.RU

Элективный курс 9 класс Учитель географии высшей кв категории Голованова Е. Н


ВВЕДЕНИЕ

В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Элективный курс

9 класс

Учитель географии

высшей кв категории

Голованова Е.Н.


Пояснительная записка


Программа предназначена для тех, кто хочет узнать, что представляет собой ученическое научное исследование, какие виды ученических исследований бывают, что необходимо знать и уметь, чтобы написать и успешно защитить исследовательскую работу.


Актуальность:

В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у школьников. Связывают это с тем, что задатки творческого человека лучше всего закладываются в молодом возрасте.

Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Но на сегодняшний день нет четкости в различении проблем, связанных с понятиями «Исследовательская деятельность», «Научно-исследовательская деятельность». Кроме того, курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» поможет обучающемуся успешнее обучаться, глубже осмыслить другие дисциплины и лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке.


^ Основная цель изучения курса:

- сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР).


Из основной цели вытекают следующие задачи курса:

  1. Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области.

  2. Развить умение выделять в проблеме «объект исследования».

  3. Обучить находить отличительные признаки «предмета исследования».

  4. Привить навыки правильного формулирования темы исследования.

  5. Научить постановке цели исследования и формулировке задач.

  6. Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР.

  7. Развить навык формирования исходной гипотезы.

  8. Научить вести исследование.

  9. Научить в общих чертах методике постановки эксперимента.

  10. Сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации.

  11. Сформировать умение анализировать данные и делать выводы.

  12. Научить правильно оформлять отчетность по НИР (написать доклад, реферат, отчет).


Курс предназначен для 9 классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 35 часов. Обучение планируется проводить в два этапа.

Первый этап - теоретические основы курса, второй - практические занятия. Курс заканчивается семинаром или конференцией, на которых часть обучающихся выступает с учебно-научными докладами, защищает рефераты, предъявляет отчеты по НИР, остальная часть обучающихся сдает зачет.


^ Программа курса с методическими комментариями


Урок 1. Введение.

Дать понятие о научно-исследовательской деятельности. Разъяснить целевую установку курса, раскрыть смысл обучения по данной проблеме. Общая цель курса - сформировать у обучающихся элементарные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР).

Курс состоит из теоретической и практической частей. Рассказать об уровнях НИР: от учебно-научного сообщения до открытия. Пояснить, на каком уровне должна строиться НИР в школе, - проведение элементарных исследований, заканчивающихся учебно-научным сообщением, докладом, рефератом или небольшим отчетом.


^ Тема 1

Урок 2. Термины и понятия, используемые в курсе. Показать важность владения терминологией учебной исследовательской деятельности. Разъяснить то, что наука - "это мышление в понятиях" (в отличие от искусства, которое есть не что иное, как "мышление в образах"). Рассказать о таких терминах и понятиях, как "наука", "исследование", "познание", "творчество", "проблема исследования", "тема исследования", "предмет исследования", "метод исследования", "гипотеза", "учебно-научный доклад", "реферат", "конспект", "тезисы", и т.д. Все определения терминов и понятий ученики должны записать в тетради.


^ Тема 2. Этапы научно-исследовательской работы.

Показать, что обобщение опыта привело к выделению в НИР определенных этапов. Убедить учеников в необходимости знания и применения всех этапов научно-исследовательской работы.


Урок 3. Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования. Привести примеры постановки проблемы. При этом иметь в виду, что проблемы должны удовлетворять некоторым требованиям, например, затрагивать круг интересов учеников, быть тривиальными, проблема должна быть такой, чтобы к ней можно было подобрать литературу и т.д.

Пример проблемы: "Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды нашим людям". При выборе темы следует акцентировать внимание ребят на том, что тема - это часть проблемы, это аспект, в котором собираются рассмотреть проблему. Тема также может захватывать несколько дисциплин.
В этом случае руководителем НИР ученика будет преподаватель, по курсу которого поставлена тема, а преподаватели других дисциплин, которых захватывает тема, становятся консультантами.


Урок 4. Формулировка цели исследования, определение задач. Показать решающую в исследовании роль формулировки цели. При формулировке цели необходимо как можно четче очертить границы исследования. Разъяснить, что для достижения цели надо решить ряд задач, то есть проделать сумму работ. Ученики должны проговорить формулировки цели и задачи.


Урок 5. Формулировка исходной гипотезы.

Гипотеза - это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Показать, как после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме, можно сформулировать предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом идет от следствия к причине. Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой. "Проговорить" с обучаемыми варианты гипотез.


Урок 6. Методы исследования в школе. Метод анализа и синтеза.
Раскрыть содержание метода. Метод анкетирования. Рассказать о широком применении данного метода, о требованиях к составлению анкеты; об открытых, закрытых, а также объективных и субъективных вопросах; о методах обработки полученных данных; о достоверности выводов по анкетам. Привести примеры тем, которые могут быть исследованы в школе с помощью анкет.


