.RU

Элементы второй группы главной подгруппы и их соединения


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вознесеновская Средняя общеобразовательная школа»

Лискинского района, Воронежской области


Урок химии в 9 классе

с элементами исследовательской деятельности

Тема урока


ЭЛЕМЕНТЫ ВТОРОЙ ГРУППЫ ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ.


Автор: Сморчкова Т.Н.

учитель химии-биологии

МОУ «Вознесеновская СОШ»

п.г.т.Давыдовка, с.Вознесеновка


2009


Задачи:

Образовательные

1.Познакомить учащихся с группой типичных металлов, в которой наиболее ярко выявляются закономерности в изменении свойств и электронной структуры в зависимости от порядкового номера элемента.

2.Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой и электронной теорией при обосновании физических и химических свойств простых и сложных веществ.

3.Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.

4.Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами.

5.Сформировать умения сравнивать свойства веществ и находить причины сходства и различия.

Воспитательные

1.Показать значимость химических знаний для современного нау­коемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе.

2.Представить доказательства бескорыстности научного подвига ученых.

3.Способствовать формированию потребности использования примеров служения науке и отечеству в своей жизни.

Развивающие

1.Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

2.Развивать память и внимание учащихся.

3.Продолжить формирование химического языка.

Тип урока: комбинированный. Сообщение новых знаний и их совершенствование.

^ Вид урока: лабораторный.

Оборудование: спиртовка, нихромовая проволока, напильник, кусачки, наждачная бумага, мерный цилиндр, пипетки, штатив лабораторный, штатив с пробирками, химические стаканы, газоотводная трубка.

Реактивы: растворы хлорида бериллия, хлорида кальция, хлорида стронция, хлорида бария, гидроксида натрия, соляной кислоты, металлический кальций, магниевая лента, магниевый порошок, вода.


План урока для учителя:

1.Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока.

3. Формирование и совершенствование знаний о простых веществах и элементах второй группы главной подгруппы.

4. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы.

5.Контроль знаний - графический диктант.

6.Подведение итогов урока.


План урока для учащихся:

Записывается на доске и зачитывается (орг. момент)

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Знакомство с простыми веществами и с химическими элементами металлов главной подгруппы второй группы.

  3. Знакомство с соединениями металлов главной подгруппы второй группы.

  4. Лабораторная работа «Соединения элементов главной подгруппы второй группы».

  5. Графический диктант.

  6. Подведение итогов урока.


Организационный момент.

1.Проверка домашнего задания.

К доске вызываются 4 ученика и воспроизводят упражнения домашнего задания на доске. Правило: если использовать тетради, то оценка «4»или «5» не получишь. Проверка после окончания фронтальной беседы.


1-й ученик: Упр.3. Алюминий при определенных условиях реагирует с:1)галогенами; 2)водой;3)азотом;4)серой; 5)углем; 6)кислотами; 7)растворами щелочей;8)оксидом хрома (III).

Укажите, какие из перечисленных реакций невозможны:

а) все реакции возможны; б) 3и7; в) 2 и 8; г) 4и6.

Напишите уравнения осуществимых реакций.

Планируемый ответ: а)


1) 2Al + 3Br = 2AlBr3


2) 2Al + 6H2O= 2Al(OH)3 + 3H2

t

3) 2Al + N2 = 2AlN

t

  1. 2Al + 3S = Al2S3

t

  1. 4Al + 3C = Al4C3

  2. 2Al + 6HCI = 2AlCI3 +3H2

(р-р)

7) 2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2 + 3H2


  1. Cr 2O3 + 2Al = 2Cr + Al 2O3


2-й ученик: Упр.4.Осуществите следующее превращение

1 2 3 4 5

Al2O3AlAl2(SO4)3Al(OH)3Al2O3NaAlO2

Для реакций 1 и 2 составьте схемы электронного баланса. Для реакций 3 и 5 напишите полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения.


3-й ученик: Упр.5. Смесь меди и алюминия массой 10 г на холоде обработали концентрированной азотной кислотой, при этом выделилось 4,48 л газа. Определите массовые доли (в процентах) металлов в исходной смеси.


4 ученик: Практическое задание (стр.188 Опыт 11). Получить гидроксид алюминия и исследовать его кислотно – основные свойства.


^ Фронтальная беседа по вопросам.

Учитель: 1. По каким внешним признакам вы сможете отличить изделия из алюминия от изделий из других материалов?

