2. Актуальность педагогической теории К. Д. Ушинского – основоположника русской национальной системы образования.

  3. Где впервые в России появилось высшее учебное заведение:

в Киеве;

в Санкт-Петербурге;

в Москве;

во Львове.


Вариант III.

  1. Раскройте сущность дидактики Я. А. Коменского, степень её актуальности для современной школы.

  2. Охарактеризуйте особенности организации и методики обучения детей в Яснополянской школе, докажите, что Л. Н. Толстой является продолжателем идей Ж. Ж. Руссо по разработке теории свободного воспитания.

  3. Кто призывал воспитывать джентльмена:

Ж. Ж. Руссо;

Д. Локк;

И. Гельвеций;

Ф. Рабле.


Контрольная работа № 2.

Вариант I.

  1. Какова сущность развивающего обучения в педагогических теориях И. Г. Песталоцци и А. Дистервега? Насколько приемлемы их рекомендации в настоящее время?

  2. В чем заключается вклад в теорию и практику отечественной педагогики А.С. Макаренко?

  3. Педагог, одним из первых выдвинул требования о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер;

П. Ф. Каптерев;

М. В. Ломоносов;

А. Дистервег;

И. Гербарт.


Вариант II.

  1. Проследите по разным цивилизациям в различные периоды их становления и развития преобладание тех или иных базисных педагогических традиций.

  2. Охарактеризуйте основные положения педагогической системы В. А. Сухомлинского. В чем их актуальность для современной школы?

  3. Педагог – основоположник теории развивающего обучения:

Г. Спенсер;

И. Песталоцци;

Л. Толстой;

И. Бецкой.


Вариант III.

  1. Сущность экспериментальной теории М. Монтессори. Значение экспериментальной педагогики М. Монтессори по интенсификации системы обучения младших школьников в современной школе.

  2. Теория развивающего обучения П. Ф. Каптерева. Инновационное значение этой теории.

  3. Основоположник идеи свободного, естественного воспитания:

Д. Локк;

Ж. Ж. Руссо;

И. Ф. Гербарт;

А. Дистервег.

energosberezhenie.html
energosbit-ocheredi-skoro-rassosutsya-grazhdanin-kaliningrad-02022006-011-012.html
energosnabzhenie-goroda-chast-3.html
energosnabzhenie-magadana-prervannoe-iz-za-avarii-polnostyu-vosstanovleno-informacionnoe-agentstvo-primamedia-30102011.html
energozavisimost-respubliki-belarus-upravlenie-obrazovaniya-vitebskogo-oblispolkoma.html
engels-f-dialektika-prirodi-stranica-11.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sakralnaya-geometriya-duhovnogo-cheloveka.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shema-vozmozhnih-variantov-vibora-programmi-obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-ukazat-odin-pravilnij-otvet.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnie-hozyajstva-lichnaya-pensionnaya-strategiya-rossiyan-osnovnie-instrumenti-regionalnaya-ekonomika-teoriya-i-praktikan-3-2008.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-11-dari-dmitrij-gluhovskij-metro-2034.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53-raschyot-nachalnogo-zvena-kursovoj-proekt-po-discipline-detali-mashin-i-osnovi-konstruirovaniya-kpdm-09.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-samoobsledovaniyu-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-andreevo-bazarskogo-selskogo-poseleniya-reshenie-stranica-9.html
  • education.bystrickaya.ru/3-razvitie-psihicheskih-funkcij-v-obuchenii-opredelyayutsya-ih-principialnie-osnovi-i-osobennosti-pokazivaetsya-spektr.html
  • learn.bystrickaya.ru/expertonline-09042012-rinok-npf-v-ozhidanii-reform-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-10-aprelya-2012-goda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ve-shudegov-o-povishenii-roli-gosudarstvennogo-sektora-nauki-v-stimulirovanii-innovacionno-investicionnoj-deyatelnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/normativnie-osnovi-regulirovaniya-poryadka-provedeniya-zaprosa-predlozhenij-p-v-gladkov-zamestitel-generalnogo-direktora-po-ekonomike.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozmezdnoe-okazanie-uslug.html
  • bukva.bystrickaya.ru/predlozheniya-po-ideologii-tehnicheskogo-regulirovaniya-v-oblas-ti-ispolzovaniya-atomnoj-energii.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-strahovogo-dela.html
  • turn.bystrickaya.ru/ot-forta-kak-ot-vinta-delovoj-vtornik-valerij-gromak-01042008-012-str-1.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-pervaya-glava-2-bal-hishnikov-podlinnaya-istoriya-drexel-burnham-i-vzlet-imperii-musornih-obligacij-pinguin.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uchebnogo-kursa-russkaya-literatura-hh-veka.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vdoklade-posledovatelno-rassmotreni-sleduyushie-osnovnie-voprosi-issledovanie-prirodi-i-mehanizmov-gidrodinamicheskogo-vozbuzhdeniya-vibracii-trubnih-puchkov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-v-zhurnale-mod-mechta-lyuboj-zhenshini-koshmar-lyuboj-zhenshini-dobro-pozhalovat-v-ad-pod-glyancevoj-oblozhkoj-kofe-vsegda-holodnij-i-nevkusnij-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-psihiatrii-i-narkologii-akademicheskij-kalendar-studenta-i-kursa-fakultet-klinicheskoj-psihologii-m.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-i-vasilenko-kratkij-religiozno-filosofskij-slovar-stranica-89.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-sozdanie-tablic.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-mezhdunarodnih-otnoshenij-napravlenie-032300-62-regionovedenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-pravovoedenie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-tema-sport-alternativa-pagubnim-privichkam.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-prigotovleniyu-betonnih-smesej-g-zlatoust-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-za-2006-god-oao-obedinennie-mashinostro-itelnie-zavodi-gruppa-uralmash-izhora-polozhenie-obshestva-v-mashinostroitelnoj-otrasli-stranica-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-patologiya-rechi-red-s-s-lyapidevskij-m1971-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-23-finansovaya-politika-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-ekonomicheskih.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neskolko-zamechanij-o-tom-chto-daet-vnedrenie-instrukciya-po-zapolneniyu-bazi-individualnih-dannih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grizlov-b-v-monitoring-smi-14-maya-2008-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursov-povisheniya-kvalifikacii-vvedenie-v-teoriyu-i-praktiku-tyutorstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.