Урок 7. Методы исследования в школе. Метод наблюдения. Рассказать о наблюдении на приборах, о наблюдениях в социологии, самонаблюдении; об однозначности замысла при наблюдениях и т.д. Привести пример применения метода наблюдения в школе (например, "Экологический мониторинг кислотности и токсичности снега и дождя" и т.п.).


Урок 8. Метод эксперимента. Рассказать об отличии "эксперимента" от метода наблюдения (в первом случае регистрация параметров процесса идет без вмешательства в процесс). Постановка эксперимента - это запланированная реализация процесса с записью его характеристик. Рассказать о методах обработки результатов эксперимента.


Урок 9. Метод математического моделирования. Рассказать о значении математических моделей. Показать применение математического моделирования в экономике, биологии, химии, физике (в том числе с помощью компьютеров). Привести примеры элементарных математических моделей.


Урок 10. Метод физического (технического) моделирования. Рассказать о физическом моделировании вообще и применительно к школе в частности. Раскрыть возможности физического моделирования в школе.


Урок 11. Метод мысленного эксперимента.

Мысленный эксперимент - это воображаемый опыт с идеальными средствами, с помощью которых закладываются и поясняются основания некоторой теоретической концепции или устанавливаются ее пределы. Раскрыть возможности применения мысленного эксперимента в школе; при исследовании каких тем можно его использовать.


Урок 12. Творчество как составной элемент исследования. Дать понятие о творчестве вообще, техническом творчестве, творчестве в политике, экономике, в организации производства. Показать, что творчество - это, с одной стороны, качественный скачок на основе существенного количества переработанной информации, а с другой стороны - это работа таланта (Моцарт и Сальери).


^ Тема 3. Проведение исследования в школе


Дать по возможности подробное представление, что и в какой последовательности надо делать при школьном исследовании.


Урок 13. Рассказать о порядке действий по НИР. Научить рассуждать, составлять план или схему работы. Сказать о том, что НИР должна вестись самостоятельно, но под руководством учителя.

Приучить рассматривать явления (процессы) нетрадиционно; учить ребят высказывать догадки, альтернативные объяснения событий или явлений.


^ Тема 4. Отчетность об исследовательской работе в школе.

Дать представление об отчетности по НИР, научить составлять учебно-научный доклад, реферат, отчет, готовить статью.


Урок 14. Учебно-научный доклад.

Показать, что школьный учебно-научный доклад, с одной стороны, можно отнести к научным докладам, с другой стороны, он близок к хорошо подготовленному развернутому ответу ученика на домашнее задание.

Отличие от ответа состоит в том, что ученик использует для подготовки несколько источников информации: книги, брошюры, статьи, научные журналы; и главное - он высказывает свои собственные суждения и оригинальные выводы. Дать также понятие о научном и публицистическом стиле изложения содержания доклада.


Урок 15. Реферат. Привести развернутое определение реферата. Рассказать, как подбирать литературу по теме реферата. Пояснить, как составить план написания реферата. Дать понять, какие вопросы следует себе поставить перед написанием реферата (достаточно ли материала для написания реферата (не менее 12 страниц)? В чем будет состоять новизна исследований? И т.д.). Рассказать о составных частях реферата; пояснить, как писать заключение, список литературных источников.


Урок 16. Отчет по исследовательской работе. Пояснить, что отчет пишется, когда публичное зачтение результатов исследования не предусматривается. Рассказать о том, как пишется отчет: его вводная часть, выводы по исследованиям и т.д.


Урок 17. Статья в местную газету (школьный альманах). Рассказать о том, как выжимки из исследования можно превратить в статью. Раскрыть особенности такого литературного жанра, как статья: стиль написания, структура материала и т.д. Объяснить, как подготовить статью в школьный альманах.


Практикум

по формированию исследовательских навыков


^ Тема 5. Практические занятия по отработке элементарных навыков исследователя.

Выработать у учеников первоначальные навыки в рассуждениях и действиях по всем этапам исследовательской работы.


Урок 18. Урок-диспут по выбору темы исследования. (Проводится с соблюдением некоторых правил "мозгового штурма": запрещается любая критика высказываний участников). Следует стремиться столкнуть детей с такими явлениями и ситуациями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями о природе и обществе. На уроке должны быть выбраны темы НИР для нескольких школьников.


Урок 19. Урок - групповая игра по выработке умения формулировать цель и задачи исследования. Цель исследования должна быть по возможности конкретной. В ее формулировке должны просматриваться границы исследования (как можно уже). Разъяснить, что главное в формулировке цели - это ясность. Довести до учеников мысль о том, что цель - это результат, ожидаемый в конце исследования. Задача, в отличие от цели, - это не результат, а процесс, работа, которую надо проделать для приближения (достижения) цели. Завершить урок определением целей и формулировкой задач по темам, выбранным на уроке 18.


Урок 20. Урок-беседа по выбору метода исследования. Урок должен быть продолжением уроков 18 и 19. На нем следует выбрать и "обговорить" методы исследования по урокам 18 и 19.