Планируемый ответ: Блестящие, серебристые, легкие.

2. Опишите области применения алюминия и укажите свойства, на которых основано его использование.

Планируемый ответ:

  1. Электропроводность - производство электрических проводов.

  2. Отсутствие взаимодействия с водой - изготовление посуды и котлов.

3.Металлический блеск - изготовление ювелирных изделий и украшений.

  1. Легкость - использование в самолетостроении и кораблестроении.

  2. Химическая инертность - для производства


химического обору­дования, изделий для агрессивных


сред.

3. Почему алюминиевая посуда не разрушается в кипящей воде и не подвергается атмосферной коррозии?

^ Планируемый ответ: Потому, что сверху металл

алюминий по­крыт прочной оксидной пленкой.


4. При производстве алюминиевой проволоки расплавленный алюминий выпускают через круглое отверстие. Струя затвердевает, не разбиваясь на капли. Почему?

^ Планируемый ответ: Это мгновенно образуется оксид алюминия - очень прочное соединение. Оно и застывает в виде капли.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель обращает внимание на воспроизведенные упр. 3, 4, 5 на дос­ке и просит учеников прокомментировать решение.

Заслушиваются 1, 2, 3, 4 – й ученики.

^ 2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока.

Учитель: В Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева еще много химических элементов металлов. Сего­дня мы познакомимся с типичными металлами - элементами второй группы главной подгруппы, их соединениями и сравним их со щелоч­ными металлами.

Записывает на доске тему урока (учащиеся записывают в тетра­дях): «Металлы второй группы главной подгруппы».


^ 1-й ученик: Бериллий.

Все изумруды и аквамарины

Дает бериллий - их прекрасней нет!

Их рудокопы средь невзрачной глины

В земной коре искали в глубине

Он образует бериллиды,

Фторберилаты и нитриды

И ряд других соединений

Нам очень нужных без сомненья,

Однако нужно все учесть:

Если работать с ним небрежно

«Бериллиоз» - тяжелую болезнь

Получишь -это неизбежно!


^ 2 - й ученик: В технике широко применяют сплавы меди с бе­риллием - бериллиевые бронзы. Из них делают многие детали, от ко­торых требуются большая прочность, хорошая сопротивляемость усталости и коррозии, сохранение упругости в значительном интервале

температур, высокая электро- и теплопроводность. Подсчитано, что в современном тяжелом самолете свыше тысячи деталей изготовлено из этих сплавов. Благодаря своим упругим свойствам, бериллиевая бронза - прекрасный пружинный материал. Пружины, изготовленные из нее, практически не знают усталости: они способны выдерживать несколько миллионов циклов нагрузки!

Кстати, именно с пружинами связан любопытный эпизод из исто­рии Второй мировой войны. Промышленность фашистской Германии была отрезана от основных источников бериллиевого сырья. Мировая добыча этого ценного стратегического металла практически полностью находилась в руках США. И гитлеровцы пошли на хитрость. Они решили использовать нейтральную территорию Швейцарию для кон­трабандного ввоза 6ериллиевой бронзы: американские фирмы полу­чили от швейцарских «часовщиков» заказ на такое ее количество, ко­торого хватило бы на часовые пружины всему миру лет на пятьсот, а то и больше. Хитрость, правда, была разгадана, но все же в новейших марках скорострельных авиационных пулеметов, поступивших на вооружение фашистской армии, появлялись пружины из 6ериллиевой бронзы.


^ 3 - й ученик: Еще в 1909 году один из пионеров ракетостроения Ф. А. Цандер высказал любопытную идею использования легких ме­таллов, в том числе магния и бериллия, в качестве компонентов высокоэнергетического ракетного топлива. Эта мысль основывалась на высокой теплотворной способности легких металлов. Так, при сгора­нии бериллия выделяется в 6,5 раза больше тепла, чем при сгорании одного из самых эффективных современных горючих - керосина, окисляемого жидким кислородом.

Цандер предложил применять для этой цели легкие металлы в виде коллоидных растворов в жидком топливе. Он же в статье «Перелеты на другие планеты», опубликованной в 1924 году в журнале «Техника и жизнь», высказал оригинальную идею сжигания в космическом по­лете в качестве дополнительного горючего отработавших металличе­ских частей конструкции ракеты, выполненных из алюминия, берил­лия или каких-либо легких сплавов.