Урок 21. Формирование замысла и подготовка к проведению экспериментального исследования. Разъяснить, как в соответствии с целью делается планирование эксперимента. Урок должен быть направлен на те экспериментальные темы исследования, которые выбраны на уроке 18. Если такие темы не были выбраны, то в качестве примера рассмотреть одну условную экспериментальную тему.


Урок 22. Непосредственное проведение эксперимента. Занятие проводится совместно с учителем физики или химии. Необходимо проработать общие правила проведения эксперимента. Рассказать о теории измерений, расчете ошибок измерений. Изложить порядок описания результатов эксперимента.


Урок 23. Работа с литературой.

Пояснить, как правильно подбирать литературные источники по теме исследования.

Рассказать о наиболее известных общенаучных и специальных журналах.


Урок 24. Самостоятельная работа в библиотеке. Виды каталогов, отделы публицистики. Журналы на иностранных языках, возможности заказать копию, перевод.


Урок 25. Виды рационального чтения специальной литературы. Библиографическое, ознакомительное, изучающее чтение. Конспектирование: виды конспектов.


Урок 26. Составление реферата (доклада, отчета). Дать практические советы по написанию результата исследования, по составлению рабочего плана на четверть, на неделю, на день. Предложить рекомендации по формированию разделов реферата, правильному изложению мыслей. Помочь ученикам в выработке своего собственного стиля изложения материала исследований.


Урок 27. Разбор типового учебно-научного доклада. Дать подробную характеристику учебно-научного доклада, определить его место среди других отчетных материалов.
Привести критерии оценки качества учебно-научного доклада. Заслушать и обсудить один учебно-научный доклад.


Урок 28. Разбор типового реферата. Дать подробную характеристику реферата, его отличие от доклада и отчета. Привести критерии оценки качества реферата. Заслушать и обсудить один реферат.


Урок 29. Разбор типового отчета по НИР. Дать поэлементную характеристику отчета. Рассказать, как оформляется отчет по НИР в научно-исследовательском институте. Показать отчет по НИР.


Урок 30. Урок-тренировка по рассуждениям. Научить рассуждать о роли оппонента по информации, приведенной в разобранных на уроках 27-29 учебно-научном докладе, реферате и отчете.


Урок 31. Тренировка в изложении основной части реферата, доклада, отчета. Показать, как весь наработанный материал перед написанием реферата (доклада, отчета) должен быть логично распределен по разделам и параграфам. Разъяснить, что информационная плотность должна нарастать к концу отчетного материала.


Урок 32. Составление заключения реферата (доклада, отчета). Научить концентрировать мысли в заключении, делать наиболее важные выжимки из основного текста. Показать правила составления списка литературных источников.


Урок 33. Урок-игра в семинар. Рассказать, как происходят семинары в научно-исследовательских институтах. Разбить класс на докладчиков, оппонентов и выступающих. Двум ученикам поручить готовить проект решения семинара. Все остальные готовят и обязательно задают вопросы докладчикам.


Уроки 34-35. Официальное заслушивание докладов, защита рефератов, отчеты по НИР.

^ Глоссарий по теме «Проектная деятельность»


        Актуальность исследования — характеристика исследовательского этапа проекта; определяется несколькими факторами: необходимостью в дополнении существующих теоретических построений, потребностями в новых данных и методах, потребностью практики. Обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

        Вопросы проекта - форма постановки задач, предполагающая ответы участников проектной группы для уяснения и раскрытия ими темы проекта.

        Выход проекта (продукт проектной деятельности) - разработанное участниками проекта в ходе его выполнения реальное средство решения стоящей проблемы; результат проектной деятельности.

        Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта. Гипотезы могут быть сформулированы в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: "Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных".

        Групповой проект - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.

        Дизайн (дизайн-спецификация) - важнейшая разновидность проектной деятельности, имеющая целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды (в частности, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность).

        Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более (до нескольких лет).

        Задачи проекта - комплекс мер, необходимых для достижения цели проекта. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.

        Защита проекта - процесс представления результатов проектной работы (с обоснованием ее эффективности, социальной значимости и т. д.) и презентации проекта, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

        Игровой (ролевой) проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.

        Индивидуальный (персональный) проект - проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

        Информационный проект - проект, в структуре которого акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта

        Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов

        Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проекте, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления проекта (например, по межпредметному, телекоммуникационному или международному проекту).

        Координация - способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает в качестве одного из участников, наравне с остальными.

        Краткосрочный проект - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

        Монопроект - проект в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).

        Оппонент - учащийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.

        Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом.

        Практико-ориентированный проект - проект, нацеленный на решение социальной проблемы прикладного характера

        Презентация проекта - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной деятельности.

        Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта.

        Проект

- 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед), а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.

2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.

        Проектирование - 1) Процесс разработки проекта (в значении 1) с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии;

        Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

        Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.

        Результаты проекта - 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных общеучебных умений и навыков (ОУУН) и др.

        Рецензент - учащийся или педагог (специалист), представляющий на защите проекта рецензию на подготовленный проект.

        Руководитель проекта - педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя проекта.

        Среднесрочный проект - проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

        Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее разрешению, поиск необходимой информации, изготовление проектного продукта и его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта и другие (необязательные) этапы.

        Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт -результат самореализации участников проектной группы.

        Телекоммуникационный (учебный) проект - групповой проект, выполненный при помощи средств компьютерной телекоммуникации.

        Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

        Целевой акт (целевая установка) - одно из названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910 - 1920-е гг.

        Цель проекта - модель желаемого конечного результата проектной деятельности.

        Этапы проекта - основные периоды работы над проектом.


Советы руководителям исследовательских работ


Существует три основных формы выполнения проектно-исследовательских работ:

  1. Реферат - описательная работа. Здесь главная цель - научить ребёнка точно составлять план и давать точные ответы, используя различную литературу, как основной источник знаний.

  2. Проект - коллективная творческая и поисковая работа с прикладной направленностью. Обучение проектированию - наиболее прогрессивный способ обучения, т. к. позволяет реально сочетать мысль и действия, науку и практику, теорию и жизнь.

  3. Исследовательская работа - более аналитическая работа. Это научное микроисследование, проведённое в школе, на природе.

Порою выбор темы является наиболее трудным этапом в работе, ибо он определяет успех. Выбирать нужно то, о чем хорошо знаешь, но хотел бы расширить свои познания и главное не нужно забывать о личном интересе. Работа, которая заведомо скучна, неинтересна, несомненно, будет нести на себе отпечаток этой скуки, её будет как скучно писать, так и скучно читать. Прекрасно если ученик предлагает тему работы, но так бывает не всегда. Чаще именно научный руководитель помогаете сделать этот выбор. Не следует забывать, что работа должна отличаться актуальностью, приближенностью к родному краю, иметь возможность для практического использования, доступна в изложении и по возможности обладать новизной.

Выполнение работы разбивается на пять взаимосвязанных этапов:

1.Определение позиций, выбор методики. Должен быть дан ответ на вопросы «о чем писать?» и «как писать?».

2. «Пилотаж» - разведывательный этап: сбор источников литературы, материалов исследования.

3.Обработка, систематизирование собранного материала.

4.Оформление результатов.

5.Внедрение в практику.

Наиболее оптимальные сроки для начала выполнения работы - апрель, май. Именно в эти месяцы удобно выбрать тему исследования, методику, подобрать и изучить имеющуюся по интересующему вас вопросу научную литературу. Летние месяцы используйте для «пилотажа». На данном этапе работы необходимо предусмотреть консультации учащегося с научным руководителем с регулярностью 1-2 раза в месяц.

Сентябрь, октябрь - обработка, систематизация собранного материала, оформление работы.

Ноябрь, декабрь - участие в школьной или городской научно-практической конференции, а затем и участие в республиканских конференциях Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики


^ Виды ключевых компетенций,

формируемых в проектной деятельности


Рефлексивные компетенции:

        Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

        Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) компетенции:

         Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

         Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

         Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

         Умение находить несколько вариантов решения проблемы

         Умение выдвигать гипотезы

         Умение устанавливать причинно-следственные связи

Менеджерские компетенции:

         Умение проектировать процесс (изделие)

         Умение планировать деятельность, время, ресурсы

         Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

         Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные компетенции:

         Навыки коллективного планирования

         Умение взаимодействовать с любым партнером

         Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

         Навыки делового партнерского общения

         Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

         Умение вести дискуссию

         Умение отстаивать свою точку зрения

         Умение находить компромисс

         Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

         Презентационные умения и навыки:

         Навыки монологической речи

         Умение уверенно держать себя во время выступления

         Артистические умения

         Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

         Умение отвечать на незапланированные вопросы


^ Памятка юному исследователю

Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли этот процесс.


1. Осознание нужд или проблем
Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.
^ 2. Исследование и развитие идей
Следующий шаг – найти как можно больше информации по твоей проблеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки.
Подумай о:
- времени – как долго ты будешь решать эту проблему?
- материалах – какие материалы имеются в твоем распоряжении?
- стоимости – сколько это будет стоить?
- функциях – для выполнения каких функций нужен данный объект?
- внешнем виде – как он будет выглядеть?
Развивая свои идеи – помни, что простые идеи – часто лучшие идеи.

^ 3. Планирование и изготовление
Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши порядок своей работы. Тщательно подумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.

^ 4. Испытание и оценка

Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может, тебе необходимо произвести изменения в твоем проекте или, может быть, начать все заново? Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения!


Структура проекта

  1. постановка проблемы;

  2. цель;

  3. задачи;

  4. планируемый результат;

  5. необходимые условия (ресурсы);

  6. существующие условия (ресурсы);

  7. деятельность (методы, процедуры, план мероприятий);

  8. сроки выполнения;

  9. система оценки проекта.

Реализация проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):

    • Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.

    • Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.

    • Определение целей и задач социального проекта.

    • Определение содержания социального проекта.

    • Составление плана работы. Распределение обязанностей.

    • Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.

    • Разработка системы оценки проекта.

    • Формирование общественного мнения.

    • Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.