В наше время теоретические разработки Цандера, касающиеся лег­ких металлов, частично уже воплощены в жизнь. Например, в роли присадки к ракетному топливу успешно выступает металлический бе­риллий. На эту роль претендуют также гидрид бериллия и некоторые бериллийорганические соединения.


^ 4-й ученик: Магний.


В природе магний - горы доломита

Нагромождает в горные хребты.

В асбесте, тальке он, и в магнезите,

В голубизне морских глубин.

Он символом земной жизни

На голубой планете стал,

Ведь магний это фотосинтез

И жизнь зеленого листа.

Без магния нет хлорофилла

И жизни как таковой

Он чудодейственная сила

В нем жизни всей круговорот Химически он энергичен,

И химикам помог не раз

Внеси его хоть в пламя спички

Он вспыхнет и сгорит тотчас.

Сплав с алюминием легчайший

Дает он марки «Электрон»,

В когорту сплавов им крылатых

Как равноценный входит он.

А ты в аптеку загляни-ка

И убедиться сам изволь!

Там магний тоже знаменитость

Ведь он - слабительная соль!

^ 5-й ученик: Кальций.

Взметнулись ввысь ажурные громады Кирпичной кладки стройные ряды,

Вот в облицовке поражает мрамор

Оттенков нежностью своих

Расцвеченный моллюска панцирь,

Коралл, ракушки завиток  

Все это многоликий кальций,

Ему в строительстве почет.

Животным он каркас надежный

В соединениях дает

И поражает облицовкой

Он нас на станциях метро.

И если кальций ниже нормы Окажется у нас в крови Кровотечением опасным

Даже царапина грозит.

В земной коре его не мало,

В достатке гипс и известняк. Слагают горы мели мрамор,

В морской воде он и в костях.


б-й ученик: Стронций.

Участник фейерверков непременный,

«Металлом красного огня»

Поэт и химик академик Ферсман

Так очень метко стронций называл.

В 20 веке стронций - 90,

Рожденный страшным атомным грибом,

Нам поражает костный мозг и кости

Этот коварный, смертоносный изотоп.


^ 7-й ученик: Барий.

«Тяжелый» - слово барий в переводе,

Тяжелый шпат, барит и витерит, Содержат барий, много их в природе

О барии мы часто говорим.

Ведь кто не знает бариевый калий?

Чтоб анатомию желудка изучить

Нам рентгенолог сернокислый барий

Дает по полстакана проглотить.

И в технике мы часто применяем

Нерастворимый бария сульфат:

Его использует химический анализ,

Он наполнитель дорогих бумаг

Баритовый кирпич надежно

Нас защищает от рентгеновских лучей.

Ну, а какой же праздник без зеленых

Красивых бария огней!


^ 8 - й ученик: В Средние века в Европе повсюду бушевали алхи­мические страсти, разжигаемые идеей получения золота из недефицит­ных материалов. В 1602 году болонский сапожники по совместитель­ству алхимик Касциароло подобрал в окрестных горах камень, который оказался настолько тяжелым, что не заподозрить в нем присутствие зо­лота мог только полный профан. Но Касциароло был не таков. Перед ним засияли радужные перспективы, и он, притащив находку в свою сапожно-алхимическую мастерскую, тут же принялся за работу.Для начала решено было прокалить камень с углем и олифой. И хоть выделить золото при этом не удалось, опыт принес явно обнаде­живающие результаты: охлажденный продукт прокаливания светился в темноте красноватым светом.

Будучи человеком общительным, Касциароло не стал скрывать от своих коллег-алхимиков тайну необычного камня. Это сенсационное сообщение привело золотоискательскую братию в состояние поисковой горячки: минерал, получивший ряд названий - «солнечный камены», «6олонский камень», «болонский самоцвет», стал объектом всевозможных реакций и экспериментов. Но время шло, золото не ду­мало выделяться из минерала, и интерес к нему постепенно пропал.

Лишь спустя полтора столетия, в 1774 году, известные шведские химики Карл Шееле и Юхан Ганн подвергли

«болонский камень» тщательному исследованию и установили, что в нем содержится осо­бая «тяжелая земля», которая получила название сначала барот, а за­тем барит (от греческого слова «барос» - тяжелый). Сам же металл,

образующий эту «землю», был назван барием.


^ 9 - й ученик: В конце 1984 года западногерманский искусственный спутник Земли, находясь на весьма почтительном расстоянии от поверхности нашей планеты, выпустили космическое пространство 2,5 килограмма паров бария, которые тут же превратились в своеобразную комету. Этот научный эксперимент был проведен учеными США, Великобритании и ФРГ в рамках совместных исследований влияния солнечного ветра на магнитное поле Земли.

Искусственная бариевая комета просуществовала недолго – всего 20 минут. Сначала она выглядела красновато-желтым шаром, окру­женным зеленым ореолом, затем стала красной, и, наконец, пурпурно серой. Голова кометы была примерно в шесть раз меньше диаметра Луны, зато хвост растянулся на расстояние, в десять раз превышающий диаметр нашей вечной спутницы.

^ 10-й ученик: Радий.

Когда открыт был Беккерелем

Поток «Урановых» лучей»,

Кюри супруги твердо верили

Их испускает новый элемент.

На поиски его ушло два года,

И много тонн урановой руды.

И лишь не более булавочной головки

Крупинка радия весь труд не завершит! «Лучистый» - означает слово радий

Его лучей целительный поток

От страшного недуга - рака

Он многих безнадежных уберег.

В природе радия крупицы

Он есть в урановой руде,

За всю историю добыто

Его порядка килограмма на Земле.


^ 11- й ученик : В один из весенних дней 1920 года Институт радия в Париже посетила известная американская журналистка миссис Мелони. Она прибыла по заданию крупного нью-йоркского журнала, чтобы взять интервью у Марии Склодовской-Кюри - всемирно известного ученого, дважды лауреата Нобелевской премии. «Дверь отворяется, - вспоминала впоследствии миссис Мелони, - и входит бледная, застенчивая женщина с таким печальным лицом, какого мне еще не приходилось видеть. На ней черное платье из бумажной мате­рии, на ее прекрасном, кротком, исстрадавшемся лице запечатлелось отсутствующее, отрешенное выражение, какое бывает у людей, всеце­ло поглощенных научной работой, Я сразу же почувствовала себя непрошенной гостьей». Но беседа состоялась и в конце ее журналистка задала вопрос: «Если вы имели возможность наметить себе во всем мире вещь, самую желанную для вас, то, что вы выбрали бы?». «Мне был бы нужен один грамм радия для продолжения моих исследова­ний, но купить его я не могу. Радий мне не по средствам», - ответила Мария Кюри. Миссис Мелони горит желанием помочь ученой, но и у нее нет не­обходимых для этого ста тысяч долларов. Находчивую журналистку осеняет идея: пусть ее соотечественники подарят мадам Кюри грамм радия.

По возвращении в Нью-Йорк она развивает бурную деятельность, создает специальный комитет, организует во всех городах Америки национальную подписку в «Фонд радия Марии Кюри. Не проходит и года, как в Париж летит радостная весть: «Деньги собраны, радий — ваш!». Мария отправляется в США и 20 мая 1921 года в Вашингтоне президент Гординг дарит ей грамм радия или, точнее, его символ пробирок с радием. Сам же радий, полученный на заводе в Питтебурге, будет затем доставлен во Францию. Президент вручает мадам Склодовской-Кюри пергаментный свиток, перевязанный трехцветной лентой, и надевает ей на шею муаровую ленту с маленьким золотым ключиком от ларца.


^ 3. Формирование и совершенствование знаний о простых веществах и элементах второй группы главной подгруппы.

Учитель: А что вы можете сказать о6 элементах второй группы главной подгруппы? Составьте схемы электронного строения бериллия, магния, кальция.

К доске вызываются трое учеников. Остальные ученики записы­вают в тетрадях.

Планируемый ответ:

Ве +4 ) ) Мg +12 ) ) ) Са+20) ) ) )

2 2 2 8 2 2 8 8 2

2 2 2 2 6 2 2 2 6 2 6 2

1s 2S 1S2S2P3S 1S 2S 2Р 3S 3Р 4S

У ч и т е л ь: Что общего и в чем различие электронного строения этих элементов? Как это отразится на восстановительных свойствах?

Планируемый ответ: У всех элементов по два электрона на

по­следнем энергетическом уровне, но разные заряд ядра и атомный ра­диус. Следовательно, способность отдавать электроны с последнего энергетического уровня будет лучше выражена у кальция (бария), так как радиус его атома в этой группе элементов самый большой.

Учитель : А если сравнить кальций и калий. Какой из этих химических элементов будет лучшим восстановителем?

Планируемый ответ: Калий, поскольку у калия на последнем энергетическом уровне один электрон, а у кальция два. Два электрона сильнее притягиваются к ядру, нежели один, и радиус атома при этом сокращается. Вообще щелочные металлы более сильные восстанови­тели, чем элементы второй группы главной подгруппы.