    • Проведение официальных переговоров. Получение необходимых
      ресурсов.

    • Проведение плановых мероприятий.

    • Анализ результатов работы.


Алгоритм разработки экологического проекта


I Подготовительный период


Этап 1 (шаг 1)

Изучение общественного мнения и определение актуальной экологической
проблемы.

Важно определить, какая проблема волнует жителей вашего города, микрорайона, учащихся школы. Например, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др. Информация может быть собрана в результате социологического опроса, изучения материалов печати, телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.
Определение экологической проблемы - это сложный и важный процесс. На основе сформулированной проблемы будет разрабатываться экологический проект, направленный на реализацию данной экологической проблемы.
Экологический проект не должен быть нацелен на решение слишком узкого или широкого вопроса. Иначе такой проект может оказаться неудачным. Для определения содержания проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов экологических проблем. При выборе проблемы необходимо учитывать следующее:

- важность данной экологической проблемы для города, поселка, села, микрорайона, школы;

масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной проблемы);

- возможность практической реализации проблемы участниками проекта.
Для того чтобы составить программу подготовки и реализации экологического проекта, необходимо четко сформулировать экологическую проблему.

Этап 2 (шаг 2)

Привлечение участников и общественности для решения данного экологического проекта.

Необходимо объяснить общественности содержание данной проблемы, добиться одобрения и поддержки с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь и поддержку, и привлечь их к сотрудничеству.

Этап 3 (шаг 3) Определение целей, задач экологического проекта. Определяются предполагаемые результаты реализации проекта. Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того как будут сформулированы цели проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4 (шаг 4)

Определение содержания экологического проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта.
План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реализации.

В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В программу обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.

Этап 5 (шаг 5) Определение необходимых ресурсов и составление бюджета

Для осуществления экологического проекта могут понадобиться различные ресурсы:

финансы, материальные ценности, информация.

В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно
документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.

Этап 6 (шаг 6) Разработка системы оценки проекта

Разработка системы оценивания - очень важный этап подготовки экологического проекта. От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими.
Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в окружающей среде не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально
достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.

Этап 7 (шаг 7) Формирование общественного мнения общественности с основными целями, идеями и содержанием экологического Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными
жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций.
Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.

II. Практическая реализация проекта

Этап 8 (шаг 8)

Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.

Этап 9 (шаг 9)

Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями. К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться:
составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.

Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Этап 10 (шаг 10) Проведение плановых мероприятий Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий. Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэтому нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное
выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.


III. Итоги работы над проектом


Этап 11 (шаг 11) Анализ результатов работы

Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:

- Достигнута ли цель проекта?

- Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)

- Какой была атмосфера проведения социального проекта?

- Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?

- Чему научились в ходе реализации проекта?

- Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта
была более успешной?

^ Критерии и показател��

оценки рукописей экологических проектов

разработанные методистом лаборатории

ОО «Естествознание»
^ ИДППО Передриенко Г. А.


Критерии

разделы

рукописи

Шкала

Показатели

Количество баллов (оценка)

ВВЕДЕНИЕ

1. Наличие введения. Формальным признаком введения является описание актуальности проекта

введение обособлено

2

введение не обособлено

1

введение отсутствует

0

2. Целесообразность фактов и/или мнений, использованных для обоснования актуальности проекта. Проявляется в степени раскрытия содержательной связи между аргументами и деятельностью осуществляемой в рамках  экологического проекта

все приведённые факты и мнения подтверждают актуальность

2

целесообразна только часть фактов и/или мнений

1

не приводятся или не подтверждают актуальность

0

3. Весомость (убедительность) фактов и/или мнений, подтверждающих актуальность темы проекта.

Проявляется в убедительности фактов и авторитетности мнений, используемых для обоснования актуальности темы экологического проекта

факты и/или мнения убедительны

2

факты и/или мнения не очень убедительны

1

факты и/или мнения не убедительны или отсутствуют

0

4. Достаточность фактов и/или мнений, использованных для обоснования актуальности темы экологического проекта. Характеризуется числом фактов и мнений, используемых для обоснования актуальности темы

фактов и/или мнений достаточно

2

фактов и/или мнений недостаточно

1

факты и/или мнения отсутствуют

0

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

5. Наличие цели и задач. Наличие цели и задач является важным признаком деятельности, осуществляемой в форме проекта. Не выделены цель и задачи – значит деятельность не осмыслена

цель и задачи поставлены

2

поставлена только цель

1

цель и задачи не поставлены

0

6. Чёткость формулировки цели и задач. Проявляется (1) в отсутствии лишних, ничего не значащих с точки зрения темы слов, терминов; (2) в конкретности

сформулированы чётко

2

сформулированы не чётко

1

цель и задачи не поставлены

0

7. Соответствие содержания цели экологического проекта теме проекта. Формальным признаком соответствия является использование одних и тех же понятий

полностью соответствует

2

соответствует частично

1

не соответствует

0

8. Целесообразность задач проекта – это соответствие задач поставленной цели. Если задачи целесообразны, то их решение всегда приводит к достижению поставленной цели