Учитель : А какой химический элемент будет самым слабым

восстановителем среди элементов первой и второй групп главных подгрупп?

Планируемый ответ: У такого химического элемента должен быть самый малый радиус атома и больший заряд ядра. Такой характери­стике удовлетворяет бериллий. Он самый слабый металл, возможно даже переходный элемент.

Учитель : Вы уже многое знаете о кристаллическом строении металлов и их физических свойствах. Что, по- вашему мнению, пред­ставляют собой металлы второй группы главной подгруппы?

Планируемый ответ (Ответ одного ученика по таблице «Кри­сталлическая решетка металлов»): В узлах кристаллической решетки находятся нейтральные атомы и положительно заряженные ионы, а между ними вращаются свободные электроны (электронный газ). По­этому металлы проводят электрический токи тепло, имеют металли­ческий блеск, пластичны, ковки.

Учитель ; Попробуйте сравнить физические свойства щелочных металлов и металлов второй группы главной подгруппы.

Планируемый ответ: Хотя свободных электронов больше в два раза у элементов второй группы, электрический ток проводить они будут хуже. Поскольку электрический ток есть направленное движе­ние заряженных частиц. Чем больше частиц, тем труднее их движение упорядочить. Блестеть наши металлы будут лучше. Свободные элек­троны отражают дневной свет. Чем больше свободных электронов, тем лучше отражается дневной свет. Пластичность и ковкость будут

хуже, им препятствует большее число электронов, теплопроводность лучше.

Учитель : А теперь проверим, насколько мы правы в своих

предположениях.

Демонстрационный эксперимент. Учащиеся наблюдают, записывают уравнения реакций, где это возможно и делают выводы.

Опыт 1. Физические свойства кальция.

Кусок кальция зачищают напильником и рассматривают его блеск. Пробуют отломить кусочек кальция при помощи кусачек - убеждают я в его твердости.

Вывод: Кальций - серебристо-белый и довольно твердый металл, с ярко выраженным металлическим блеском, окисляется кислородом воздуха.

Опыт 2. ^ Взаимодействие кальция с водой.

Кусок кальция зачищают напильником или наждачной бумагой, не6ольшой обломок кладут в чашку с водой и накрывают цилиндром. Цилиндр целесообразно заполнить водой только на 2/3 объема, чтобы водород перемешался с воздухом и при сгорании был слышен хлопок.

Если взять значительное количество кальция, то видно, как в виде легкой мути опускается вниз малорастворимый гидроксид кальция. В воду добавляют раствор фенолфталеина.

Са + 2Н20 = Са(ОН)2 + Н2

Вывод: Будучи активным металлом, кальций вытесняет водород из воды, но с меньшей активностью, чем натрий.

Опыт 3. ^ Взаимодействие магния с водой.

В пробирку при помощи пипетки наливают около 2 мл воды так, чтобы не замочить водой внутренние стенки пробирки. Затем насыпают такое количество речного песку, чтобы поглотить всю воду. В этом случае пробирку можно держать горизонтально. При помощи лучинки в пробирку вносят немного порошка магния, располагая его рядом с влажным песком. Пробирку закрепляют в лапке штатива, вставляют трубку с газоотводной трубкой, конец которой опускают в сосуд с водой. Сначала сильно нагревают магний, и время от времени пламя переносят на влажный песок. Пары воды проходят над магнием, и он ярко горит. В этот момент конец газоотводной трубки подстав­ляют под цилиндр или пробирку с водой, где и собирается водород.

Как только прекратится реакция между магнием и водой, сразу же вынимают газоотводную трубку из сосуда с водой. Собранный водород поджигают.

Опыт можно провести без собирания водорода. Для этого пробирку с влажным песком и порошком магния закрепляют горизонтально.

После нагревания магния и влажного песка, когда начнется реакция, водород поджигают у конца пробирки, он горит до окончания реакции между магнием и водой.

Mg + 2Н20 = Mg(ОН)2 + Н2

Вывод: Магний вытесняет из воды водород только при нагрева­нии. Менее активен, чем кальций, поскольку в группе стоит выше.

Опыт 4. ^ Взаимодействие магния с кислотами.

В пробирку поместить немного стружек магния и прилить соляной кислоты. Отметить бурное вскипание содержимого пробирки.

Mg + 2НС1= МуС12 + Н2

Вывод: Магний взаимодействует с кислотами, вытесняя водород.

Опыт 5. Окрашивание пламени солями щелочноземельных металлов.

Для опыта готовят растворы солей: хлорида кальция и хлорида ба­рия. В пламени несколько раз прокаливают нихромовую проволоку от электроспирали. Смачивают ее в растворе хлорида кальция и вносят в пламя спиртовки. Наблюдают кирпично-красное окрашивание. Про­волоку промывают в соляной кислоте и хорошо прокаливают, затем смачивают в растворе хлорида бария и вносят в пламя. Наблюдают желто-зеленое окрашивание.

Вывод: Щелочноземельные металлы можно распознать по цвету пламени: соли кальция - кирпично-красное пламя, соли бария – желто - зеленое пламя.

Учитель: Наши предположения оказались правильными: металлы второй группы главной подгруппы - типичные металлы, с характерным металлическим блеском, электро- и теплопроводностью, взаимодействующие с неметаллами, водой, кислотами. Однако менее активные, чем щелочные металлы. Их активность в группе падает сверху вниз.

4. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы.

Учитель просит зачитать по учебнику о соединениях элементов главной подгруппы второй группы, на стр. 193-194 (Учебник химии 9-гокласса, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская 2004).

Учитель: Как видно, соединения наших элементов имеют

огромное значение для народного хозяйства и природы. А что вы можете сказать о соединениях: оксидах и гидроксидах?

Планируемый ответ: Оксиды и гидроксиды будут иметь состав МеО и Ме(ОН)2. Образованы они ионной связью и ионной кристаллической решеткой. Это твердые вещества. По характеру взаимодейст­вия с другими веществами проявляют основный характер. Активность соединений должна увеличиваться в группе сверху вниз.

Учитель : Убедимся в этом, проведя лабораторную работу «Со­единения элементов главной подгруппы второй группы». Прежде чем приступить к выполнению эксперимента вспомним о правилах выжи­вания в химической лаборатории. Просит одного из учащихся зачи­тать правила по инструктивной карточке.

^ Инструктивная карточка к лабораторной работе
«Соединения элементов главной подгруппы второй группы»

Правила выживания в химической лаборатории

  1. Если в руках у Вас жидкое - не разлейте, порошкообразное - не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу.

  2. Если включили - выключите.

  3. Если открыли - закройте.

  4. Если разобрали - соберите.

  5. Если Вы не можете собрать - позовите умельца.

  6. Если Вы не разбирали - не вздумайте собирать.

  7. Если Вы одолжили что-нибудь - верните.

  1. Если Вы пользуетесь чем-либо - содержите в чистоте и порядке.

  2. Если Вы привели что-либо в беспорядок - восстановите статус кво.

10.Если Вы сдвинули что-нибудь - верните на место.

11.Если Вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения.

12. Если Вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте.

13.Если это Вас не касается - не вмешивайтесь.

14.Если Вы не знаете, как это делается - сразу спросите.

15.Если не можете что-либо понять - почешите в затылке.

16.Если все же не поймете, то и не пытайтесь.

17.Если Вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у Вас ничего не загорелось.

18.Если у Вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли, Вы живы.

19.Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию.

Затем учащиеся записывают в лабораторных тетрадях дату и тему лабораторной работы, приступают к самостоятельному выполнению лабораторной работе по плану:

^ Ход работы

1. К одинаковому объему растворов хлорида бериллия, хлорида кальция, хлорида стронция, хлорида бария, взятых в отдельных про­бирках, прилейте разбавленный раствор гидроксида натрия.

2.Обратите внимание на объемы выпадающих осадков в каждого пробирке.

3.Разделите осадок каждой пробирки пополам, получится по две пробирки каждого осадка.

4.В каждую первую пробирку добавьте соляной кислоты. Обрати­те внимание на изменения в пробирках. Держите пробирки в руках, чтобы определить характер изменения температуры.

5.В каждую вторую пробирку добавьте гидроксида натрия по кап­лям. Обратите внимание на изменения в пробирках.

6.Заполните таблицу:



Название опыта

Наблюдения

Уравнения реакции

Вывод



По окончании работы и сдачи лабораторных тетрадей учащимися организуется обсуждение.

Учитель : Прокомментируйте ваши действия по двум первым

пунктам плана.