все задачи целесообразны

2

целесообразна только часть задач

1

все задачи поставлены так, что их реализация не ведёт  к достижению цели

0


ГЛАВА 1 [обзор литературы]

9. Полнота обзора – освещены все значимые для достижения цели экологического проекта стороны проблемы (предмета)

освещены все стороны проблемы

2

освещена большая часть проблемы

1

проблема освещена фрагментарно

0

10. Фундаментальность обзора – в обзоре использовано большинство известных основополагающих научных работ по проблеме (предмету)

использовано большинство известных основополагающих научных работ

2

основополагающих работ использовано мало

1

основополагающие работы не использованы

0

11. Современность обзора – использованы издания последних лет (за последние 1 - 5 лет), представлены современные взгляды на предмет

все работы современны

2

часть работ устарела

1

все работы устаревшие

0

12. Правильность применения терминов и понятий – целесообразное и правильное применение терминов и понятий

терминология точна и целесообразна

2

встречаются неточности в использовании некоторых терминов и понятий

1

использование терминов и понятий неправомерно

0

13. Достоверность информации, представленной в обзоре, - правильное использование аппарата ссылок, при котором не допускается использование данных других авторов без ссылок

аппарат ссылок используется в полном объёме

2

встречаются чужие данные без ссылок

1

аппарат ссылок не используется

0

14. Систематизированность информации, представленной в обзоре, - информация о предмете систематизирована, представлены противоречивые части информации

систематизирована

2

частично систематизирована

1

бессистемна

0

15. Теоретическая значимость обзора – представлена обоснованная модель предмета, показаны её недостатки

модель представлена

2

модель фрагментарна

1

модель отсутствует

0

16. Структурированность обзора – текст разделён на взаимосвязанные части

структурирован

2

частично структурирован

1

не структурирован

0

17. Чёткость, доступность изложения – текст написан простым, доступным языком. Мысли изложены чётко

язык ясный и доступный

2

встречаются неясности

1

изложение малопонятное

0

ГЛАВА 2 [представление результатов собственного изучения предмета]

2.1. Методы и оборудование

18. Чёткость описания использованных в проекте методов и методик. Они правильно названы, указано их назначение и порядок применения

описаны чётко и правильно

2

описание нечёткое

1

не описаны

0

19. Обоснованность методов – необходимость их применения для достижения цели проекта доказана логически и/или ссылкой на авторитеты и/или приведением фактов

обоснованы

2

обоснованы недостаточно

1

обоснования отсутствуют

0

20. Доступность методик – все операции могут быть выполнены автором проекта лично

доступны

2

частично доступны

1

недоступны

0

21. Воспроизводимость методик – данные разных повторений отличаются в допустимых пределах

всегда воспроизводимы

2

не всегда воспроизводимы

1

не воспроизводимы

0

2.2. Практическое изучение предмета и его результаты

22. Системность эксперимента (наблюдения) – представлена схема эксперимента, компоненты которой связаны логикой изучения предмета и построения модели предмета

схема эксперимента логична, он системен

2

эксперимент логичен, за исключением деталей

1

логика эксперимента не ясна, он не имеет системы

0

23. Обоснованность эксперимента(наблюдения) – приводится объяснение эксперимента с точки зрения целей проекта и свойств предмета, которые следует изучить

эксперимент убедительно обоснован

2

обоснования не убедительны

1

обоснования отсутствуют

0

24.  Достаточность эксперимента (наблюдения) – возможно ли получение в ходе эксперимента (наблюдения) данных, достаточных для достижения цели проекта

позволяет получить все необходимые данные

2

позволяет получить только часть необходимых данных

1

данных явно не достаточно

0

25. Достоверность данных, полученных в эксперименте(наблюдении) – подтверждается фотографиями предмета на разных стадиях изучения (развития), таблицами с первичными данными, лентами самописцев, зарисовками, гербарными экземплярами и др.

подтверждены все данные

2

подтверждена только часть полученных данных

1

данные, подтверждённые первичным материалом, отсутствуют

0

26. Закономерность результатов – подтверждается многократным повторением наблюдений и/или экспериментов с последующей статистической обработкой

результаты закономерны

2

не все результаты статистически достоверны

1

для обработки результатов статистические методы не использованы

0

27. Наглядность представления результатов – они представлены разными способами: в форме таблиц, графиков, гистограмм, рисунков, логических схем, фотографий и т.д.