Планируемый ответ: При приливании гидроксида натрия к четы­рем хлоридам наблюдали, выпадение осадков в трех пробирках в виде мути. В пробирке, где был хлорид бария, осадка не наблюдали. Боль­ше всего осадка выпадало в пробирке, содержащей хлорид 6ериллия.

Это показывает усиление основных свойств гидроксидов в группах сверху вниз.

Записывает уравнения реакций на доске.

ВеС12 + 2NаОН = Ве(ОН)2 + 2NаС1

СаС12 + 2Na0H = Са(ОН)2 + 2NaCl

SrC12 + 2NаOH = Sr(OH)2 + 2NаC1

ВаС12 + 2Nаон = Ва(OH)2 + 2NаC1

Учитель: Какие изменения наблюдали при добавлении соляной кислоты во все пробирки?

Планируемый ответ: Все осадки растворились, и пробирки слегка нагрелись. Значит, реакции шли во всех пробирках.

Записывает уравнения реакций на доске.


Ве(ОН)2 + 2НС1= ВеС12 + 2Н20

Са(OH)2 + 2HС1= СаС12 + 2Н20

Sr(ОН)2 + 2НС1= SrCl2 + 2Н20

Ва(OН)2 + 2НС1= ВаС12 + 2Н20

У ч и т е л ь: Какие изменения наблюдали при добавлении

гидроксида натрия во все пробирки?

Планируемый ответ: Осадок гидроксида 6ериллия растворялся, а другие нет. Значит, гидроксид 6ериллия – амфотерное соединение, а сам 6ериллий –переходный элемент.

Записывает уравнение реакции на доске.

Ве(ОН)2 + 2NaОH = Nа2ВеО2 + 2Н2О

Учитель: Мы с вами еще раз убедились в том, что восстановительные свойства химических элементов увеличиваются в группах сверху вниз, а также повышается основность соединений их образующих.

5. Контроль знаний – графический диктант.

Для записи графического диктанта необходима всего лишь узкая полоска бумаги в клетку (4-5 клеточек в ширину). В длину, посередине листа, в каждой клетке (перед началом диктанта) записывается но­мер вопроса. Номеров столько, сколько будет вопросов. Педагог дик­тует вопрос, а учащийся в соответствии со своим вариантом отве­чает на него «Да» или «Нет». Если ответ на этот вопрос «Да», то над этим номером рисуется учащимся черточка, а если «Нет» – то дуга. Однозначность ответов и простота оформления экономят время урока.

1 вариант - 6ериллий.

2 вариант - кальций.

3 вариант - магний.

4 вариант - стронций.

Вопросы:

1.Ваш химический элемент лучший восстановитель, чем стронций.

2.Ваш химический элемент - типичный металл.

3.Ваш химический элемент - переходный элемент.

4.Гидроксид вашего элемента взаимодействует с кислотами.

5.Гидроксид вашего элемента взаимодействует со щелочами.

6.Ваш элемент используется в ядерных реакциях при атомном

взрыве.

7.Ваш элемент входит в состав мела.

8.Ваш элемент входит в состав слабительной соли.

9.Он взаимодействует с водой.

10.Он взаимодействует с неметаллами.

11.Сильнее любого щелочного металла.

12.Футляр для его хранения подарен Марии Кюри.

13.Образует каркас морских животных.

14.Участвует в процессах фотосинтеза.

15.На последнем электронном уровне два электрона.


6. Подведение итогов урока.

Учитель просит по очереди учеников прочитать план урока, запи­санного на доске, и прокомментировать действия, направленные на выполнения данного пункта.

^ 1.Проверка домашнего задания.

Планируемый ответ: В начале урока мы рассмотрели физические и химические свойства алюминия. Решили одну цепочку превращений, одно задание тестового характера с написанием уравнений химических реакций, одну задачу практического характера и одну теоретического.

^ 2.Знакомство с простыми веществами и с химическими элемента­ми металлов главной подгруппы второй группы.

Планируемый ответ: Мы составили схемы электронного строения атомов элементов главной подгруппы второй группы, спрогнозировали их физические и химические свойства и убедились в правильности прогнозов. Как и все металлы, они проводят электрический ток, теп­ло, блестят, пластичны; взаимодействуют с неметаллами, водой, ки­слотами. Причем сила металлов возрастает в группе сверху вниз. Од­нако - наши металлы намного слабее щелочных, поскольку на послед­нем энергетическом уровне у них на один электрон больше, чем у ще­лочных металлов,

^ 3. Знакомство с соединениями металлов главной подгруппы второй группы.