для представления результатов использованы все возможные способы

2

результаты представлены только частью возможных способов

1

результаты представлены только одним способом (например, только таблицы)

0

2.3. Обсуждение полученных результатов

28. Дискуссионность(полемичность) – приводится несколько точек зрения (позиций) на полученные результаты. Обсуждаются плюсы и минусы каждой позиции

приводятся и обсуждаются несколько точек зрения

2

приводятся и обсуждаются только две точки зрения

1

только одна точка зрения

0

29. Оригинальность позиции автора автор проекта выражает собственную точку зрения на результаты изучения предмета

позиция автора полностью оригинальна

2

автор усовершенствует позицию другого

1

автор придерживается чужой точки зрения

0

30. Обоснованность(доказательность)позиция автора – автор обосновывает свою позицию вне зависимости от её оригинальности

все позиции полностью обоснованы

2

обоснование фрагментарно

1

позиция не обоснована

0

31. Логичность обсуждения – обсуждение результатов следует законам формальной логики

обсуждение логично

2

логично отчасти

1

обсуждение не логично

0

2.4. Выводы

32. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач экологического проекта

полное соответствие

2

частичное соответствие

1

полное несоответствие

0

33. Конкретность выводов – насколько конкретны выводы с точки зрения описания результатов, полученных только в ходе выполнения экологического проекта. Отсутствие рассуждений и общих мест.

выводы конкретны

2

отдельные выводы или места в выводах неконкретны

1

выводы неконкретны

0

34. Полнота выводов – насколько полно в выводах представлены результаты деятельности, осуществлённой в рамках проекта

в полном объёме

2

отражают частично

1

не отражают результатов

0

35. Уровень обобщения – насколько обобщённо представлены результаты проектной деятельности. Выводы – квинтэссенция результатов экологического проекта, они не должны содержать частностей, примеров, рассуждений, ссылок на других авторов и чужих материалов

выводы описывают существенную часть результатов

2

содержат отдельные выводы

1

выводы перегружены частностями, примерами

0

36. Стиль и грамотность изложения – выводы должны быть написаны грамотно, без стилистических и грамматических ошибок

ошибок не содержат

2

стилистические ошибки

1

содержат стилистические и грамматические ошибки

0

2.5.Список литературы (библиография)

37. Правильность оформления списка литературы

нет ошибок и неточностей в оформлении

2

отдельные неточности

1

много ошибок и неточностей в оформлении или отсутствие списка литературы

0

38. Достаточность (полнота) списка литературы – представлены все известные публикации по теме (не менее 20)

представлены все известные публикации

2

представлена только часть известных источников

1

нет ни одного известного источника ( рассмотрены только общие подходы к проблеме)

0

2.6. Приложения

39. Приложение логично дополняет основное содержание рукописи экологического проекта

дополняет содержание всех разделов проекта

2

дополняет содержание части разделов

1

приложение отсутствует или не является логичным дополнением экологического  проекта

0

3. Общее оформление экологического проекта

40. Экологический проект должен быть оформлен согласно установленным требованиям

полностью соответствует установленным требованиям

2

соответствует установленным требованиям частично

1

не соответствует установленным требованиям (написан от руки)

0

 

 Максимальное количество баллов за экологический проект составляет – 80 баллов
^ Список рекомендуемой литературы:



  1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории //Школьные технологии.- 1997.- № 1.- С. 116-119.

  2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.

  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации //Народное образование.- 2000.- № 9. – С. 177-180.

  4. Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., 1995.

  5. Горлицкая С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике: Автореф.дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. :/Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена.- СПб, 1995. – 14с.

  6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6. - С. 39-47.

  7. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании// Школьные технологии.- 1997.- № 1.- С. 3-11.

  8. Дьюи Дж. и Э."Школы будущего. - 1915. рус. пер. 1922.

  9. Джонс Дж.К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Мир, 1986.

  10. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч. – 2000. - №3. С.10-21.

  11. Если бы я был главой управы (сборник школьных проектов). – М.: РИА «ИМ-Информ», 2000. – 252 с.

  12. Инновационное обучение и наука: Науч.-аналит. обзор/ В.Я. Ляудис.- М.: ИНИОН РАН, 1992.- 52 с.

  13. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе, Л., 1926 (библ. "Краткий обзор русской литературы о методе проектов")

  14. Килпатрик В.Х. Метод проектов, Л., 1925.

  15. Концепция проекта «ГОРОД – КАК- ШКОЛА»: помощь и поддержка// Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой.-Вып.6.- М., 1996.- С. 121-124.

  16. Круглова О.С. Технология проектного обучения// Завуч.- 1999.- № 6. - С. 90-94.

  17. Мир управления проектами/ Под ред. Х. Решке, Х. Шелле.- М.: Аланс, 1993.- 304 с.

  18. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование.- 2000.- № 7.-С. 151-157.

  19. Новикова Т.Г. Проектирование в инновационной деятельности //Предпринимательство и занятость юных. – 2000. - № 8-9.- С. 22-29.

  20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат - М., 1999. – 223 с.

  21. Павлов Н. Проектирование образовательной сферы и сообщества в малом городе// Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой.- Вып.5.- М., 1996.- С. 29-40.

  22. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта //Учитель. 2000. №1.

  23. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – С. – Петербург, 1996.

  24. Раппопорт А.Г. Границы проектирования//Вопросы методологии.-1991.- № 1

  25. Сиденко А.С. Метод проектов как условие повышения качества образовательного процесс// Московский лицей и колледж: развитие мотивации к профессиональной деятельности/ Науч. ред. С. Виноградова, С.П. Пимчев.- М., 1999. – С. 61-63.