Планируемый ответ: Как и все металлы, металлы главной подгруппы второй группы образуют основные оксиды, основания и соли. Сила оксидов и оснований увеличивается также в зависимости от по­ложения металла в группе. Познакомились по учебнику с природными соединениями металлов главной подгруппы второй группы и их зна­чением.

^ 4.Лабораторная работа «Соединения элементов главной подгруп­пы второй группы».

Планируемый ответ: Практически убедились в основном

характе­ре гидроксидов и выявили амфотерный гидроксид

бериллия, так как он взаимодействовал и с кислотами и с основаниями.

5.Графический диктант.

Планируемый ответ: Написали графический диктант. Далее учитель комментирует и оценивает ответы учащихся на всех этапах урока и просит записать домашнее задание. Желающие получают индивидуальные задания - сообщения к следующему уроку.

7. Домашнее задание: § 47(до жесткости воды), записи в тетради, упр. 2(1группа),3(2 группа), 6 (3 группа).

drevo-nebes-induistskaya-tradiciya.html
drevo-zhizni-ezriel-tauber-skazhi-zhizni-da.html
drgerd-jge-shairu-memlekettk-krsetletn-izmet-pasporti.html
drink-less.html
drn-dajindau-zhazbasha-bailau-pasportini-satalu-merzm.html
drobnisa-yakova-naumovicha-1891-g-rozhdeniya-sluzhashego8-boguslavskogo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-preobrazovanie-teploti-v-rabotu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-marketing-metodicheskie-rekomendacii-podgotovleni-kafedroj-integrirovannih-marketingovih-kommunikacij-i.html
  • urok.bystrickaya.ru/proektirovanie-setej.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-sochinskij-gosudarstvennij-universitet-turizma-i-kurortnogo-dela-subtropicheskij-botanicheskij-sad-kubani.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-14-konflikti-v-sfere-upravleniya-praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe-i-pererabotannoe.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/logika-v-obrazovanii.html
  • college.bystrickaya.ru/211obrazovanie-phddphdf-ukazaniya-i-rukovodyashie-principi-po-kategoriyam-istochnikov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-20-anne-obrien-rice-the-tale-of-body-thief.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-festivale-narodnogo-tvorchestva-metodicheskie-rekomendacii-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-studentov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/b3dv3-regionalnaya-komponenta-v-shkolnom-himicheskom-obrazovanii-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-enf-01-kompyuternie-nauki-indeks-po-gosnaimenovanie-disciplini.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-materialov-samoobsledovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/dohodi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-i-granici-kredita-v-razvitii-ekonomiki.html
  • composition.bystrickaya.ru/pechataetsya-po-postanovleniyu-stranica-18.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-grazhdanskogo-obshestva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/muzika-v-sovetskij-i-postsovetskij-periodi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobori-irkutska.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-volgogradskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-kamishinskij-tehnologicheskij-institut-filial.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-obrazovatelnaya-utochnit-predstavlenie-detej-o-zimuyushih-pticah-ih-vneshnem-vide-pitanii-razvivayushaya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kakuyu-shkolu-ya-vibirayu-kniga-posvyashaetsya-samim-sovershennim.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-na-2008-2010-godi-po-realizacii-federalnogo-zakona-ot-4-noyabrya-2007-g-n-250-fz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-principi-zapolneniya-bd-publikacii-fti-kollektivnij-dogovor-fti-im-a-f-ioffe.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-razrabotano-docentom-cilovoj-e-g-docentom-krotovoj-e-l-odobreno-metodicheskoj-komissiej-kafedri-visshaya-matematika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennie-etnokulturnie-processi-v-rb.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-171-ot-31-08-2010g-protokol-1-ot-30-08-2010g-po-mou-sosh-22-predsedatel-direktor-mou-sosh-22-stranica-11.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnij-doktor-dlya-detej-stranica-24.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-shkola-1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-21-bolevoj-sindrom-detskaya-anesteziologiya-i-reanimatologiya-mihelson.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-63-tajnij-filtr-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya-i-tehnologii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tak-mozhet-imenno-etot-planer-i-porodil-v-yure-tyagu-k-nebu-zakonodatelstvo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/59-ekonomicheskaya-effektivnost-primeneniya-promishlennih-robotov-analiz-i-obobshenie-opita-i-tendencij-sozdaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednyaya-shkola-10.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatijdlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-celi-i-zadachi-disciplini-ee-mesto-v-uchebnom-processe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.