  26. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. – Петрозаводск,1996.

  27. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, 1998. – С. 83-128.

  28. Чистякова С., Дмитриева Л., Щигирева О. Развитие проекта «Город как школа»// Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой.- Вып. 5.- М., 1996.– С . 50-53.

  29. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. – М., 1993.

  30. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Спб: «Два ТРИ», 1996.-610с.

  31. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.- М.: Пед. о-во России, 1999. – 313 с.

  32. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- Москва. 1997.

doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-obsherazvivayushego-vida-49-goroda-ribinska-za-2013-2014-uchebnij-god-g-ribinsk-2014-g-obshie-harakteristiki.html
doklad-municipalnogo-kazennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gornaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-achinskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya-po-itogam-2013-2014-uchebnogo-goda.html
doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-kompensiruyushego-vida-5.html
doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-krasnoselkupskij-centr-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej2-g-lenska.html
doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-shkola-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-v-ekologicheskij-monitoring-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-10-11-klassov-ekologiya-moskvi-i-ustojchivoe-razvitie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/82-nerolievoe-maslo-iz-cvetov-sladkogo-apelsina-efirnie-masla-dlya-parfyumerii-i-aromaterapii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/radiacionno-opasnaya-murmanskaya-oblast-rossii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uvelichenie-stoimosti-osnovnih-sredstv-po-balansu-ezhekvartalnij-otchet-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eksperimentalnie-dokazatelstva-tihoplav-v-yu-tihoplav-t-s.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-sosh-2-s-chekmagush-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vi-korotkie-klinki-zvenyat-viktor-gyugo-sobor-parizhskoj-bogomateri.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-na-aprel-5-aprelya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/76upravlenie-sistemoj-obespecheniya-bezopasnosti-informacii-koncepciya-obespecheniya-bezopasnosti-informacii-v-avtomatizirovannoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/narodnaya-muzika-v-proizvedeniyah-russkih-kompozitorov-cel.html
  • college.bystrickaya.ru/21-45-22-00-otveti-na-voprosi-den-torgovie-strategii-dlya-nachinayushih-trejderov-17-marta-2010-goda-sreda-19-00-22-00.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-stranica-14.html
  • letter.bystrickaya.ru/normi-rashoda-etilovogo-spirta-dlya-organizacij-i-predpriyatij-minenergo-sssr-chast-1.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyuis-kerroll-stranica-17.html
  • institut.bystrickaya.ru/st-prepodavatel-prepodavatel-assistent.html
  • assessments.bystrickaya.ru/boleznej-periodonta-stranica-14.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-soderzhat-dannie-svyazannie-s-predpolyotnoj-podgotovkoj-zapuskom-dvigatelej-i-ruleniem-vklyuchaya-rulenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bajkalovedenie-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/10-literatura-konkurs-galereya-slavi-yuga-rossii-issledovatelskaya-rabota-generali-nashego-sela.html
  • spur.bystrickaya.ru/ksptk-praktika-bojinsha-dstemelk-nsauli.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-v-rezultati-funkcionirovaniya-i-razvitiya-municipalnoj-sredi-obrazovaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-problemi-russkoj-kolonizacii-priuralya-mesto-disciplini-v-strukture-oop-principi-postroeniya-kursa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhitekturno-gradostroitelnoe-nasledie-yuzhnogo-urala.html
  • znanie.bystrickaya.ru/84-vivod-v-remont-metodicheskie-ukazaniya-po-ekspluatacii-gazovogo-hozyajstva-teplovih-elektrostancij-so-34-20-514-2005.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya-i-konyunktura-mirovih-tovarnih-rinkov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-inzhenernogo-tvorchestva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sobitiya-vedomosti-ispolzovana-informaciya-interfaksa-prajm-tass-26092006-180-str-a3.html
  • institute.bystrickaya.ru/figdor-g-psihoanaliticheskaya-pedagogika-stranica-8.html
  • school.bystrickaya.ru/intensivnij-kurs-povisheniya-gramotnosti-m-a-pavlova-intensivnij-kurs-povisheniya-gramotnosti-na-osnove-nlp-vvedenie-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-konferencij-seminarov-programmi-razvitiya-dobrovolcheskih-iniciativ-dobrovolcheskie-iniciativi-v-severo-zapadnom.html
  • spur.bystrickaya.ru/liturgicheskij-obraz-v-v-bichkov-malaya-istoriya-vizantijskoj-estetiki-kiev-put-k-istine-1991-408-s-isbn-5-7707-2100-6.html
  • report.bystrickaya.ru/kachestvo-obucheniya-po-predmetam-doklad-vklyuchaet-informaciyu-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-napravleniyu-260202-tehnologiya-hleba-konditerskih-i-makaronnih-izdelij-stranica-15.html
  • shkola.bystrickaya.ru/potrebnost-v-tajm-antah-sofiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-teoreticheskie-aspekti-formirovaniya-buhgalterskogo-balasa-i-ego-znachenie-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.